В статье исследуется процесс железнодорожного строительства на территории Смоленской губернии второй половины XIX - начала XX века. Автором рассмотрены краткая история шести железных дорог, построенных на Смоленщине в указанный период, и экономические показатели по объемам грузоперевозок на рубеже XIX-XX веков. В работе использованы данные из ранее не опубликованных источников Государственного архива Смоленской области, содержащие сведения о нереализованных проектах уездных земств по сооружению новых линий железных дорог. В ходе исследования было отмечено значительное воздействие железных дорог на социально-экономическое развитие региона, а также сделан вывод о неравномерности распределения железных дорог по территории уездов Смоленщины
Статья посвящена жанру послания в рамках «армянского текста» русской словесности. При работе с текстами автор исследования классифицирует адресатов посланий на фиктивных, обобщенных и реальных и далее рассматривает каждый текст через призму этой парадигмы. Выделяются основные мотивы и сюжетные ситуации, сопутствующие посланиям, анализируется их связь с пространством Армении и самоопределением лирического субъекта в представленном локальном тексте, а также их динамика в зависимости от типа адресации. На примере жанра послания рассматривается «лермонтовская линия» локального текста. С помощью программы «Гипертекстовый поиск слов-спутников в поэтическом тексте» выводы подтверждаются количественными данными.
В статье рассмотрены современное состояние и приоритетные направления развития железнодорожного туризма в России. Институциональная структура этого вида туризма отличается высоким уровнем монополизации. Железнодорожные туры имеют разные форматы - железнодорожные культурно-познавательные круизы, однодневные экскурсии, развлекательные поездки, перевозки туристов к местам проведения массовых зрелищных мероприятий. Территориальная организация железнодорожного туризма определяется конфигурацией железнодорожной сети, территориальной дифференциацией туристско-рекреационного ресурсного потенциала и направлениями туристской политики железнодорожных компаний-перевозчиков. Высокий уровень развития железнодорожного туризма имеют Центральный и Северо-Западный районы, Поволжье, Кавказ, Карелия, в числе перспективных районов фигурируют дестинации Сибири, Дальнего Востока и Русского Севера. Перспективы развития железнодорожного туризма в России определяются как дальнейшим развитием технологической и организационно-управленческой структуры железнодорожного транспорта, так и совершенствованием самого туристского продукта.
Данная статья посвящена определению жанровых особенностей социальной журналистики, которая занимает особое положение в современном медиапространстве и общественных отношениях, в контексте ее функционально-целевого назначения. Актуальность данного исследования обусловлена запросом журналистского сообщества на поиск наиболее эффективных форм предъявления социально значимого проблемного контента. Цель исследования – раскрыть жанровые особенности социальной журналистики на примере материалов информационного портала «Такие дела». В работе обозначено функционально-целевое назначение и типологические особенности социальной журналистики, выделены характерные для социальной журналистики жанры, которые способствуют эффективному решению задач социальной журналистики. Материалом исследования послужили публикации информационного портала «Такие дела» опубликованные с 01 по 31 октября 2024 года (всего было проанализировано 104 публикации). При написании работы использовались описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный методы исследования и метод контент-анализа. Авторы статьи приходят к выводу, что основу жанровой модели социальной журналистики, несмотря на активное развитие цифровых форм предъявления информации, составляют классические жанры; среди них наиболее значимыми в репрезентации социальных проблем являются те, которые создают эффект прямого включения в проблемные ситуации и представляют истории простых людей.
В статье показано, что Р. Гамзатов на протяжении долгого и плодотворного творчества создал ряд поэтических посланий, предназначенных для широкого круга людей - родственников, друзей, коллег, знакомых. Адресатами посланий стали как люди, многие годы находившиеся рядом с поэтом, так и те, кто волею судьбы встречался на его жизненном пути на короткое время, но оставил в его душе теплый и приятный след. Среди представленного разнообразия посланий (лирических, дружеских, сатирических) большую группу составляют дружеские эпистолы, адресованные в основном коллегам по перу, друзьям-собратьям, деятелям искусства, с которыми Р. Гамзатов был хорошо знаком и тесно сотрудничал. Сложившиеся дружеские отношения определили поэтику и стилистику посланий, отличающихся эмоциональностью, лиричностью, душевностью, открытостью. В посланиях автор делится с друзьями своими размышлениями по разным вопросам, в них отражено отношение поэта к личности и деятельности адресатов.
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что творчество талантливой чеченской писательницы Селимы Курумовой не получило должного освещения в работах чеченских литературных критиков. В данной статье предпринята попытка восполнить этот пробел - рассказать о жизненном пути автора знаменитой повести «Дохк» («Туман»), вехах ее творческой биографии. Основной упор в статье сделан на анализ произведений С. Курумовой, показаны художественные средства и методы, с помощью которых она раскрывает духовные терзания своих героев, красоту их поступков, мотивы их поведения. Показаны также этнографические мотивы в произведениях С. Курумовой, которые создают правдивую картину жизни и быта чеченцев конца XIX в. Обосновывается вывод о том, что произведения Курумовой ярко демонстрируют как достоинства простых людей, так и пороки, присущие отдельным индивидам. Созданные ею яркие образы производят глубокое впечатление на читателя, заставляя его думать, сопоставлять, анализировать поступки героев.
В статье показаны основные вехи государственной, политической и научной деятельности историка, политика и ученого Абдулы Махмудовича Бугаева. Ведущими темами его научных исследований являются проблемы истории становления и развития национальной государственности чеченского народа в ХХ в., дается анализ основных этапов национально-государственного строительства на Северном Кавказе, в частности в Чечне и Ингушетии. Серьезное внимание А. М. Бугаев уделяет вопросам участия чеченцев в Великой Отечественной войне, депортации и возвращения чеченцев и ингушей на историческую родину. Раскрываются основные грани талантливого ученого и видного государственного и политического деятеля. Его исследования содержат нестандартные оценки и прозрения, оригинальные решения и способствуют пробуждению научной мысли.
Корабли называли в честь богинь, красавиц, великих княгинь и императриц. Так, самым известным на сегодняшний день в российском флоте является корабль, названный в честь богини утренней зари — Авроры. «Светланой» был назван 40-пушечный парусно-винтовой фрегат, заложенный на верфи Армана (фр. Chantiers Arman) Общества морского кредита «Колла и компания» (Collas et Cie, Société générale de crédit maritime) в г. Бордо (Франция). Говоря о самодержавном государстве, нельзя не вспомнить об императорской яхте «Держава». После Октябрьского переворота 1917 г. названия кораблей были зачастую связаны с новым политическим строем, так линкор Российского императорского флота «Гангут» был переименован в «Октябрьскую революцию», а моряки его нежно называли «Октябрина». От имени зависела и программа украшения корабля. Реконструкция украшения «Светланы» и несостоявшееся носовое украшение императорской яхты «Держава» сегодня являются жемчужинами собрания Центрального военно-морского музея (г. Санкт-Петербург).
В статье на основе мемуаров и краеведческих источников представленаорганизация обучения и воспитания в женских гимназиях в Богородском, Дмитровском и Подольского уездов второй половины XIX - начала XX в. Рассмотрены отличительные черты процесса обучения, воспитания нравственных качеств, развития образованности населения. Опираясь на архивные источники, представлена информация о содержании образования и учебного процесса.
В статье рассматривается журналистская деятельность М. А. Булгакова в газете «Рабочий» в качестве газетного репортера в период с 1 марта по сентябрь 1922 г. Автор исследует начальный период журналисткой деятельности М. А. Булгакова в большевистской печати до сотрудничества с газетами «Гудок» и «Накануне». В своей статье автор акцентирует внимание на том факте, что начало журналисткой деятельности М. А. Булгакова в советской периодике было связано с жанром газетного репортажа. Исследование автора строится на фундаментальных работах основных биографов писателя и диссертациях, посвященных схожей тематике, дневниковых записях М. А. Булгакова и личных исследованиях оригинальных подшивок газеты «Рабочий» периода 1922 г.
Статья написана к семидесятилетию профессора Виктора Федоровича Чертова, доктора педагогических наук, заведующего кафедрой методики преподавания литературы Института филологии Московского педагогического государственного университета, руководителя научной школы В. В. Голубкова «Теоретические основы преподавания литературы в средней и высшей школе», руководителя авторского коллектива и автора предметной линии учебников по литературе, главного редактора журнала «Литература в школе», директора Научно-методического центра сопровождения педагогических работников при МПГУ. Авторы анализируют научные труды, вышедшие преимущественно в последнее десятилетие, пишут о незаурядных качествах В. Ф. Чертова - ученого, педагога, руководителя. Значительное внимание уделено основному направлению научной деятельности В. Ф. Чертова - изучению проблем теории и методики обучения литературе на основе сравнительно-исторического подхода, а также становлению новой научной школы под его руководством - методической компаративистики. Особо отмечается значительный вклад ученого в разработку проблем современного урока литературы и школьного учебника. Учебно-методические комплекты по литературе под редакцией В. Ф. Чертова, в состав которых вошли учебники, методические пособия для учителя «Уроки литературы», рабочие тетради для учащихся 5-7 классов, фонохрестоматии и рекомендации к их использованию (5-9 классы), получили заслуженное признание профессионального сообщества. Отдельно сказано о деятельности В. Ф. Чертова как редактора и организатора научно-практической видеоконференции «Чтение и литературное образование в цифровую эпоху», которая впервые была проведена по инициативе ученого в 2020 г. и за четыре года приобрела международный статус. Акцентировано внимание на разработке ученым проблемы подготовки учителя-словесника в контексте идеи непрерывного педагогического образования, с позиций осмысления ценностных оснований профессиональной подготовки.
Статья посвящена проблеме активизации комплексного медиаобразования в современной школе как части профориентационных классов. Медиаобразование и медийно-информационная грамотность постепенно становятся частью школьного образования, но процесс идет недостаточно быстро. Медиакласс - второе гуманитарное направление в школе после психолого-педагогического класса. На данный момент цели и задачи медиакласса представлены недостаточно широко и подробно, популяризация этого направления только началась и требует особого внимания, так как это востребованное направление обучения, позволяющее воспитывать поколения, обладающие навыками грамотного восприятия информации. Школьники, начиная с 7-го класса, учатся работать с информационным потоком, фильтровать его, а также знакомятся с принципами создания контента в мире медиа. В статье рассмотрены ключевые особенности медиаобразования в школе и возможности дальнейшего развития направления в качестве предпрофессиональной подготовки учеников в сфере журналистики и медиакоммуникаций.