В современном информационном обществе государство не просто стремится, но зачастую вынуждено выстраивать диалог с гражданами в онлайн-пространстве - посредством сайтов, порталов, приложений и социальных сетей, которые стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Личные обращения к чиновникам переводятся в онлайн-формат - вместо часов ожидания в учреждениях мы быстро заполняем специальные формы в «электронных приемных», что порождает новые формы диалога между органами власти и населением, способствуя развитию и совершенствованию каналов коммуникации заинтересованных субъектов на всех уровнях социального управления. Специальные сервисы и приложения позволяют получать государственные услуги в удаленном режиме, задавать вопросы представителям власти, оставлять жалобы, голосовать за предлагаемые решения и т. д. В рамках российского электронного правительства осуществляется переход к модели открытого государства, призванный развивать доверительные отношения власти и общества, однако у быстрых технологических новшеств есть и оборотная сторона: рост цифрового неравенства, технические сбои, заметный отрыв ряда регионов по уровню внедрения государственных услуг (прежде всего, городов-миллионников, особенно Москвы). Государство нацелено на реализацию масштабных проектов цифровизации, которые позволят не только повысить качество жизни и доступность государственных услуг, но и развивать диалог с населением, поэтому, с одной стороны, государству необходимо выявлять актуальные запросы и реальные коммуникативно-технологические возможности населения; с другой стороны, и оно нуждается в эффективных формах взаимодействия с государственным аппаратом; причем в обоих случаях востребованы социологические методики (массовые опросы, фокус-группы, контент-анализ медиасреды), учитывающие темпы развития коммуникативно-технологических процессов в разных регионах и на разных уровнях государственной власти. В статье обозначены основные аспекты (коммуникативный, технический и социальный) социологического анализа нынешних тенденций цифровизации диалога населения с государством в современном российском обществе.
В данной статье изучены ожидания и риски цифровизации образовательного процесса по физической подготовке. В течение последних 10 лет цифровые технологии прочно вошли в ведомственную подготовку и даже на законодательном уровне получили статус инструмента, который может быть использован образовательным процессом. Также появляются системы электронного обучения, онлайн-курсы, возможности цифрового обучения в автономном режиме. В развитии цифрового образования наблюдается активная динамика. Цифровое образование в системе МВД России постепенно становится частью естественного процесса обучения. Однако его реализация не идеальна, и в процессе возникают проблемы, которые необходимо решать как можно скорее. Чтобы преподаватель смог ориентироваться в новом формате работы, необходимо подготовить его к новому типу подачи информации. А это требует разработки новой научной стратегии подготовки кадров в образовательных организациях. При этом рассматривается не только внедрение новых форм обучения, но и разработка методов и алгоритмов, по которым будет осуществляться профессиональная деятельность контингента обучающихся - сотрудников полиции. Необходимо разработать специальные методики подготовки квалифицированных кадров для системы МВД России, приобщить их к профессиональной деятельности. При этом преподаватель должен сохранять способность творчески подходить к процессу обучения, чтобы развиваться в рамках профессии. В любом образовательном процессе преподаватель играет первостепенную роль, так как именно он является проводником информации, которая становится понятной и доступной для обучающихся. Поэтому в цифровом процессе обучения важно правильно продумать стратегию образовательной организации, оказать преподавателю необходимую поддержку. Сделан вывод о том, что положительные результаты цифровизации могут быть достигнуты при наличии у преподавателей и обучающихся достаточной компьютерной грамотности, качественной разработке программного обеспечения и предоставлении образовательным организациям и обучающимся соответствующих технических средств, снижающих возможные риски.
В данной статье изучены тренды и перспективы цифровизации физической подготовки, реализуемой в образовательных организациях МВД России. Цифровой формат обучения - это метод обучения, который использует различные технологии, такие как интернет, компьютерные программы, мультимедийные ресурсы, мобильные приложения и т. д., для предоставления лекций, тренингов и других уроков в онлайн-формате. Этот метод обучения обеспечивает гибкость, доступность и удобство для слушателей, позволяя им обучаться в своей собственной скорости и в любое время и в любом месте. Каждый слушатель может получать персонализированное обучение, а также использовать интерактивные инструменты для общения с педагогом и другими слушателями для получения ответов на свои вопросы. В цифровом формате обучения могут использоваться различные методы, включая видеоуроки, онлайн-вебинары, персональные встречи онлайн, электронные учебники и множество других современных инструментов для повышения эффективности образования. Установлено, что цифровые технологии - это постоянный источник повышения качества образования в системе МВД России. Кроме того, цифровые технологии играют значительную роль в популяризации спорта и здорового образа жизни. Они предоставляют доступ к огромному количеству информации о здоровых питании, тренировках и физических активностях. Это позволяет людям осознать важность здорового образа жизни и увеличить свои знания о том, как достичь этого. Сделан вывод о том, что в результате цифровой трансформации образовательного процесса в рамках дисциплины «Физическая подготовка» можно рассчитывать на более эффективную организацию обучения, более высокий уровень мотивации слушателей, улучшение их физической подготовки и дальнейшего здоровья.
Студенческая молодежь - социальная группа с высоким интеллектуальным и инновационным потенциалом, востребованным в национальной экономике. Важнейшим фактором трудовой деятельности человека являются его ценностные ориентации, касающиеся жизненных приоритетов, образовательных и профессиональных стратегий, отношения к работе и иным способам получения дохода. В социологии широко используются различные методики измерения связи культурных переменных и хозяйственного поведения. В статье представлены данные, отражающие ценностные ориентации белорусских студентов, их представления о профессиональном будущем, важных характеристиках работы, жизненных целях и средствах их достижения, т. е. факторы, определяющие стратегии трудового поведения молодежи. Возможность использования этих данных в учебной, научной и воспитательной деятельности учреждений высшего образования при формировании профессиональной и экономической культуры студентов определяет практическую значимость исследования. Его эмпирической базой выступил социологический опрос студентов гродненских университетов, проведенный в 2024 году в рамках проекта БРФФИ-РНФ «Молодежь России и Беларуси о себе: экономические и социокультурные вызовы настоящего и конструирование горизонтов будущего для сотрудничества» (N=1000). Полученные данные отражают иерархию жизненных ценностей студенчества, уровень субъективного благополучия, профессиональные планы, представления о средствах достижения успеха и важнейших характеристиках работы. Выявлены и противоречия в мировоззрении молодежи: с одной стороны, студенты ориентируются на собственные компетенции и усилия в деле трудоустройства, реализации способностей и служебного продвижения, что будет способствовать их профессиональной активности; с другой стороны, стремление достичь быстрого успеха, завышенные ожидания, неустойчивая мотивация к труду и подверженность влиянию внешних факторов негативно сказываются на работе молодежи. В статье сделаны выводы о проблемах и рисках, с которыми сталкиваются молодые люди в своей профессиональной деятельности, а также о роли государства в содействии максимальной занятости молодежи.
Целью данной статьи является систематизация и анализ существующих концептуальных подходов к определению цифровых инноваций, выявление механизмов создания ценности и обоснование отличий цифровых инноваций от инноваций в области ИС/ИТ. В данной статье проведена систематизация понятий цифровых инноваций, проведен обзор и анализ различных определений цифровых инноваций в научной литературе, выделены ключевые характеристики и особенности данного понятия. Проведен сравнительный анализ цифровых инноваций и инноваций в ИС/ИТ: выполнено сопоставление цифровых инноваций с инновациями в области информ56ационных систем и технологий для выявления принципиальных различий и сходств. Предложено определение механизмов создания ценности цифровых инноваций: исследованы и обобщены механизмы, с помощью которых цифровые инновации создают ценность для бизнеса и пользователей. Выделены технологические и управленческие характеристики: идентифицированы основные технологические и управленческие аспекты цифровых инноваций, влияющие на их развитие и внедрение.
В условиях ужесточения санитарных требований и постоянного роста цен на энерго- и водоресурсы процессы CIP-очистки становятся все более значимыми с точки зрения затрат пивоваренного предприятия. Оптимизация традиционными методами затруднена, процессы нелинейны, зависят от состава производимого продукта и требуют строгого соблюдения условий безопасности, особенно при работе со стеклянной тарой. С учетом этих факторов была сформулирована задача разработки комплексного цифрового решения, позволяющего управлять CIP-процессом более эффективно.
Цель исследования - создание цифрового двойника станции CIP, способного в реальном времени формировать оптимальный по ресурсопотреблению профиль режимов - с учетом расхода, температуры и времени - и обеспечивать его прямое исполнение в среде промышленной SCADA. В основе решения лежит математическая модель, включающая сопряженную систему неявных разностных уравнений, описывающих процессы тепло- и массообмена, а также гидравлический баланс трубопроводной сети.
Методы. Оптимизация осуществляется на базе итерационного алгоритма динамического программирования, который минимизирует совокупные затраты пара, электроэнергии и химических реагентов при соблюдении гигиенических норм остаточного загрязнения.
Результаты. Для обеспечения совместимости с промышленной SCADA-средой реализована автогенерация кода в формате S-функции для переноса модели из MATLAB/Simulink без необходимости дополнительной адаптации. Проверка решения в реальных условиях была проведена на пилотной линии с производительностью 60 000 бутылок в час. В течение 30 последовательных суточных циклов цифровой двойник показал стабильность и высокую точность, отклонения от логов SCADA-системы не превышали 0,4 °C по температуре и 1,2 % по расходу раствора.
Выводы. Внедрение оптимизированных профилей позволило сократить длительность полного цикла CIP на 10-15 %, а потребление щелочи и пара снизить в среднем на 20 % при сохранении микробиологической чистоты оборудования. Полученные результаты подтверждают не только техническую реализуемость предлагаемого подхода, но и его экономическую целесообразность.
Статья посвящена исследованию темы цифровой кооперации в пассажирских авиаперевозках, основная идея которой заключается в объединении всех участников процесса пассажирских авиаперевозок и сопутствующих услуг на единой цифровой платформе для повышения качества обслуживания пассажиров и повышения конкурентоспособности авиаперевозок. Цель исследования заключается в разработке схем взаимодействия участников цифровой кооперации на рынке пассажирских авиаперевозок. Авторами представлены результаты проведенного контент-анализа, отображающего современное состояние и тенденции функционирования рынка воздушных авиаперевозок на примере деятельности и количества авиационных и неавиационных партнеров таких российских авиакомпаний, как «Россия», «КрасАвиа», «РусЛайн» и «2-й Архангельский объединенный авиаотряд». Выявлено значительное количество партнеров у авиакомпаний, что подтверждает актуальность темы цифровой кооперации для дальнейшего повышения качества взаимодействия участников рынка и обслуживания авиапассажиров. В регионах, где авиаперевозки представляют собой основной вид транспорта и играют ключевую роль в мобильности граждан, реализация цифровой кооперации позволит повысить информированность и комфорт при планировании и осуществлении перемещения, что способствует развитию сопутствующих услуг, необходимых в процессе путешествия, внося вклад в предпринимательское и инфраструктурное развитие регионов Российской Федерации. В качестве темы научной дискуссии авторы предлагают обсудить возможное влияние цифровой кооперации на повышение качества жизни населения на примере регионов, где авиаперевозки играют ключевую роль в мобильности граждан.
В эпоху четвертой промышленной революции цифровые инновации становятся не только инструментом повышения конкурентоспособности частных компаний, но и средством решения общественных проблем устойчивого природопользования и энергосбережения. Установлено, что потенциал цифровых технологий заключается в росте эффективности использования энергетических ресурсов, результативности мониторинга и контроля за состоянием окружающей среды, расширенной аналитики и обработки данных. Получены следующие научные результаты исследования: уточнено понятие устойчивого природопользования; обоснованы возможности, предоставляемые цифровыми инструментами в области устойчивого природопользования и энергосбережения; выявлены основные составляющие экологической устойчивости, на которых внедрение цифровых инноваций дало наибольший эффект; обобщены основные риски с разделением на риски работника, общие экономические и социальные риски. В порядке дискуссии сформулированы детерминанты эффективности процесса цифровизации. положительных и минимизации отрицательных эффектов внедрения цифровых инноваций.
Современные условия ведения экономической и торговой деятельности сопряжены с рядом фундаментальных препятствий. Санкционное давление усложняет расчеты, что требует разработки альтернативных подходов, включая использование протяженных цепочек транзакций. Проблемы также возникают в области логистики и обеспечения контрактной дисциплины, что приводит к дополнительным издержкам для бизнеса и значительному увеличению продолжительности торговых операций. Учитывая высокие процентные ставки, такие обстоятельства существенно снижают прибыль компаний. Поддержание устойчивости коммерческой деятельности, особенно в трансграничной торговле, в значительной степени зависит от внедрения новых инструментов взаимодействия между участниками рынка, в частности бартерных сделок. Бартерные сделки являются частью трансформации бизнес-процессов, ориентированных на цифровую интеграцию, и позволяют компаниям адаптироваться к глобальным вызовам. Цель исследования заключается в разработке алгоритмической основы для принятия оптимальных решений при формировании плана проведения бартерных сделок по возможному спектру ассортиментной матрицы компании. Для ее (цели) решения предложено использование методов балансировки интересов сторон, алгоритмов мэтчинга и «цикла топовых торгов» (Top Trading Cycle), а также применение программных методов оптимизации. Дополнительно учитываются современные тенденции финансового рынка, направленные на интеграцию цифровых инструментов, разрабатываемых крупными технологическими компаниями, в платежный ландшафт цифровых инструментов BIG TECH. В работе основное внимание уделяется проблемам платформенной трансформации, которая помогает провайдерам услуг адаптироваться к новым экономическим реалиям, цифровым инструментам, обеспечивающим повышение конкурентоспособности компаний, новым алгоритмам и моделям осуществления бартерных сделок, которые могут стать частью платформенной стратегии.
В статье рассматривается вопрос о Церкви и литургии в контексте богословского синтеза, предложенного американским богословом кардиналом Эвери Даллесом (1918-2008). Вводя в богословский обиход понятие «модели Церкви», Даллес предлагает пять ключевых моделей («институт», «мистическое общение», «таинство», «посланник», «слуга»), с помощью которых пытается охарактеризовать экклезиологическое сознание христиан разных времен, конфессий и убеждений. Описывая каждую модель, Даллес указывает на ее библейское основание, историческое происхождение, сильные и слабые стороны, взаимосвязь с другими моделями. С точки зрения Даллеса, моделью, синтезирующей лучшие качества всех остальных, является модель «собрания учеников», в которой наилучшим образом подчеркивается связь между христианами и их общая связь с Богом во Христе. В свете концепции моделей Церкви, а также с учетом взглядов Даллеса на соотношение Церкви и евхаристии в статье делается предположение о том, какие представления о Церкви формируют литургическое сознание современных христиан, что помогает и что препятствует созданию литургического действия, в котором Церковь выражает себя наиболее полным образом. В качестве рабочей гипотезы предлагаются три типа литургического сознания («институциональный», «соборный» и «миссионерский»), в которых «закон молитвы» соотносится с «законом веры» в контексте экклезиологических моделей, предложенных Даллесом. Использованный в статье подход помогает обратить внимание на более внимательное и сознательное участие в богослужении, а также стимулировать творческий поиск, черпающий свое вдохновение в сокровищнице церковной традиции.
Заложенные от рождения, а равно и наработанные в ходе многолетней апробации на тренировках возможности проявления физических качеств в значительной степени основываются на общем состоянии организма, определяются степенью отлаженности происходящих в нем биологических процессов. В данной статье обосновывается, что приоритетного развития, к примеру, силы (либо выносливости, скорости, координации в пространстве) над остальными параметрами, пусть и с учетом генетической и физиологической предрасположенности, в-первую очередь можно добиться благодаря верному построению тренировочного процесса с четкой постановкой тренировочных задач. Одновременно с указанным, вне зависимости от разновидности подготовки, потенциал конкретного атлета по отношению к получению тренировочной нагрузки и преодолению различного вида сопротивления безальтернативно соотносятся с функциональными возможностями его организма, учет которых при спортивных занятиях необходим для решения поставленных задач, сохранения здоровья и профилактики возможного травматизма. [10] Нами сделан вывод, что в рамках рассмотрения в качестве целевой аудитории слушателей образовательных организаций МВД России, уместно, целесообразно, а также полезно с позиции повышения эффективности последующей реализации профессиональных функций, в ходе практических занятий по совершенствованию общей физической подготовки применять так называемые функциональные тренировки.
Цифровая трансформация конституционного права на обращение началась с либерального подхода (были установлены упрощенные требования к обращениям в электронной форме) и до 2025 г. характеризовалась увеличением числа электронных каналов подачи обращений граждан. Однако с 30 марта 2025 г. тенденция сменилась. Были упорядочены электронные способы подачи обращений, а их отправка была обусловлена идентификацией и (или) аутентификацией заявителей. В статье анализируются следующие этапы трансформации конституционного права на обращение: легализация обращений в электронной форме, появление специализированных государственных порталов для подачи обращений, появление исключительно электронных форм обращений граждан, использование Единого портала государственных и муниципальных услуг для подачи обращений, а также новеллы конца 2024 г., упорядочившие способы подачи электронных обращений.