Авторы проводят обстоятельный анализ проблемы экстремизма и терроризма как одного из существенных факторов, угрожающих национальной безопасности и целостности российского государства. В статье раскрываются внутренние экономические, социально-политические, идеологические и внешние причины экстремистских проявлений, их влияние на многие сферы жизни российского социума. Авторы подчеркивают, что противодействие экстремизму и терроризму - сложная и многогранная задача, требующая консолидации усилий государства, гражданского общества и каждого гражданина.
Статья посвящена анализу ценностных установок государственных служащих. Авторы показывают их взаимосвязь с эффективностью государственного управления, представляют основные результаты исследования отношения студенческой молодежи к эффективности государственного управления, выявленные в ходе контент-анализа эссе студентов, а также показывают зависимость ценностных установок государственных служащих от политической, экономической ситуации в стране, ее культурных особенностей, исторического контекста. Цель исследования заключается в выявлении проблемных зон при формировании ценностных ориентаций государственных служащих и выработке предложений по их коррекции для повышения эффективности государственного управления.
В современных геополитических условиях и глобальной экономике морская логистика играет определяющую роль в международном перемещении грузов и мировой торговле. Достаточно сказать, что на ее долю приходится 80% всех транспортных перевозок. Россия, территория которой омывается многими морями, имеет выходы во все мировые океаны и является одной из ведущих морских держав.
В предлагаемой статье дается развернутый анализ состояния современных морских коммуникаций, роли и места России в международной морской транспортной системе. Исследуются проблемы, препятствующие более интенсивному развитию отечественной морской отрасли и эффективной интеграции России в международные логистические цепочки; рассматриваются действия недружественных стран по осуществлению недобросовестной конкуренции и проведению противоречащей международному праву санкционной политики.
На основе проведенного комплексного анализа с учетом сложившихся в мире реалий сформированы предложения, позволяющие выработать меры по укреплению экономических позиций России в сфере международных морских сообщений, эффективному развитию отношений в этой сфере с нейтральными и дружественными государствами (прежде всего БРИКС), а также в направлении укрепления национальной безопасности Российской Федерации.
Энергетические системы всех стран мира в условиях вооруженных конфликтов всё чаще подвергаются не только кибератакам, но и внешним физическим атакам, в том числе с использованием передовых технологий (например, беспилотных аппаратов). Поскольку от функционирования таких систем зависит национальная безопасность страны, актуализируются вопросы своевременного пресечения подобных атак и выявления лиц, их осуществляющих. Немаловажная роль в данном процессе отводится криминалистическим средствам, приемам и методам расследования преступлений. В этом направлении выделяются проблемные аспекты, связанные с характеристиками объектов энергетического комплекса, технологиями их функционирования, типами беспилотных аппаратов и их конструктивными особенностями, а также современными техническими и кадровыми возможностями правоохранительных органов по обеспечению процесса обнаружения, фиксации и изъятия следовой информации. На уровне деятельности правоохранительных органов криминалистика должна реализовывать свою обеспечительную функцию в аспектах совершенствования технических, тактических и методических разработок в области расследования актов незаконного вмешательства в деятельность объектов энергетического сектора. Настоятельно требуют решения вопросы, связанные с технической оснащенностью следственных органов в целях эффективного выявления и сбора полной следовой и доказательственной информации.
Статья посвящена анализу понятия и принципов национальной безопасности. Национальная безопасность рассматривается как комплексное явление, охватывающее различные аспекты жизни страны и ее граждан, включая политическую, экономическую, социальную, информационную и военную сферы. С юридической точки зрения, национальная безопасность представляет собой не только фактическое состояние, но и правовой режим, обеспечиваемый системой правовых норм и институтов. Автором отмечено, что в российском законодательстве понятие национальной безопасности закреплено в Федеральном законе «О безопасности» и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Согласно этим документам, национальная безопасность определяется как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие страны. В статье отмечено, что в юридической науке и практике выделяется ряд принципов национальной безопасности, которые лежат в основе формирования и реализации государственной политики в этой сфере. Одним из ключевых принципов является принцип законности, который предполагает, что все меры по обеспечению национальной безопасности должны осуществляться в строгом соответствии с Конституцией и законодательством страны. Этот принцип имеет особое значение в правовом государстве, так как он гарантирует, что деятельность по защите национальных интересов не будет противоречить правам и свободам граждан.
В настоящем исследовании раскрыты проблемы и особенности современного состояния обеспечения сельскохозяйственного производства регионов Российской Федерации. Изложены основные аргументы, доказывающие целесообразность включения в методологию управления аграрным сектором целевых качественных показателей (повышение эффективности функционирования аграрного сектора, наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров до уровня, обеспечивающего продовольственную безопасность региона), устанавливаемых в соответствии с исходной и прогнозируемой ситуацией в сфере обеспечения населения продовольствием, что позволило, на основе методов статистического прогнозирования, построить матрицу ключевых направлений в развитии сельскохозяйственного производства при соблюдении требований национальной безопасности, выявить существенные различия между регионами, обосновать оптимальное соотношение для каждой территории между производительностью и рентабельностью, производством и потреблением сельскохозяйственной продукции. Разработка адаптированных к современным условиям социально-экономического и научно-технического развития общетеоретических положений оценки роли сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в российских регионах с различными природно-климатическими условиями, а также научно обоснованных рекомендаций по вопросам объемов и направлений расширения сельскохозяйственной специализации даже в регионах с неблагоприятными природно-климатическими условиями определяют научную значимость полученных результатов.
Введение: в статье раскрывается актуальность пересмотра подходов к образованию и воспитанию в условиях трансформации геополитических угроз, внутренней и внешней политики России.
Материалы и методы: в качестве материальной основы в статье использованы нормативные правовые акты, в том числе Конституция Российской Федерации; научные источники; применены общенаучные и специальные юридические методы, в частности метод сравнительного правоведения.
Результаты исследования: рассмотрены политико-правовые особенности формирования национальных приоритетов в образовании и воспитании с учетом их влияния на социально-экономическое развитие страны.
Обсуждение и заключение: в настоящее время переосмыслению подвергается вектор духовно-патриотического воспитания будущего поколения с учетом тех вызовов и угроз, с которыми столкнулась Россия в последние годы. Накопленный опыт либерального реформирования системы образования и воспитания, начиная с 90-х годов прошлого столетия, привел к необходимости трансформации идеологических основ этого стратегически важного направления внутренней политики, определяющего направления национальной безопасности.
За последние три десятилетия некоторые банды и картели в Латинской Америке и Карибском бассейне (ЛАКБ) достигли новых эволюционных уровней, создав угрозу территориальной целостности государств. Эти преступные организации (ПО) непрерывно внедряют организационные и технологические инновации, что способствует их милитаризации. Цель данной работы на примере ряда латиноамериканских банд и картелей показать милитаризацию этих ПО как фактор их трансформации в де-факто политические субъекты криминального мятежа и участников внутреннего вооруженного конфликта. Установлено, что влияние милитаризации на эволюцию преступных организаций в условиях криминального мятежа коренным образом отличается от влияния на организованную преступность кооптации ею сотрудников силовых ведомств и получения преступниками доступа к вооружению в тех странах, где отсутствуют условия для криминального мятежа. Данный вывод основывается на том, что в криминальном мятеже милитаризация преступных организаций делает возможным прямое противодействие государству со стороны преступников вплоть до создания прямой угрозы его территориальной целостности. Вследствие этого преступные организации способны выступать в качестве де-факто политических субъектов, чем создаются условия для возникновения внутреннего вооруженного конфликта. Также выявлены основные типы милитаризации преступных организаций.
Введение. Война занимает особое место в развитии человечества, т. к. представляет собой неотъемлемую часть его истории. Проблема войны является предметом междисциплинарных исследований на протяжении всего периода становления социальных наук. Осмысление противоборства народов и отдельных социальных групп имеет место в философской мысли со времен возникновения первых крупных цивилизаций. На современном этапе развития общества проблематика войны тесно сопряжена с феноменом национальной безопасности, которая направлена на защиту государства от внутренних и внешних угроз и предупреждение рисков, посягающих на гармоничное развитие человека и общества, инфраструктуру, экономику, а также социально-политическое благополучие нации.
Цель. Определение степени влияния войн современности на национальную безопасность.
Методы. В работе использованы: логический метод для структурирования материалов, исторический метод для корректного и хронологически последовательного изложения фактов, сравнительный метод с целью выявления особенностей рассматриваемых феноменов и дедуктивный метод для формулирования выводов по результатам исследования. Научная новизна исследования. В исследовании проведен детальный анализ современных войн и их воздействия на национальную безопасность. Автором изучены взаимосвязи между различными формами военных конфликтов и их последствиями для стабильности государства. Особое внимание уделено методологии анализа гибридных и асимметричных войн, что позволило глубже понимать их характеристики и влияние на систему национальной безопасности. Этот подход помогает лучше осознавать динамику современных угроз и стратегии их противодействия.
Результаты. Дано определение национальной безопасности через феномен войны, определены особенности обычной войны, которые оказывают влияние на национальную безопасность государства. Также сделан анализ влияния методов асимметричной войны на национальную безопасность, определены особенности гибридной войны в противостоянии основам национальной безопасности, рассмотрены новые вызовы российской национальной безопасности и ответы на них.
Выводы. На современном этапе развития мирового сообщества классификация войн существенно изменилась и расширилась. Это обстоятельство, в свою очередь, требует от государства изменения принципов обеспечения национальной безопасности, основанной на превентивных способах организации и практической реализации, устойчивой национальной идентичности, эффективной работе всех акторов национальной безопасности, стремлении к социально-экономической и политической стабильности.
Введение: в статье на основе оценки текущего состояния, сравнительно-правового анализа уголовного законодательства Кыргызстана и России, статистических данных компетентных государственных органов и международных институтов выделены проблемные вопросы противодействия преступлениям экстремистской и террористической направленности. С целью совершенствования уголовного законодательства Кыргызской Республики с учетом положительного российского опыта сформулированы предложения по внесению изменений и дополнений в уголовное законодательство Республики в части исследуемых составов преступлений.
Материалы и методы: основой для написания статьи послужили Конституции, уголовные rодексы, специальные законы Кыргызской Республики и Российской Федерации, статистические данные компетентных государственных органов и международных институтов, а также анализ трудов отдельных ученых-правоведов по исследуемой проблематике. Применены диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический и др. методы.
Результаты исследования: уголовное законодательство Кыргызской Республики и Российской Федерации практически в одинаковых аспектах регламентирует ответственность за преступления экстремистской и террористической направленности. Сравнение норм, представленных в УК КР и УК РФ, дает основание утверждать, что отдельные деяния экстремистского и террористического характера отсутствуют в уголовном законодательстве Кыргызстана и России. Объясняется это тем, что они включены в административные правонарушения. Анализ уголовного законодательства, материалов правоприменительной деятельности Кыргызской Республики свидетельствует, что в противодействии с экстремизмом и терроризмом имеют место отдельные недостатки, требующие корректуры с учетом положительного опыта Российской Федерации.
Обсуждение и заключение: результаты исследования свидетельствуют о тенденциях ужесточения ответственности в УК КР и РФ за совершение преступлений террористической и экстремистской направленности, увеличения сроков лишения свободы, включая пожизненное лишение свободы. По отдельным преступлениям, кроме основного вида наказания в виде лишения свободы, суд вправе применить в качестве дополнительных видов наказания конфискацию имущества, штрафы и др. виды наказаний. С целью повышения эффективности борьбы с экстремизмом и терроризмом в Кыргызской Республике считаем целесообразным: 1. Квалификацию преступлений экстремистской и террористической направленности осуществлять с учетом конкретных видов экстремистской деятельности, таких как религиозный, политический экстремизм и др., закрепленные в УК РФ. 2. В правоприменительной деятельности учитывать положительный опыт Российской Федерации: - по блокировке экстремистских и террористических материалов в сети Интернет; - по финансированию программ, направленных на реабилитацию лиц, вовлеченных в экстремистскую и террористическую деятельность. 3. Осуществлять тесное сотрудничество с другими государствами и международными организациями в борьбе с экстремизмом и терроризмом, учитывая их положительный опыт.
Статья посвящена уголовно-правовой оценке фальсификации истории в компьютерных играх, которые сегодня наряду с социальными сетями, интернет-порталами, видеохостингами, новостными сайтами стали дополнительной коммуникационной площадкой для обмена данными среди пользователей информационных технологий. Согласно исследованиям международных компаний, количество игроков постоянно увеличивается, охватывая разные возрастные группы и регионы, что подтверждает массовый характер игровой индустрии. Особо распространены среди молодого поколения компьютерные игры, сюжет которых связан с событиями Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. В этой связи в статье сформулированы предложения по квалификации действий, фальсифицирующих исторические факты, содержащиеся в компьютерных играх. Обращается внимание на неопределенность правовой природы компьютерных игр, отсутствие регламентации разработки и определения содержания игровых продуктов, что порождает сложности уголовно-правовой оценки искажения информации об исторических событиях в играх.
Сохранение исторической памяти является стратегическим интересом России, обеспечить который позволит только комплексный подход, включающий уголовно-правовой механизм противодействия фальсификации истории.
В статье рассматриваются правовые аспекты климатической безопасности в рамках национальной безопасности России, законодательные меры, включая обновленную Климатическую доктрину, направленные на снижение выбросов. Анализируются проблемы приспособления к климатическим условиям, влияние международных обязательств и санкций, а также важность независимых оценок и технологий. Акцент делается на необходимость пересмотра климатической политики и разработки мер адаптации к изменениям климата для обеспечения национальной безопасности. Это подразумевает разработку и реализацию мер по адаптации сложившихся природных, социальных и экономических систем к текущим или ожидаемым изменениям климата и их последствиям, которые могут нанести значительный ущерб инфраструктуре и негативно сказаться на здоровье и благополучии людей. В условиях нарастающей интенсивности изменений климата федеральные и региональные органы исполнительной власти должны располагать готовыми планами необходимых мер для любого варианта развития событий, направленных на снижение потенциальных рисков или использование благоприятных возможностей, возникающих в результате этих изменений.