В данной работе на основе стохастической модели общего равновесия для малой открытой экономики, ориентированной на экспорт, изучаются два вопроса. Во-первых, анализируется действие глубинных потребительских привычек в такой экономике. В представленной модели формулировка глубинных привычек отличается от общепринятой с учетом импорта в потреблении. Во-вторых, сравниваются между собой различные варианты финансирования роста государственных расходов.
Роль глубинных привычек при экономических шоках выражается в торможении сдвигов кривой спроса домохозяйств. Впервые показано, что глубинные привычки приводят к меньшей волатильности выпуска и потребления и к большей волатильности инфляции. Также в работе показано, что продолжительный шок государственных расходов создает эффект вытеснения в потреблении и выпуске, а быстро затухающий шок – эффект накопления.
Рассмотренное в работе среднесрочное увеличение государственных расходов в силу последующей необходимости балансировки уровня государственного долга приводит к снижению государственного потребления в долгосрочном периоде. По двум критериям (максимизации благосостояния и государственного потребления в долгосрочном периоде) наиболее предпочтительным вариантом финансирования роста государственных расходов оказывается использование национального фонда, инвестированного в иностранные активы, или внешнего долгового рынка.
Продемонстрирована значимость прав и свобод человека и гражданина в правовой системе государства. Предпринята попытка показать текущее состояние прав и свобод личности, через осмысление юридического инструментария, отвечающего за их защиту и охрану в правоприменительной сфере. Автором проанализированы некоторые особенности охраны и защиты гарантий прав и свобод индивида в плоскости правоприменения в современный период. Особое внимание уделено анализу процессуального опосредования правоприменительной деятельности с акцентом на значимости процессуальной составляющей в рамках реализации норм материального права.
В статье приведены сведения о гранулометрическом составе грунтов центральной поймы р. Десны в верхнем и среднем течении протяженностью 256 км. Рассмотрены факторы, определяющие общую картину соотношения фракций (по материалам более 100 проб). Систематизированы сведения о различиях гранулометрического состава пойменных отложений в среднем течении р. Десны. Различия состава пойменных отложений сопоставляются на уровне 18 отрезков течения, обособленных по геолого-геоморфологическим особенностям строения долины. Показано, что различия соотношения фракций формируются под влиянием как общих закономерностей изменения состава наносов вниз по течению, так и локальных особенностей источников поступления материала, обусловленных различиями строения долины и водосборного бассейна.
Представлены результаты исследования смещения русел за 2000–2023 гг. на 55 ключевых участках, расположенных на реках разной величины, протекающих в условиях различных ландшафтов Удмуртии. Скорости размыва определялись с помощью реперов и инструментальной съемки с применением беспилотных летательных аппаратов. Для анализа полученных результатов реки были разделены на 4 группы по величине их порядков (по методике А. Шайдеггера). Максимальные размывы характерны для рек с порядком выше 14 (до 15 м/ год), для средних рек с порядком 9–14 эти величины составляют 6–8 м/год. Для малых рек с порядком 6–9 максимальные размывы достигали 5.5 м/год, а для очень малых рек (порядок 6 и менее) соответственно до 4.2 м/ год в естественных условиях и до 8.1 м/год при техногенном вмешательстве. Получены статистические показатели среднегодовых и максимальных размывов на реперных участках за рассматриваемый период. Корреляционный анализ показал наличие высокой достоверной связи между скоростью размыва и порядком реки и, соответственно, среднегодовыми и максимальными расходами. Приводится анализ размывов за 23-летний временной интервал с определением уравнения тренда по выделенным группам рек.
Актуальность. В трансграничном бассейне р. Урал в течение последних десятилетий наблюдается довольно напряженная водохозяйственная и экологическая обстановка. Имеющиеся противоречия в понимании происходящих гидрологических и экологических изменений в самой р. Урал, а также в многочисленных ее притоках, обусловливают необходимость всестороннего изучения влияющих естественных и антропогенных факторов, выявления их значимости в межгосударственном масштабе и применения полученных материалов в системе управления водопользованием и водоохранными мероприятиями по бассейну реки в целом. Исходя из сказанного выше, в статье излагаются результаты исследования малых рек бассейна р. Урал в пределах Российской Федерации, характеризующихся особенностями изменения речного стока и экологических условий в них в зависимости от влияния совокупности естественных и антропогенных факторов.
В качестве исходной информации использованы опубликованные и фондовые источники, а также материалы, полученные в результате выполнения многочисленных научных исследований и изысканий по бассейну реки под научным руководством автора.
В результате проведенного исследования выявлены особенности влияния хозяйственной деятельности человека на малые реки и природные комплексы их водосборов. Раскрыты характеристики пространственной и временной изменчивости факторов, влияющих на изменение склонового и речного стока, изучены особенности влияния антропогенных факторов на качество воды в водных объектах и экологические условия в них, обоснованы предложения по экологической реабилитации, сохранению и восстановлению малых рек – притоков различного порядка трансграничной реки Урал
В статье рассматривается исторический опыт формирования и развития в период становления нового единого русского государства в XVI-XVII веках Боярской думы как высшего совещательного органа государственного управления, основанного на принципах сословного представительства. Обращено внимание на историческую характерность для допетровского периода развития Русского государства практики включения в систему государственного управления совещательных органов, основанных на принципах сословного представительства в качестве элемента контроля и ограничения власти верховного правителя и сдерживания абсолютистских тенденций в государственном управлении.
В статье приводятся позиции ученых относительно развития в России гражданского судопроизводства. Автором рассматриваются этапы становления гражданского процесса с периода славянских общин (VI-VII вв.) до военно-судебных реформ Петра I (XVIII-XIX вв.). Приводятся примеры из судебной практики по гражданским делам о защите частных и публичных интересов в стадии становления русского судебного процесса. В основных положениях отмечается влияние внешнеполитической и внутренней обстановки страны на гражданский процесс.
Статья посвящена концептуально-методологическим основам создания государственно-правовой модели антикоррупционной деятельности. Исходя из анализа доктринальной, законодательной, правоприменительной базы Республики Беларусь и Российской Федерации, выделяется стратегия и тактика борьбы в рамках единого антикоррупционного механизма. Именно антикоррупционное законодательство как новый циклический массив во многом определяет динамику государственно-правовой реальности. Система антикоррупционной безопасности на уровне личности, группы, государства способствует консолидации общества и сокращению социальной базы коррупции.
Антикоррупционное воспитание является актуальной и перспективной мерой предупреждения коррупции. Однако проблемы содержания антикоррупционного воспитания и его генезис в науке недостаточно изучены. Цель - проследить возникновение и развитие в отечественной педагогической мысли научной категории антикоррупционное воспитание, рассмотреть его содержание в динамике. Основой исследования выступили теоретические методы научного познания: анализ и синтез, аналогия и обобщение, системный и диалектический методы, а также исторический. Изучение памятников российского права и трудов отечественных педагогов позволило проследить процесс возникновения и развития категории антикоррупционное воспитание в период IX-XXI вв. Исследование показало, что основными элементами антикоррупционного воспитания с древнейших времен до наших дней выступают: культурно-исторические ценности и морально-нравственные идеалы, установки личности, гражданские и нравственные качества личности, антикоррупционное поведение. В результате анализа определено, что все многообразие элементов содержания антикоррупционного воспитания может быть объединено в две группы: аксиологический и деятельностный компоненты. Аксиологический компонент составляют: нормы морали и нравственности, ценности правды и справедливости, гражданственность; качества личности: законопослушание, честность, правдивость, бескорыстность, дисциплинированность, трудолюбие, чувство ответственности, чувство долга. Деятельностный компонент представлен пассивным и активным антикоррупционным поведением. Практическая значимость работы состоит в установлении основных компонентов содержания антикоррупционного воспитания в динамике, что позволяет выработать наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
Предлагается обсудить сложную и изменчивую геополитическую идентичность региона Центральной Азии, который исторически служил важным мостом между восточными и западными цивилизациями, где часто происходила торговая деятельность и обмен информацией по траектории Шелкового пути. В исследовании анализируется состояние сосуществования «закрытости и связанности» стран Центральной Азии, а также посредническая роль, которую они играли в различные исторические периоды. С распадом Советского Союза пять государств Центральной Азии начали формировать новую структуру идентичности и внешнего восприятия, в связи с этим, автором анализируется внутренняя структура региона и её динамика, включая: процесс российской экспансии; меняющиеся модели управления; административные и параллельные структуры, унаследованные центральноазиатскими государствами после распада Советского Союза. Исследование опирается на результаты, полученные при анализе источников в рамках цивилизационного подхода в аналитике центрально-азиатской идентичности, в сочетании с методами историкосравнительного анализа. На основании результатов исследования автор предлагает гипотезу новых исторических нарративов и их влияния на построение национальных идентичностей в контексте плюралистического и многолинейного характера развития государств «Большой пятёрки», входящих в настоящее время в Содружество Независимых Государств.
Сотрудники - ключевой и критически важный ресурс в организации. Ввиду этого растет спрос на инновационные подходы к повышению мотивации, вовлеченности и производительности персонала. Практика геймификации, первоначально применявшаяся в маркетинге и образовании, набирает популярность в корпоративной среде благодаря своей способности повышать мотивацию сотрудников и стимулировать их вовлеченность с помощью игровых элементов. Цель - изучить преимущества интеграции геймификации персонала во внутренние управленческие процессы, а также обозначить проблемы и вызовы, с которыми при этом может столкнуться организация. Использован подход, сочетающий анализ тематических исследований и общедоступной информации. Подтверждено, что геймификация может стать эффективным инструментом, вовлекающим сотрудников в рабочий процесс, но при этом она требует определенных условий, включающих техническую оснащенность, учет психофизических и культурных особенностей персонала. Определены основные метрики для оценки эффективности геймификации: 1) уровень вовлеченности; 2) производительность труда; 3) снижение текучести кадров; 4) уровень удовлетворенности; 5) показатель командной работы; 6) рентабельность инвестиций. Обнаружены наиболее часто применяемые элементы геймификации, такие как система лидербордов и грейдов, внутренняя валюта компании.
Цель. Сформулировать принципы необходимых изменений в содержании и методологии курса отечественной истории в школьном образовании.
Процедура и методы. Сопоставлены государственная историческая политика в сфере образования и репрезентация героев в курсе истории с реалиями и вызовами текущей исторической ситуации для России; проанализированы значимые исследовательские подходы к проблемам исторического образования, социальной памяти и манипуляции сознанием. В исследовании применены методы: историко-генетический, сравнительно-исторический и историкосистемный.
Результаты. Выявлено фундаментальное несоответствие существующего и насаждаемого в российском историческом образовании пантеона национальных героев интересам национальной безопасности России. Установлены диссонансы и конфликты в наборе персоналий, преподносимых российским школьникам в качестве национальных героев – образцов для подражания. Сделан принципиальный вывод о необходимости чёткой формулировки пантеона национальных героев, чёткого указания антигероев для внесения определённости и формирования внятного перечня ценностей в сознание юных граждан России.
Теоретическая и/или практическая значимость. Аккумулированная и соответствующим образом интерпретированная в статье информация, полученные по итогам анализа выводы и рекомендации могут быть использованы в нескольких ракурсах. В частности, для дальнейших научных исследований актуальных проблем российского образования. Также для выработки и реализации практических мер по изменению и содержания и методологии школьного курса истории Отечества в русле защиты долгосрочных интересов России как самобытного цивилизационного субъекта в мировой истории, формирования созидательного патриотического мировоззрения у поколения молодых россиян.