Числовое поведение и особенности семантики собирательных имен в эстонском языке исследуются на материале самого продуктивного форманта со значением собирательности -kond. Корпусные исследования существенно дополняют и вносят коррективы в уже имеющиеся результаты, полученные по лексикографическим источникам и грамматическим описаниям. Цель исследования состояла в выявлении специфики представления множественности в именах, которые, выражая собирательность, имеют полную числовую парадигму. Собирательные имена с формантом -kond обозначают множества однородных дискретных элементов, объединенных по разным критериям. Взаимосвязь представления множественности и числового поведения собирательных имен в эстонском языке ранее не рассматривалась. Результаты анализа показали, что тип представления количества элементов (как неопределенно большого или малого) оказывается существенным для разграничения множеств (в узком смысле) и совокупностей. Анализ контекстов употребления имен с -kond подтверждает предпочтение выбора плюральных форм в дистрибутивных и распределенных контекстах. Эмоциональные и нейтральные контексты также могут определять выбор числовой формы. Имя, выражающее множество, которое «нагружено» характеристиками разных типов, имеет тенденцию выбирать плюральные формы. Разработка темы взаимосвязи способа репрезентации множеств и грамматических особенностей имени позволяет находить новые закономерности, которые представляют интерес для разных теоретических и практических направлений лингвистики, таких как исследование полисемии, оценка тональности текста, поиск внутри- и межъязыковых соответствий.
Статья посвящена исследованию фазового перехода вода-лед в верхних слоях снежного покрова и определению толщины снежного покрова при интенсивном протаивании.
Рассматриваются основные этапы развития системы формирования духовных и нравственных ценностей у курсантов ведомственных вузов МВД России, определена роль Русской Православной Церкви в историческом контексте и в современных условиях.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА, СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, ПАРЛАМЕНТАРИИ, ДЕПУТАТ, ЧЛЕН СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ, СЕНАТОР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КОЛЛИЗИИ
Поймы разветвленных рек разнообразны, но принципиальный механизм их формирования сходен. Образование разветвлений связано с разделением речного потока на несколько ветвей и образованием в зонах аккумуляции между динамическими осями потока осерёдков, которые при обсыхании в маловодный период закрепляются растительностью и превращаются в элементарные пойменные острова. Протоки между элементарными островами с течением времени мелеют и заносятся; возникает консолидированный островной массив, который при отмирании одного из основных рукавов реки присоединяется к берегу. Бывшие острова становятся широкими повышениями с относительно ровной поверхностью, протоки – ложбинами разных размеров. Морфологический облик пойм рек с разветвленным руслом многообразен, поскольку рельеф и линейные размеры его элементов, количество и характеристики бывших проток и рукавов между островами, ландшафтная структура зависят от структуры и морфологии разветвлений, их переформирований, водоносности и гидрологического режима реки, антропогенного воздействия. В статье рассматриваются морфология, формирование и эволюция пойм в долинах разветвленных рек, характеризуются основные их типы.
В статье рассмотрены основные особенности деятельности специалиста в области специальных опросов, проводимых с использованием полиграфа. Автором сделан акцент на выявление основных факторов, влияющих на достоверность получаемых результатов и проведен их анализ.
Впервые анализируются фольклорные и мифологические мотивы, на основе которых реализуется авторская концепция фантастической реальности в романе карельской писательницы Татьяны Мешко «Колдун здесь» (2004), что является новизной предлагаемого исследования. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью выявления способов репрезентации фольклорно-мифологических мотивов и образов в современной русской литературе Карелии. Работа выполнена с опорой на сравнительно-сопоставительный и описательный методы исследования, а также системный подход к анализу художественного произведения. В процессе анализа выявляются фольклорно-сказочные и мифологические рецепции, которые формируют фантастический мир романа, делаются выводы о том, что многоплановая композиция произведения организует художественное единство текста, в котором инобытийность является органической его частью. Основу авторской концепции фантастического, опирающейся на фольклорно-мифологический образ мира, составляет противопоставление своего - чужого, которое в романе приобретает обратное значение: свой - нечеловеческий, потусторонний, но гуманный, а чужой - человеческий, но наделенный инфернальной природой. Также в статье рассматриваются мотивы, образы и структурные элементы, которые участвуют в создании фантастической реальности в романе (мотив пути / дороги, волшебный помощник, антропоморфные характеристики предметного и природного мира, зооморфные черты людей) и работают на реализацию основной темы романа - борьбы добра и зла, сохранения гуманистического идеала человека в современном мире. Результаты работы могут быть использованы в исследованиях современного литературного процесса, а также в вузовских курсах и спецкурсах, рассматривающих историю русской литературы, русскоязычной литературы Карелии.
Актуальность. Изучение процесса формирования оппозиционной идентичности Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) в 1990-е годы имеет важное значение для понимания трансформации левых движений в постсоветском пространстве и механизмов становления многопартийной системы в России. Цель исследования – определить специфику формирования оппозиционной идентичности Коммунистической партии Российской Федерации на постсоветском пространстве в 1990-х гг. Материалы и методы. Исследование основано на анализе официальных документов Коммунистической партии Российской Федерации, статистических данных Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, стенограмм заседаний Государственной Думы, публикаций в партийной прессе и научной литературе. Применены историко-генетический, сравнительно-исторический и системный методы анализа. Результаты исследования. Выявлены ключевые этапы формирования оппозиционной идентичности Коммунистической партии Российской Федерации: восстановление партии (1992–1993), институционализация как парламентская сила (1993–1995), борьба за федеральную власть (1996–1999). Прослежена эволюция идеологических установок и электоральных стратегий партии. Проанализирована динамика электоральной поддержки Коммунистической партии Российской Федерации: рост с 12,4 % голосов в 1993 г. до 24,29 % в 1999 г. Установлено, что партия сформировала устойчивую фракцию в Государственной Думе и создала широкую коалицию левопатриотических сил (Народно-патриотический союз России). Выявлены основные стратегии оппозиционной деятельности Коммунистической партии Российской Федерации: парламентская работа, участие в выборах всех уровней, организация массовых акций протеста, попытки инициирования импичмента президента. Выводы. К концу 1990-х гг. Коммунистическая партия Российской Федерации сформировала устойчивую оппозиционную идентичность, характеризующуюся сочетанием критики власти с готовностью к ограниченному сотрудничеству в рамках парламентской деятельности. Это позволило партии стать ключевым элементом новой российской политической системы, демонстрируя возможность успешной адаптации коммунистического движения к условиям постсоциалистической трансформации при сохранении оппозиционного статуса.
Актуальность. Физическая подготовка в ударных видах спортивных единоборств является основной задачей, на которой основывается мастерство спортсмена. На этапе начальной подготовки юных кикбоксеров наибольшее внимание уделяется повышению уровня общей физической подготовленности, то есть активно развиваются все физические качества спортсмена. Возможность применения различных программ, технологий и средств фитнеса в тренировочном процессе спортсменов различных видов спорта доказана многими научными исследованиями. Внедрение средств фитнеса в тренировочный процесс кикбоксеров 11– 12 лет, по нашему мнению, будет содействовать гармоничному развитию всех физических качеств, повысит интерес юных спортсменов к занятиям. Цель исследования – выявить эффективные средства физической подготовки кикбоксеров 11–12-летнего возраста. Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы по теме исследования, педагогические наблюдения за тренировочным процессом юных кикбоксеров, метод контрольных испытаний, инструментальный метод (измерение реакции на движущийся объект), сравнительный педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты исследования. Эффект от внедрения в тренировочный процесс средств фитнеса выражается в достоверно более высоких приростах результатов контрольных испытаний по оценке общей и специальной физической подготовленности спортсменов-кикбоксеров 11–12 лет. Определено место комплексов ритмической гимнастики и комбинаций Kiboаэробики, основанных на технических упражнениях кикбоксинга, в структуре тренировочных занятий юных спортсменов-кикбоксеров на этапе начальной подготовки. Выводы. Доказана эффективность применения ритмической гимнастики и аэробных программ, основанных на боевых искусствах, в тренировочном процессе кикбоксеров 11–12 лет.
Актуальность. Современная образовательная система ориентирована на различные виды деятельности, что связано с использованием инновационных технологий. Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов и приемов обучения, воспитательных средств. Актуальность проблемы использования инновационных образовательных технологий для формирования вокально-исполнительской культуры студентов связана с необходимостью гармоничного сочетания старых и новых методов обучения, чтобы обеспечить устойчивое развитие и раскрытие потенциала молодых исполнителей. Цель исследования – раскрытие особенностей формирования вокально-исполнительской культуры студентов средствами образовательных инновационных технологий. Материалы и методы. Проведен анализ научной литературы и образовательных ресурсов. С помощью метода систематизации упорядочена информация и обоснованы организационно-педагогические условия для реализации инновационных форм и технологий обучения студентов вокально-исполнительской культуре. Результаты исследования. Образовательные инновационные технологии наиболее перспективны для формирования вокально-исполнительской культуры студентов, если в учебный план введены новые учебные дисциплины, ориентированные на новейшие исследования в области музыкальной культуры и вокального искусства; в учебном процессе происходит использование интерактивных технологий, мобильных приложений и онлайн-ресурсов, что позволяет создать гибкую образовательную среду и дает возможность предоставлять доступ к большому количеству информации и материалов для изучения вокального искусства; применяются технологии виртуальной реальности, что позволяет погрузиться в атмосферу музыкального произведения и почувствовать себя исполнителем на сцене. Выводы. Процесс формирования вокально-исполнительской культуры студентов средствами образовательных инновационных технологий является сложным и многоаспектным процессом, требующим комплексного подхода. Использование традиционных и инновационных подходов в сочетании друг с другом позволяет студентам получить комплексное представление о вокальном искусстве, развить свои творческие способности, актерское мастерство, адаптироваться к современным условиям.
Актуальность. Описано содержание онлайн-курса по русскому языку как иностранному, разработанного для студентов-медиков на основе аксиологического подхода. Актуальность исследования обусловлена ролью профессиональных ценностей в становлении будущих медиков. Среди ценностных ориентаций врача важное место занимает отношение к слову как средству воздействия на пациента, поскольку в российской культуре до сих пор существует представление об исцеляющей силе слова. Цель исследования – описание онлайнкурса «Искусство общения с пациентом на русском языке» для иностранных студентовмедиков, разработанного на основе аксиологического подхода. Материалы и методы. Исследование проводилось с применением следующих методов: анализ, обобщение, наблюдение, педагогический эксперимент. Всего приняло участие 92 иностранных студента 2 курса, обучающихся по направлениям «Лечебное дело» и «Стоматология» из стран ближнего и дальнего зарубежья. Педагогический эксперимент проводился на кафедре русского языка No 5 Института русского языка Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы в течение весеннего семестра 2023/2024 учебного года. Основу работы составил аксиологический подход, предполагающий отбор дидактического материала с учетом ценностного критерия – слово как средство исцеления. Результаты исследования. Доказано, что отобранные дидактические материалы по русскому языку как иностранному для студентов медицинских специальностей на основе аксиологического подхода способствуют формированию ценностного отношения к языку как средству исцеления и воздействия, что обеспечивает качественную профессиональную подготовку обучающихся и способствует развитию коммуникации на русском языке. Выводы. Описанный онлайн-курс «Искусство общения с пациентом на русском языке» для иностранных студентов-медиков, отобранный посредством ценностного критерия, позволяет реализовывать дидактические задачи и достигать воспитательных целей, а именно: формировать у обучающихся систему ценностных ориентаций, установок, убеждений, направленных на развитие профессиональной коммуникации.
В настоящее время одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед образовательными организациями высшего образования МВД России, является формирование у курсантов навыков самоорганизации уже на первом курсе. Это вызвано необходимостью преодоления трудностей адаптации и самореализации первокурсников, что в совокупности понимается как профессионализация, успешность которой как раз и зависит от навыков в планировании и организации собственной деятельности. Формирование указанных навыков самоорганизации предлагается осуществлять посредством наставничества в двухвекторной форме, то есть одновременном сопровождении наставником-сотрудником образовательной организации и наставником-старшекурсником. Цель - разработать модель формирования навыков самоорганизации у курсантов первого курса образовательных организаций МВД России с помощью наставничества. В исследовании используются теоретические (анализ научно-педагогической литературы, моделирование) и эмпирические (педагогический эксперимент, тестирование) методы. Методологически данная работа реализуется в специально созданном со-бытийном сообществе наставников и наставляемых, которое постулирует гуманитарно-антропологический подход. На данных методолого-теоретических основаниях разработана и описана модель формирования у курсантов первого курса навыков самоорганизации с помощью наставничества, состоящая из семи взаимообусловленных и взаимосвязанных компонентов. В модели охарактеризованы этапы организации, формы, методы, средства, ресурсы и условия наставнической деятельности. Результативность наставничества как средство формирования навыков самоорганизации у курсантов первого курса определилась по итогам опытно-экспериментальной работы на базе факультета подготовки сотрудников для подразделений по работе с личным составом Санкт-Петербургского университета МВД России. По трем из шести шкал выбранной диагностической методики были продемонстрированы более высокие результаты у обучающихся группы, где апробировались новшества, по сравнению с контрольной группой. Результаты исследования могут быть применены в учебно-воспитательной работе образовательных организаций высшего образования МВД России и послужить основой для дальнейшего научно-практического обоснования возрождения института наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации.