В статье рассматриваются возможности оптимизации отраслевой структуры железнодо-рожных грузоперевозок в восточном направлении при ограниченной мощности Восточного поли-гона. Цель работы заключается в оценке экономических эффектов от частичной замены экс-портных перевозок угля другими грузами.
С помощью оптимизационной межотраслевой межрегиональной модели (ОМММ-транс-порт) выполняется сценарное прогнозирование развития экономики до 2030 г. для различной то-варной структуры перевозок. Альтернативные варианты сравниваются по объему валовой про-дукции, конечного потребления и занятости по России и в региональном разрезе. Оценивается также разница налоговых поступлений в бюджетную систему страны между сценариями.
Расчеты показали, что оптимальным вариантом замены 8 млн т угля на Восточном полигоне является комбинация зерна, цветных металлов и нефтепродуктов. Дополнительный прирост ко-нечного потребления в 2030 г. оценивается в 1,2%. Реализация оптимального варианта потре-бует государственной поддержки некоторой реструктуризации экономики страны.
В связи с чрезвычайным разнообразием условий хозяйствования уровень межрегиональных различий в России уникален. Меру этих различий обычно измеряют традиционными индикаторами вариации на базе показателей душевого ВРП. Однако движение коэффициента вариации хотя и отражает системные свойства исследуемого объекта, может не уловить структурных пространственных сдвигов. Но именно эти смещения, если они устойчивы, представляют особый интерес и как предмет научного исследования, и как объект управления со стороны органов власти. Основной вопрос, который ставится в статье, состоит в следующем: существует ли связь между уровнем экономического развития региона и его «склонностью» к структурным перемещениям? Или иначе: насколько устойчиво положение территории в межрегиональном рейтинге показателей душевого ВРП, зависит ли оно от значения душевого ВРП? Оказалось, что заметные структурные перемещения (преимущественный рост или всё большее отставание душевого ВРП региона относительно среднего по стране значения) являются прерогативой, прежде всего, территорий с уровнем душевого ВВП, близким к среднему.