Ключевым условием оказания своевременной и качественной медицинской помощи является наличие достаточного количества квалифицированных медицинских кадров. При этом общей для современных систем здравоохранения проблемой становится кадровый дефицит и, как следствие, высокая нагрузка на медперсонал, сопряжённая с риском врачебных ошибок и профессионального выгорания. Другая проблема связана с развитием медицинских технологий и оборудования, а также цифровизацией множества процессов, что требует от медработников постоянного расширения своих компетенций. Отсюда - необходимость поиска решений, касающихся, во-первых, привлечения и стимулирования медицинских кадров, во-вторых, снижения нагрузки на врачебный и средний медицинский персонал и, в-третьих, повышения квалификации медицинских специалистов. В статье представлен обзор направлений научных исследований, которые в целях решения указанных проблем в рамках московской государственной системы здравоохранения проводятся под эгидой НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы (НИИОЗММ ДЗМ). Представлены результаты исследований, касающиеся качества медицинского образования; развития системы наставничества; работы институтов оценки квалификации медицинских специалистов; повышения роли и расширения функций медицинских сестёр; использования в медицинских организациях труда работников без медицинского образования; траекторий профессионального и карьерного роста медицинских специалистов; развития компетенций для работы с пациентами иной этнокультурной и конфессиональной принадлежности; повышения эффективности сопровождения пациентов с несколькими хроническими заболеваниями; роли медицинских работников в формировании у населения приверженности принципам здорового образа жизни; условий труда и движения кадров в столичном здравоохранении; оценки интеллектуального потенциала медицинских организаций.
Исследование посвящено анализу влияния удаленной работы на продуктивность и благополучие сотрудников.
В статье рассматриваются результаты исследований из разных уголков мира, показывающие, как дистанционный формат воздействует на эффективность труда, психологическое состояние работников и экономическую эффективность предприятий.
Проанализированы методы и подходы к организации удаленной работы, включая юридическую регламентацию, технологическую поддержку и психологические аспекты взаимодействия в команде.
Особое внимание уделяется изменениям в самоорганизации, мотивации и социальном взаимодействии сотрудников.
Результаты исследований демонстрируют положительные тенденции в производительности и благополучии сотрудников при правильном подходе к организации дистанционной работы.
Статья посвящена вопросам отражения в номинативных единицах представлений о лицах, прибывших из других государств, на различных исторических этапах. Актуальность работы обусловлена развитием антропоцентрической лингвистики, изучающей язык с позиции его соотношения с человеком, его мышлением и осознанием действительности. Целью работы является проследить процесс эволюции лексической группы обозначений лиц, прибывших из других государств, а также установить причины смены наименований указанной группы и их взаимосвязь с социально-политическими изменениями в определенные исторические периоды. Для достижения поставленной цели были охарактеризованы основные этапы формирования и развития группы терминов в языке, выявлены принципы ее эволюции. В ходе проведения исследования были рассмотрены наименования, использовавшиеся для обозначения иностранных лиц в период с XI в. по настоящее время в текстах юридических документов. Приведены данные о распределении наименований по хронологической шкале и установлены мотивирующие признаки, лежащие в основе каждого наименования. Рассмотрение наименований в речевом контексте позволило более точно определить значение терминов в конкретный исторический период, учитывая специфику картины мира законодателей того времени. Проанализированы способы номинации рассматриваемой группы терминов, установлены наиболее продуктивные терминоэлементы для образования терминов данной группы и произведена попытка установить их взаимосвязь с экстралингвистическими факторами. Выявленные закономерности позволяют сделать вывод о ведущей роли экстралингвистических факторов как причины диахронического изменения наименований лексической группы, обозначающей лиц из других государств.
Выравнивание уровня жизни населения разных регионов России - один из приоритетов социально-экономической политики государства, однако отсутствие единых подходов к оценке и измерению уровня жизни создают значительную проблему в решении данной задачи. В исследовании предпринята попытка на основе метода динамического норматива и системного анализа взаимосвязи социально-экономических показателей создать комплекс мониторинга и оценки уровня жизни. Исходя из этого, целью работы является разработка и апробация методики системного анализа уровня жизни на примере регионов Дальнего Востока. Первым результатом исследования является формулирование взаимосвязи показателей, характеризующих уровень жизни и функционирования социально-экономической системы в их взаимосвязи друг с другом. Разработано 4 ориентированных графа из 9 показателей, основанных на основных теориях бедности. На основе графов при помощи метода динамического норматива рассчитаны показатели уровня жизни регионов Дальнего Востока, по той же методике проведено сравнение с общероссийскими показателями, для чего создан автоматизированный комплекс оценки уровня жизни. Выявлены причины отличий уровня жизни от потенциально возможного на основе анализа инверсий и генезис этих расхождений относительно социально-экономической системы (внутренний или внешний). Наиболее часто встречающиеся проблемы, приводящие к низкому уровню жизни на Дальнем Востоке включают низкий уровень доходов при высоком темпе роста цен, низкую производительность экономики и/или высокую долю теневого сектора, недостаточную обеспеченность социальной инфраструктурой. Выявлено, что Чукотский АО, Еврейская автономная, Магаданская и Сахалинская области, Хабаровский край отличаются наихудшим уровнем жизни в Дальневосточном федеральном округе, и показаны пути решения этой проблемы.
В данной статье проведено исследование клиентоориентированности государственных структур с целью выбора перспективных направлений развития государственных услуг и системы управления этими услугами, которая формируется с целью выявления социальных резервов и основана на выявлении ключевых факторов успеха.
Для обеспечения клиентоориентированности государственных структур необходимо также внедрение системы управления внутренними информационными ресурсами.
В статье представлен анализ сильных и слабых сторон, их взаимосвязей, который необходим для выявления основных критериев улучшения качества обслуживания клиентов.
В статье доказано, что в практическом исполнении внедрение системы управления услугами с использованием внутренних информационных ресурсов может стать основой развития системы предоставления государственных услуг.
Целью проведённого исследования являлось выявление мотивов, ценностных и поведенческих установок, предпочтений, оказывающих влияние на развитие образовательного потенциала населения субъектов Северо-Кавказского федерального округа РФ. Определены основные проблемы доступности и качества в получении образования на разных стадиях его формирования, дана оценка влияния экономических, социальных и культурных ресурсов семьи на образовательные траектории. Исследование проводилось в южных национальных регионах России путём онлайн-опроса «Выявление особенностей социо-демографического, экономического и трудового поведения населения». Приведены результаты анализа полученных эмпирических данных. Показано, что определяющее влияние на образовательные траектории семей на Северном Кавказе оказывают, прежде всего, социокультурные факторы. Сформулированы направления развития образовательного потенциала населения СКФО, нацеленные на повышение качества и практической ценности образовательных программ, развитие приоритетных областей подготовки специалистов. Сделан вывод о том, что для совершенствования системы образования необходим комплексный подход, затрагивающий все уровни - от школьного до высшего и дополнительного образования. Ключевыми аспектами формирования программ развития образовательного потенциала являются практико-ориентированность обучения, доступность качественного образования для всех категорий населения, учёт этнокультурного многообразия и ориентация на приоритетные для развития региона направления подготовки кадров.
Для определения перспектив расширения межгосударственного сотрудничества с Республикой Казахстан необходимо провести оценку социо-эколого-экономического состояния приграничных регионов Зауралья и юга Западной Сибири. В первую очередь в Российской Федерации должны быть созданы условия, способствующие развитию человеческого капитала и прекращению оттока населения с приграничных территорий страны, что возможно при условии превосходства в социо-эколого-экономических показателях регионов страны над сопредельными зарубежными территориями. Оценка перспектив межгосударственного сотрудничества рассматриваемых регионов предполагает проведение анализа показателей, характеризующих состояние их экономики, социальной сферы и экологической обстановки. Для реализации поставленной цели в статье использованы статистические и математико-статистические (метод главных компонент, итерационный кластерный метод) методы. Анализ показал, что для приграничных регионов Зауралья и юга Западной Сибири характерен переток трудоспособного населения в города, что связано с ростом обрабатывающих производств. Даже при низкой плотности сельского населения эти регионы вносят существенный вклад в продовольственное обеспечение субъектов РФ и сопредельных территорий Республики Казахстан, что повышает ценность человеческого капитала этих регионов. Для комплексного отображения социо-эколого-экономического состояния на основе 13 показателей разработаны три интегральных показателя, характеризующих регионы по уровню социо-эколого-экономического развития. С точки зрения социально-экономического потенциала для межрегионального и межгосударственного сотрудничества наиболее перспективными являются Тюменская, Новосибирская области и Республика Башкортостан. Наиболее депрессивным среди рассматриваемых регионов является Курганская область, где необходима корректировка мер по улучшению демографического состояния, развития экономики и социальной сферы. Результаты исследования могут использоваться для разработки программы устойчивого развития территорий на региональном и федеральном уровнях.
В статье проанализирована продолжительность поиска работы безработными и представлена оценка потерь в производстве ВРП в регионах России. Потери в производстве ВРП рассчитаны с учётом выработки на одного занятого по численности безработных, сохраняющих свой статус более шести месяцев. Это позволяет производить оценку экономических последствий безработицы, связанных с наиболее опасной, длительной, безработицей. Отмечается сохранение значительной региональной дифференциации как по масштабам длительной безработицы, так и по выработке на одного занятого. Анализ произведён по данным «Обследований рабочей силы» Федеральной службы государственной статистики России. Наибольшая доля безработных с продолжительностью поиска работы более полугода отмечается в республиках Северо-Кавказского федерального округа, а потери в процентах от ВРП - в Республике Ингушетия (в 2021 г. потери составили более 21%), минимальные потери в Санкт-Петербурге. Уровень безработицы в нашей стране снижается, однако во многих регионах доля безработных с продолжительностью поиска работы более полугода остаётся существенной и составляет более 40% безработных, а в некоторых регионах в 2023 г. отмечено его увеличение. Для того, чтобы эти краткосрочные изменения не привели к росту длительной безработицы и в этих, и в других регионах, а также соответственно к увеличению потерь в производстве валового продукта и росту напряжённости на рынке труда в условиях цифровизации, необходимо и в дальнейшем уделять внимание этой проблеме и реализовывать меры по стимулированию и мотивации этих безработных, а также потенциальной рабочей силы к переходу в категорию занятого населения.
В статье рассматривается проблема повышения качества подготовки выпускников 11 классов к ЕГЭ по математике профильного уровня, при этом особое внимание в статье уделено решаемости заданий с развернутым ответом. Основой для исследования послужили статистические данные о решаемости заданий с развернутым ответом выпускниками 11 классов двух субъектов Российской Федерации – Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Авторами статьи проведен сопоставительный анализ ошибок, допущенных выпускниками 11 классов обоих субъектов при решении групп двухбалльных, трёхбалльных и четырёхбалльных заданий.
В результате сопоставительного анализа было выявлено, что обучающимися обоих субъектов допускаются одни и те же категории ошибок, но в разном процентном соотношении. Кроме того, в вопросах применения различных дополнительных методов решения выпускники 11 классов субъекта N1 применяют более разнообразные методы. В то же время и ошибки, допущенные выпускниками 11 классов этого субъекта при решении, более специфичные. Проведенный авторами статьи сопоставительный анализ ошибок позволяет классифицировать ошибки, допущенные выпускниками, следующим образом.
1. Ошибки применения алгебраических формул и свойств функций.
2. Ошибки применения основных геометрических понятий и теорем.
3. Ошибки построения математических моделей.
4. Ошибки решения уравнения и неравенств.
5. Вычислительные ошибки.
По результатам проведенного сопоставительного анализа сформулированы рекомендации по повышению качества подготовки выпускников 11 классов к ЕГЭ по математике профильного уровня, которые включают в себя рекомендации для образовательных организаций (включая межсубъектное взаимодействие), учителей математики, обучающихся.
Многие страны сталкиваются с сокращением численности населения. Из-за нехватки рабочей силы звучат призывы к сокращению экономики, и одним из решений является трудоустройство женщин, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов). Но что значит брать на работу людей с ограниченными возможностями здоровья? В 2006 г. была принята Конвенция ООН о правах инвалидов, которая изменила парадигму в отношении инвалидности с «медицинской» модели на «социальную». Три страны Восточной Азии (Китай, Южная Корея и Япония) приняли различные меры для реализации принципов этой Конвенции. В статье рассмотрены эти меры, которые были приняты этими странами для реализации ст. 8 «Просветительно-воспитательная работа» из доклада Конвенции о правах инвалидов, и их оценка Комитетом ООН по правам инвалидов. Проведён также авторский анкетный опрос, цель которого - понять, как отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (инвалидам) меняется в обществе трёх исследуемых стран. Парадигма, при которой вопросы, связанные с инвалидностью, являются не индивидуальными, а общественными, влияет на то, как мы должны относиться к инвалидности. Даже в этих трех странах, тесно связанных между собой в культурном и экономическом плане, наблюдаются значительные различия в восприятии инвалидности и в том, насколько сильно сохраняется «медицинская» модель. Как каждая страна должна реагировать на эту ситуацию? Предполагается, что эти усилия будут продолжены для улучшения рынка труда и создания благоприятных условий для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Статья посвящена изучению проблем и методов подготовки экономистов с учетом совершенствования сложившихся систем экономического образования, развития и повсеместного внедрения в жизнь его главных принципов: непрерывности, междисциплинарности и профессиональной направленности, а также с целью совершенствования системы управления образовательной средой при подготовке педагогов-наставников в сфере экономики как основной части хозяйственного механизма безопасного общественного производства, непрерывно связанного с повсеместным использованием результатов развития науки, техники; с совершенствованием организационных форм этой специфической деятельности. Особое внимание в статье уделено изучению опыта зарубежной системы правового и экономического воспитания и образования в ретроспективе социально-экономических изменений траекторий развития США и стран Европейского союза. Авторская позиция необходимости изучения изменений воспитательной и образовательной деятельности в сфере экономики и правового
регулирования общественных ценностей в странах с развитой экономикой обусловлена актуальными процессами трансформации потребностей в системе высшего и среднего образования. Изменения стандартов качества продукции, условий и средств производства, и, наконец, качества жизнедеятельности населения в целом обусловили новые направления реализации программ подготовки в области повышения экономической и правовой культуры граждан.
Основные новшества затронули сегодня технико-технологические, культурные и профессиональные характеристики потребительских свойств, а также общие тенденции развития стран и их влияние на желание, возможность и ресурсы государств реализовывать воспитательные и образовательные мероприятия по повышению экономико-правовой культуры общества.
Особо остро в современных условиях проявляются проблемы несоответствия современных потребительских интересов с подменой общественных традиционных ценностей при реализации процессов воспитания экономической и правовой культуры населения стран. Кроме того, процессы резкого роста цифровых компетенций граждан по сравнению с прошлыми периодами вносят сегодня свои, не всегда положительные коррективы для формирования основ воспитательной и образовательной функции государств в части разработки и внедрения экономико-правового инструментария для создания и регулирования благоприятных условий жизнедеятельности населения.
Данное исследование фокусируется на прагматической специфике удивленного переспроса в англо- и испаноязычном художественном дискурсе. Художественный дискурс является воплощением вербального сообщения, способным передавать эстетическую, эмоциональную, образную, а также оценочную информацию, которая объединена в идейно-художественном содержании текста. В целом художественный дискурс представляет собой сложный и многогранный языковой феномен, который отражает культурные и художественные ценности общества. В рамках настоящей работы дискурсивные маркеры рассматриваются как языковые средства, которые связывают высказывания между собой и позволяют создать связный текст, что является важным элементом коммуникативного процесса. Дискурсивные маркеры со значением удивленного переспроса в английском и испанском языках способны акцентировать внимание адресата как на отдельных компонентах предложения-высказывания, так и на всем предложении-высказывании в целом. В англо- и испаноязычном художественном дискурсе данные лексические единицы вносят в высказывание различные оттенки дополнительных значений (смыслов), влияя на значение высказывания в целом, тем самым формируя прагматический эффект акта коммуникации (дискурса). Таким образом, дискурсивные маркеры усиливают выразительность речи и способны влиять на эмоционально-экспрессивную окраску высказывания. Особое внимание уделяется тому, как изучаемые лексические единицы со значением удивленного переспроса способствуют созданию эмоциональной окраски текста, усилению драматичности ситуации и формированию особой стилистики произведения. Исследование позволяет более глубоко понять особенности использования дискурсивных маркеров в художественном дискурсе и их воздействие на восприятие читателя, а также раскрывает специфику взаимодействия автора и читателя через использование дискурсивных маркеров в литературном произведении.