В статье рассматриваются возможности оптимизации отраслевой структуры железнодо-рожных грузоперевозок в восточном направлении при ограниченной мощности Восточного поли-гона. Цель работы заключается в оценке экономических эффектов от частичной замены экс-портных перевозок угля другими грузами.
С помощью оптимизационной межотраслевой межрегиональной модели (ОМММ-транс-порт) выполняется сценарное прогнозирование развития экономики до 2030 г. для различной то-варной структуры перевозок. Альтернативные варианты сравниваются по объему валовой про-дукции, конечного потребления и занятости по России и в региональном разрезе. Оценивается также разница налоговых поступлений в бюджетную систему страны между сценариями.
Расчеты показали, что оптимальным вариантом замены 8 млн т угля на Восточном полигоне является комбинация зерна, цветных металлов и нефтепродуктов. Дополнительный прирост ко-нечного потребления в 2030 г. оценивается в 1,2%. Реализация оптимального варианта потре-бует государственной поддержки некоторой реструктуризации экономики страны.
Идентификаторы и классификаторы
Ежегодно возрастающий объем (на 30% за период с 2010 по 2023 гг.) гру-зопотоков по железной дороге в восточном направлении наталкивается на ограничения, связанные с пропускной способностью Транссибирской магистрали [1-2]. Ситуация критически обострилась после 2022 г.: при развороте торговых потоков на восток зна-чимость и загрузка Восточного полигона РЖД (рис. 1) существенно возросла [3-4].
Список литературы
1. Малов В.Ю. Транспортная сеть азиатской части России: некоторые уроки истории и современность // ЭКО. 2022. № 7. С. 99-113. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2022-7-99-113. [Malov V.Yu. Transportnaya set’ aziatskoi chasti Rossii: nekotorye uroki istorii i sovremennost’. EKO. 2022. No. 7. Pp. 99-113. (In Russ.)]
2. Покровская О.Д. Развитие логистической транспортной системы России в условиях санкций // Бюлле-тень результатов научных исследований. 2023. № 3. С. 58-72. DOI: 10.20295/2223-9987-2023-3-58-72. [Pokrovskaya O.D. Razvitie logisticheskoi transportnoi sistemy Rossii v usloviyakh sanktsii. Byulleten’ rezul’tatov nauchnykh issledovanii. 2023. No. 3. Pp. 58-72. (In Russ.)]
3. Зоидов К.Х, Медков А.А., Зоидов З.К. Обеспечение экономического суверенитета России путем создания и развития торговых путей XXI века. М., ФГБУН Институт проблем рынка РАН. 2023. 209 с. DOI: 10.33051/978-5-6048731-4-4-2023-1-209. [Zoidov K.Kh, Medkov A.A., Zoidov Z.K. Obespechenie ekonomich-eskogo suvereniteta Rossii putem sozdaniya i razvitiya torgovykh putei XXI veka. M., FGBUN Institute problem rynka RAN. 2023. 209 p. (In Russ.)]
4. Лавриненко П.А., Янков К.В. Перспективы развития железнодорожного транспорта азиатской России в условиях экономических санкций // ЭКО. 2022. № 9. С. 34-45. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2022-9-34-45. [Lavrinenko P.A., Yankov K.V. Perspektivy razvitiya zheleznodorozhnogo transporta aziatskoi Rossii v usloviyakh ekonomicheskikh sanktsii. EKO. 2022. No. 9. Pp. 34-45. (In Russ.)]
5. Садовничий В.А., Осипов Г.В., Акаев А.А., Малков А.С., Шульгин С.Г. Социально-экономическая эффек-тивность развития железнодорожной сети Сибири и Дальнего Востока: математическое моделирова-ние и прогноз // Экономика региона. 2018. Т. 14. № 3. С. 758-777. DOI: 10.17059/2018-3-6. [Sadovnichii V.A., Osipov G.V., Akaev A.A., Malkov A.S., Shul’gin S.G. Sotsial’no-ekonomicheskaya effektivnost’ razvitiya zheleznodorozhnoi seti Sibiri i Dal’nego Vostoka: matematicheskoe modelirovanie i prognoz. Ekonomika regiona. 2018. Vol. 14. No. 3. Pp. 758-777. (In Russ.)]
6. Урина У.С., Тарасова О.В. Оценка вариантов отраслевой структуры перевозок на восток по Восточному полигону // «Огни магистрали»: исторический опыт и стратегии развития регионов Сибири и Дальнего Востока (к 50-летию начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали): сб. науч. трудов по материалам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / науч. ред. Н.С. Байкалов;
Правительство Республики Бурятия, Министерство науки и высшего образования РФ, Бурятский гос. ун-т им. Доржи Банзарова [и др.]. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета им. Д. Банзарова, 2024. С. 368-374. [Urina U.S., Tarasova O.V. Assessment of options for the sectoral structure of transportation to the east along the Eastern polygon // «Lights of the Mainline»: The historical Experience and Development Strategies of the Regions of Siberia and the Far East: a collection of scientific papers based on the proceedings of All-Russian scientific and practical conference with international participation, dedicated to the 50th anniversary of the start of construction of the Baikal-Amur Railway / scientific editor N.S. Baikalov. Ulan-Ude: Dorzhi Banzarov Buryat State University Publishing Department, 2024. Pp. 368-374. (In Russ.)]
7. Изотов Д.В. Интеграция российской экономики со странами АТР: возможности и риски // Известия ДВФУ. Экономика и управление. 2022. № 2. С. 28-47. DOI: 10.24866/2311-2271/2022-2/28-47. [Izotov D.V. Integratsiya rossiiskoi ekonomiki so stranami ATR: vozmozhnosti i riski. Izvestiya DVFU. Ekonomika i upravlenie. 2022. No. 2. Pp. 28-47. (In Russ.)]
8. Лаврентьев А.А. Как в условиях потрясений 2022 года будет реализовываться дальнейшая торговая стратегия России // Международный научный журнал «Символ Науки». 2023. № 1. С. 36-38. [Lavrent’ev A.A. Kak v usloviyakh potryasenii 2022 goda budet realizovyvat’sya dal’neishaya torgovaya strategiya Rossii. Mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal «Simvol Nauki». 2023. No. 1. Pp. 36-38. (In Russ.)]
9. Оленцевич В.А., Гусева Е.А., Константинова М.В. Проблемы организации работы энергосистемы объек-тов железнодорожного транспорта Восточного полигона в условиях прироста грузопотока // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2023. Т. 15. № 1 (57). С. 23-36. [Olencevich V.A., Guseva E.A., Konstantinova M.V. Problemy organizatsii raboty energosistemy ob“ektov zheleznodorozhnogo transporta Vostochnogo poligona v usloviyakh prirosta gruzopotoka. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta. 2023. Vol. 15. No.1 (57). Pp. 23-36. (In Russ.)]
10. Оленцевич В.А., Власова Н.В. Увеличение пропускной и провозной способностей инфраструктуры Восточ-ного полигона за счет применения инновационного подвижного состава при транспортировке угольных грузов маршрутами // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2022. № 4 (76). С. 173-182. DOI: 10.26731/1813-9108.2022.4(76).173-182. [Olencevich V.A., Vlasova N.V. Uvelichenie propusknoi i provoznoi sposobnostei infrastruktury Vostochnogo poligona za schet primeneniya innovatsionnogo podvizhnogo sostava pri transportirovke ugol’nykh gruzov marshrutami. Sovremennye tekhnologii. Sistemnyi an-aliz. Modelirovanie. 2022. No. 4 (76). Pp. 173-182. (In Russ.)]
11. Бородин А.Ф., Сторчак М.В. Научная оценка перспектив модернизации Восточного полигона сети Рос-сийских железных дорог // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». 2017. № 2. С. 65-73. [Borodin A.F., Storchak M.V. (). Nauchnaya otsenka perspektiv modernizatsii Vostochnogo poligona seti Rossiiskikh zheleznykh dorog. Byulleten’ Ob“edinennogo uchenogo soveta OAO «RZhD». 2017. No. 2. Pp. 65-73. (In Russ.)]
12. Зонова О.В., Шевелева О.Б., Слесаренко Е.В. Тренды развития угольной отрасли в условиях внешних шоков // Уголь. 2023. № 2 (1164). С. 26-30. DOI: 10.18796/0041-5790-2023-2-26-30. [Zonova O.V., Sheveleva O.B., Slesarenko E.V. Trendy razvitiya ugol’noi otrasli v usloviyakh vneshnikh shokov. Ugol’. 2023. No. 2 (1164). Pp. 26-30 (In Russ.)]
13. Кибалов Е.Б., Шибикин Д.Д. К вопросу развития российской железнодорожной сети на Восточном поли-гоне // ЭКО. 2024. № 1 (595). С. 233-245. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2024-1-233-245. [Kibalov E.B., Shibikin D.D. K voprosu razvitiya rossiiskoi zheleznodorozhnoi seti na Vostochnom poligon. ECO. 2024. No. 1 (595). Pp. 233-245. (In Russ.)]
14. Самуйлов В.М., Неволин Д.Г., Калашников А.Е. Роль транспортного коридора «Россия – Китай» в пере-возке экспортных грузов // Инновационный транспорт. 2020. № 4 (38) С.15-20. DOI: 10.20291/2311-164X-2020-4-15-20. [Samuilov V.M., Nevolin D.G., Kalashnikov A.E. Rol’ transportnogo koridora «Rossiya – Kitai» v perevozke eksportnykh gruzov. Innovatsionnyi transport. 2020. No.4 (38). Pp.15-20. (In Russ.)]
15. Куренков П.В., Белозеров В.Л., Филиппова Н.А. Влияние модернизации транспортной структуры Восточного полигона на гуманитарное и социально-экономическое развитие регионов Сибири, Забайкалья и Дальнего Во-стока // Рынок транспортных услуг (проблемы повышения эффективности). 2021. № 1 (14). С. 187-193. [Kurenkov P.V., Belozerov V.L., Filippova N.A. Vliyanie modernizatsii transportnoi struktury Vostochnogo poligona na gumanitarnoe i sotsial’no-ekonomicheskoe razvitie regionov Sibiri, Zabaikal’ya i Dal’nego Vostoka. Rynok transportnykh uslug (problemy povysheniya effektivnosti). 2021. No. 1 (14). Pp. 187-193. (In Russ.)]
16. Щербанин Ю.А. Сибирь – Дальний Восток: грузоперевозки в направлении морских портов, влияние внешних факторов // Вопросы новой экономики. 2022. № 2 (62). С.47-58. DOI: 10.52170/1994-0556_2022_62_47. [Shcherbanin Yu.A. Sibir’ – Dal’nii Vostok: gruzoperevozki v napravlenii morskikh portov, vliyanie vneshnikh faktorov. Voprosy novoi ekonomiki. 2022. No. 2 (62). Pp.47-58. (In Russ.)]
17. Анализ и оценка процессов создания и развития в Азиатской России транспортной магистральной сети различного назначения / под ред. А.А. Широва, О.В. Тарасовой. Новосибирск. Изд-во ИЭОПП СО РАН. 2024. 484 с. DOI: 10.36264/978-5-89665-385-1-2024-021-484. [Analiz i otsenka protsessov sozdaniya i razvitiya v Aziatskoi Rossii transportnoi magistral’noi seti razlichnogo naznacheniya / pod red. A.A. Shirova, O.V. Tara-sovoi. Novosibirsk. Izd-vo IEOPP SO RAN. 2024. 484 p. (In Russ.)]
18. Малов В.Ю., Мелентьев Б.В., Тарасова О.В. Детализация транспортной отрасли в межрайонной меж-отраслевой модели: взаимосвязь ОМММ-О и ОМММ-транспорт // Модели и методы прогнозирования: Азиатская Россия в экономике страны / под ред. А.О. Баранова, В.И. Суслова. Новосибирск. Изд-во ИЭОПП СО РАН. 2023. Гл. 5.2. С. 294-317. [Malov V.Yu., Melent’ev B.V., Tarasova O.V. Detalizatsiya transportnoi otrasli v mezhraionnoi mezhotraslevoi modeli: vzaimosvyaz’ OMMM-O i OMMM-transport // Modeli i metody prognozirovaniya: Aziatskaya Rossiya v ekonomike strany / pod red. A.O. Baranova, V.I. Suslova. Novo-sibirsk. Izd-vo IEOPP SO RAN. 2023. Ch. 5.2. Pp. 294-317. (In Russ.)]
19. Арлашкин И.Ю. Сравнительная оценка подходов к расчету налогового потенциала регионов // Финансо-вый журнал. 2020. Т. 12. № 1. С. 58–67. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-1-58-67. [Arlashkin I.Yu. Sravnitel’naya otsenka podkhodov k raschetu nalogovogo potentsiala regionov. Financial Journal. 2020. Vol. 12. No. 1. Pp. 58-67. (In Russ.)]
20. Паскачев А.Б. Теоретические аспекты формирования прогнозов и планов ожидаемого уровня налоговых доходов // Финансовые исследования. 2014. № 4 (45). С. 73-80. [Paskachev A.B. Teoreticheskie aspekty formirovaniya prognozov i planov ozhidaemogo urovnya nalogovykh dokhodov. Financial Research. 2014. No. 4 (45). Pp. 73-80. (In Russ.)]
Выпуск
Другие статьи выпуска
В последние несколько лет цены на жилье в России в строящихся домах росли быстрыми тем-пами и опережали динамику потребительской инфляции, доходов населения, стоимости аренды и себестоимости строительства. В результате, с начала 2020 г. средние цены на первичное жи-лье возросли в два раза. Динамика цен на жилую недвижимость складывается под влиянием мно-жества факторов. В статье адаптируется подход, предложенный в недавней работе A. Shapiro (2022), и оценивается, в какой мере факторы спроса и предложения объясняют рост цен на жи-лье в российских регионах. В статье представлена первая в научной литературе декомпозиция динамики цен на жилье в России в 2016-2024 гг. на факторы спроса и предложения в региональном разрезе. Проведенные авторами расчеты и анализ позволяют свежим взглядом посмотреть на рост цен на жилье в разных регионах России, оценить эффективность мер поддержки рынка жилья и понять, чего ждать от динамики цен в дальнейшем.
В статье представлен сравнительный анализ прогнозов динамики численности населения мира и России до 2100 г. В качестве основных источников данных использованы прогнозы ООН (World Population Prospects1 2019, 2022 и 2024 гг.), а также прогнозы IHME2, IIASA3 и Росстата. Выявлена тенденция к замедлению роста мирового населения во всех прогнозных сценариях, с вы-сокой вероятностью достижения пикового значения численности к концу XXI века. Проведен сравнительный анализ ключевых сценариев прогнозов, с акцентом на роль предположений о рож-даемости, смертности и миграции в формировании долгосрочных демографических оценок. Ана-лиз демографических прогнозов России включает критическую оценку заложенных гипотез о рождаемости, смертности и миграции в контексте текущих демографических трендов и ис-торической динамики. Показано, что большинство прогнозов характеризуется завышенными оценками рождаемости и смертности, что делает реализацию низких и средних сценариев более вероятной, тогда как высокие сценарии маловероятны для достижения в условиях современной демографической ситуации.
Целью исследования является изыскание источников финансирования социально-экологических, модернизационных и природоохранных мероприятий посредством взимания с промышленных предпри-ятий полного размера платы за загрязнение окружающей среды. В соответствии с поставленной це-лью решены следующие задачи: 1. Проведена оценка экологического вреда, причиняемого деятельно-стью ПАО «Северсталь» и АО «Апатит» на территории Вологодской области; 2. Проведен сравни-тельный анализ платежей за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), уплачиваемых ПАО «Северсталь» и АО «Апатит» в консолидированный бюджет Вологодской области, и реального ущерба от загрязнения, возникающего в процессе работы данных предприятий; 3. Предложен ком-плекс мер, направленных на полное возмещение причиняемого экологического вреда и должное попол-нение источников финансирования мероприятий по улучшению качества окружающей среды.
В статье анализируется потенциал и выявляются ограничения достижения технологиче-ского суверенитета в сегменте электронного машиностроения на примере полупроводниковых литографических систем. Показано, что в условиях деглобализации рынка электронного машино-строения формируется несколько групп игроков, различающихся по целям и стратегиям дости-жения технологического суверенитета. Определено, что гонка технологий в сфере фотолито-графии, которая является основой для массового производства современной микроэлектроники, несмотря на перспективность дальнейших технологических усовершенствований, может столк-нуться с ограничениями в развитии. Выявлено, что при переходе от глобализации к локализации полупроводниковых производств и стремлении к технологическому суверенитету в сегменте по-лупроводниковой литографии страны реализуют два основных подхода: воссоздание традицион-ной технологии фотолитографии и разработку собственных альтернативных методов. Сделан вывод, что такая тенденция в ближайшие годы может привести к перераспределению долей между старыми и новыми производителями оборудования и изменению структуры технологий на рынке полупроводниковой литографии.
В статье рассматривается платформенная экономика с точки зрения отличающих ее от традиционных форм отношений характеристик и ее влияния на экономические процессы. По-казано, что, хотя формирование платформенной экономики предопределяется техническим про-грессом, ей свойственны принципиально новые механизмы, основанные на платформенной бизнес-модели и сетевых эффектах. Были проанализированы конкретные последствия распространения платформ для структуры затрат отраслей экономики. Оценка этих последствий производилась с помощью статической модели межотраслевого баланса. Наши расчеты показывают, что при достаточно высоком прямом вкладе платформенной экономики в ВВП и занятость населения РФ (около 3-5%) итоговое влияние развития платформенной экономики с учетом структурных сдви-гов и сокращения валовой добавленной стоимости в традиционных секторах оказывается срав-нительно скромным – менее 1% прироста ВВП в рассмотренных сценариях.
В статье представлены результаты оценки значений целевого показателя в сфере науки (утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 309 «О национальных целях раз-вития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года») в 2012-2022 гг. по его отдельным компонентам. Приведены также расчеты прогнозных значений этого показателя на перспективу 2024-2030 гг. в консервативном и базовом (умеренно-оптимистич-ном) сценариях на основе прогнозной модели развития сферы науки в России, разработанной Ин-ститутом статистических исследований и экономики знаний Национального исследователь-ского университета «Высшая школа экономики» (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ). Полученные результаты могут быть использованы федеральными органами исполнительной власти РФ при разработке и корректировке стратегических и программных документов в сфере науки и технологий. Они также могут служить в качестве информационно-аналитической и методической базы в про-цессе принятия управленческих решений в рамках реализации государственной научной и научно-технической политики на разных уровнях власти.
Статья описывает результаты количественных расчетов в соответствии со сценарными прогнозами мировой и отечественной экономики, а также российского сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На основе сценарных условий определены количественные параметры прогнозов развития отечественного сектора ИКТ в четырех сценариях: «максималь-ном» (целевой сценарий), «осторожного роста», «умеренной экспансии» и «кризисном» (худший из возможных) с учетом их характерных особенностей.
Сложный временной отрезок для экономики страны и ее общества сформировался в настоя-щее время: потребовалась быстрая адаптация к возникшим угрозам и поиск эффективных путей противодействия санкционному давлению. Вопреки санкциям экономика РФ стабильно растет. Вместе с тем, накопленный потенциал развития используется неполно, что связано не только с исправлением прошлых ошибок, но и с поиском способов преодоления новых вызовов.
В статье рассматриваются некоторые накопленные ранее недостатки в использовании по-тенциала развития экономики и возможные способы их преодоления.
В статье представлен методический инструментарий оценки импортозависимости и им-портозамещения экономических систем различных иерархических уровней. Предложен широ-кий набор методов количественной оценки импортозамещения в экономических системах: ис-пользование индекса Балассы для оценки уровня импортозависимости товаров по стране в це-лом и по отраслям народного хозяйства; оценка степени импортозависимости в различных секторах промышленности с помощью соотношения объема импорта и объема внутреннего потребления; расчет коэффициента покрытия импорта экспортом для оценки уровня внешне-торговой обеспеченности, а также коэффициента покрытия импорта производством для оценки уровня обеспеченности экономики собственным производством. Разработана новая ав-торская методика нахождения динамического коэффициента импортозамещения, который рассчитывается на основе изменений объема производства и импорта. Данный коэффициент позволяет выявить различные сценарии экономической политики и разделить их на восемь зон в зависимости от значений коэффициента. Среди них следует выделить наиболее благоприят-ный сценарий импортоопережения, когда снижение импорта сопровождается более значимым ростом уровня производства. Верификация предложенного инструментария показала, что ав-торские результаты могут быть использованы при количественной оценке импортозамещения экономических систем различных иерархических уровней.
Многие принимаемые в экономике стран СНГ решения недостаточно подкреплены расче-тами, что может приводить к серьезным ошибкам. В связи с этим исследования, нацеленные на увеличение полноты и точности аналитических оценок и прогнозов, могут внести значимый вклад в повышение качества экономической политики. В настоящей работе предложен алгоритм актуализации таблиц ресурсов и использования (ТРИ)/таблиц «затраты-выпуск» (ТЗВ) с учетом новых известных итогов, таких как компоненты ВВП. ТРИ/ТЗВ являются важнейшим инстру-ментом анализа согласованности данных макроэкономической статистики, а также служат основой для построения моделей общего равновесия, использующихся для выработки эффектив-ной экономической политики. Однако ТРИ/ТЗВ имеют большую задержку публикации (в России – 25/37 мес. после отчетного периода, соответственно), зачастую не обновляются из-за сложно-сти и дороговизны данной процедуры (например, в Армении). При этом часто возникает потреб-ность в быстром обновлении данных, с учетом новых известных итогов, публикуемых более свое-временно и с более высокой периодичностью. Существующие алгоритмы обновления таблиц, представляющие собой различные модификации метода RAS1, обладают рядом недостатков, среди которых отсутствие связи получаемых таблиц с конкретной структурой экономики, вы-бросы в данных, не согласующиеся с экономической логикой и др. В основе предложенного в ста-тье алгоритма лежит полноценная CGE2-модель с агрегированным внешним сектором, что поз-воляет учитывать не только численные соотношения в исходной таблице, но и полноценно вос-произвести экономические взаимосвязи между всеми величинами. Также, наличие полноценной CGE-модели в основании алгоритма позволяет вводить больше дополнительной информации в виде структурных параметров, ограничений на цены и т. д. В статье показана эффективность предложенного метода продления ТРИ/ТЗВ в сравнении с модифицированным методом RAS.
Цель исследования состоит в модификации методологии межотраслевого баланса с учетом особенностей российских данных путем введения частных функций спроса для продукции отраслей. В статье предлагается итеративный алгоритм достижения текущего экономического и ценового равновесия на статистических данных, заключающийся в подборе параметров функций спроса для каждой отрасли и вычислении равновесных цен до получения сходимости модельных показателей с фактическими данными. Проведены модельные эксперименты на данных Росстата за 2020 г. по двум сценариям: рост спроса на строительство и повышение валютного курса. Стимулирование строительной отрасли приводит к росту производства в смежных отраслях и их переориентации на промежуточный спрос. Увеличение курса доллара критически сказывается на показателях про-изводства автомобилей, текстиля, электротехники, электронного и компьютерного оборудования, фармацевтики, мебели и других, наиболее зависимых от импорта отраслей, вызывая рост цен в них, в то время как отрасли услуг остаются стабильными. Анализ позволил выделить отрасли с различ-ными уровнями эластичности спроса по цене. Наиболее устойчивыми к ценовым шокам оказались услуги: социальные, образования, здравоохранения и государственного управления.
В статье проводится анализ макроэкономической политики Армении в условиях глобальных экономических кризисов на предмет выявления ее проциклического или контрциклического харак-тера. Исследование охватывает период с 2000 по 2023 гг. Рассматривается влияние фискальной и монетарной политики на экономическое развитие страны, ее реакция на экзогенные шоки раз-личного генеза. Результаты анализа показывают, что в условиях кризисов правительство и Цен-тральный банк Армении в основном реализуют ограниченную контрциклическую политику.
Статья систематизирует эффекты климатических изменений для отраслей экономики России. Предложен метод количественной экономической оценки последствий, связанных с де-градацией многолетней мерзлоты, наводнениями, для хозяйственных объектов в сфере ТЭК, сельского и лесного хозяйства. Оценки всех эффектов приведены к общей единице измерения – изменение ВВП России при увеличении среднегодовой температуры на 1 С. На основе сценар-ных расчетов доказывается, что активная политика адаптации к изменению климата позво-ляет получить позитивный эффект для экономики страны. Напротив, отказ или отсутствие мер адаптации чреваты значительным ущербом и потерями для экономики стоимостью более 3 трлн руб. или порядка 1,9% ВВП (2022 г.).
В статье анализируется ситуация, сложившаяся в российской экономике после годичного цикла повышения ключевой ставки в 2023-2024 гг. Показано, что ключевыми факторами ускоре-ния роста цен стали сдвиг в структуре производства, произошедший в 2022-2024 гг., и связанная с ним разбалансировка спроса и предложения. На этом фоне ужесточение денежно-кредитной политики лишь в ограниченной мере влияло на динамику цен, что является характерным не только для российской экономики, но и для экономики многих стран мира. Единственным фак-тором, который сможет изменить ситуацию на внутреннем рынке, должен стать рост пред-ложения, который невозможен при низком уровне инвестиционной активности. Избыточная жесткость денежно-кредитной политики в данных условиях может остановить инвестиционный цикл в большинстве секторов и привести к стагнации экономики. Альтернативой являются пере-смотр таргетов по инфляции и реализация программы снижения инфляции на горизонте 3-5 лет.
Издательство
- Издательство
- ИНП РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117418, г. Москва Нахимовский проспект, д. 47
- Юр. адрес
- 117418, г. Москва Нахимовский проспект, д. 47
- ФИО
- Широв Александр Александрович (Директор)
- Контактный телефон
- +7 (499) 1293633
- Сайт
- https:/ecfor.ru