Современные информационно-коммуникационные механизмы адаптации иностранных трудовых мигрантов в Росси (2024)

Введение. В статье исследуются существующие механизмы адаптации трудовых мигрантов в России. На основе анализа нормативных документов и практики внедрения различных решений (от карты мигранта до специальных информационных приложений) делаются выводы об успехах, недочетах даются рекомендации по дальнейшему развитию и совершенствованию данных механизмов.

Материалы и методы. Теоретической и методологической базой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых, а также доклады и датасеты ведущих международных организаций, в частности Международной организации по миграции (МОМ) и Консультативного комитета по миграционной политике ЕЭК. В работе использованы элементы теории цифровой коммуникации, а также классические теории миграции. В частности, теории Эверетта С. Ли, М. Пиора, Х. Г. Дункана, В. Зелински и С. Н. Айзенштадта Для проведения системного анализа использовались методы индукции, дедукции, обобщения, синтеза, сравнения.

Результаты исследования. В ходе проведенного исследования был произведен анализ нормативно-правовой базы, в частности, положения Указа Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 2025 годы». Кроме того, было установлено, что основными цифровыми инструментами адаптации мигрантов в российское общество выступают мобильные и интернет-приложения. Среди наиболее успешных проектов стоит отметить работу многофункциональных центров и создание электронной карты мигранта. Установлено, что многие инструменты работают недостаточно эффективно. Основными причинами являются сложный юридический язык и отсутствие перевода, приложения носят разрозненный характер, отсутствуют четкие методические инструкции, имеются нормативные и технические ограничения.

Обсуждение и заключение. Все используемые сегодня инструменты и ресурсы для адаптации мигрантов в России действуют разрозненно. Важно подчеркнуть, что увеличение количества платформ и приложений не решит проблему эффективного применения цифровых технологий в этом вопросе. Необходимо создать сеть связанных друг с другом качественных ресурсов, каждый ресурс должен обеспечивать определенное направление (законодательное информирование, статус мигранта, его доступ к услугам и т. д.), чтобы при их использовании иностранный гражданин понимал актуальность предоставляемой информации и легко получал доступ к предлагаемым услугам.

Издание: ПРАВО И УПРАВЛЕНИЕ. XXI ВЕК
Выпуск: том 20, № 4 (2024)
Автор(ы): Боярко Александр Геннадиевич
Сохранить в закладках
Субнационализация как мегатренд: политическое развитие после Вестфаля (2024)

Введение. Трансформация мироустройства является одной из магистральных тем политических исследований, начиная с 1990-х гг. Тем не менее, доминирующие подходы отличает определенная одномерность. В научном и экспертном дискурсе преимущественное внимание уделяется перспективам формирования новой конфигурации великих держав на мировой арене, то есть новой итерации миропорядка на основе государственно-центричной (Вестфальской) парадигмы. Между тем в последние тридцать-пятьдесят лет, помимо существенного изменения мирополитической акторной линейки, само государство претерпевает глубокие структурные изменения, а вслед за этим новое качество приобретают и другие акторы. И важный элемент этой институциональной динамики государств сопряжен с процессами субнационализации, под которой можно понимать усиление политической субъектности субнациональных регионов и местных сообществ. И это имеет не только внутриполитическое, но и всё более ощутимое международно-политическое измерение. Как субнациональный фактор (субнационализация) влияет на трансформацию мироустройства и проблему развития?

Материалы и методы. В качестве материалов используются данные из разных политико-географических ареалов и разных сфер субнациональной политической активности. Представленная линейка примеров призвана продемонстрировать значимость субнационального фактора в самых разных обществах и непохожих друг на друга государствах. Важно подчеркнуть, что субнационализация не является западным феноменом, как это часто по инерции подаётся в научном дискурсе. Также субнационализация всё менее привязывается к федерализму как наиболее подходящему ей типу государственного устройства. Теоретико-методологическая база исследования состоит из акторного подхода и компаративного метода для сравнения процессов в разных субнациональных регионах. Также применяются элементы теории транснационализации и теории идентичности.

Результаты исследования. Субнационализация – явление связанное, но не сводящееся к регионализации. Cубнационализация связана с проблемой глобального и странового социально-политического развития. Кризис многочисленных программ устойчивого развития порождает альтернативные концепты, которые также находится под влиянием субнационального фактора.

Обсуждение и заключение. Автор приходит к выводу, что субнационализация самостоятельный феномен и тренд, который необходимо принимать во внимание при анализе текущих процессов и проектировании сценариев развития мира. В то же время субнационализация соотносится с проблемой развития бинарным образом, являясь и ресурсом, и инструментом. И социально-политическое развитие конкретных обществ, и мирополитическая эволюция во всё большей степени будут опираться на субнациональный фактор.

Издание: ПРАВО И УПРАВЛЕНИЕ. XXI ВЕК
Выпуск: том 20, № 4 (2024)
Автор(ы): АРТЕЕВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ
Сохранить в закладках
Состояние и тенденции преступности на территории государств – участников Содружества Независимых Государств в 2023 году (2024)

Введение. В статье приведен анализ состояния преступности на территории государств – участников Содружества Независимых Государств в 2023 году. В основу анализа положены статистические данные о состоянии преступности в государствах Содружества за последние пять лет. После начала Россией в 2022 году специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины в мире складывается обстановка, в которой страны коллективного Запада пытаются путем экономических санкций, а также ведя против России прокси войну, нанести ущерб нашей стране. Кроме того, недружественные страны во главе с США предпринимают попытки использовать государства – члены Содружества как инструмент в борьбе против России, путем неравноправного сотрудничества внести разногласия в СНГ, используют в своих целях информационные технологии безопасности. Для определения степени влияния складывающейся в мире международной обстановки на криминальную ситуацию на пространстве государств Содружества был проведен анализ состояния преступности в странах СНГ. Приведенные статистические сведения о преступности в государствах Содружества демонстрируют динамику криминальной ситуации, формирующуюся в рассматриваемых государствах в зависимости, в первую очередь, от внутренних криминогенных факторов. Такие факторы существуют и развиваются под влиянием криминальных элементов и существующей криминальной среды. Проведенный анализ динамики криминальной ситуации за 2019-2023 гг. имел целью определить тенденции ее развития в свете воздействия на нее возникших в последние годы внешних и внутренних процессов, выявить причины, влияющие на динамику отдельных видов преступности и сделать прогноз возможного развития криминальной ситуации на ближайшие 1-2 года. Для прогноза динамики криминальной ситуации в государствах СНГ использовался метод экспоненциального сглаживания, что иллюстрируется приведенными в статье графиками.

Материалы и методы. Теоретическая основа исследования базируется на выводах и достижениях криминологии, научных изысканиях о преступности как социальном явлении. Учтены причины и события, оказывающие влияние на динамику преступности. В работе были использованы общенаучные и частно-научные методы исследования (синтез, дедукция, анализ, обобщение, наблюдение и др.). Методологической основой исследования являлся системный подход, сравнительный и проблемный подходы.

Результаты исследования. В результате проведенного анализа криминальной ситуации в государствах СНГ установлено, что влияние происходящих мировых событий на состояние преступности в государствах Содружества Независимых Государств в 2023 году не является определяющим для большинства видов преступлений. В большей степени уровень и состояние преступности зависят от тенденций преступности, складывающихся в этих государствах в течение последних лет.

Обсуждение и заключение. В приведенном аналитическом материале определены сектора складывающейся в государствах СНГ криминальной ситуации, на которые необходимо направить усилия правоохранительных органов государств Содружества для эффективной профилактики преступлений и противодействия преступности.

Издание: ПРАВО И УПРАВЛЕНИЕ. XXI ВЕК
Выпуск: том 20, № 3 (2024)
Автор(ы): Гребнева Алла Сергеевна, Гребнев Дмитрий Юрьевич, Смирнов Владимир Георгиевич
Сохранить в закладках
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БССР (1943-1945 ГОДЫ) (2025)

Статья посвящена становлению системы социального обеспечения БССР в первые послевоенные годы. Рассматриваются направления, по которым союзным и республиканским правительствами были приняты важнейшие решения, определившие содержание и развитие государственной поддержки наиболее незащищенных слоев населения. Особое внимание в статье уделено формированию структуры и кадровому обеспечению органов социального обеспечения. Отмечено, что к 1945 году они уже представляли собой устойчиво работающую и понятную населению структуру со штатным расписанием, отделами, организованными по основным видам деятельности, зонами ответственности, полномочиями и подчиненностью. Вместе с тем работа в этом направлении не была лишена недостатков. Ощущалась кадровая проблема. Нехватка специалистов, имевших хоть какой-то опыт работы, соответствующую квалификацию, порой просто достаточный уровень образованности, негативным образом сказывалась на качестве оказания социальной помощи, усложняя и без того непростую ситуацию, обусловленную послевоенной действительностью. Тем не менее в этом направлении велась последовательная и планомерная работа.

Издание: ИЗВЕСТИЯ СМОЛЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (69) (2025)
Автор(ы): МАРТИНКЕВИЧ ИВАН АНАТОЛЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
Сравнительно-правовой анализ законодательства об информационных технологиях в России и Швеции (2024)

ВВЕДЕНИЕ. В статье представлен комплексный анализ нормативно-правовой базы, регулирующей область информационных технологий (далее – ИТ) в России и Швеции, проведена сравнительная оценка ключевых правовых инструментов, концепций и подходов к регулированию, включая ответственность за киберпреступления, процедуры лицензирования, практику стандартизации и безопасность критической информационной инфраструктуры. Кроме того, в статье рассматриваются роли и функции основных регулирующих органов в обеих странах.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Статья подготовлена на основе соответствующих правовых актов России и Швеции. Несмотря на наличие отдельных законов, полностью посвященных ИТ, некоторые положения можно найти в других видах правовых документов (например, в уголовных кодексах или постановлениях правительства). С помощью сравнительного подхода в исследовании очерчиваются рамки и полномочия государственных институтов, осуществляющих регулирование в сфере ИТ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. И в России, и в Швеции наблюдается сходство в определении основных понятий, таких как критическая инфраструктура, что отражает общую проблематику, связанную, например, с вопросами безопасности. Основные законы в области ИТ содержат спектр ключевых терминов, включая, но не ограничиваясь, информационно-коммуникационной сетью / электронной сетью коммуникаций, оператором информационной системы, а также защитой информации / безопасностью сети и информационной системы. Хотя список ключевых определений может показаться довольно сходным, шведское законодательство, как правило, предлагает более широкие определения с целью охвата более общих областей в рамках ИТ, в то время как российские законодатели фокусируются на применении более конкретных терминов. Однако если в Швеции законодательство тесно связано с нормативной базой Европейского союза (далее – ЕС), то в России применяется более широкий подход, учитывающий новые технологические вызовы, такие как искусственный интеллект. В заключение следует отметить, что для эффективного регулирования ИТ необходимо найти баланс между согласованностью на международном уровне и возможностью адаптации на национальном, что позволит обеспечить высокий уровень кибербезопасности, стимулировать инновации и сохранить гибкость регулирования в динамичной цифровой среде.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Швеция делает ставку на внедрение нормативных актов ЕС, что имеет свои преимущества, такие как гармонизация, внедрение признанной на международном уровне практики, облегчение доступа на рынок и т. д. Однако такой подход может ограничить возможности страны по удовлетворению своих специфических потребностей и повлечь за собой дополнительное бремя, связанное с соблюдением директив ЕС. Более того, изменения в нормативных актах ЕС могут привести к необходимости обновления внутреннего законодательства, что потенциально может вызвать возникновение законодательных пробелов или коллизий, особенно в такой сфере, как ИТ. Сегодня, когда на повестке стоят искусственный интеллект и его риски, невозможно оставаться в стороне и ждать, пока международное сообщество договорится о применимом регулировании.

Издание: МОСКОВСКИЙ ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Выпуск: Выпуск №1 (2024)
Автор(ы): Кириллова Елизавета Борисовна
Сохранить в закладках
Соотношение свободы усмотрения арбитров и принципа справедливости при арбитражном судопроизводстве (2024)

ВЕДЕНИЕ. В статье рассматриваются подходы, выработанные судами Азиатско-Тихоокеанского региона (на примере Сингапура, Гонконга и Малайзии) по вопросам соотношения свободы усмотрения арбитров при рассмотрении споров и соблюдения принципа естественной справедливости. Цель исследования – анализ подходов национальных судов к толкованию принципа естественной справедливости в контексте реализации арбитражем своих дискреционных полномочий (усмотрения) при решении переданных им споров. Риск необеспечения арбитрами баланса свободы усмотрения и естественной справедливости состоит в возможности отмены арбитражного решения.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В качестве материалов для исследования были использованы национальное законодательство стран Азиатско-Тихоокеанского региона, практика арбитражных институтов и судебных органов, а также существующие позиции исследователей института естественной справедливости в арбитраже и практикующих в сфере международного коммерческого арбитража специалистов. Методологическая основа исследования включает общенаучные (анализ) и специальные юридические (сравнительно-правовой) методы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Международный коммерческий арбитраж широко рассматривается как альтернативный судебным разбирательствам в национальных судах механизм разрешения споров. При этом национальные суды часто участвуют в рассмотрении арбитражных решений в контексте их отмены в целях обеспечения соответствия арбитражной процедуры фундаментальным принципам естественной справедливости. Понимание принципа естественной справедливости не одинаково во всех юрисдикциях и зависит от места проведения арбитража, а также от того, какие правила согласованы сторонами для регулирования разбирательства. Арбитражное усмотрение важно для заполнения пробелов, оставленных правилами и руководящими принципами, сформулированными различными арбитражными институтами и практикой.

ОБСУЖДЕНИЯ И ВЫВОДЫ. В рамках исследования рассмотрены подходы национальных судов Сингапура, Гонконга и Малайзии к обеспечению баланса между усмотрением в арбитраже и соблюдением принципа естественной справедливости. На основании проанализированной практики предложены способы минимизации риска отмены арбитражного решения в связи с нарушением естественной справедливости, а именно необходимость установленного процедурного протокола, который обеспечивал бы определенность и устранял проблемы, возникающие в связи с применением арбитражем усмотрения, а также предварительное подробное ознакомление сторон с применяемыми арбитражными институтами процедурами.

Издание: МОСКОВСКИЙ ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Выпуск: Выпуск №1 (2024)
Автор(ы): Капустина Наталья Андреевна
Сохранить в закладках
СУБСТАНДАРТ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ - НАЧАЛА XXI ВЕКА (2025)

В статье говорится об использовании различных субстандартных единиц в художественных и художественно-публицистических текстах второй половины XX века - начала XXI века.

В художественных произведениях XX века лексические единицы из различного вида жаргонов, арго, молодежного сленга являются значительными в количественном плане, хотя все зависит от тематики и коммуникативной цели автора текста.

Поскольку в художественной литературе отражается переосмысленная творческим воображением автора реальная действительность, в XX веке в ряде художественных текстов употребление субстандартной лексики и фразеологии стало необходимым. При этом во многих лингвистических исследованиях отмечается, что активизация субстандартной лексики и ее проникновение в разговорную речь снижают выразительный потенциал лексики и фразеологии стандарта, соотносимого с литературным языком.

Рассматривая субстандартную лексику в рамках художественного пространства российской литературы конца XX - начала XXI века, следует указать, что эта лексика стала активно востребованной в произведениях детективного жанра, в художественных и художественно-публицистических произведениях, осмысливших эпоху большого террора, а также в произведениях о молодежи и для молодежи.

Современные исследования в области субстандартной лексики художественных текстов, репрезентирующих актуальную языковую картину мира, позволяют рассматривать тематическое разнообразие семантических полей национального языка. Современный субстандарт реализует различные функции в художественных текстах, от номинативной до когнитивной и кумулятивной, от выражения эмоций до яркой оценочности. Субстандарт в настоящее время становится источником пополнения стилистически сниженного пласта современной разговорной речи.

Издание: ИЗВЕСТИЯ СМОЛЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (69) (2025)
Автор(ы): Новикова Татьяна Сергеевна
Сохранить в закладках
СООТНОШЕНИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ПРИЗНАКОВ В АРМЯНСКОМ ТЕКСТЕ (2025)

В статье рассматривается соотношение ряда формальных и семантических признаков, входящих в модель армянского текста, которая реализована в русской поэзии. В качестве формальных характеристик к исследованию привлекаются основные части речи, соотношения которых определяют вид описания (статический, динамический), номинальность текста и степень (интенсивность) описания. Кроме них к анализу привлекаются тематические признаки, включающие важные для армянского текста классы: тематические группы религиозной, военной, экзистенциальной лексики, а также параметры, характеризующие ландшафт страны. Соотношение признаков рассматривается в динамическом аспекте - во времени. Изучаются особенности взаимодействия признаков на различных этапах развития армянского текста.

В качестве материала используется выборка из корпуса поэтических текстов про Армению, созданного в рамках проекта «Электронный ресурс “Армянский текст русской поэзии”: репрезентация локального текста русской литературы». В ходе квантитативного анализа применяются меры сходства и расстояния, оценки статистической значимости результатов, а также многомерное шкалирование.

В результате анализа была установлена степень сходства и различия между периодами развития армянского текста, осуществлена группировка признаков модели армянского текста в макроклассы.

Издание: ИЗВЕСТИЯ СМОЛЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (69) (2025)
Автор(ы): АНДРЕЕВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
Сохранить в закладках
СЕМИОТИКА ПРИЗНАНИЙ ОВАНЕСА ГРИГОРЯНА (2025)

Рассматриваются знаковые характеристики стихотворений современного армянского поэта Ованеса Григоряна в переводах на русский язык. В основу работы положена модель осмысления поэтического текста, которая схематически сводится к характеристикам знака (семантика, прагматика, синтактика), особенностям художественного дискурса (эстетически релевантная интерпретация реальности, акцентированное выражение личности автора, многомерная символизация мира) и специфике поэтического мировосприятия (фасцинативная значимость содержания и формы текста). Установлено, что ключевыми темами творчества О. Григоряна являются признания в любви к своему народу и своей стране, размышления о смысле жизни и судьбе человека. Его лирический герой не боится вести прямой разговор с Создателем и порой ставит перед Творцом трудные вопросы. В текстах О. Григоряна можно увидеть сюрреалистические символы, в которых критически оценивается наша эпоха. Поэт подчеркивает, что народ все понимает правильно. Запоминаются его короткие философские верлибры. Его образы допускают множественное толкование и приобретают энигматический смысл. В его стилистике преобладает ирония, порой переходящая в гротеск. Стихотворения поэта интертекстуально соотносятся с Библией, мировой литературой и традициями армянской культуры.

Издание: ИЗВЕСТИЯ СМОЛЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (69) (2025)
Автор(ы): Карасик Владимир Ильич
Сохранить в закладках
СОТРУДНИЧЕСТВО ИРАНА И РОССИИ В БОРЬБЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ: СОСТОЯНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ (2023)

В статье анализируется сотрудничество Ирана и России в борьбе с международным терроризмом на современном этапе. Утверждается, что антитеррористическое взаимодействие, особенно в контексте сирийского конфликта, стало основным фактором их сближения. Оба государства пытаются комплексно подойти к борьбе с терроризмом. При этом объем взаимодействия по силовому аспекту превосходит масштабы использования идеолого-психологических инструментов. В работе исследованы правовые основы антитеррористического сотрудничества между Ираном и Россией, определены формы и уровни взаимодействия в реализации комплексной борьбы с терроризмом. Автор прогнозирует функциональное и географическое расширение взаимодействия сторон в контексте антитеррористической стратегии. Важным направлением названа Центральная Азия, являющаяся значимым каналом распространения не только афганских опиатов, но и радикальной идеологии джихадистов. Отмечается, что активизация Ираном своего участия в ШОС и ОДКБ укрепит потенциал этих институтов в борьбе с нетрадиционными угрозами, расширит возможности совместного участия Ирана и России в урегулировании афганского конфликта. Автор приходит к выводу, что наращивание сотрудничества по линии региональных институтов и расширение спектров двустороннего взаимодействия за счет такой сферы, как кибербезопасность, могут способствовать не только развитию ирано-российского антитеррористического сотрудничества, но и качественному улучшению взаимоотношений двух стран в целом

Издание: МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: Т. 67 № 1 (2023)
Автор(ы): ДЖАББАРИНАСИР ХАСАН РЕЗА
Сохранить в закладках
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РУМЫНИИ И МОЛДОВЫ В НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ (2023)

В статье рассматриваются особенности взаимодействия политических партий Румынии и Республики Молдова с начала 90-х годов до наших дней. Показано, что высокая степень вовлеченности Румынии в политические процессы в Молдове формирует особые условия для межпартийного взаимодействия. Рассматриваются основные темы, которые лежат в основе сотрудничества политических партий двух стран, а также основные направления сотрудничества: образовательные проекты, межпартийный диалог разного уровня, деятельность румынских партий на территории Республики Молдова, включение молдавских политиков в избирательный процесс Румынии

Издание: МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: Т. 67 № 2 (2023)
Автор(ы): Великая Наталия Михайловна, Татаров Роман Александрович
Сохранить в закладках
Создание Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата как основы международного правового режима в области климата (1985–1992 гг.) (2025)

ВВЕДЕНИЕ. В статье рассматривается история создания Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН) и ее роль в качестве основополагающей структуры для международного правового режима климата. В исследовании подчеркивается важность решений, принятых в период разработки Конвенции, анализируется их долгосрочное влияние на глобальное управление климатом. В исследовании изучаются события, предшествовавшие Саммиту Земли (Конференция Рио) в 1992 г/, на котором была принята РКИК ООН, а также рассматривается влияние основополагающих принципов и обязательств Конвенции на последующую климатическую политику, включая Киотский протокол и Парижское соглашение по климату. Целью исследования является контекстуализация Конвенции в рамках более широких исторических и правовых изменений в международном экологическом праве.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Исследование основано на историко-правовом подходе. Используются первичные источники, включая тексты договоров, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, консультативные заключения международных судов и официальные материалы конференций. Кроме того, используемые вторичные источники, такие как академические комментарии, учебники по экологическому праву и журнальные статьи, дают представление об эволюции международного климатического права. Исследование разделено на два основных этапа. 1. Исторический анализ: хронологическое изучение переговоров, предшествовавших РКИК ООН, с упором на Стокгольмскую конференцию (1972 г.), Монреальский протокол (1987) и научные отчеты Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК). 2. Анализ правовых рамок: оценка правовых принципов, закрепленных в РКИК ООН, таких как устойчивое развитие, общая, но дифференцированная ответственность и межпоколенческая справедливость, а также оценка ее институциональных механизмов, включая роль Конференций Сторон (КС).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. РКИК ООН как нормативная основа: несмотря на то что РКИК ООН считалась «рамочной конвенцией», она определила основополагающие правовые принципы, которые впоследствии стали краеугольным камнем управления климатом. Правовые инновации и институционализация: Конвенция установила систему сотрудничества между государствами, создав институциональные механизмы, такие как Конференции Сторон, которые способствовали непрерывной правовой эволюции в управлении климатом. Создание Секретариата РКИК ООН еще больше институционализировало переговоры по климату. Устойчивое влияние на международное право: Конвенция остается точкой отсчета для судебных разбирательств по климату и международных консультативных заключений, особенно в недавних делах в Межамериканском суде по правам человека и Международном трибунале по морскому праву. Эти правовые органы все чаще опираются на принципы РКИК ООН для определения обязательств государств в отношении изменения климата.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. В статье сделан вывод о том, что РКИК ООН, несмотря на ее первоначальные слабости, оказалась устойчивым и основополагающим правовым инструментом в международном управлении климатом. Принципы и процедурные механизмы Конвенции позволили разработать обязательные правовые обязательства, такие как те, что содержатся в Киотском протоколе и Парижском соглашении по климату. Более того, ее гибкая институциональная структура позволила ей адаптироваться к возникающим вызовам, таким как судебные разбирательства по климату и консультативные разбирательства в международных судах. Заглядывая вперед, можно ожидать, что РКИК ООН продолжит формировать будущие правовые обязательства, связанные с действиями по климату, особенно по мере того, как климатические споры становятся все более заметными в международных судебных органах. Исследование подчеркивает сохраняющуюся актуальность РКИК ООН перед лицом меняющихся экологических проблем, подтверждая ее статус правовой основы для глобального управления климатом.

Издание: МОСКОВСКИЙ ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Выпуск: Выпуск 2 (2025)
Автор(ы): ЛИМА Лукас Карлос, Арно ДАЛ РИ Дж.
Сохранить в закладках