Проблема исследования и обоснование ее актуальности. На современном этапе процесса цифровизации образования происходит интенсивное развитие цифрового образовательного пространства, что сопровождается генерацией больших данных, описывающих действия обучающегося и составляющие его цифровой след. Развитие систем искусственного интеллекта позволяет анализировать эти данные в режиме реального времени и использовать результаты анализа для управления педагогической системой. Возникает проблема выявления специфики цифрового следа обучающегося и основных направлений его использования применительно к системе дополнительного профессионального образования взрослых. Цель исследования. Определение содержания понятия «цифровой след обучающегося» применительно к дополнительному профессиональному образованию взрослых. Выявление структуры, основных компонентов и ведущих направлений применения цифрового следа обучающегося применительно к системе дополнительного профессионального образования взрослых. Методология (материалы и методы) В исследовании были использованы следующие комплексные методы: изучение и анализ педагогической литературы, сравнительный анализ опыта организации обучения (в рамках основных и дополнительных учебных программ), основанного на использовании современных цифровых образовательных платформ, в том числе опыта формирования, обработки и анализа цифрового следа обучающегося. Методологической основой нашего исследования является системно-деятельностный подход в обучении, теория контекстного обучения и ориентация на организационно-педагогические условия реализации педагогического процесса. Результаты. В статье рассматриваются понятие цифрового следа обучающегося, его структура, источники формирования и основные направления применения результатов его анализа в учебном процессе. Анализируются взгляды современных исследователей на основные аспекты, связанные с понятием «цифровой след обучающегося» и связанные с ними вопросы. Научная новизна исследования состоит в том, что сформирована система представлений о необходимости включения в цифровой след обучающегося информации, описывающей отдельные аспекты профессиональной деятельности обучающегося и разработано расширенное понятие цифрового следа обучающегося. Теоретическая новизна исследования состоит в том, что существенно расширены представления о структуре, источниках и направлениях использования результатов анализа цифрового следа обучающегося с целью отражения специфики дополнительного профессионального образования взрослых. Традиционная семикомпонентная структура цифрового следа обучающегося дополнена нами тремя новыми компонентами. Расширен перечень источников больших данных, составляющих основу цифрового следа обучающегося. Существенно дополнен перечень основных направлений применения методов анализа образовательных данных. Практическая новизна исследования состоит в том, что разработанная система представлений о сущности, структуре, источниках формирования и направлениях использования цифрового следа обучающегося в дополнительном профессиональном образовании взрослых может служить основой для проектирования содержания и форм и сценариев реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, направленных на эффективное использование больших данных образовательного характера в управлении педагогическим процессом.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Современная система образования, включая религиозное, сталкивается кризисом духовно-нравственных ориентиров, что особенно остро проявляется в деятельности воскресных школ. Несмотря на рост их количества, наблюдается дефицит педагогов, сочетающих профессиональные педагогические компетенции с глубокой духовной зрелостью, что снижает эффективность воспитательного процесса. Данная проблема требует разработки новых моделей повышения квалификации, интегрирующих методическую подготовку с духовным становлением педагога. Цель исследования. Разработка и апробация ценностно ориентированной модели повышения квалификации педагогов воскресных школ, направленной на формирование профессиональной идентичности, основанной на синтезе педагогического мастерства и духовно-нравственных ценностей. Методология (материалы и методы). Исследование проводилось на выборке из 35 педагогов воскресных школ Удмуртской Республики с использованием смешанного дизайна: количественные методы (опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн», шкала Меграбяна, тест «Рука») и качественные (интервью, наблюдение, анализ рефлексивных заметок). Программа «Слушание сердцем» (72 академических часа) включала модули по духовно-нравственному воспитанию и практической апробации авторских методик. Результаты. Участники продемонстрировали статистически значимый рост эмоционального интеллекта (ΔОЭИ = +13,8 балла, p<0,01), снижение уровня агрессии (-10%) и увеличение эмпатийности (+12,2 балла). Качественный анализ выявил трансформацию профессиональной идентичности: 82,8% педагогов использовали в рефлексиях категории «служение», «смирение», «любовь». Практическая апробация показала увеличение использования духовно-нравственных методов на 55% (с 18 до 73% учебного времени). Результаты подтверждают, что ценностно ориентированная модель эффективно формирует не только профессиональные навыки, но и духовно-нравственную зрелость педагога.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Статья затрагивает проблемы аксиологической интеграции конкурсов профессионального мастерства в структуру психологической системы профессиональной деятельности молодых педагогов. Обозначена проблема того, что в некоторых ситуациях конкурсы профессионального мастерства, являясь формой дополнительного непрерывного профессионального образования, создают внутреннюю конфликтность у педагогов, тем самым препятствуя профессиональному и личностному развитию. Конкурсы профессионального мастерства рассматриваются с позиции системогенеза деятельности, как способствующие повышению эффективности деятельности и социализации в профессии. Цель исследования. Установить взаимосвязь аксиологических составляющих профессионального мышления и результативности неформального непрерывного профессионального образования молодых педагогов. Методология (материалы и методы). Методологической основой исследования являются системогенетический и ресурсный подходы. В качестве психологического диагностического инструментария использовался «Опросник терминальных ценностей» (И. Г. Сенин) и описание педагогической проблемной ситуации (М. М. Кашапов, И. В. Серафимович). Основным статистическим методом обработки полученных данных стал коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена. Результаты. Установлено, что повышение у конкурсантов ценности креативных решений совместно с духовным удовлетворением, а также высокой значимостью профессиональной сферы сопряжены с увеличением результативности деятельности в конкурсе профессионального мастерства. На основании теоретического анализа и полученных эмпирических данных делается вывод о том, что принципы непрерывного неформального образования, реализующиеся в конкурсном движении, являются необходимыми, но не достаточными условиями для трансформации внешней мотивации молодого педагога во внутреннюю мотивационную детерминацию профессионального развития. Показано, что аксиологические составляющие профессионального мышления молодых педагогов могут рассматриваться как одно из условий преобразования внешней мотивации профессионального развития во внутреннюю, что способствует, в свою очередь преодолению внутренней конфликтности.
Цель исследования - выявить динамику изменения представлений китайцев о честности как о ценности. На основе анализа текстов древнего и современного китайского языка выявляются основные элементы китайской лингвокультуры, связанные с «честностью». Определяются различия аксиологических представлений китайцев о честности. Они рассматриваются в рамках конфуцианства, даосизма и других религиозно-философских учений в их различиях. Параллельно отмечается, что современные представления китайцев о «честности» начинают формироваться в династии Южная Сун и позднее становятся нормой честности для разных социальных групп, входящих в состав китайского населения. В статье описываются тенденции развития аксиологических представлений китайцев о честности: от оценки слов к оценке любых действий и поступков, от оценки правителей к оценке всего социума, от оценки межличностных отношений к оценке отношений человек - государство и человек - общество.
Цель исследования - проанализировать поэтический образ цветов хаги в древней японской поэзии. В статье на материале японской поэтической антологии «Манъёсю» раскрывается символическая вариативность образа цветов хаги, определяется его место и роль в древней японской поэзии. Результаты исследования: проведенный анализ показал, что эти цветы в древней поэзии выступали не только в качестве символа осени и сигнала о наступлении периода сбора урожая, но и использовались как метафора молодой девушки, возлюбленной и жены. В качестве дополнения к поэтическому образу хаги могли использоваться также образы оленя, росы, осеннего ветра, гусей и т. п. Кроме того, хаги упоминали при обозначении осени или осенней листвы, например, сирахаги или хаги-но момити.
Настоящая статья посвящена исследованию игры заполнения с ограничениями на поток. Если обычно в игре заполнения задано совокупное число игроков, а поток игроков, распределяемый на каждую из альтернатив, вообще говоря, ничем не ограничен, то в рассматриваемой постановке поток игроков может быть ограничен сверху как для каждой из доступных альтернатив, так и в совокупности. В работе предложена формулировка игры заполнения с ограничениями на поток и исследовано пространство её решений. Получены оценки значений цены анархии для разных величин совокупного числа игроков, что, в частности, позволяет установить, в каких случаях равновесное распределение игроков в рассматриваемой игре близко к социальному оптимуму, а в каких может существенно отклоняться от него. Наконец, рассмотрен пример практической проблемы, которая может быть смоделирована и исследована при помощи соответствующей игры.
Проблема исследования, обоснование ее актуальности. В работе исследуется роль искусственного интеллекта (ИИ) в трансформации образовательной сферы. Автор раскрывает возможности совершенствования методов преподавания с помощью ИИ. Особое внимание уделяется использованию ИИ для дифференциации и индивидуализации обучения, автоматизации рутинных административных задач. Статья обосновывает необходимость внедрения и освещения данной темы в рамках курсов повышения квалификации педагогических кадров. Исследование направлено на выявление потенциала и проблем, связанных с интеграцией ИИ в образование, и разработку стратегий для его эффективного применения. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью подготовки педагогических кадров в системе ДПО к новым образовательным реалиям. Исследование направлено на выявление возможностей использования ИИ в работе педагога. Цель исследования. Основной целью данного исследования является анализ влияния цифровой трансформации на образовательный процесс и обсуждение роли и потенциала ИИ с возможностью дальнейшей диссеминации описанного автором опыта среди дипломированных специалистов через семинары, вебинары, лекции и практические занятия в рамках курсов повышения квалификации учителей в системе ДПО. Методология исследования (материалы и методы) Для достижения поставленных целей исследования использовался комплексный подход, основанный на следующих материалах и методах: литературный обзор, опросы и интервью, анализ случаев (case study), экспериментальное исследование, статистический анализ и оценка полученных результатов. Результаты Научная новизна исследования заключается в анализе теоретической модели и концепции, связанной с использованием ИИ в образовании и обсуждении роли ИИ в изменении и оптимизации работы педагогов и образовательного процесса в целом. Описано влияние и роль цифровой трансформации в управлении образовательным процессом и преподавательской деятельностью. Рассмотрены вопросы безопасности и конфиденциальности данных и потенциальное неправомерное использование ИИ в образовании. Определены будущие возможные тенденции развития ИИ. Разработаны методические рекомендации по использованию ИИ для обсуждения и внедрения на курсах повышения квалификации учителей Ростовской области, реализуемых в системе ДПО, а также на семинарах и вебинарах, организуемых Институтом развития образования (ГАУ ДПО РО ИРО). В практическом плане статья предлагает рекомендации для педагогов и администраторов образовательных учреждений по использованию ИИ в своей работе, что способствует повышению квалификации дипломированных специалистов и их плавной адаптации к трансформирующейся цифровой среде.
В статье высказывается предположение, что известный документ — Циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП от 24 января 1919 г. — был попыткой определенной части большевистского руководства сорвать «народную дипломатию», проводимую между белыми казаками и красноармейскими отрядами местного формирования. Большевики были встревожены сведениями, что красноармейские части после победы над казаками начнут войну против коммунистов, поэтому политику террора против казаков большевики пытались проводить руками красноармейских частей
Особенности международных транспортных коридоров напрямую зависят от регионов, по которым они проходят. В данной статье рассмотрены международные транспортные коридоры, проходящие через страны Центральной Азии, а именно цели их создания, инициаторов создания, особенности прилегающих территорий. Стоит отметить, что каждый коридор рассматривается в ракурсе товарной структуры перевозимых грузов, а также для обслуживания грузопотоков между какими странами предназначен исследуемый коридор. Автором делается акцент на особенности стран Центральной Азии (рельеф, климат), которые в значительной степени определяют, во-первых, приоритетный вид транспорта, во-вторых, активность развития международной логистики в регионе. Показано, что 1/3 перевозок Китай-Европа проходит по территории стран Центральной Азии.
В статье исследуются основы функционирования некоторых элементов образовательной системы государства, наиболее подверженные серьезным изменениям в текущее время. Изучены характеристики элементов образовательной системы (абитуриент, приемная комиссия, образовательная организация) в условиях их трехстороннего взаимодействия, а также объяснена связь между ними. Научная новизна работы состоит в обосновании координации разнородных элементов образовательной системы при наличии связующего звена. Практическая значимость работы заключается в формировании расчетной формулы целостной оценки экономической эффективности приемной комиссии образовательной организации.
Исследование посвящено определению роли цифровой культуры как главного фактора адаптации персонала к трансформации бизнес-процессов в условиях цифровой экономики.
Цель работы заключается в обосновании направлений развития цифровой культуры, обеспечивающих успешную интеграцию сотрудников в цифровую среду и повышение эффективности организационных изменений. В основе исследования использованы системный и сравнительный анализ, методы интерпретации и синтеза, а также анализ кейсов ведущих российских компаний. Установлено, что успешная цифровая трансформация невозможна без формирования цифровой культуры, ориентированной на развитие soft skills, открытость коммуникаций, делегирование ответственности и гибкость управленческих решений. Эмпирические результаты показывают, что внедрение цифровых платформ и инструментов на базе искусственного интеллекта позволяет сократить сроки адаптации сотрудников, повысить уровень их вовлеченности и снизить издержки на обучение. Разработана поэтапная модель совершенствования цифровой культуры, включающая анализ, формирование целевых культурных ориентиров, развитие компетенций и оценку эффективности внедряемых изменений. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении цифровой культуры как системного ресурса, обеспечивающего баланс между технологическими и человеческими факторами. Практическая значимость работы состоит в том, что предложенная модель может быть применена для оптимизации процессов управления персоналом в организациях, реализующих цифровую трансформацию.
В статье рассматриваются особенности цивилизационной составляющей геополитического курса государства. Она исключительно значима в наши дни, когда глобальная политическая конкуренция достигла небывалого накала. Следовательно, возникает вопрос о геополитическом статусе ее участников. Автор на основании методологии цивилизационной геополитики делает вывод об уникальности геоцивилизационного положения России и наличии цивилизационных вызовов ее функционированию и существованию. Акцентируется внимание на проблеме конкуренции, противоборства цивилизаций как наименее проработанной в современном научном дискурсе и пытается показать, какие геоцивилизационные вызовы для России и ее исторических устоев существуют по периметру границ - на Западе, Юге и Востоке со стороны соседних цивилизаций. Цель исследования заключается также в том, чтобы определить признаки возможной цивилизационной экспансии в Россию извне. Исследование базируется на сложившихся цивилизационно-геополитических подходах, основанных на классических построениях Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, С. Хантингтона, Н. Моисеева. В их исследованиях выявляются локально-культурные идентификационные сообщества в их развитии и цивилизационно-культурном взаимодействии. В настоящей статье уделяется внимание экспансии вовне как свойству, имманентно присущему геоцивилизации. Это свойство, заложенное в изначальную природу геоцивилизации, проявляется в давлении/попытках давления на соседнюю геоцивилизацию, в использовании ее слабостей. В зависимости от вида слабости применяется та или иная форма экспансии - политическая, экономическая, демографическая, духовно-культурная и др. Любой из перечисленных видов экспансии осуществляется той или иной геоцивилизацией с единственной целью: укрепить свое влияние на соседнюю геоцивилизацию и установить частичный или полный контроль над ней. Экспансия одной геоцивилизации в сферу существования другой может осуществляться посредством применения силовых, военных средств. В истории взаимного противоборства геоцивилизаций выделяется особая роль государств-лидеров цивилизационно-культурной общности. Автор полагает, что в современной типологии войн отдельное место можно отвести межцивилизационным войнам, которых история человечества знает немало (завоевательные походы Александра Македонского, войны Древнего Рима по устройству мирового порядка Pax Romana («мир по-римски»), крестовые походы и др. Особое внимание в настоящей статье уделяется вопросам геоцивилизационной безопасности.