Обучение студентов написанию письменных работ на основе практики с инструментами генеративного искусственного интеллекта (2024)

Актуальность. В настоящее время все больше и больше инструментов генеративного искусственного интеллекта (ИИ) начинают использоваться в обучении иностранному языку в целом и письменной речи на иностранном языке в частности. Отличительная особенность генеративного ИИ заключается в его способности предоставлять пользователю оценочную обратную связь, на основе которой обучающиеся могут подкорректировать и доработать свои письменные творческие работы. Некоторые ученые в своих работах утверждали о необходимости включения этапов учебного внеаудиторного взаимодействия обучающихся с инструментами генеративного ИИ в традиционные методики обучения, используя их лингводидактический потенциал в корректировке черновых версий работ. Вместе с тем проверка эффективности подобных методик обучения не всегда выступала предметом исследования ученых. Цель исследования – разработать методику обучения студентов письменной речи на иностранном языке, включающую их внеаудиторное взаимодействие с одним из инструментов генеративного искусственного интеллекта, предоставляющего оценочную обратную связь, а также проверить ее эффективность в ходе экспериментального обучения. Материалы и методы. В исследовании приняли участие обучающиеся 2 курса специальности 45.05.01 «Перевод и переводоведение» ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет». Участники контрольной группы (N = 25) обучались по традиционной методике обучения письменной речи на иностранном языке, не предполагающей использование инструментов генеративного ИИ. Участники экспериментальной группы (N = 25) использовали авторскую методику, подразумевающую их внеаудиторное взаимодействие с одним из инструментов генеративного ИИ (ChatGPT 4.0, Criterion, YandexGPT). Аспектами контроля в исследовании выступали следующие умения письменной речи: а) написание делового письма; б) написание эссе контрастивно-сопоставительного характера; в) написание эссе аргументативного характера; г) написание рецензии на фильм или книгу. В качестве метода статистической обработки данных был применен t-критерий Стьюдента. Результаты исследования. В ходе экспериментального обучения было доказано, что инновационная авторская методика обучения студентов письменной речи на иностранном языке, включающая внеаудиторное взаимодействие обучающихся с инструментами генеративного искусственного интеллекта, является более эффективной по сравнению с традиционной методикой обучения в развитии у студентов следующих умений письменной речи: написания делового письма (t = 3,19 при р = 0,001), написания эссе контрастивно-сопоставительного характера (t = 3,19 при р = 0,002), написания эссе аргументативного характера (t = 2,28 при р = 0,001), написания рецензии на фильм или книгу (t = 2,46 при р = 0,001). Выводы. Новизна проведенного исследования заключена в разработке поэтапной методики обучения студентов письменной речи на иностранном языке, включающей внеаудиторное взаимодействие обучающихся с одним из инструментов генеративного искусственного интеллекта (ChatGPT 4.0, Criterion, YandexGPT). На основе получаемой оценочной обратной связи от ИИ студенты дорабатывали черновые версии своих работ. Предлагаемая методика может использоваться в обучении учащихся и студентов письменной речи на иностранном языке в средней школе и вузе.

Издание: Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки
Выпуск: Том 29, №5 (2024)
Автор(ы): Суханова Наталья Игоревна, Тормышова Татьяна Юрьевна, Хаустов Олег Николаевич
Сохранить в закладках
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ (IAM) (2025)

В мировой практике оценки экономических эффектов изменения климата активно использу-ются модели комплексной оценки (IAM). На основе четырех адаптированных авторами IAM рас-считан экономический эффект изменения климата в России до 2060 г. Согласно полученным мо-дельным расчетам, величина этого эффекта варьирует в широком диапазоне: от –1,3 трлн до +200 млрд руб. к 2040 г.; от – 3 трлн до +300 млрд руб. – к 2060 г. (в ценах 2021 г.). Упрощенный характер методологии IAM, обусловливающий предрасположенность к воспроизведению нели-нейно возрастающих ущербов, означает существенно огрубленные величины вышеупомянутого экономического эффекта изменения климата. В связи с этим, их следует воспринимать и трак-товать, в первую очередь, с точки зрения знака возникающих эффектов (ущерб или выгода) и рас-сматривать их как порядок масштаба ожидаемого ущерба или выгод, соответственно, при от-сутствии мер адаптации населения и экономики к изменениям климата.

Издание: ПРОБЛЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (208) (2025)
Автор(ы): ПОРФИРЬЕВ Борис Николаевич, КОЛПАКОВ Андрей Юрьевич, ЛАЗЕЕВА Екатерина Андреевна
Сохранить в закладках
Оценка вовлеченности студентов международных образовательных программ на занятиях по испанскому языку в условиях мультилингвального обучения (2024)

Актуальность. Основная цель исследования состояла в том, чтобы изучить влияние мультилингвального обучения студентов вуза на степень их вовлеченности в учебный процесс, а также доказать положительное влияние вовлеченности на уровень овладения вторым иностранным языком – испанским. Хотя влияние вовлеченности на успеваемость учащихся в традиционном обучении ранее было тщательно исследовано, меньше известно о том, как она влияет на обучение учащихся в контексте мультилингвального обучения. Исследование вносит вклад в изучение участия студентов в учебном процессе системы высшего образования, поскольку рассматривается менее изученный контекст обучения в многоязычной среде. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 2 группы студентов 3 курса бакалавриата (N = 47) Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Для выявления степени вовлеченности студентов в процесс изучения испанского языка применялись анкетирование, тестирование и статистические методы.
Результаты исследования. В экспериментальной группе (N = 23) был реализован мультилингвальный подход. В контрольной группе (N = 24) использовалось обучение, основанное на English Medium Instruction. Шкала вовлеченности студентов измерялась с использованием трех наиболее распространенных параметров, определенных исследователями (поведенческая, эмоциональная и когнитивная вовлеченность). Для анализа описательной статистики были проведены парные выборки t-критерия Стьюдента и корреляционного теста Пирсона.
Выводы. По результатам вовлеченности студентов можно сделать вывод, что студенты экспериментальной группы показали более высокий уровень эмоциональной и познавательной активности.

Издание: Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки
Выпуск: Том 29, №5 (2024)
Автор(ы): Токарева Елена Юрьевна, Халяпина Людмила Петровна
Сохранить в закладках
Определение таутомерного состава новой потенциально активной фармацевтической субстанции (2025)

Введение. Разработка методик анализа новых потенциально активных фармацевтических веществ является важной частью стандартизации субстанций. Комплексный подход к подтверждению структуры вещества является особо важным при возможности существования вещества в разных таутомерных формах, так как свойства вещества могут изменяться в зависимости от таутомерии, влияя в том числе на фармакологическую активность.
Цель. Целью нашего исследования являлось определение таутомерного состава потенциально активной фармацевтической субстанции 5-бутил-6-гидрокси-2,3-дифенилпиримидин-4(3Н)-она в твердом состоянии и растворе для последующей разработки его лекарственной формы и определения биодоступности.
Материалы и методы. Объектом исследования являлась субстанция 5-бутил-6-гидрокси-2,3-дифенилпиримидин- 4(3Н)-она. Для подтверждения структуры снимали спектры: инфракрасный на приборе PerkinElmer Spectrum 3 (PerkinElmer Inc., США) в области частот от 4000 до 400 см –1, ядерного магнитного резонанса 1 H и 13 C на импульсном широкополосном спектрометре Bruker AM-500 (400 и 100 МГц) (Bruker, Германия) в растворителе ДМСО-d 6, ультрафиолетовый с помощью СФ-2000 (ООО «ОКБ Спектр», Россия) в области длин волн 250–400 нм; а также была проведена высокоэффективная жидкостная хроматография с тандемной масс-спектрометрией (ВЭЖХ-МС/МС).
Результаты и обсуждение. Особенностью гидроксипроизводных пиримидина является наличие таутомерных форм, которые могут влиять как на физико-химические свойства вещества, так и на его фармакологическую активность. В ходе исследования было обнаружено, что в твердом состоянии 5-бутил-6-гидрокси-2,3-дифенилпиримидин-4(3Н)-он находится в равновесии между дикето-формой и енольной, а при растворении вещества в диметилсульфоксиде (ДМСО) преобладающей формой является енольная. Методом ВЭЖХ-МС/МС подтверждена чистота. Заключение. Методами ИК- и ЯМР-спектроскопии была подтверждена структура 5-бутил-6-гидрокси-2,3- дифенилпиримидин-4(3Н)-она. Получены УФ-спектры, а также для исключения возможного поглощения ультрафиолетового излучения примесями была проведена ВЭЖХ-МС/МС.

Издание: Раз­ра­бот­ка и ре­гис­тра­ция ле­карс­твен­ных средств
Выпуск: Том 14, №1 (2025)
Автор(ы): Сотникова Татьяна Васильевна, СТРЕЛОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА, Санаева Элла Павловна, Колесник Д.А., Яковлев Игорь Павлович
Сохранить в закладках
ОЦЕНКА ВАРИАНТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОЩНОСТЕЙ ВОСТОЧНОГО ПОЛИГОНА1 (2025)

В статье рассматриваются возможности оптимизации отраслевой структуры железнодо-рожных грузоперевозок в восточном направлении при ограниченной мощности Восточного поли-гона. Цель работы заключается в оценке экономических эффектов от частичной замены экс-портных перевозок угля другими грузами.

С помощью оптимизационной межотраслевой межрегиональной модели (ОМММ-транс-порт) выполняется сценарное прогнозирование развития экономики до 2030 г. для различной то-варной структуры перевозок. Альтернативные варианты сравниваются по объему валовой про-дукции, конечного потребления и занятости по России и в региональном разрезе. Оценивается также разница налоговых поступлений в бюджетную систему страны между сценариями.

Расчеты показали, что оптимальным вариантом замены 8 млн т угля на Восточном полигоне является комбинация зерна, цветных металлов и нефтепродуктов. Дополнительный прирост ко-нечного потребления в 2030 г. оценивается в 1,2%. Реализация оптимального варианта потре-бует государственной поддержки некоторой реструктуризации экономики страны.

Издание: ПРОБЛЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Выпуск: № 2 (209) (2025)
Автор(ы): Тарасова Ольга Владиславовна, УРИНА Ульяна Сергеевна, Горюшкина Екатерина Алексеевна
Сохранить в закладках
ОБРАБОТКА ЕСТЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА И ПОСТРОЕНИЕ ГРАФОВ ТЕКСТА (2024)

Представлены современные методы обработки естественного языка, выделено несколько различий между представленными библиотеками обработки естественного языка на Python. Рассмотрены особенности построения концепт карт естественного языка, библиотеки для построения графов и методы извлечения триплетов, основанные на больших языковых моделях.

Издание: МАК: МАТЕМАТИКИ - АЛТАЙСКОМУ КРАЮ
Выпуск: № 6 (2024)
Автор(ы): Кузьмин Александр Максимович
Сохранить в закладках
ОДНОМЕРНАЯ ФИЛЬТРАЦИЯ ЖИДКОСТИ В ПОРОУПРУГОЙ СРЕДЕ С НЕОДНОРОДНЫМИ ГРАНИЧНЫМИ УСЛОВИЯМИ (2024)

В работе доказана разрешимость начально-краевой задачи фильтрации жидкости в вязкой пористой среде с проницаемыми границами.

Издание: МАК: МАТЕМАТИКИ - АЛТАЙСКОМУ КРАЮ
Выпуск: № 6 (2024)
Автор(ы): Латышева А.И., Папин Александр Алексеевич
Сохранить в закладках
ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧАХ НА ПРАКТИКУМЕ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ (2024)

В работе рассматриваются задачи для учебно-исследовательской работы со студентами младших курсов математических направлений. Приводятся примеры задач по математическому анализу, отличающихся от стандартных типично учебных задач, с указанием раздела предмета, в котором стоит к ним обратиться.

Издание: МАК: МАТЕМАТИКИ - АЛТАЙСКОМУ КРАЮ
Выпуск: № 6 (2024)
Автор(ы): Плотникова Е.А., САЖЕНКОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
Сохранить в закладках
О КОНФОРМНО-КИЛЛИНГОВЫХ ПОЛЯХ НА МНОГООБРАЗИЯХ КАЭНА-УОЛЛАХА (2024)

Статья посвящена исследованию конформно-киллинговых векторных полей на многообразиях Каэна-Уоллаха.

Издание: МАК: МАТЕМАТИКИ - АЛТАЙСКОМУ КРАЮ
Выпуск: № 6 (2024)
Автор(ы): ОСКОРБИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ, РОДИОНОВ Е.Д.
Сохранить в закладках
ОБ ОДНОРОДНЫХ СОЛИТОНАХ РИЧЧИ ТРЕХМЕРНЫХ ЛОКАЛЬНО ОДНОРОДНЫХ (ПСЕВДО)РИМАНОВЫХ ПРОСТРАНСТВ С ПОЛУСИММЕТРИЧЕСКОЙ СВЯЗНОСТЬЮ (2024)

В работе исследованы однородные солитоны Риччи на трехмерных локально однородных (псевдо)римановых пространствах с полусимметрической связностью, дана их полная классификация.

Издание: МАК: МАТЕМАТИКИ - АЛТАЙСКОМУ КРАЮ
Выпуск: № 6 (2024)
Автор(ы): КЛЕПИКОВ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ, РОДИОНОВ Е.Д., ХРОМОВА ОЛЕСЯ ПАВЛОВНА
Сохранить в закладках
О КЛАССАХ ЛЕВИ, ПОРОЖДЁННЫХ КВАЗИМНОГООБРАЗИЯМИ НИЛЬПОТЕНТНЫХ ГРУПП (2024)

Классом Леви L(M) называется класс всех групп G, в которых нормальное замыкание (a)G каждого элемента a из G принадлежит классу групп M. Пусть p - простое число, s - натуральное число, p≠2; s≥2, и s>2 приp=3. В работе описан класс Леви L (q(Hps, Z)), где Hps - свободная ранга два группа в многообразии нильпотентных ступени не выше двух и экспоненты ps групп, Z - бесконечная циклическая группа, q(Hps, Z)- квазимногообразие, порождённое группами Hps, Z.

Издание: МАК: МАТЕМАТИКИ - АЛТАЙСКОМУ КРАЮ
Выпуск: № 6 (2024)
Автор(ы): ШАХОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА
Сохранить в закладках
О МИНИМАЛЬНОМ ТОЖДЕСТВЕ В 3-АЛГЕБРАХ (2024)

В статье показано, что всякая n-мерная 3-алгебра над произвольным полем, n<55, удовлетворяет стандартному тождеству Sk(x1, x2,…, xk)=0 степени k=[(1+√(1+8n))/2].

Издание: МАК: МАТЕМАТИКИ - АЛТАЙСКОМУ КРАЮ
Выпуск: № 6 (2024)
Автор(ы): Петров Е.П.
Сохранить в закладках