Статья посвящена изучению проблем и методов подготовки экономистов с учетом совершенствования сложившихся систем экономического образования, развития и повсеместного внедрения в жизнь его главных принципов: непрерывности, междисциплинарности и профессиональной направленности, а также с целью совершенствования системы управления образовательной средой при подготовке педагогов-наставников в сфере экономики как основной части хозяйственного механизма безопасного общественного производства, непрерывно связанного с повсеместным использованием результатов развития науки, техники; с совершенствованием организационных форм этой специфической деятельности. Особое внимание в статье уделено изучению опыта зарубежной системы правового и экономического воспитания и образования в ретроспективе социально-экономических изменений траекторий развития США и стран Европейского союза. Авторская позиция необходимости изучения изменений воспитательной и образовательной деятельности в сфере экономики и правового
регулирования общественных ценностей в странах с развитой экономикой обусловлена актуальными процессами трансформации потребностей в системе высшего и среднего образования. Изменения стандартов качества продукции, условий и средств производства, и, наконец, качества жизнедеятельности населения в целом обусловили новые направления реализации программ подготовки в области повышения экономической и правовой культуры граждан.
Основные новшества затронули сегодня технико-технологические, культурные и профессиональные характеристики потребительских свойств, а также общие тенденции развития стран и их влияние на желание, возможность и ресурсы государств реализовывать воспитательные и образовательные мероприятия по повышению экономико-правовой культуры общества.
Особо остро в современных условиях проявляются проблемы несоответствия современных потребительских интересов с подменой общественных традиционных ценностей при реализации процессов воспитания экономической и правовой культуры населения стран. Кроме того, процессы резкого роста цифровых компетенций граждан по сравнению с прошлыми периодами вносят сегодня свои, не всегда положительные коррективы для формирования основ воспитательной и образовательной функции государств в части разработки и внедрения экономико-правового инструментария для создания и регулирования благоприятных условий жизнедеятельности населения.
Статья посвящена исследованию тенденций использования цифровых технологий в организациях высшего образования как ключевого фактора перехода к цифровой экономике. Анализ литературы по теме исследования позволил авторам статьи дать определение цифровых технологий, выявить их основные группы (виды). На основе данных, приведенных на сайтах Росстата и Минобрнауки, выявлена динамика использования некоторых видов цифровых технологий в вузах. В период с 2017 по 2022 гг. наблюдалась тенденция снижения использования фиксированного интернета, что объясняется появившимися новыми возможностями беспроводного интернета. Период пандемии коронавируса усилил интенсификацию цифровизации в высшем образовании – переход на электронное обучение и применение дистанционных образовательных технологий. Окончание пандемии снизило востребованность электронного обучения и дистанционной формы образовательного процесса. Вероятнее всего, данное уменьшение привело к снижению использования локальных сетей в вузах. Также в 2022 г. наблюдалась тенденция понижения количества образовательных организаций высшего образования, имеющих свой веб-сайт. По предположениям авторов, помимо использования популярных социальных сетей, для продвижения официальной и неофициальной информации о своей деятельности вузы ис- пользуют иные интерактивные технологии, по которым ни Росстат, ни Минобрнауки на данный момент информацию не собирают.
На основе проведенного анализа и методики оценки цифровизации в отраслях и социальной сферы, разработанной Высшей школой экономики, авторами предлагаются индикаторы, разбитые по функциональным группам. Каждая группа определяется весовым коэффициентом значимости, что позволяет определить взвешенный индикатор. Определение интегрального взвешенного индикатора позволит определить уровень цифровизации в высшем учебном заведении.
В персидской поэзии небо предстает как могучее Существо, непрестанное окружение, которое вокруг земли определяет ход времени и правит судьбами людей. Поэты прославляют высоту и величие небосвода, призывают его милость к себе или к тому, кому посвящено стихотворение, и часто обращаются к небу с упреками. Однако оно, как правило, не дает им ответа. В статье обсуждаются два случая, когда небо отвечает за обращение, и делают филологический перевод соответствующих отрывков. В одном главном персонаже поэмы суфийского поэта Фарида ад-Дина Аттара Мусибат-название «Книга скорбей» (XII в.), Странник-мысль (салик-и фикрат), то есть персонифицированная мысль, обращенная к небу в поисках утешения в своей метафизической скорби. Другой пример - обращение поэта к небу в поэме Фирдоуси Шах-наме. Обращения эти очень различны, но ответы одинаковы: оба фрагмента завершаются утверждением уникального места человека во Вселенной.
Отмечена важность психологической работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Раскрыто соотношение времени, которое отводится на это направление деятельности и на психологическое сопровождение подозреваемых, обвиняемых, осужденных. Проанализированы основные направления психологической работы с персоналом. Раскрыты организационные предпосылки развития психологической службы, как структурного подразделения уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы в современных условиях, характеризующихся усилением открытого противостояния со стороны реакционных сил коллективного Запада; особое внимание уделено рассмотрению роли и значения ветеранских организаций уголовно-исполнительной системы в работе, осуществляемой с целью патриотического воспитания молодѐжи.
Актуальность исследования обусловлена большой ролью миграции в формировании населения Дальнего Востока России на фоне продолжающегося сокращения его численности. Количественный и качественный анализ целевых групп, включая возрастные группы постоянного населения и мигрантов, повышает эффективность миграционной политики, усиливая её адресность. Статья основана на демографическом подходе, позволяющем оценить изменения и взаимосвязь основных демографических характеристик разных категорий населения Дальнего Востока. Целью исследования является изучение возрастного профиля мигрантов и влияния миграции на возрастную структуру постоянного населения регионов Дальнего Востока на современном этапе. Эмпирическую базу составляет массив вторичных данных Росстата за 2018-2022 гг. с детализацией по возрастам, субъектам Дальневосточного федерального округа и территориям входа и выхода мигрантов. Для обработки данных используются статистические методы: анализ абсолютных и относительных величин, расчёт коэффициентов, кластерный анализ. Выделенные группы регионов отражают общее и особенное в миграции их населения разных возрастов: уровень территориальной мобильности, объёмы и направления перемещений, результативность данных процессов, степень их влияния на возрастную структуру постоянного населения. Полученные результаты позволили выявить региональные особенности возрастного профиля миграции в Дальневосточном федеральном округе и оценить её роль в формировании постоянного населения, а также сформулировать ряд гипотез относительно вероятных факторов, определяющих интенсивность и направления перемещений населения разных возрастных групп в рассматриваемых регионах. Показано, что большинство регионов вне зависимости от результативности миграционных процессов объединяет выбытие молодёжи 15-19 лет, приток населения в молодом трудоспособном возрасте (20-24 года и старше в части регионов) и интенсивный отток мигрантов предпенсионного и пенсионного возраста после завершения трудовой деятельности.
В статье рассматривается рисковой статус организаций взаимного страхования.
Растущая популярность взаимного страхования у представителей сферы материального производства, перевозчиков, туристического бизнеса и других участников рынка, с одной стороны, и широко распространенное мнение о повышенной устойчивости деятельности взаимной страховой организации, с другой стороны, ставит задачу определения рискового статуса взаимной страховой компании, что позволит сформулировать основные направления риск-ориентированного регулирования таких организаций.
По мнению автора, взаимная страховая организация подвержена значительному числу разнообразных рисков, как событийных, так и экономических и социальных.
Предлагается гипотеза о том, что взаимной страховой организации присущи по меньшей мере следующие группы рисков: риски, обусловленные природой страхования; риски, обусловленные взаимностью как технологией; рыночные риски взаимной страховой организации; риски отдельного участника взаимного страхования в части, затрагивающей интересы функционирования взаимного страхования.
Анализ этих групп рисков дает возможность прийти к выводам о том, что управление риском взаимных страховых организаций должно строиться по-разному для организаций, объединяющих физические или крупные юридические лица.
Для взаимных обществ физических лиц необходимо предусмотреть встроенные механизмы управления рисками; для взаимных обществ, объединяющих юридические лица управление риском должно быть системным и объединять как риски организации, так и ее участников (предприятий).
В 2024 г. исполняется 140 лет с начала экспедиций лаборатории Ботанического сада Московского университета под руководством профессора Ивана Николаевича Горожанкина по изучению среднерусской флоры. Прослежен историко-научный контекст исследования этого традиционного для Ботанического сада Московского университета объекта на протяжении XVIII – начала XXI веков. Показано, как долговременные целенаправленные полевые изыскания коллектива лаборатории Ботанического сада благодаря методологически единому подходу к организации программы изучения флоры бассейна р. Ока позволили не только расширить территориальный охват, выйдя за пределы сугубо Московской губернии, но и внести существенный вклад в разработку важной научной проблемы – познания феномена Окской флоры. Применённый Горожанкиным принцип системного исследования региональной флоры в конце XX века был успешно реализован учёными Ботанического сада Московского университета при изучении флоры Средней России.
В работе выявлена специфика употребления сочетаний слова пространство с притяжательными местоимениями в газетном, сетевом и художественном дискурсах. Приведена статистика частотности анализируемых сочетаний в разных типах текста. Описано представление семантики слова пространство в авторитетных толковых словарях русского языка. С опорой на данные Оксфордского онлайн-словаря выявлены новые развивающиеся значения исследуемого слова: ‘свобода и время думать или делать то, что хочется’; ‘место, в частности комната или здание, которое может быть использовано для конкретной цели’; ‘сфера деятельности, в которой действует человек или организация’. Посредством семантического анализа контекстов Национального корпуса русского языка определены наиболее регулярно реализуемые значения слова пространство . Так, для газетного дискурса типично представление о пространстве как о ‘неограниченной протяженности во всех измерениях, направлениях’. В сетевом дискурсе распространение получает значение ‘место, в частности комната или здание, которое может быть использовано для конкретной цели’. В художественном дискурсе чаще встречается описание «физического» пространства, то есть слово употребляется в одном из четырех классических словарных значений. Установлено, что слово пространство в газетных текстах более регулярно сочетается с прилагательным, чем в сетевых и художественных текстах. Приведены типичные атрибутивные распространители исследуемого слова в трех дискурсах. Описаны закономерности употребления притяжательных местоимений в анализируемых контекстах Национального корпуса русского языка. Выявлено, что в газетном, сетевом и художественном дискурсах наиболее частотна сочетаемость слова пространство с местоимением свой , что отражает тенденцию распространенности данного притяжательного местоимения в текстах носителей русского языка.
В статье анализируется количественная, пространственная, расселенческая динамика русского населения в Эстонии в период 2000-2021 гг., изучаются сдвиги в его возрастной структуре и гендерном соотношении. Исследование подтвердило сохранение в 2000-2010-е гг. двух эпицентров системы расселения русских, включающих северо-восток Эстонии (уезд Ида-Вирумаа) и столичный субрегион (Таллин и уезд Харьюмаа). Компактное расселение, ограниченный уровень естественной убыли и близкое к нулю сальдо миграции русского населения страны способствовали значительному снижению его демографических потерь, темпы которых были минимальными в пределах всего нового зарубежья России (10,3% за 2000-2021 гг.). Незначительной в сравнении с другими постсоветскими странами была и степень деформации половозрастной структуры русских в Эстонии. Совмещение данных благоприятных факторов работает на сохранение в ближайшие десятилетия сценария замедленного сокращения русской общины страны. Но такая демографическая устойчивость не исключает серьёзных проблем, связанных с активным оттоком в столичный субрегион части русских (прежде всего, молодёжи и людей трудоспособного возраста). Следствием этого процесса является ускоренная убыль и быстрое старение большинства региональных групп русского населения. В настоящее время в 10 из 15 уездов Эстонии средний возраст русских превышает 50 лет, что делает неизбежным заметный рост их естественных потерь в перспективе 10-20 лет. К середине века две самые маленькие и возрастные региональные группы русских (уезды Сааремаа и Хийумаа) могут почти полностью прекратить существование; в 1,8-2,5 раза может сократиться русское население еще 6-7 уездов страны. Данный геодемографический сценарий будет сопряжён с ощутимым сокращением общей системы расселения русских в Эстонии, и сверхконцентрацией их в столичном субрегионе, на который в 2045-2050 гг. может приходиться порядка 65-70% русского населения страны.
В статье рассматривается роль выездных практических занятий, организуемых на базе исправительных учреждений по учебной дисциплине «Пенитенциарная педагогика». Также показаны результаты опроса представлений курсантов младших курсов юридического факультета ведомственной образовательной организации об осуществлении процесса исправления, организации воспитательной работы с осужденными в конкретном исправительном учреждении. Усиление практико-ориентированного подхода в образовательном процессе способствует эффективности процесса обучения курсантов вузов ФСИН России.
В статье проводится сравнение особенностей рождаемости в Москве и Санкт-Петербурге за период с 2007 по 2022 годы. Стартовая точка была выбрана исходя из начала реального действия такой меры демографической политики как «материнский капитал», а конечная - исходя из доступных данных, опубликованных Росстатом. Особое внимание уделено обоснованию выбора объектов исследования. Для получения результатов в данной статье были использованы методы описательной статистики, вариационного анализа, оценки структурных сдвигов, а также применён графический метод. В результате исследования были получены результаты, которые показали ключевые сходства и различия в интенсивности и динамике рождаемости в Москве и Санкт-Петербурге. На примере изменения распространённости зарегистрированных браков подтверждён «эффект возвратности» молодёжи к традиционным ценностям, проявившийся в обоих столичных городах. Результаты данной статьи указывают на большую выраженность повышения среднего возраста матери при рождении первого ребёнка в городах-мегаполисах. Сделанные выводы могут стать основой для разработки стратегий и мероприятий в области планирования семьи, ориентированных на конкретные возрастные группы, с целью содействия ответственному родительству и поддержке благополучия матери и ребёнка. Полученные результаты имеют значение для краткосрочного демографического прогнозирования, планирования здравоохранения и решения социальных проблем, связанных с ростом населения и благополучием в крупных городских центрах.