Введение. Авторы статьи убеждены, что в современном мире внешнеэкономические связи остаются ключевым направлением экономической активности. Устойчивые внешнеэкономические связи остаются необходимым условием для экономического роста страны. Однако из-за изменений в мировой финансово-экономической и политической системах Россия вынуждена искать новых союзников в экономической и политической сфере. Основной задачей для нашей страны является установление тесных и взаимовыгодных отношений с ведущими странами Востока, такими как Китай и Индия – это необходимо для обеспечения экономической безопасности в условиях возможной изоляции на международной арене.
Материалы и методы. Методологическую базу исследования составили общенаучные и специальные методы исследования, такие как индукция и дедукция, анализ и синтез, классификация, компаративный, описательный, сравнительный, логический, структурно-функциональный, различные методы статистического анализа. В исследовании применялись табличные и графические формы представления рассматриваемых процессов и явлений.
Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что Россия вынуждена использовать различные инструменты для поддержания своей внешней торговли и обеспечения экономической безопасности в условиях антироссийских санкций. Баланс между протекционистской и фритредерской политикой зависит от конъюнктуры на международных рынках, геополитической обстановки в мире, но в особенности от уровня конкурентоспособности и возникновения новых конкурентных преимуществ на мировой арене. Введение санкций со стороны коллективного Запада стало основным фактором изменения внешнеэкономической конъюнктуры для России в 2022 году. Новая внешнеэкономическая стратегия России основана на поиске дружественных стран-партнёров, готовых приобретать подсанкционные товары. Благодаря такой стратегии России удалось переориентировать внешнеэкономические связи на Азию и Ближний Восток, а также наладить параллельный импорт, сохранив конкурентоспособность и даже увеличив внешнеторговый оборот.
Обсуждение и заключение. Обоснована необходимость выхода России на торговые рынки таких крупных азиатских стран, как Китай и Индия, и укрепления внешнеэкономических связей с ними; проанализированы основные группы товаров, которые могут способствовать развитию взаимовыгодного обмена и укрепления внешнеэкономического сотрудничества между указанными странами; доказаны возможность и важность дальнейшего развития внешнеэкономических связей с государствами Азии, могущими стать не менее важными и полезными партнёрами для России, чем некогда государства Европы.
Введение. В статье изучены и проанализированы правовые механизмы защиты прав и законных интересов частных инвесторов в сфере онлайн инвестирования, основанные на блокчейн технологиях, позволяющих снизить уровень несогласованности требований рынка труда и предложений рынка высшего образования.
Материалы и методы. Методологическая основа исследования имеет междисциплинарный характер и охватывает разные подходы и концепции, принадлежащие к сфере инвестиционной деятельности, цифровой экономики, включая технологии блокчейн и специализированные цифровые платформы, правовому сопровождению инвестиционных сделок. Согласование разных концепций и подходов в пределах работы достигается благодаря методам анализа и синтеза, а также использованию системного подхода, методов сравнительного анализа, наблюдения, абстрагирования.
Результаты исследования. В работе определены сущность и особенности дистанционных инвестиционных сделок, а также их формы, раскрыты сущность и влияние блокчейн технологии на развитие экономики и инвестирование, предоставлены примеры дистанционных инвестиционных проектов, основанных на технологии блокчейн, охарактеризованы преимущества и риски дистанционных инвестиционных инструментов, предложено несколько механизмов правовой защиты интересов частных инвесторов, использующих онлайн инструменты, обоснованы ценность и особенности использования смарт-контрактов как ключевых правовых инструментов на основе блокчейн, предназначенных для защиты прав физических лиц, инвестирующих с помощью дистанционных инвестиционных сделок. Установлено, что важным направлением повышения надежности таких сделок и избегания необдуманных финансовых и репутационных потерь является повышение уровня образования частных инвесторов. Запрос рынка труда на повышение профессионализма физических лиц, использующих дистанционные инвестиционные инструменты, повышает и актуальность образовательных программ, направленных на изучение блокчейна, смарт-контрактов, дистанционных инвестиционных инструментов и правовых механизмов защиты интересов частных инвесторов.
Обсуждение и заключение. Научно-практическая значимость работы состоит в комплексном анализе и характеристике правовых механизмов защиты прав физических лиц, инвестирующих через дистанционные финансовые инструменты в Интернет-пространстве, а также в определении их преимуществ и недостатков. Обосновано, что главным правовым инструментом защиты таких инвестиционных сделок, основанных на технологии блокчейн, являются смарт-контракты. Потенциал смарт-контрактов, как инструментов правовой защиты инвестиционных сделок в дистанционном формате, используется благодаря набору их типичных функций, включающих децентрализацию, устойчивость к несанкционированным изменениям, прозрачность, автономность и т. д.
Введение. В статье поднимается проблема традиционных российских духовно-нравственных ценностей как объекта правового исследования. Отправной точкой представленной научной работы является уточнение понятийного аппарата исследования, что обусловило детальный анализ содержания рассматриваемой категории. Феномен традиционных российских духовно-нравственных ценностей является предметом междисциплинарных исследований, что объясняет при проведении его теоретико-правового анализа заимствование ряда категорий философии и социальных наук. Юридизация отношений в сфере охраны традиционных российских духовно-нравственных ценностей требует первостепенного внимания со стороны теоретической юриспруденции к вопросу определения понятийного содержания и объема данного понятия, что также диктует необходимость дополнительных изысканий в рассматриваемой области.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили как общенаучные, так и специальные методы познания правовых явлений и процессов. Рассмотрение природы традиционных российских духовно-нравственных ценностей осуществляется в рамках междисциплинарного подхода, который сочетается с принципами системности и объективности научного исследования. Объем и содержание традиционных российских духовно-нравственных ценностей исследованы посредством применения формально-логического и индуктивно-дедуктивного метода.
Результаты исследования. В результате исследования предложено авторское понимание традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Выявлены внутренние закономерности функционирования рассматриваемого явления, а также внешние угрозы, обуславливающие необходимости применения средств его правового обеспечения.
Обсуждение и заключение. Под традиционными российскими духовно-нравственными ценностями предлагается понимать концентрированное выражение наиболее значимых для российского общества и государства, проверенных временем социальных практик, которые выступают предметом трансляции духовно-нравственного опыта от одного поколения к другому, посягательства на которые запускает необратимый процесс распада социальной материи, дегенерации важнейших социальных связей.
В статье рассматривается специфика внешней политики тех стран Латинской Америки, в которых к власти пришли президенты левых взглядов. Отмечается, что современные правительства региона далеки от концептуального единства в решении внешнеполитических задач. Кроме того, подверглись заметной корректировке как их риторика, так и практика. Сегодня помимо традиционного для левых антиамериканизма и антинеолиберализма в качестве ориентиров для международного взаимодействия выступают проблематика прав человека и борьба с изменением климата. Особое значение приобретают иные форматы многостороннего взаимодействия и поиск новых основ сотрудничества государств в условиях меняющегося регионального и глобального порядка
Дается характеристика механизма трансграничного углеродного регулирования ЕС (СВАМ). Показано, что он является глобальным по своему охвату, но его легитимность вызывает серьезные сомнения. Предлагаемая в нем система мониторинга и контроля ЕС за производственными процессами в компаниях - экспортерах из третьих стран в части выбросов парниковых газов противоречит международному праву и подрывает их суверенитет. Сделан вывод о том, что СВАМ имеет все признаки дискриминации, протекционизма, ограничения конкуренции в эколого-производственной сфере по отношению к экспортерам
В статье проводится эмпирическая оценка реального масштаба торгово-экономического поворота России в направлении восточных партнеров, предлагается система критериев его измерения. Показано, что РФ еще не повернулась на Восток, хотя все больше отдаляется от Запада. Расширяющиеся торговые связи с Китаем не соответствуют стратегическим интересам страны, экспортный потенциал в отношениях с Индией реализовать пока не удается, а наиболее активную динамику импорта из России демонстрировали Малайзия и малые азиатские рынки. Поворот приобретает многовекторный характер в направлении Глобального Юга с возрастающей значимостью Ближнего Востока и Северной Африки, а также частично африканских и латиноамериканских стран.
Тема взаимодействия СССР и США в экономической и научно-технической областях в годы разрядки напряженности в двусторонних отношениях разрабатывается российскими историками, политологами и специалистами в области теории международных отношений в течение 50 лет. В настоящем обзоре предпринята попытка оценить место этих контактов в структуре советско-американского детанта и охарактеризовать главные этапы эволюции российской историографии данной проблемы. Авторы исходят из того, что развитие торговых отношений, технологических обменов и кооперации в научно-исследовательской сфере необходимо рассматривать в одной связке из-за их “многослойности” и кумулятивного воздействия на общую динамику и окончательные итоги холодной войны.
Статья посвящена исследованию сложных отношений между Турцией и движением “Талибан”[1] с конца 90-х годов ХХ в. до настоящего времени. Объектом анализа являются противоречивые установки обеих сторон на всем протяжении афганского конфликта, разное понимание принципа инклюзивности афганских органов власти, дифференцированное отношение к соблюдению прав человека, особенно женщин, а также к афганским оппозиционным силам. Автор уделяет особое внимание неоднозначным подходам сторон к миграционной проблеме. В заключение делается вывод о научно-практической значимости объективного анализа взаимоотношений двух стран, на основе которого можно оценить значимое место Афганистана в региональной внешней политике Турции. [1] Террористическая организация, запрещенная в РФ.
Разработанный Европейской комиссией механизм трансграничного углеродного регулирования (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM) будет означать фактическое введение дополнительного углеродного налога на многие виды экспортируемой из КНР продукции. В целом CBAM увеличит разрыв между развитыми и развивающимися странами по объему ВВП и благосостоянию общества. Устранению такого эффекта могло бы содействовать создание за счет средств, которые предполагается собирать с помощью CBAM, Фонда справедливой декарбонизации для поддержки проектов по снижению выбросов и развитию “зеленых” технологий в странах с низким уровнем дохода.
Работа посвящена изучению влияния угрозы гиперзвуковых вооружений на эволюцию американской политики в области противоракетной обороны (ПРО). Автор анализирует специфику этой угрозы, рассматривает связанные с ней доктринальные и практические изменения, дает описание и характеристику планируемой оборонительной архитектуры, а также прогнозирует перспективы ее построения и влияния на стратегическую ситуацию.
В данном исследовании рассматривается вопрос о кадровом обеспечении перехода на новый технологический уровень медицинской отрасли в США. В работе показано, что на современном этапе в стране назрела необходимость кардинальных изменений в кадровой политике в медицинской сфере. Вызванные пандемией COVID-19 проблемы не только показали болевые точки национальной системы здравоохранения, но и открыли возможности на основе полученного опыта переосмыслить долгосрочное ви́дение решения кадровых проблем, непосредственно связанных с применением новейших технологий. На основе анализа данных статистики, социологических исследований автором выявлены новейшие тенденции, направленные на преодоление барьеров в сфере обучения, переподготовки персонала в условиях перехода к цифровой медицине. Перенапряжение, связанное с усилением нагрузки, усилило проблему профессионального “выгорания” врачей. Массовые протесты медиков потребовали выработки новых подходов к охране труда работников, занятых в медицинской сфере. Для решения столь важных социальных задач необходимо потратить немало времени и финансовых вложений, что возможно лишь благодаря совместным усилиям государства и всего сообщества в целом.
В статье рассматриваются основные итоги внешней политики Турции в отношении Западных Балкан с периода ее активизации, обозначенного как “эпоха Эрдогана”, до настоящего времени. Автономизация и напористость политики Анкары привели к трансформации восприятия Турции как странами трансатлантического блока, так и балканскими столицами. Основной подход продвижения турецких интересов в регионе - “мягкосиловой”. В его рамках доминирующим является фокус на экономическом взаимодействии и доверительных личных отношениях с главами государств. Инструментарий в экономике составляют: наращивание “частоты” и качества двусторонних контактов, методичная поддержка их регулярности, а также торговля и инвестирование. Системные усилия в экономической сфере дополнены актуальным для молодых балканских политий политическим кредо Турции - проактивной позицией в вопросах признания новых государств и установления дипломатических отношений. В комплексе это сделало работу по усилению турецкого присутствия в регионе более продуктивной. При этом успехи позиционирования Турции как ведущей региональной державы имеют объективные ограничители. Среди них - непривлекательность региональных рынков для турецкого бизнеса, ограниченность инструментария “мягкой силы”, недостаточность экономической мощи в сравнении с ЕС, высокая зависимость от политики мировых “гигантов”, присутствующих в регионе.