Введение. В статье рассматривается, как действует во Франции правовой механизм предварительного следствия, с учетом особого подхода органов французской публичной власти к его реализации и значения предварительного следствия в уголовном процессе этого государства. При этом принимается во внимание то, что в правовой системе России нет, наподобие французского, института предварительного следствия: согласно отечественному законодательству, предварительное следствие осуществляют не судьи, а следователи Следственного Комитета Российской Федерации. В таком сравнительно-правовом контексте исследование статуса следственных судей Франции, принадлежащих по должности на постоянной основе к судебной власти, представляет и практический интерес.
Материалы и методы. Методами исследования выбраны специально-научные и философско-мировоззренческие подходы, которые предоставляют возможность проведения объективного анализа темы: сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-юридический, структурно-функциональный, а также диалектико-материалистический. Авторы использовали те общетеоретические разработки о роли предварительного следствия в судопроизводстве, о полномочиях соответствующих органов государственной власти, которые представлены, прежде всего, в трудах таких ученых, как М. В. Алейников, А. Н. Волчанская, А. Е. Воробьев, Б. Я. Гаврилов, В. Н. Галузо, А. В. Гриненко, Л. В. Головко, К. Ф. Гуценко, С. А. Данильян, И. С. Дикарев, А. Ю. Зотов, Н. А. Канафин, А. Н. Коньшаков, И. Я. Фойницкий, М. Ю. Фисаков.
Результаты исследования. Проведен правовой анализ предварительного следствия, осуществляемого органами государственной власти во Франции, при сравнительном сопоставлении роли предварительного следствия, осуществляемого в данном государстве на разных этапах истории его права. Обозначено место предварительного следствия в правоохранительной системе этого государства; выявлены особенности предварительного следствия в ходе развития французской государственности; проанализирована эволюция предварительного следствия во Франции, охарактеризованы органы, осуществляющие полномочия по его проведению; предложен вывод о том, целесообразно ли, при совершенствовании законодательства Российской Федерации о предварительном следствии, учитывать соответствующий законодательный опыт Франции.
Обсуждение и заключение. По итогам исследования понятия «предварительное следствие» в законодательстве Франции; деятельности судебных органов, его осуществляющих; порядка его ведения и окончания; инстанционного контроля за деятельностью следственного судьи авторами статьи предложены некоторые теоретические обобщения. Предварительное следствие во Франции является значимой стадией уголовного процесса, в рамках которой происходит, прежде всего, сбор и проверка доказательств, направленных на установление события преступления, виновности лиц, других обстоятельств, подлежащих доказыванию. Предварительное следствие осуществляется следственными судьями, которые относятся к судебной власти. Французское предварительное следствие обладает рядом особенностей: во-первых, «многогранностью» (заключающейся, прежде всего, в том, что судья, осуществляющий предварительное следствие во Франции, занимает должность магистрата, одновременно обретая процессуальный статус следственного судьи в отношении определенного уголовного дела). Во-вторых, предварительное следствие во Франции имеет состязательный характер (стороны обвинения и защиты процессуально равноправны; они имеют равные возможности для представления своих доказательств). В-третьих, во Франции производится строгий отбор лиц, осуществляющих предварительное следствие (кандидатуры следственных судей проходят квалификационный отбор). В-четвертых, признаком предварительного следствия во Франции является сочетание единоличного и коллегиального начал (в следствии может участвовать не один следователь, что, несомненно, способствует объективности следствия). В-пятых, признаком предварительного следствия во Франции является судебный и инстанционный контроль за ходом следствия.
В статье приводится анализ функциональных особенностей терминов и номенов немецкого стандартизированного лингводидактического тестирования. Показано, что лингводидактическое знание вербализуется при помощи как терминов, соотносящихся с общими понятиями теории и практики языкового тестирования, так и номенов, обозначающих единичные понятия. Выявление терминов и номенов происходит при помощи функционального подхода, основанного на их исследовании в специальных текстах. Выделены группы терминов из области теории тестирования (наименования критериев качества экзаменов, особенностей разработки языковых тестов), не выполняющих функцию номенов, и терминов, которые могут выступать в качестве номенов в ряде контекстов (обозначения видов речевой деятельности и критериев оценивания уровня сформированности коммуникативной компетенции). Описана бинарная структура номенклатурных единиц, проявляющаяся в наличии термина и номенклатурного маркера. Номенклатурный маркер может не выражаться формально в текстах, что ведет к тождеству планов выражения терминов и номенов. Способность номенов к формальному совпадению с терминами признана особенностью вербализации знания в сфере стандартизированного лингводидактического тестирования.
В центре внимания авторов феномен «профессионального выгорания» преподавателя иностранного языка неязыкового вуза. В последние годы проблема профессионального выгорания членов вузовского сообщества, особенно в условиях динамичного развития социума, должна постоянно находиться в центре внимания его представителей, поскольку пренебрежение данной проблемой предопределяет высокие риски лавинообразного развития у преподавателей одноименного синдрома и снижения эффективности их работы со студентами. В рамках поиска минимизации и нейтрализации негативных последствий этого явления проведен информационно-аналитический обзор открытых источников по теме исследования; выявлен механизм возникновения профессионального выгорания; сформулированы конкретные практические меры; проведена опытно-экспериментальная работа, позволившая доказать их эффективность. Задачи исследования решались с использованием теоретических методов (критический анализ, сравнение и обобщение), а также эмпирических методов сбора и накопления данных, контроля и измерения, оценивания и обработки данных (математические, статистические, графические, табличные). Показано, что с учетом характерных особенностей лингвообразовательного процесса в неязыковом вузе, а именно: четкой профессиональной направленности данного процесса в целом; субъект-субъектного характера взаимодействия, варьирования ролей и доминирования дивергентного мышления участников лингвообразовательного процесса; сочетания личностно- и практико-ориентированного подходов к подготовке выпускников - с наилучшей стороны показали себя меры профилактики и нейтрализации профессионального выгорания, ориентированные на повышение готовности преподавателей иностранного языка в неязыковом вузе поддерживать коммуникацию со студентами по темам их будущей профессиональной деятельности. Результаты работы могут быть использованы в практике преподавания иностранного языка неязыкового вуза.
Исследуются современные финансовые кризисы и их особенности в странах Латинской Америки. Показываются причины и интенсивность распространения банковских, долговых и валютных кризисов в регионе. Взаимосвязанность кризисов анализируется в контексте эффектов финансового заражения - передачи шоков по разным каналам от одной страны или региона в другую страну или регион. Обсуждаются результаты исследований, свидетельствующие о направленности и масштабах финансового заражения в Латинской Америке. Для отдельных стран на эмпирическом материале приводятся авторские оценки наличия финансового заражения в периоды глобального финансового кризиса 2007-2009 гг. (ГФК) и пандемического кризиса 2020 г., основанные на использовании специальной тестовой статистики. Сделаны выводы о существенных фактах заражения латиноамериканской экономики во время ГФК и ее слабой восприимчивости к пандемическому шоку.
И. Кант является одним из тех философов, чьи идеи были интересны и востребованы отечественной философией, начиная с первоначального знакомства с ними ещё при его жизни, и до сегодняшнего дня. Анализ кантианства поэтому выступает как необходимая составная часть интеллектуальной истории России. Однако в настоящий момент в наибольшей степени его значимость и влияние раскрыто применительно к дореволюционному периоду. Отсюда цель статьи заключена в выявлении основных этапов анализа кантианства в рамках советской философии и специфики оценивания учения Канта в этот период. Исследование этого вопроса обладает достаточной историко-философской актуальностью, как ввиду значимости фигуры Канта и диалогичности русско-немецких философских связей, так и диалогичности внутри самой отечественной философии. Решение поставленной цели осуществлено посредством обзорно-аналитической работы. Основные результаты предпринятого исследования выражаются в следующих утверждениях. Первое - интерес к кантовской философии в советское время носил некоторый «волнообразный» характер, но идеи Канта были предметом рассмотрения на всём протяжении существования и развития советской философии. Второе - в анализе кантовской философии можно выделить четыре основных периода: 20-е годы; 30-е - 40-е годы; 50-е - начало 80-х годов; середина 80-х - начало 90-х годов ХХ века. Третье - оценивание идей Канта в эти периоды характеризуется как общностью, так и различием. Общность заключается в базовых положениях, исходящих из классического марксистского истолкования немецкого философа как диалектического идеалиста, основоположника немецкой классической философии, создателя определённой формы агностицизма. Различие обусловливается рядом внешних по отношению интеллектуальной жизни обстоятельств и также «волнообразно», от объективности к выраженной идеологизации и возвращению к объективности. Четвёртое - советской философии удалось достичь ряда значимых результатов в осмыслении Канта, ставших фундаментом дальнейших исследований в условиях возвращения к философскому плюрализму в постсоветской России.
Исследования армянской диаспоры занимают особое место в современном арменоведении. С одной стороны, сохранение армянской идентичности в диаспоре декларируется как первоочередная задача, с другой - диаспора воспринимается как стратегический ресурс развития армянской государственности. В данной статье на основе результатов социологических опросов в разных общинах армянской диаспоры исследуется степень единства идентичности армянства. Делается вывод, что можно утверждать о наличии культурно-языковой единой армянской идентичности, чего нельзя говорить о гражданской, политической, а на современном этапе - и конфессиональной идентичности.
В последние годы наблюдается усиление конфронтации между США, их партнеров и Китаем. Белый дом активно расширяет систему военно-политических форматов в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР). Прежде всего, речь идет о создании AUKUS(сентябрь 2021 г.) и BluePacificAlliance (июнь 2022 г.). Параллельно США ведут мониторинг политики европейских государств - членов НАТО, особенно ФРГ, на предмет их вовлечения в противодействие КНР. В работе анализируется военный вклад Германии в “сдерживание” России и Китая, отмечается неготовность Берлина к активному использованию формата НАТО в отношении КНР, а также рассматривается американская система военно-политических форматов на Дальнем Востоке, которая используется не только для “сдерживания” Китая, но и для корректировки курса европейских партнеров в выгодном Вашингтону направлении. В выводах представлены два возможных варианта стратегии ФРГ в ИТР.
Проблема соотношения сакрального и мирского связана с проблемой понимания человеком самого себя. Что в нас самое главное (священное), а что, напротив, второстепенное, незначительное (мирское)? Автор статьи, вслед за представителями классической феноменологии религии Р. Отто и М. Элиаде, предполагает, что священное - это то, с чем человек отождествляет себя, узнавая свою сокровенную сущность. Материалом к размышлению служат философские фрагменты одной из главных Упанишад - «Чхандогья-Упанишады». Этот текст являет собой пример философии, в которой тесно переплетены проблема священного и проблема самопознания. Ключевой образ текста - образ Атмана, внутреннего я. Проблема Атмана - это не познавательная или мировоззренческая проблема, но проблема функционирования и осмысления опыта встречи со священным. Мирская точка зрения утверждает себя через отрицание, обособляясь, противопоставляя себя, отделяя от всего того, что не считает собой. Напротив, сущность священного в том, чтобы утверждать, а не отрицать, создавать единство. Основанием этого единства становится истолкование Атмана, всегда тождественного себе и во всех интерпретациях остающегося тем же самым. Необходимо отметить также, что автор обращается к «Чхандогья-Упанишаде» только в качестве материала для собственных размышлений. Основой методологии работы является феноменология священного, представленная в трудах классиков феноменологии XX века, а также феноменологическая герменевтика как особый способ чтения священного текста. Результаты, полученные в работе, применимы в первую очередь, в сфере феноменологии религиозного опыта, а также в онтологии самости и в тех областях философии, где обсуждается соотношение священного и мирского. Предположения и мысли, высказываемые в статье, относятся к общей феноменологии священного и самости, но не претендуют на объективную культурологическую и индологическую значимость.
В статье раскрывается сущность невербальной коммуникативной компетенции в контексте компетентностно-ориентированного обучения в соответствии с современными требованиями к иноязычному образованию. Актуальность обращения к данному вопросу определяется целью обучения русскому языку как иностранному, то есть развитием вторичной языковой личности, способной к эффективной коммуникации и освоению профессиональных программ на изучаемом языке. Интерес к проблеме обусловлен и возрастающим вниманием специалистов к развитию «неречевых» навыков в обучении иностранным языкам.
Цель статьи состоит в обосновании необходимости формирования невербальной коммуникативной компетенции в рамках обучения русскому языку как иностранному. Автором применены теоретические методы анализа и систематизации научно-методической литературы по проблеме компетентностно-ориентированного обучения русскому языку как иностранному, а также исследований невербальной коммуникации в лингводидактическом аспекте.
Научная новизна работы заключается в том, что в структуре коммуникативной компетенции выделяется невербальная коммуникативная компетенция и описываются педагогические условия ее формирования в процессе обучения русскому языку как иностранному. В результате исследования определено, что развитие невербальной коммуникативной компетенции возможно в рамках поэтапной организации процесса обучения, при использовании поликодовых аутентичных материалов и тщательном отборе невербальных единиц для их дальнейшего методического представления. В соответствии с данными педагогическими условиями может быть выстроен учебный процесс по развитию невербальных умений и навыков в рамках основного или аудиовизуального курса по русскому языку как иностранному в вузе.
В статье проанализированы изменения показателя «длительность пребывания в коллективных средствах размещения» в период с 2010 по 2023гг. в РФ и по федеральным округам. Определена взаимосвязь длительности пребывания с целью пребывания, типом средств размещения, инфраструктурой средств размещения, целевой аудиторией и используемыми каналами бронирования. Выделены причины и установлены последствия сокращения длительности пребывания туристов в средствах размещения РФ.
Статья посвящена рассмотрению природных и социокультурных факторов формирования геодемографических процессов в сельских территориях Равнинного Крыма. Выделена специфика территории Равнинного Крыма, определены факторы способствующие положительному тренду геодемографических процессов и те, что лимитируют естественное движение населения в сельских территориях Равнинного Крыма. Высказано предположение о том, что в Равнинном Крыму происходит трансформация этнической структуры населения в сторону увеличения руского компонента.
Система обучения в высших учебных заведениях претерпевает постоянные изменения. Поэтому перед преподавательским составом стоит задача постоянного самосовершенствования и повышения квалификации. В свою очередь, педагогических методов воздействия на обучающихся становится все больше. Эффективное использование методов и технологий обучения зависит от педагогического мастерства преподавателя. Творческий подход, преподавательский такт являются одними из основополагающих элементов педагогического мастерства, в исследовании им уделяется значительное внимание. Далее рассматривается педагогическое мастерство как профессионально необходимое качество практикующего преподавателя, а также особенности и составляющие элементы педагогического мастерства. Анализируются и сопоставляются понятия педагогическое мастерство и профессионализм. Также исследуются зарубежные подходы и практики к определению педагогического мастерства.