В статье рассматриваются возможности оптимизации отраслевой структуры железнодо-рожных грузоперевозок в восточном направлении при ограниченной мощности Восточного поли-гона. Цель работы заключается в оценке экономических эффектов от частичной замены экс-портных перевозок угля другими грузами.
С помощью оптимизационной межотраслевой межрегиональной модели (ОМММ-транс-порт) выполняется сценарное прогнозирование развития экономики до 2030 г. для различной то-варной структуры перевозок. Альтернативные варианты сравниваются по объему валовой про-дукции, конечного потребления и занятости по России и в региональном разрезе. Оценивается также разница налоговых поступлений в бюджетную систему страны между сценариями.
Расчеты показали, что оптимальным вариантом замены 8 млн т угля на Восточном полигоне является комбинация зерна, цветных металлов и нефтепродуктов. Дополнительный прирост ко-нечного потребления в 2030 г. оценивается в 1,2%. Реализация оптимального варианта потре-бует государственной поддержки некоторой реструктуризации экономики страны.