ЛУЧЕВИДНАЯ СУБЪЕКТНАЯ МОДЕЛЬ ТЕКСТОВОЙ ДЕАВТОРИЗАЦИИ В МЕДИАЖАНРАХ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО И БЕЛОРУССКОГО ЯЗЫКОВ) (2024)

Цель статьи заключается в построении лучевидной субъектной модели текстовой деавторизации на материале англо- и белорусскоязычных медиатекстов информационных жанров с выявлением общих и отличительных признаков. В результате анализа способов расположения субъектных компонентов конструкций деавторизации в новостных статьях и текстах интервью с применением метода моделирования, методов семантического и контекстуального анализа построена лучевидная субъектная модель текстовой деавторизации, демонстрирующая в сопоставляемых англо- и белорусскоязычных медиатекстах схожие и отличительные черты. Установлены общие для сопоставляемых медиакультур признаки анализируемой модели: структурно-семантический параллелизм конструкций деавторизации, наличие схожих повествующих субъектных групп, дихотомия мнений специалистов и неспециалистов. Определены разные признаки модели в сравниваемых медиакультурах, которые относятся к характеру доминантной прагматической маркированности и формально-референциальным характеристикам субъектных компонентов в конструкциях деавторизации. Выявлена жанровая специфика исследуемой модели в текстах интервью, где фиксируется разновидность лучевидной субъектной модели, в которой противопоставляются две коллективные точки зрения по принципу «свои - чужие», при этом для усиления позиции «своих» используется ряд фортификационных дискурсивных сигналов.

Издание: ИЗВЕСТИЯ СМОЛЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (65) (2024)
Автор(ы): БАСОВЕЦ ИРИНА МИХАЙЛОВНА
Сохранить в закладках
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА И НАТО: ФОРМАТЫ КОРРЕЛЯЦИЙ В XX - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА (2023)

В статье проведен комплексный анализ исторических и актуальных взаимосвязей между Латинской Америкой и блоком НАТО. Рассмотрены латиноамериканские источники Североатлантического договора, попытки реализации аналогов НАТО на региональной почве и вступления на аргентинском примере в состав блока отдельных стран региона. Доказано, что современный профиль отношений данного типа в концентрированном виде реализуется на колумбийском направлении. Проанализирована траектория сближения Колумбии с НАТО и международная реакция на этот процесс. Выделены три базовых сферы, в которых Богота реализует посреднические функции: оперативно-тактическая, образовательная и интеграционная. Сделан вывод о преобладании косвенных связей между регионом и НАТО, которые с возрастанием стратегического внимания альянса к латиноамериканскому сегменту “глобального Юга” в перспективе могут трансформироваться в прямые форматы взаимодействия

Издание: МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: Т. 67 № 1 (2023)
Автор(ы): Пятаков Андрей Николаевич
Сохранить в закладках
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА КАК ЧАСТИ РЕЧИ В ОБУЧЕНИИ МОРФОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (2024)

Ориентация процесса обучения русскому языку на постижение обучающимися духовно-нравственных ценностей, учет сопряжения языка и культуры как ключевой тенденции российской методической науки актуализирует использование в образовательном процессе культуроориентированных методик.

В современной методической науке разработаны такие методические направления, связанные с реализацией лингвокультурологического анализа текста в школьном обучении русскому языку, как методическая лингвоконцептология и методическая лингвокультурология текста. Однако остается непроясненным вопрос об особенностях применения лингвокультурологического анализа на уроках, посвященных изучению курса морфологии.

Цель статьи - описание результатов теоретического исследования, посвященного осмыслению возможностей и особенностей применения лингвокультурологического анализа в процессе обучения морфологии на уроках русского языка, представление методики лингвокультурологического анализа слова как части речи в процессе изучения школьниками морфологии русского языка.

В процессе исследования использовались такие теоретические методы, как анализ лингвистических и методических концепций; обобщение полученных результатов; описание и обоснование метода лингвокультурологического анализа слова как части речи в качестве обучающего аналитического метода современной лингвометодики.

Результаты. Использование лингвокультурологического анализа на уроке изучения морфологии предполагает опору на лингвистический анализ морфологических особенностей текста, в котором данное слово употреблено, а также проведение лингвокультурологического анализа слова как концепта и текста как целостной единицы языка, речи и культуры. В статье дано определение и алгоритм лингвокультурологического анализа слова как части речи. Обучающие возможности, культуроориентированный и текстоориентированный характер данного вида анализа проиллюстрированы примером изучения полных и кратких форм имен прилагательных на уроке обобщения и повторения в 5 классе.

Доказывается, что данный вид анализа является необходимым видом деятельности на уроке русского языка в современной антропоцентрической личностно- и культуроориентированной образовательной парадигме.

Издание: ВЕСТНИК ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 2 (152) (2024)
Автор(ы): Левушкина Ольга Николаевна, КАЛАЧЕВА ИРИНА ЕВГЕНЬЕВНА
Сохранить в закладках
ЛЕНИН И ЖУРНАЛИСТИКА: ЛИТЕРАТУРНЫЙ И ЯЗЫКОВОЙ АСПЕКТ В ВОСПРИЯТИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЭПОХУ РЕВОЛЮЦИИ (2024)

Актуальность темы. “Ленин и журналистика: Литературный и языковой аспект в восприятии средств массовой информации в эпоху революции” связана с важностью исследования влияния лидера Октябрьской революции Владимира Ленина на формирование медийного пространства в период революционных событий. Этот период времени характеризовался не только социальными и политическими переменами, но и изменениями в области журналистики, где литературные и языковые аспекты играли значимую роль в формировании образа нового общества. Цель данного исследования заключается в выяснении, как литературный и языковой аспекты, предпочтения Ленина в средствах массовой информации влияли на формирование общественного мнения и восприятие революционных событий. Задачи включают в себя анализ литературных произведений, речей и статей Ленина, а также изучение языкового стиля, используемого им в общении с обществом через медийные каналы. Методы исследования предполагают анализ литературных и языковых особенностей текстов Ленина с использованием методов компаративного анализа. Также, важным элементом исследования является анализ реакции общества на медийные материалы, написанные Лениным, для определения степени воздействия его литературных и языковых приемов на восприятие масс. Результаты исследования позволят более глубоко понять, какие литературные и языковые стратегии применял Ленин для формирования образа революции через средства массовой информации. Также, они могут пролить свет на то, как эти приемы сказывались на общественном сознании и создавали лингвистический и литературный фон эпохи. Выводы исследования позволят лучше понять влияние Ленина на журналистику в период революции, осветив литературные и языковые особенности его медийного воздействия. Такое исследование имеет значение не только для понимания исторических контекстов, но и для анализа влияния медийного образа лидера на формирование общественного мнения в условиях социальных перемен.

Издание: Наука, Образование, Современность
Выпуск: №1 (2024)
Автор(ы): Це Цзюньюй, Ма Иньсяо, Чжен Чуньгуан
Сохранить в закладках
ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОЕКТ КАК ВНУТРЕННИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ (2024)

В статье рассматривается ресурсная функция личностных проектов молодых людей в диапазоне от 18 до 25 лет. Гипотеза исследования: субъективная оценка ресурсности предполагает существование взаимосвязи между личностными проектами. Описываются результаты исследования, полученные на выборке (N=209), с использованием адаптированной методики «Анализ личностных проектов» Б. Р. Литтла (B. R. Little в адаптации Е. Ю. Рязанцевой). Обнаружено, что психологическое содержание личностных проектов молодых людей (18-25 лет) обусловлено актуальными возрастными задачами (получение образования, профессиональная деятельность, создание семьи), где молодые люди, в первую очередь, ориентированы на получение образования (при p ≤ 0,05), а ресурсной функцией здесь выступают поведенческие навыки, смыслы и ценности. Выявлено, что в проектах, направленных на профессиональное самоопределение, молодые люди ориентированы на обретенный опыт. Обнаружено, что проекты молодых людей, касающиеся образования и работы, оцениваются ими как труднореализуемые, где, на их взгляд, необходим ресурс извне (помощь родных и близких). Показано, что молодые люди выбирают проекты, рассчитанные на среднесрочную перспективу (при p ≤ 0,01), где ресурсом выступает саморегуляция, показывающая поиск идентичности и личной автономии в данном возрасте. Обнаружена взаимосвязь между проектами, которая обусловлена механизмом взаимовлияния одного проекта на другие, где ключевые проекты выступают ресурсом для самого важного. В целом полученные данные позволяют говорить о личностных проектах в возрасте 18-25 лет как о ресурсной функции, определяющей личностно-профессиональное направление в молодости.

Издание: ВЕСТНИК ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (151) (2024)
Автор(ы): РЯЗАНЦЕВА ЕВГЕНИЯ ЮРЬЕВНА
Сохранить в закладках
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТУРИЗМ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ (2025)

В духовно-нравственном воспитании населения государства возрастает роль культурно-познавательного туризма, его особого литературного вида. В стране он еще недостаточно представлен. Цель статьи - выделение современных тенденций развития литературного туризма в Центральной России, где его позиции наиболее значимы. Рассмотрены гетерогенные внешние и внутренние факторы данной ситуации. Проанализированы особенности вовлечения ресурсного потенциала территории, его культурно-исторических ресурсов в литературный туризм. Выявлено своеобразие процессов трансформации туристского предложения, отраслевой структуры этого вида деятельности. Отражена специфика его территориальной дифференциации в Центре страны. Акцентирована важность комплексного развития литературного туризма в регионе.

Издание: ГЕОПОЛИТИКА И ЭКОГЕОДИНАМИКА РЕГИОНОВ
Выпуск: Т. 11 № 2 (2025)
Автор(ы): Куница Марина Николаевна
Сохранить в закладках
ЛАНДШАФТНАЯ СТРУКТУРА ПАМЯТНИКА ПРИРОДЫ "ПРИБРЕЖНЫЙ АКВАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС У СКАЛЫ ДИВА И ГОРЫ КОШКА" (ЧЁРНОЕ МОРЕ) (2024)

Приведены сведения о ландшафтной структуре памятника природы регионального значения «Прибрежный аквальный комплекс у скалы Дива и горы Кошка». Ландшафтные исследования (2022 г.) проводили методом ландшафтного профилирования на ключевых участках. Составлена ландшафтная карта памятника природы с прилегающей охранной территорией. Для ландшафтной структуры акватории характерны подводные ландшафты с ерикариево-гонголариевыми и филлофоровыми фитоценозами, которые имеют природоохранную ценность. Увеличение рекреационной нагрузки на береговую зону приводит к деградации ландшафтного и биологического разнообразия. Для сохранения природных комплексов памятника природы целесообразно создание наземно-морского резервата в границах Западно-Южнобережного экоцентра, который оптимизирует Южнобережный приморский экокоридор экологической сети Крымского полуострова.

Издание: ГЕОПОЛИТИКА И ЭКОГЕОДИНАМИКА РЕГИОНОВ
Выпуск: Т. 20 № 1 (2024)
Автор(ы): Панкеева Татьяна Викторовна, Миронова Наталия Всеволодовна
Сохранить в закладках
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН (2024)

В представленной статье проводится анализ основных направлений обеспечения лингвистической безопасности в современном российском обществе, а также социальнопсихологических, социо-лингвистических и социально-правовых проблем современной личности в мультикультурном пространстве. По мнению авторов, специфика и особенность коммуникативного поведения в цифровом пространстве представляет научный интерес и является объектом исследования. Авторами проводится анализ современной языковой ситуации в многоязычном обществе и влияние различных культур на чистоту современного русского литературного языка. В завершение исследования делается вывод о том, что в эпоху глобальной нестабильности возрастает роль государственной деятельности по обеспечению общечеловеческой, государственной, общественной, личной и языковой безопасности.

Издание: Наука, Образование, Современность
Выпуск: №2 (2024)
Автор(ы): Гарцуева Оксана Александровна, Ястребова Оксана Ивановна
Сохранить в закладках
ЛИШЕНИЕ РОССИИ РЕЖИМА НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ В РАМКАХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ ЗАПАДА: ВЛИЯНИЕ НА ТОРГОВЛЮ И ЛОГИСТИКУ (2025)

В марте 2022 г. на фоне обострения геополитической обстановки ряд стран G7 и их торговых партнеров объявили о приостановке режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в отношении импорта из России, соблюдение которого является одним из основополагающих правил многостороннего регулирования торговли в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). В статье проведен качественный анализ роли РНБ в современной системе правил международной торговли, а также влияния решения о приостановке действия РНБ на российскую внешнюю торговлю и логистику. Наиболее значимым направлением экспорта среди стран, приостановивших РНБ в отношении импорта из России, является ЕС. Установлено, что помимо ТЭК, отраслями, испытавшими наибольшее сокращение поставок в ЕС, являются черная и цветная металлургия, производство драгоценных металлов, производство древесины и изделий из нее. Одновременно прослеживается важный тренд, когда, предполагая дальнейшую санкционную эскалацию, в 2022 г. отдельные санкционеры (в первую очередь, государства ЕС) демонстрировали рост импорта отдельных категорий товаров в стоимостном выражении. Это касалось, прежде всего, металлов - меди, алюминия, никеля и изделий из них, а также удобрений. Статистика 2023 г. демонстрирует более значимое и полномасштабное сокращение российского экспорта в ЕС, которое, однако, сопровождалось значимым компенсаторным действием переориентации России с западных рынков в направлении дружественных партнеров на Востоке (как в 2022-м, так и в 2023 г.). Логистический кризис первых месяцев после начала санкционных атак был по большей части преодолен к концу 2022 года. В относительном выражении наиболее сильный удар был нанесен по грузовым авиаперевозкам, при этом санкции оказались важным фактором переоснащения и оптимизации ключевых логистических узлов.

Издание: МЕЖДУНАРОДНАЯ АНАЛИТИКА
Выпуск: Т. 16 № 1 (2025)
Автор(ы): Арапова Екатерина Яковлевна, Князькина Екатерина Сергеевна
Сохранить в закладках
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ РУССКИХ ПРИМЕТ С КОМПОНЕНТОМ КУРИЦА/ПЕТУХ (НА ФОНЕ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА) (2025)

Данная работа посвящена лингвокультурологическому анализу русских примет с компонентом курица/петух на фоне их китайских соответствий. Цель работы заключается в выявлении общих и уникальных национальных черт в интерпретации образов курицы и петуха, отражённых в народных приметах русской и китайской культур.

Материалом исследования послужили приметы с компонентом курица/петух, отобранные методом сплошной выборки из «Большого словаря примет» (2009) и «Полного собрания китайских пословиц» (2004).

В работе использовались сравнительный метод, метод лингвокультурологического анализа, а также приёмы стилистической характеристики и количественных подсчётов.

Рассматриваются функции, классификация и семантические особенности примет, а также их связь с пословицами. Основное внимание уделено выявлению сходств и различий в восприятии данных образов птиц в народных приметах.

Показано, что в русской культуре образы курицы и петуха амбивалентны, с преобладанием позитивных характеристик у петуха. В китайской культуре преобладают положительные ассоциации с обоими орнитонимами, особенно в отношении петуха.

Работа позволяет выявить универсальное и национально-специфическое в языковых картинах мира двух народов.

Издание: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Сяоцзюн Хо, АБУЕВА НУРБАНУ АДИЛЬБЕКОВНА
Сохранить в закладках
ЛИНГВОКРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОДЕЛЕЙ ЭЛИМИНАЦИИ В ФАТИЧЕСКИХ ДИАЛОГАХ (ПО ДАННЫМ НАЦИОНАЛЬНОГО КОРПУСА РУССКОГО ЯЗЫКА) (2025)

В статье представлены результаты анализа смыслообразующей роли речевых моделей структурной элиминации фрагментов реплик в фатических диалогах на русском языке.

Целью исследования является изучение лингвокреативного потенциала пауз, пропусков, обрывов и умолчаний в фатических вопросно-ответных диалогических единствах в русской речи.

Использован исследовательский инструментарий когнитивно-дискурсивного анализа корпусных данных. Материалом исследования является авторский подкорпус вопросно-ответных диалогических единств, извлеченных из основного корпуса в составе Национального корпуса русского языка, объемом около 400 диалогических единиц вопросно-ответного типа.

Рассмотрены две группы примеров по характеру локализации структурной элиминации: (1) пропуски, остановки, заминки, хезитации (в пределах одной реплики); (2) обрывы, перебивы, умолчания (на границе между репликами). Вторая группа подразделяется в зависимости от того, актуализована ли речевая модель обрыва или умолчания в конце реплики инициатора диалога или в конце реплики адресата.

Показано, что в рамках речевой актуализации разного типа диалогических единств именно в области пропусков, обрывов, пауз, умолчаний, которые обретают семиотическую значимость, реализуется значительный блок разнообразной информации об интенциях участников коммуникации, о характере их взаимоотношений, о ценностных приоритетах и речеповеденческих установках, которая не выражена непосредственно в словесном наполнении диалога.

Делается вывод о том, что, в силу отсутствия возможности отразить паралингвистические аспекты устного, живого и непринужденного диалога в письменной передаче, именно элиминация структурных компонентов реплик выступает главным источником смыслообразования, одним из ведущих механизмов прагматической связности диалога, тем самым реализуя свой значительный лингвокреативный потенциал.

Издание: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Кузнецов Игорь Александрович
Сохранить в закладках
ЛИНГВОКРЕАТИВНОСТЬ В ЯЗЫКЕ ЦИФРОВЫХ СУБКУЛЬТУР: ИГРОВЫЕ СТРАТЕГИИ И ДИСКУРСИВНЫЕ ИННОВАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ДИСКУРСА СУБКУЛЬТУРНЫХ СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ) (2025)

Цель исследования заключается в выявлении структурно-функциональных особенностей лингвокреативных практик современных цифровых субкультур, формирующихся в условиях гипердинамичной интернет-коммуникации. Материалом послужил корпус текстов, собранный за период 2021-2024 гг. из аккаунтов трех субкультурных сообществ рунета: дискурсы «витч-тиктокеров», «альтерщиков» и носителей «койнов».

В работе применены методы корпусной лингвистики, дискурс-анализа и контекстуальной интерпретации с акцентом на выявление взаимосвязи языковых инноваций и социальных функций субкультур.

Результаты исследования демонстрируют, что лингвокреативность цифровых сообществ реализуется через три ключевых механизма: 1) гибридизацию архаических и инновационных элементов (ресакрализация терминологии, алгоритмизированный синтаксис), 2) формирование многоуровневых систем идентификации (криптолалия, визуально-текстовые коды), 3) прагматическую адаптацию к технологическим платформам (хэштег-маркировка, клиповые форматы).

Установлено, что данные практики выполняют не только коммуникативную, но и формирующую функцию, позволяя сообществам конструировать альтернативные дискурсивные реальности.

Заключение подчёркивает, что изучение цифровой лингвокреативности требует пересмотра традиционных лингвистических парадигм в контексте сетевой культуры.

Полученные данные вносят вклад в развитие медиалингвистики и социолингвистики, предлагая новые подходы к анализу языковой динамики в условиях цифровой трансформации. Перспективы исследования связаны с изучением влияния искусственного интеллекта на эволюцию субкультурных идиолектов и их проникновение в массовую коммуникацию.

Издание: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Акай Оксана Михайловна
Сохранить в закладках