ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ РЕДКОЙ ГОЛУБЯНКИ POLYOMMATUS(AGRODIAETUS) DAMONE (EVERSMANN, 1841) (LEPIDOPTERA: LYCAENIDAE) В ОКРЕСТНОСТЯХ Г. САРАТОВА (2024)

В окрестностях г. Саратова впервые обнаружена вторая генерация редкого вида голубянки Polyommatus (Agrodiaetus) damone (Eversmann, 1841). Ранее отсюда вид был известен лишь по первой генерации. Видовая принадлежность подтверждена анализом ДНК.
Описана методика и результаты ДНК-баркодинга гена COI (митохондриальной цитохром с-оксидазы). Описываются отличия самцов первой и второй генераций. Приводятся данные о распространении и фенологии вида в окрестностях г. Саратова и в Нижнем Поволжье в целом.

Издание: АМУРСКИЙ ЗООЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: Т. 16 № 2 (2024)
Автор(ы): БЕЛИК АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ, ГАГАРИНА АНАСТАСИЯ ВЛАДИМИРОВНА, ЛУХТАНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Сохранить в закладках
ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ БОТКИН — «ВЫРАЖЕНИЕ ДУХА ВРЕМЕНИ» В МУЗЫКЕ (2024)

В статье рассматривается и актуализируется информация о музыке в жизни и литературно-эстетических изысканиях Василия Петровича Боткина. Богатство мировосприятия и интеллектуальное мышление писателя и художественного критика позволили ему сквозь призму музыки передать дух своего времени, а междисциплинарный подход — более широко взглянуть на взаимовлияние музыкальных и литературных форм, сфокусировать анализ на проблеме слушания и слышания музыки, а в целом — на ее восприятии, то есть «проживании» (К. Г. Исупов) в музыке. Автор выстраивает контекст размышлений Боткина как ценителя искусства и музыки, акцентируя внимание на определенных категориях (исполнительство, интерпретация, тембровая природа музыкальных инструментов и др.), рассматривая музыку как способ мышления и как формообразующий элемент, конкретный композиционный ход. Опыт Боткина как уникальная практика одного человека (заметим, дилетанта в данной области), к сожалению, был мало изучен в его время, но представляет интерес сегодня как «сгусток культурно-исторического воздуха» (Г. С. Кнабе). Научная новизна исследования состоит в представлении и анализе комплекса материалов по осмыслению вчувствования в музыку писателя и публициста Боткина, сумевшего в своих поисках переводить литературные образы в музыкальные структуры, в звучащий мир, который дополнял его эмоционально и красочно.

Издание: ВЕСТНИК САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ. ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
Выпуск: № 1 (23) (2024)
Автор(ы): Воронина Наталья Ивановна
Сохранить в закладках
ВСЕЛЕННАЯ ВЛАДИМИРА КОРОЛЕВСКОГО СКВОЗЬ ПРИЗМУ СООТНОШЕНИЯ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФОРМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (2024)

Статья посвящена творчеству саратовского композитора Владимира Григорьевича Королевского (1960–2022). Автором предпринята попытка его целостного охвата, в котором объединились два подхода — синхронический, формирующий взгляд на целостность звукового мира В. Королевского с позиции соотношения внешних (чисто музыкальных) и внутренних (смысловых) форм, и диахронический, фиксирующий моменты расслоения музыкального континуума произведений композитора на звуковой и концептуальный планы. Отталкиваясь от ранних фортепианных сочинений В. Королевского как чисто акустических (звуковых) конструкций, автор устанавливает три основных направления возникновения внутренних форм — в сфере семантизации тембра, формо- и стилеобразования, ставшие объектом аналитического осмысления. На примере Второй фортепианной сонаты, Первого струнного квартета и Пятой симфонии «Вселенная Нино Роты» получил раскрытие авторский принцип синхронической сонатности, формировавшийся на уровне внутренней формы, обусловленный особенностями амбивалентного мировидения композитора; на основе произведений с ярко выраженной полистилистической «аурой» — таких, как «Гимн, мотет и фугетта», «Шесть детских песен на стихи Б. Заходера», «Речитатив и сонатина для флейты и камерного оркестра» и Третья симфонии — выявлен эксклюзивный метод полистилистики В. Королевского, основанный на индивидуальном интонационно-драматургическом переосмыслении стилевых моделей прошлого, и показан процесс превращения чисто звуковых полистилевых структур во внутреннюю форму музыкальной композиции. На основе анализа сделан вывод о приближении музыки композитора к идеалу классического искусства, основным законом которого является равновесие красоты материи и её одухотворяющего преображения.

Издание: ВЕСТНИК САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ. ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
Выпуск: № 2 (24) (2024)
Автор(ы): Королевская Наталья Владимировна
Сохранить в закладках
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЦЕССОВ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ИЗМЕНЕНИЙ В КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА (2024)

Современное развитие информационного пространства и цифровых технологий оказывает серьезное влияние на трансформацию концепций культуры. Данная работа рассматривает динамичную эволюцию культурных феноменов и коммуникационных процессов в информационном обществе. Подчеркивается глубокое влияние информационных технологий на культуру, образование, как подсистему культуры, а также воздействие данных факторов на формирование общественного сознания. Сочетая качественный анализ, обзор литературы и изучение конкретных примеров, исследование стремится раскрыть сложное взаимодействие между информационными технологиями и культурной динамикой. В нем рассматриваются основные теоретические парадигмы, предложенные учеными, и изучаются эмпирические данные, чтобы углубить наше понимание того, как технологический прогресс влияет на культурные сдвиги. Ссылаясь на выдающихся ученых Франкфуртской школы, семиотические теории и культурологические исследования, в данной работе подчеркивается критическая роль коммуникационных процессов в формировании культурной динамики. Кроме того, рассматриваются проблемы, возникающие в связи с развитием искусственного интеллекта и активного внедрения цифровых технологий в сферу образования с точки зрения культурологического подхода. Предлагается вектор изменений, допускаемых в педагогическом подходе для лучшей адаптации к меняющимся внешним условиям.




Издание: СЕРВИС PLUS
Выпуск: Т. 18 № 2 (2024)
Автор(ы): Спатарь-Козаченко Татьяна Ивановна, ГРУЗДЕВА МАРИЯ ВИКТОРОВНА, КРЫЛОВА ТАТЬЯНА ВАДИМОВНА, ЛОГИНОВА НАТАЛИЯ ЮРЬЕВНА
Сохранить в закладках
ВИДЫ ПЕНИЯ В КИТАЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ВОКАЛЬНЫЙ КУЛЬТУРЫ (2024)

Цель данного исследования - и дать анализ исторического развития китайской вокальной музыкальной культуры, сосредоточившись на сравнении различий и связей между традиционной и современной вокальной музыкой с точки зрения стиля и техники пения, музыкальной структуры и композиции, тем и культурных коннотаций, а также форм исполнения и сценических представлений. Во-первых, рассматривается происхождение и развитие китайской вокальной музыки, углубленно анализируются особенности традиционной вокальной музыки, включая формы оперной вокальной музыки (например, Пекинская опера и Китайская опера), народные песни и региональные оперы, а также их уникальные техники пения и выражения. В последующем разделе осуществляется обсуждение разнообразия и инноваций в современной китайской вокальной музыке. Анализируется вокальная экспрессия в контексте современных жанров, включая поп-песни и рок-музыку, с акцентом на выявление уникальных черт и тенденций. Затем, в рамках исследования, раскрывается взаимосвязь и взаимодействие между традиционной и современной вокальной музыкой через детальное сравнение сходств и различий в стиле и технике исполнения, музыкальной структуре и композиции, а также в тематике, культурных подтекстах, формах исполнения и сценичном представлении. В заключительном разделе исследования делаются обобщения, формулируются ключевые выводы, а также представляются перспективы и рекомендации для будущих исследований в области вокальной музыки. Особое внимание уделяется значению культурного наследия и инноваций в сфере вокальной музыки в различных временных и пространственных контекстах. Основной целью данного исследования является создание теоретической базы и научной перспективы для более глубокого изучения исторического наследия и современного развития китайской вокальной музыкальной культуры.


Издание: СЕРВИС PLUS
Выпуск: Т. 18 № 2 (2024)
Автор(ы): ЮЙ Ясянь, БОРОДОВСКАЯ ЛИЛИЯ ЗЕЛИМХАНОВНА
Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВАН ЦЗЯНЬЧЖУНА НА РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОГО ФОРТЕПИАННОГО ИСКУССТВА (2024)

В статье рассматривается фортепианное творчество известного китайского композитора Ван Цзяньчжун (1933-2016). Исследовано влияние произведений Ван Цзяньчжуна для фортепиано на развитие китайского фортепианного искусства. Раскрыта позиция произведений данного композитора в китайской музыкальной среде, обозначен их вклад в традиционную культуру. Анализ сочинений данного композитора (в частности, «Сто птиц кланяются фениксу»; «Три вариации на тему сливы»; «Цветок Шандандан ярко цветет») в контексте традиций и новаторства выявил позитивную роль творчества композитора в развитии китайской фортепьянной школы. Отмечается, что его сочинения представляют собой слияние китайской традиционной музыки с западными классическими композиторскими техниками. Выявлена значительная роль произведений Ван Цзяньчжуна в развитии музыкального образования благодаря их универсальности, яркому национальному колориту. В своих произведениях композитор использует китайские народные мелодии, бережно их интерпретируя. Ван Цзяньчжун искусно сочетает китайскую пентатонику с равномерно-темперированным строем фортепиано, а также имитирует звучание традиционных инструментов как, например, пиццикато и тремоло гучжэн, техники перебора по струнам пипа и вибрато бамбуковой флейты дизцы. Показано, что данный факт способствует популяризации китайского музыкального фольклора, а также повышает интерес молодого поколения к фортепианному исполнительству. Доказано, что гармоничное сочетание «национального» и «интернационального» в указанных сочинениях способствует активной трансляции китайского фортепианного искусства в мировое музыкальное пространство.






Издание: СЕРВИС PLUS
Выпуск: Т. 18 № 2 (2024)
Автор(ы): ЧЖАН Цзянци, ЦЫКИНА Юлия Юрьевна
Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ПЕСЕН ХУАН ЦЗЫ НА РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ (2024)

В статье рассматривается роль песен Хуан Цзы (1914-1938) в развитии китайской вокальной музыки. Отмечается, что за свою короткую жизнь композитор создал около 100 произведений в различных жанрах: к ним относятся вокальные произведения, в том числе гимн Национальному флагу Китайской республики, симфонические произведения. Видный композитор и педагог, он является создателем первого общекитайского оркестра, Шанхайского оркестра, а также основателем системы современного музыкального образования в Китае. Целью исследования является обоснование роли песен Хуан Цзы в развитии китайской вокальной музыки. Объект исследования - процесс воздействия песен Хуан Цзын на развитие вокальной музыки Китая. Предмет исследования - вокальное творчество Хуан Цзы в контексте китайского вокального искусства. Проанализированы наиболее известные вокальные произведения Хуан Цзы: «Песня сопротивления врагу» «Точка Цзянлип» «Наньсянцзы» «Цветок - не цветок». Отмечено, что в данных произведениях гармонично сочетается западная традиционная гармония, тональность и другие музыкальные элементы с китайской традиционной музыкальной культурой, что формирует уникальный музыкальный стиль композитора. Выявлено, что этот синтез не только обогатил китайскую вокальную музыку, но и способствовал ее инкорпорации в западноевропейское культурное пространство. Доказано, что благодаря искусной композиционной технике, продуманной творческой концепции, искусной передаче настроения и характерному духу классической китайской культуры эти произведения способствовали развитию китайских художественных песен и постепенно привели их к высокому уровню профессиональной зрелости.

Издание: СЕРВИС PLUS
Выпуск: Т. 18 № 3 (2024)
Автор(ы): ЦЫКИНА ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА, Юн Ю
Сохранить в закладках
ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА: ОТ СОВЕТСКОГО ОПЫТА К СОВРЕМЕННЫМ ПРАКТИКАМ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ (2024)

В статье анализируются социальные практики промышленного туризма в российских регионах. На основании результатов теоретического и эмпирического исследования авторы приходят к выводу о возрождении промышленного туризма в российских регионах, социальные практики которого опираются на богатый советский опыт. Ресурсный потенциал промышленного туризма в Саратовской области оценивается как высокий. Региональная экосистема промышленного туризма находится на стартовом этапе, который характеризуется гармоничным синтезом методологии и эмпирического опыта, человеческого капитала и социально-экономической инфраструктуры.



Издание: СЕРВИС PLUS
Выпуск: Т. 18 № 3 (2024)
Автор(ы): ЛЫСИКОВА Ольга Валерьевна, ШАЛАЕВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА
Сохранить в закладках
ВОПРОСЫ АВИАЦИОННОГО ЛИЗИНГА ИНОСТРАННЫХ ПАССАЖИРСКИХ САМОЛЁТОВ В РФ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ТУРИСТСКИЕ АВИАЦИОННЫЕ ПЕРЕВОЗКИ (2024)

В статье рассматриваются вопросы лизинга в авиационном сегменте гражданской авиации России. Было приведено теоретическое обоснование вопроса - специфика, терминология, классификация и разновидности лизинга, применимого в авиационном бизнесе. Было уделено внимание стоимостным вопросам стоимости самолётов на разных стадиях жизненного цикла и стадиях лизинга. Автором было предложено трактование жизненного цикла самолёта, сдающегося в лизинг и приведены характеристики состояния самолёта в привязке к сегментам авиакомпаний, которые преимущественно пользуются подобными самолётами. Была рассмотрена хронология событий после начала СВО, описана специфика санкций разных порядков, оказывающих прямое и косвенное давление на представителей авиационной отрасли гражданских перевозок, были описаны статистические материалы, показывающие глубину вопроса и специфику конкретных ситуаций. Были рассмотрены вопросы возврата парка ВС и предложено авторское видение решения данного вопроса. Были рассмотрены меры поддержки государства, их специфика и статистические результаты. В финальной части исследования были описаны современные действия авиакомпаний по выкупу самолётов иностранного производства у лизингодателей и переоформление в состав ГТЛК. В заключении была приведена специфика ситуации с туристским предложением авиаперевозок, были сделаны выводы по моделям формирования туристского продукта, стоимости туристских услуг, достаточности предложения перевозки, исходя из количества ВС в составе российских АК, способных осуществлять международные рейсы.

Издание: ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА
Выпуск: Т. 18 № 1 (2024)
Автор(ы): Морозова С.Д.
Сохранить в закладках
ВОПРОСЫ СММ-ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РФ (2024)

В данной статье рассматривается, как современные digital-каналы и SMM-технологии используются в продвижении туристических услуг. Интернет изменил не только способы рекламы товаров и услуг, но также повлиял на распространение туристических предложений. Развитие социальных сетей изменяет традиционные модели обслуживания клиентов в отелях и туристических агентствах. Основной целью статьи является изучение воздействия социальных сетей на продвижение туристических продуктов и объяснение необходимости их использования в настоящее время.



Издание: ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА
Выпуск: Т. 18 № 2 (2024)
Автор(ы): Андриянов А.Г., Писаренко Е.С
Сохранить в закладках
ВЕЗДЕХОДЫ НА СЕВЕРЕ (2024)

В СТАТЬЕ ОПИСЫВАЮТСЯ ВЕЗДЕХОДЫ НА СЕВЕРЕ

Издание: АРКТИЧЕСКИЕ ВЕДОМОСТИ
Выпуск: № 1 (34) (2024)
Автор(ы): Блохин А Н
Сохранить в закладках
ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (2024)

В силу широкого распространения визуальных образов, а также их возрастающей роли в культуре и силы влияния на общество, изучение визуальной культуры становится актуальным и необходимым для научного осмысления многих социокультурных процессов. Учитывая особенности актуальных форм самопрезентации и самоопределения, визуальная культура обладает значительным эвристическим потенциалом и может рассматриваться как исследовательская оптика, что открывает дополнительные возможности в исследовании этнокультурной идентичности. Изучив роль визуального в контексте идентичности, можно заключить, что визуальные образы играют большую роль в формировании и выражении этнокультурной идентичности в современной культуре. Сложность и многогранность ключевого концепта визуальных исследований - образа - в полной мере раскрывается при его рассмотрении в контексте идентичности. Визуальные образы могут включать в себя знаки, символы и смыслы, которые вместе создают уникальное визуальное впечатление, отражающее и формирующие ценности, историю и традиции определенной этнокультурной группы, являются богатым источником информации о культуре, а также способствуют формированию чувства социальной принадлежности и культурной самобытности. В рамках данной статьи автор, в частности, вводит и обосновывает понятие «образ идентичности», широко используемое в научном и публицистическом дискурсе, но до сих пор не имеющее четкого определения. Образ идентичности - это концепт, объединяющий в себе визуальный образ и ментальный конструкт, содержащий знаки, указывающие на культурные основания идентичности определенного этнонационального сообщества или его отдельного представителя; являющийся носителем символов, транслятором смыслов.

Издание: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Афанасьевская Наталья Владимировна
Сохранить в закладках