Авторы рассматривают проблему адаптации юных спортсменов на примере футболистов и баскетболистов. Проведено изучение психофизиологического профиля и вегетативного статуса юных футболистов и баскетболистов 10-15 лет. Проведен анализ работ, посвященных исследованию роли функционального состояния ЦНС у юных спортсменов. Изучение особенностей нейродинамических процессов юных спортсменов осуществлялось с помощью автоматизированного программно-технического компьютерного комплекса «НС-ПсихоТест» (фирма «НейроСофт», г. Иваново). Исследование свойств функции внешнего дыхания человека осуществлялось с помощью компьютерного комплекса «Спиро-Спектр» (фирма «НейроСофт», г. Иваново).
Введение. В рамках данной статьи автор приводит общий обзор возникновения права на социальное обеспечение и затем рассматривает основные отличительные особенности Конвенции Международной организации труда (МОТ) «О минимальных нормах социального обеспечения» (Конвенции 102). Кроме того, даётся краткая характеристика сопутствующей ей Рекомендации 202, а также сжатое описание контрольного механизма Организации. Автор также выделяет некоторые из присущих вышеназванным международно-правовым актам преимуществ и недостатков.
Материалы и методы. Методологической основой исследования являются такие общетеоретические методы как формально-логический метод, анализ и синтез. В дополнение к ранее перечисленным, в работе были использованы частно-научные правовые методы, а именно: исторический и сравнительно-правовой.
Результаты исследования. Автор приходит к заключению о том, что Конвенцию 102 по праву можно назвать основополагающим универсальным международно-правовым инструментом в области социального обеспечения, в развитие положений которого в 2012 году была принята Рекомендация 202. В то же время Конвенция не лишена недостатков, главным из которых, по мнению автора, является несоразмерность определения «типового бенефициара» применительно ко всем имеющимся видам социального обеспечения.
Обсуждение и заключение. Сделан вывод о том, что Конвенция 102 устанавливает для государств минимальные значения по главным качественным и количественным показателям социальной защиты населения, однако при этом предоставляет странам возможность самостоятельно определить пути достижения последних. Автор внес предложение о видоизменении дефиниции «типовой бенефициар» посредством его распространения на мужчин и женщин по всем видам социальной защиты, а также исключения обязательного условия наличия у лица детей или супруги.
Введение. В статье проводится комплексное уголовноправовое исследование дистанционных преступлений. Анализируется современная доктрина уголовного права в данной области. Установлено, что мнения современных ученых относительно правового понимания категории «дистанционное преступление» рознятся. Одни авторы раскрывают эту категорию посредствам хищений, совершаемых с использованием различных достижений IT-индустрии, что признается нами в качестве узкого подхода. Другие исследователи справедливо расширяют границы дистанционного способа преступной активности, подводя под категорию «дистанционное преступление» любое, которое запрещено уголовным законом и исключает прямой физический контакт потерпевшего и субъекта преступления. В этой связи доказывается, что дистанционные преступления, которые на сегодняшний день формируют отдельную самостоятельную группу самых разнообразных общественно опасных деяний, наделены особыми юридически значимыми признаками.
Материалы и методы представлены обращением к современной доктрине уголовного права, криминологии и практике применения уголовного законодательства в правоохранительной деятельности, а также комплексным использованием таких общенаучных методов, как диалектика, логика, сравнение, сопоставление, индукция, дедукция, обобщение, деление, а также следующих частно-научных методов познания: сравнительно-правовой, формальнологический, системно-структурный, контент-анализ и математический.
Результаты исследования. Проведенный анализ позволил рассмотреть теоретико-правовые подходы к толкованию дистанционных преступлений, уточнить понятие дистанционных преступлений в современном уголовном праве, изучить современную судебную практику по вопросам прикладного толкования и уголовно-правовой квалификации дистанционных преступлений, выделить и охарактеризовать ключевые объективные и субъективные признаки данных преступлений, акцентировать внимание на усиливающийся криминогенный потенциал преступлений, совершаемых на расстоянии и их повышенную общественную опасность как для рядовых граждан, так и для безопасности общества и государства в целом.
Обсуждение и заключение. Дистанционные преступления – это особая разновидность общественно опасных деяний, запрещенных уголовным законом, совершаемых в условиях территориальной разобщенности между субъектом преступления и объектом преступления (потерпевшим), а также характеризующиеся отсутствием между ними прямого физического контакта, в том числе при полной или частичной опосредованности преступных действия (бездействия). Признаки, отличающие дистанционные преступления от других видов преступлений, аккумулированы в объективной стороне и характеризуют специальный способ и особую обстановку, в рамках которой общественно опасной деяние находит свое развитие.
Введение. Одной из значимых особенностей механизма правового регулирования в XXI веке выступает включение традиционных российских духовнонравственных ценностей, одной из которых вступает патриотизм, в объектное поле правовой регламентации. Несмотря на весьма убедительные к тому основания, государственная, и, следовательно, правовая стратегия в сфере сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей и патриотического воспитания, в частности, нуждается как в концептуализации, так и в систематизации.
Материалы и методы. В представленном исследовании использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы познания правовой жизни современного российского общества, среди которых можно выделить диалектический, структурно-функциональный, системный, формально-догматический, правового моделирования и др.
Результаты исследования. В работе предлагается авторское видение сущности и содержания правовой политики в сфере патриотического воспитания, демонстрируется ее значительный потенциал в создании эффективного механизма правового регулирования отношений, связанных с формированием у граждан любви и уважения к Родине, чувства верности своему Отечеству, готовности защищать его интересы и вносить свой вклад в укрепление и процветание государства. Ключевые приоритеты правовой политики в сфере патриотического воспитания формулируются с учетом актуальных для России вызовов и угроз.
Обсуждение и заключение. В исследовании обосновывается позиция, согласно которой правовая политика, будучи стратегической, системной, полисубъектной и научно обоснованной деятельностью в сфере права позволяет не только объединить усилия как органов публичной власти, так и институтов гражданского общества в создании и реализации условий для патриотического воспитания, но и интегрировать в единую, целостную правовую стратегию правотворческую, правореализационную правоинтерпретационную, образовательную и иную деятельность в сфере патриотического воспитания в силу того факта, что данные направления деятельности и выступают формами реализации самой правовой политики.
Введение. Приоритетное внимание в статье уделено секьюритизации силовых угроз в публичных выступлениях лидеров Лейбористской партии Великобритании (премьер-министра К. Стармера, министра обороны Д. Хили и министра иностранных дел Великобритании Д. Лэмми) в ходе предвыборной кампании 2023–2024 гг. Предпринята попытка выделить общее и особенное в подходе нынешнего и предыдущего правительств Великобритании к противодействию основным угрозам национальной безопасности.
Материалы и методы. В работе сочетаются качественный и количественный подходы: проводится критический контент-анализ источников и дискурс-анализ в электоральном контексте (привлечены данные социологических опросов), при этом с помощью инструментов количественного анализа больших данных (язык программирования R) проведён анализ частотности употребления слов в публичных выступлениях министра иностранных дел. Методологической основой работы является теория секьюритизации, предложенная исследователями Копенгагенской школы в теории международных отношений.
Результаты исследования. Сделан вывод о том, что главным изменением во внешней политике Лондона после победы лейбористов на парламентских выборах 2024 г. будет придание приоритетного характера взаимодействию с европейскими государствами в сфере безопасности. Лидеры Лейбористской партии не ставят под сомнение необходимость «двойного сдерживания» России и Китая, однако придают «китайской угрозе» второстепенное значение: внутри партии по этому вопросу заметны расхождения. С другой стороны, позицию лейбористов относительно «особых отношений» с Соединёнными Штатами характеризует устойчивая преемственность по отношению к подходу правительства консерваторов. Заявляется о необходимости углублять сотрудничество в евроатлантических структурах безопасности (в первую очередь – НАТО) и континентальных форматах (EI2, JEF).
Обсуждение и заключение. На основе качественного рассмотрения программных документов и заявлений лидеров Лейбористской партии, а также количественного анализа больших данных сделаны выводы о ключевых элементах потенциальной преемственности и изменчивости во внешней политике Лондона до и после парламентских выборов 4 июля 2024 г. Результаты работы могут быть полезны при прогнозировании изменений во внешней политике Великобритании после победы лейбористов на парламентских выборах 2024 г. Теоретическая важность работы заключается в том, что в статье предложена новая методология для количественного анализа процесса секьюритизации, основанная на формировании верифицируемой иерархии воспринимаемых угроз благодаря возможностям языка программирования R.
Введение. В статье исследуется актуальная проблематика взаимоотношений двух стран в контексте современной внешнеполитической обстановки. Взаимоотношения между Россией и Китаем имеют огромное значение как для обеих стран, так и для мировой политической и экономической конъюнктуры в целом. Сотрудничество между этими двумя крупнейшими государствами играет важную роль в формировании многополярности на мировой арене, ослабляя униполярные тенденции. В статье анализируются основные аспекты сотрудничества между Россией и Китаем, составляющие их взаимовыгодных партнерских отношений, а также рассматриваются вызовы и перспективы, с которыми сталкиваются обе страны в условиях меняющейся геополитической ситуации. Особое внимание уделяется экономическим и политическим аспектам взаимодействия между Россией и Китаем, а также выявляются потенциальные пути укрепления и расширения сотрудничества в будущем.
Материалы и методы. Для анализа текущей динамики двусторонних отношений были использованы аналитические методы обработки статистических данных, предоставленных государственными органами Российской Федерации, а также метод зеркальной статистики с целью выявления позиции и доли России в географической структуре внешнеторговых партнеров Китая на основе информации, предоставленной государственной таможенной службой Китая. В работе также представлены данные, полученные путем экспертной оценки и проведения социальных опросов. Для проведения системного анализа авторы применяли методы индукции, дедукции, обобщения, синтеза, сравнения.
Результаты исследования. В ходе проведенного исследования был произведен анализ внешнеполитической повестки Российской Федерации и Китайской Народной Республики, выявлены сферы сотрудничества, представляющие наибольший взаимный интерес для двух стран - торговля, инвестиции, реализация совместных инфраструктурных, энергетических и иных проектов в реальном секторе экономике. Кроме того, авторы статьи проанализировали динамику и структуру двустороннего торгово-экономического сотрудничества России и Китая; были выявлены факторы прироста товарооборота, экспорта России в Китай и импорта России из Китая. Далее были рассмотрены крупнейшие российско-китайские инвестиционные проекты в области автомобилестроения, топливно-энергетического комплекса и инфраструктуры. В результате произведена оценка перспектив дальнейшего развития двусторонней торговли и совместных проектов в рассматриваемых областях. Проведен анализ полученных данных в рамках социологического опроса, позволяющий выявить наиболее востребованные направления сотрудничества двух стран, представляющие наибольший интерес для населения КНР в обозримом будущем, среди которых - создание новых транспортных коридоров в рамках сопряжения проектов «Один пояс, один путь» и Евразийского экономического союза.
Обсуждение и заключение. В повестке двустороннего взаимодействия России и Китая экономическое сотрудничество играет одну из ключевых ролей и имеет многогранный характер. Прогнозируемый экономический рост российско-китайского сотрудничества в 2024 году и в последующее время предполагает диверсификацию структуры двусторонней торговли и увеличение объемов предлагаемых товаров и услуг. В контексте данного прогноза особое внимание уделяется ориентации на возрастающий экспорт газа из России в Китай, что приводит к предполагаемому увеличению доли газовых поставок по сравнению с поставками нефти. Кроме того, важным фактором, способствующим стимулированию экономического роста, является увеличение объемов российского экспорта сельскохозяйственной продукции в Китай, а также развитие сотрудничества в сфере услуг. Для достижения еще более впечатляющих результатов экономического взаимодействия с восточным соседом России необходимо уделить внимание решению актуальных внешнеторговых задач структурного характера, а именно: работать над диверсификацией экспорта и повышением конкурентоспособности расширяющегося спектра товаров и услуг, поставляемых на азиатский рынок. Также необходимо обеспечить всесторонние меры поддержки перспективных для экспорта секторов производства и сферы услуг. Увеличение товарооборота между двумя странами стимулирует развитие инвестиционного партнерства и рост числа совместно реализуемых проектов в производственной и инфраструктурной областях, что, в свою очередь, создает условия для углубления межрегионального сотрудничества и формирования более предсказуемого и стабильного миропорядка в обозримом будущем.
Введение. В статье анализируются явления, связанные с возникновением идеологий, их проявления в условиях государственно-правовой действительности, а также воззрения исследователей относительно понятия идеологии, которое много десятилетий рассматривалось как ложное сознание. Изменения произошли только к концу XX века с появлением новых научных концепций с участием зарубежных и отечественных ученых. Принимая во внимание, что любая идеология имеет стремление к изменению ценностных ориентиров человека, социальной группы, то в деятельности государства должно присутствовать и политическое направление. Оно могло бы иметь характер гуманитарной политики. В исследовании представлено ее авторское определение. Особое внимание уделено характеру взаимодействия идеологии и права, которое рассматривается как ценностное явление. После принятия указа по утверждению основ государственной политики по сохранению традиционных ценностей, такой концептуальный документ рассматривается авторами в контексте его идеологического наполнения, без которого невозможно стратегическое планирование по развитию страны. Вопросы взаимодействия идеологии и права анализируются в формате государства как сложной социальной системы. Статья содержит анализ влияния информационных технологий, использующихся в правоотношениях, что порождает необходимость правового регулирования, а значит, входят в объект юридического познания, отражения и осмысления правовым сознанием. Делается вывод о необходимости усиления внимания к факторам, позитивно влияющим на правосознание. Утверждается, что государственно-правовая действительность позволяет увидеть государство в его правовом оформлении и юридическом закреплении, а право – в его государственном обеспечении и гарантировании, не мешая при этом детальному анализу и государства, и права. В заключении сформулированы предложения, касающиеся объективной востребованности государством и его властными структурами идеологических форм, даже если в стране не закреплена господствующая идеология, поскольку все социальные институты имеют идеологические основания при защите ценностей и традиций в обществе.
Материалы и методы. Теоретико-методологическую основу научного исследования составили общенаучные и частно-научные методы познания. В работе применялись методы системного, сравнительно-правового анализа, восхождения от абстрактного к конкретному, философско-правовые исследовательские инструменты идеологических процессов, привлечение результатов отечественных и зарубежных исследований по вопросам взаимодействия идеологии и права, государственности, государственному устройству как сложной социальной системы.
Результаты исследования. По результатам проведенного анализа было выявлено, что государство, его властные структуры в условиях конкретной государственно-правовой действительности объективно востребуют идеологические формы, даже если в стране не закреплена господствующая идеология. Следовательно, все социальные институты имеют идеологические основания при защите ценностей и традиций в обществе.
Обсуждение и заключение. Идеологические формы в праве могут выражаться в виде предельно обобщенных идей, ценностей и ментальных образований. Идеологическая составляющая проявляется в праве, помимо прочего, в политически ангажированных, конъюнктурных нормах и нормативных правовых актах. Интеллектуальное содержание стратегического развития страны теснейшим образом связано с понятием «российская идентичность». Идентичность отвечает на вопросы: Какие мы? Где наши корни? Каковы наши традиции? Каким образом мы передаем эти традиции от поколения к поколению? Описание идентичности остается научно-историческим описанием общества. В свою очередь, идентичность тесно связана с идеологией. Но если идентичность отвечает на один вопрос: какие мы? То идеологические формы содержат ответы на вопросы: куда мы движемся? Какова наша цель?
Введение. В статье рассматривается правовая эволюция регулирования деятельности Европейского совета по системным рискам (далее – ЕССР) в контексте формирования организационно-правового механизма финансовой интеграции, а также оценивается реформа правоустанавливающих правовых актов в контексте построения Союза рынков капитала. Приводится сопоставительный анализ правовых основ осуществления макропруденциальной политики в ЕС и ЕАЭС и выявляется общее и особенное в правовом регулировании интеграционных объединений.
Материалы и методы. В ходе написания работы применялись приемы научного познания: анализ, синтез, абстрагирование, обобщения, аналогии и другие. Методологическая основа исследования состоит как из общенаучных, так и специально-юридических методов, включая метод догматического толкования, формально-юридический, структурно-юридический, сравнительно-правовой методы.
Результаты исследования. Анализ правовых основ осуществления макропруденциальной политики в ЕС и ЕАЭС показал значительную степень финансовой интеграции в рамках ЕС, о чем свидетельствует факт наличия наднационального органа, ЕССР. Однако, на данный период времени наблюдается стагнация в развитии правового регулирования деятельности ЕССР. В рамках ЕАЭС, в свою очередь, несмотря на наличие правовых основ регулирования, макропруденциальный надзор осуществляется на основе межгосударственного сотрудничества, а не наднационального регулирования.
Обсуждение и заключение. Исследование показало наличие существенных различий в правовом регулировании макропруденциального надзора в ЕС и ЕАЭС, а также выявило, что при отсутствии полноценного наднационального регулирования в данной области в рамках ЕАЭС тем не менее, имеется потенциал развития соответствующего института в праве ЕАЭС.
Введение. Статья посвящена анализу причин дефектности ряда нормативных актов, посвященных хозяйственной деятельности в стране. Обосновывается необходимость активизации разработки методологии применения цифровых технологий в нормотворческой деятельности.
Материалы и методы. В ходе написания работы использовались нормативные материалы и труды отечественных и зарубежных авторов. Применялись приемы научного познания: анализ, синтез, абстрагирование, обобщения, аналогии и другие. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специально-юридические методы: системно-структурный, метод догматического анализа, метод толкования правовых норм, метод юридико-технического конструирования, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, статистический и др.
Результаты исследования. Анализ действующего массива нормативных актов Российской Федерации позволил выявить не полное его соответствие требованиям построения самосогласованных систем управления. Доказано, что главным условием эффективного применения цифровых технологий в нормотворчестве является обеспечение закрытости системы действующих нормативных актов страны от внешнего воздействия. Предложены пути совершенствования содержательной части нормативных актов регламентации гражданско-правовых отношений в условиях внедрения цифровых технологий в правоприменительный и законотворческий процессы.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование позволяет привлечь внимание к концептуальным основам трансформации ее нормативного правового регулирования в русле международных соглашений в этой области, а также критически оценить эффективность некоторых направлений современного законотворчества.
Статья посвящена истории возникновения и развития приходов и общин старообрядцев Белокриницкой иерархии, не приемлющих «Окружное послание» 1862 года, на территории Российской империи во второй половине XIX века. Издание «Окружного послания» в 1862 году спровоцировало конфликт в старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии и привело к отделению от нее большой группы верующих во главе с частью белокриницкого епископата. Возникла новая ветвь иерархии - неокружническая. Приходы старообрядцев-неокружников образовались во многих губерниях Российской империи. На сторону неокружников перешла большая часть старообрядческих селений Гуслиц, Калужской губернии, немалое число старообрядцев в Стародубье, Поволжье, Бессарабии, на Подолье, Екатеринославщине, Херсонщине и т. д. В Московской, Нижегородской и Костромской губерниях существовали неокружнические скиты, а на Подолье действовал Куреневский монастырь.
На протяжении второй половины XIX века приходы и общины старообрядцев Белокриницкой иерархии, не приемлющих «Окружное послание», развивались и увеличивались. Только с началом репрессивной политики Советского государства в 1920-1930-е годы, когда был уничтожен весь неокружнический епископат и ряд священников, возникшая в 1862 году ветвь Белокриницкой иерархии стала постепенно исчезать.
ВВЕДЕНИЕ. В статье рассматривается становление правового института институционального арбитража в Испании. Дан краткий обзор постепенных изменений в подходе испанского законодателя к указанному институту от полного запрета к полноправному включению его в правовое пространство. Исследованы законодательное регулирование образования и правового статуса постоянно действующих арбитражных учреждений (далее – ПДАУ), правовая природа их полномочий, обязанностей и ответственности. Дан общий обзор текущей ситуации, связанной с их деятельностью. Показано их значение в формировании современной системы третейского разбирательства Испании.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом послужили труды испанских и латиноамериканских исследователей в области третейского разбирательства и международного коммерческого арбитража, а также действующее арбитражное законодательство Испании, включая ряд актов органов судебной власти, имеющих ключевое значение. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания (диалектический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнительно-правовой и историко-правовой методы). РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В ходе проведенного исследования автор раскрывает наличие в Испании трех факторов, препятствующих полноценному развитию институционального арбитража. Это, прежде всего, слабые традиции применения третейского способа разрешения споров как такового. Иначе говоря, речь идет о способе, все еще неизвестном большинству населения, за исключением узкой группы профессионалов. Отсюда общее недоверие и скептицизм, основанные на привычной уверенности участников торгового оборота в том, что государственное судопроизводство предоставляет больше гарантий защиты их прав. Соответственно, такие общепризнанные в развитых арбитражных правопорядках преимущества, как конфиденциальность разбирательства и отсутствие процедуры обжалования арбитражного решения по существу, воспринимаются, наоборот, как негативные факторы. Затем, это весьма укорененный как среди делового сообщества, так и среди адвокатов Испании взгляд, что назначаемый стороной арбитр является ее «адвокатом», призванным представлять ее интересы перед председательствующим арбитром, что само собой вызывает недоверие к независимости и беспристрастности ПДАУ и арбитров. К сожалению, указанные факторы обусловливают крайне незначительное число арбитражных разбирательств в стране, что порождает третий фактор: недостаточно высокий профессиональный уровень сотрудников ПДАУ и арбитров из-за недостатка опыта. Автор показывает ведущую роль наиболее авторитетных ПДАУ в процессе преодоления указанных проблем.
ОБСУЖДЕНИЯ И ВЫВОДЫ. Дан краткий обзор постепенных изменений в подходе испанского законодателя к указанному институту от запрета к полноправному включению его в правовое пространство. Исследованы законодательное регулирование образования и правового статуса ПДАУ, правовая природа их полномочий, обязанностей и ответственности. Дан общий обзор текущей ситуации, связанной с их деятельностью. Показано их значение в формировании современной системы третейского разбирательства Испании. По итогам исследования автор обращает внимание на то, что несмотря на имеющий место прогресс в совершенствовании правового регулирования третейского разбирательства вообще и института институционального арбитража в частности, Испании предстоит еще долгий путь, чтобы создать полноценную и эффективную систему третейского разбирательства и тем самым стать в том числе привлекательной юрисдикцией для разбирательств в рамках международного коммерческого арбитража.
В статье говорится о пословицах об отце (батюшке) в паремиологическом фонде русского и китайского языков. В конце XX - начале XXI века в Китае, как и в России, появляется большое количество научных работ по лингвокультурологии, в которых анализируются уникальные аксиологические ценности, а также комплекс универсальных общечеловеческих морально-нравственных аксиологических доминант. В китайской паремиологической картине мира образ отца соотносим с образом батюшки в русской паремиологии. Полагаем, что это объясняется общностью патриархальных представлений народов об устройстве общества и семьи. Андроцентричный мир русского и китайского крестьянства зафиксировал в пословицах базовые основы «правильного» миропорядка. В китайских и русских паремиях во многом (не во всем!) отражается одинаковое отношение к роли отца и ценности в жизни общества и отдельного человека. Отец ответственен за всю семью (и материально, и духовно), но при этом его воля, его решения становятся обязательными для домочадцев, которые не должны с ним спорить. Патриархальная мужская иерархия в полной мере отражена в пословицах об отце в русской и китайской лингвокультурах.