Научный архив: статьи

Государственная и общественная безопасность как стратегические национальные приоритеты: современное состояние (2024)

Анализ отечественного законодательства в области обеспечения государственной и общественной безопасности дает возможность не только увидеть существующие недостатки, но и найти тенденции основных направлений его развития. Россия на сегодня является одним из важнейших игроков на международной арене. В связи с этим существование проблем в области социально-экономического развития, миграционных процессов, терроризма, экологии, высокой конкуренции на международном рынке, развития военно-промышленного комплекса приграничных стран носит перманентный характер. Следовательно, российское законодательство в области обеспечения государственной и общественной безопасности должно отвечать современным труднопреодолимым вызовам и вырабатывать пути решения существующих проблем. Соответственно в качестве цели исследовательской работы обозначена характеристика институтов государственной и общественной безопасности на современном этапе развития Российского государства. Постановка указанной цели предопределила решение следующих исследовательских задач: определить место государственной и общественной безопасности в настоящее время; рассмотреть основные элементы, на которых базируются данные виды безопасности; определить современные угрозы государственной и общественной безопасности. В исследовании активно использовались общенаучные (анализ, синтез) и частнонаучные (формально-логический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический) методы, что нашло отражение в полученных результатах. Автором сформулированы выводы, акцентирующие внимание на том, что управление в сфере обеспечения безопасности, как государственной, так и общественной, – это сложный процесс, в котором задействованы практически все структуры и институты государства. В сфере управления государственной и общественной безопасностью органы власти всех уровней должны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с институтами гражданского общества. В этом процессе будет в максимальной степени проявляться взаимное обеспечение социальной безопасности граждан и общества в целом. Только при учете всех указанных потребностей общества само государство будет развиваться в сторону стабильности, финансового благополучия и социального согласия.

Издание: ВЕСТНИК СУРГУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 12, № 4 (2024)
Автор(ы): Тихалева Елена Юрьевна
Сохранить в закладках
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИСУБЪЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ (2015)

В статье анализируются проблемы национальной безопасности Российской Федерации в условиях полисубъектного управления. Авторы отмечают, что основной приоритет в обеспечении национальной безопасности принадлежит федеральным органам государственной власти, в то же самое время, региональные органы власти и органы местного самоуправления фактически не задействованы в этом важном процессе. На основании этого, исследователями предлагается шире использовать в процессе обеспечения национальной безопасности в условиях полисубъектного управления принцип субсидиарности

Издание: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 7 (282) (2015)
Автор(ы): СТАРОСТЕНКО КОНСТАНТИН ВИКТОРОВИЧ, ЧЕКУЛАЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Сохранить в закладках
О НЕКОТОРЫХ ПОНЯТИЯХ СВЯЗАННЫХ С ПРАВОВЫМ РЕЖИМОМ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ (ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) (2025)

В современный период Российская Федерация сталкивается с различными вызовами, как внутренними, так и внешними, которые обязывают законодателей оперативно реагировать на происходящие перемены в социуме. Важно, чтобы в арсенале государственного управления были инструменты для введения особых правовых режимов и экстренных мер. Это необходимо для поддержания стабильности и адекватного управления социальными процессами как в повседневной жизни, так и во время возникновения чрезвычайных обстоятельств. Изучив различные концепции ординарных, специальных и экстраординарных режимов в теории права, можно сделать вывод, что каждый из этих режимов представляет собой систематизированный комплекс правовых инструментов, обеспечивающих стабильную работу системы правового управления социальными связями. Эти связи могут быть как повседневными, так и возникать в результате чрезвычайных событий. Правовые механизмы и гарантии образуют рамки, в которых происходит реализация интересов индивидов, общества и государства. Основная цель любого правового режима - это обеспечение достижения наилучшего результата, который имеет социальное значение в контексте правового регулирования.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: Том 11(77). №1 (2025)
Автор(ы): Луценко Виктор Викторович
Сохранить в закладках
ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ДУХОВНАЯ ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ (2015)

В статье анализируются проблемы процесса глобализации. Исследователи отмечают, что интеграционные процессы коренным образом изменяет субъективные ощущения идентичности, сформированные в рамках прежних устоявшихся культурных традиций. В целях обеспечения национальной безопасности России необходимо сохранение и развитие обществом системы духовно-нравственных ценностей, основывающейся на традиционных для российского государства идеалах: нравственности, уважения к личности, просвещенного патриотизма и жертвенного служения Отечеству

Издание: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 3 (278) (2015)
Автор(ы): СТАРОСТЕНКО КОНСТАНТИН ВИКТОРОВИЧ, ЧЕКУЛАЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Сохранить в закладках
РОССИЯ И КИТАЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ (2024)

Цель исследования. В статье рассматривается взаимодействие России и Китая в цифровом пространстве и как это влияет на международные отношения в целом. Целью исследования является анализ стратегий и политик России и Китая в области цифровых технологий, включая инициативы, касающиеся кибербезопасности, защиты данных и цифрового суверенитета. Это необходимо для прогнозирования тенденций и потенциальных изменений в международном цифровом пространстве с учетом растущего влияния России и Китая, а также их возможные стратегии в глобальной арене. Выводы. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что в условиях нарастающей многополярности мирового порядка Россия и Китай стремятся расширять свое влияние в международном цифровом пространстве, что подразумевает использование различных стратегий, направленных на усиление своей роли в глобальной экосистеме технологий. Авторы делают вывод, что сотрудничество между Россией и Китаем в цифровой сфере становится все более тесным, что может стать значительным фактором в изменении баланса сил в глобальной политике. Оба государства, используя свои уникальные модели управления и подходы к цифровым технологиям, имеют возможность влиять на формирование международных норм и правил в этой области. Результаты исследования подчеркивают важность государственной политики для определения основных вызовов и рисков, связанных с цифровым сотрудничеством между Россией и Китаем, включая кибератаки, утечку данных и вопросы конфиденциальности.

Издание: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: Т. 14 № 4 (2024)
Автор(ы): Павлов Денис Валерьевич, Лю Цзя
Сохранить в закладках
О некоторых актуальных вопросах параллельного импорта как составляющей экономической безопасности в Российской Федерации (2025)

Целью статьи является рассмотрение проблем функционирования таможенной службы России и регулирования параллельного импорта в целях обеспечения экономической безопасности в условиях современного состояния внешней торговли.

Задачами, которые решают авторы, являются раскрытие основных направлений развития таможенной деятельности как инструмента обеспечения экономической безопасности, рассмотрение вопроса таможенного регулирования параллельного импорта при условии реализации концепции «Интеллектуальной таможни» и формирования единого информационного пространства в рамках ЕАЭС. В статье раскрываются основные проблемы, с которыми сталкивается Федеральная таможенная служба при реализации Стратегии 2030, такие как кадровая политика, внедрение новых программных продуктов, точность целеполагания и ограничение возможности стратегического управления. Для решения проблемы зависимости ФТС России от иностранного программного обеспечения предлагаются соответствующие направления развития информационно-технического обеспечения таможенных органов. Особое место в статье посвящено систематизации отдельных аспектов параллельного импорта, который обеспечивает отдельные отрасли народного хозяйства в Российской Федерации на сегодняшний день. Рассмотрены основные позиции причин легализации параллельного импорта, перспектив его развития, а также отмечены некоторые проблемные вопросы законодательного плана и соблюдения прав владельцев объектов интеллектуальной собственности. Основной акцент сделан на роли таможенных органов в параллельном импорте.

В итоге авторами упорядочены наиболее важные на сегодняшний день тенденции и проблемные вопросы параллельного импорта как одного из элементов экономической безопасности Российской Федерации, предложены пути решения указанных проблем.

Издание: УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Выпуск: № 4 (190) (2025)
Автор(ы): Максимов Юрий Анатольевич, Пулин Александр Олегович
Сохранить в закладках
О НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСАХ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ (2025)

Цель. Определение важнейших национальных интересов России в новых исторических условиях в основных сферах её внутренней и внешней политики.

Процедура и методы. В статье анализируются теоретические аспекты и основное содержание национальных интересов России в новых политических условиях. Применяются историко-политологический метод, сравнительный метод, метод анализа и синтеза, метод многостороннего подхода.

Результаты. Проведённое исследование показало, что приоритетными национальными интересами России в новой политической реальности являются экономические интересы, реализация которых создаёт базовую парадигму государства и общества, их устойчивого развития и суверенитета. Укрепление российского социального государства гарантирует внутреннюю стабильность, единство государства и общества, а идеологические ориентиры, основанные на традиционных духовно-нравственных ценностях, помогут сформировать стратегию развития России в ХХI в. Чтобы быть мировой державой, России достаточно считать приоритетной зоной своих национальных интересов саму себя. В эту зону входят и сопредельные территории, где так или иначе распространён русский мир. Встав во главе данного макрорегиона, Россия останется одним из ведущих игроков в новом миропорядке и сможет эффективно бороться за поддержание мира на нашей планете. Всё это позволит сохранить Российское государство-цивилизацию, русский государствообразующий народ и другие народы России в условиях новой политической реальности.

Теоретическая и практическая значимость. Раскрытие конкретного содержания базовых национальных интересов России поможет определить стратегию развития нашей страны в новых исторических условиях, что вносит определённый вклад в российскую политическую науку.

Издание: РОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: №4 (2025)
Автор(ы): Кочетков Александр Павлович
Сохранить в закладках
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА (2023)

Цель исследования. В данной статье исследуется проблема развития государственного суверенитета в контексте господствующей ныне идеологии неолиберализма. Дело в том, что в этой парадигме государственный суверенитет рассматривается как рудимент прошлой системы международных отношений. Она не решает проблемы социальные, моральные и т. д., делит мировое сообщество на «золотой» и прочие миллиарды. Выводы. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что в современном мире существует проблема укрепления государственного суверенитета, которая связана с негативным влиянием господствующей ныне неолиберальной идеологии на международные отношения. Впрочем, в настоящее время от укрепления и развития государственного суверенитета Российской Федерации зависит ее национальная безопасность. В настоящее время она находится под экономическими санкциями и в состоянии конфликтного взаимодействия с другими государствами.

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 2 (2023)
Автор(ы): Кочесоков Заурбек Хамидбиевич, Манкиева Аза Вахидовна, Воропаев Иван Герасимович
Сохранить в закладках
Киберэкстремизм – угроза национальной безопасности (2025)

Киберэкстремизм – одна из ключевых угроз национальной безопасности России. На основе статистических данных и материалов правоприменительной практики исследуются тенденции и особенности данного вида преступности. Предлагаются пути совершенствования мер противодействия, включая профилактическую работу и внедрение современных технологий.

Издание: ОБОЗРЕВАТЕЛЬ
Выпуск: № 5 (2025)
Автор(ы): ПОБЕГАЙЛО Анастасия Эдуардовна
Сохранить в закладках
ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ (2025)

В работе представлены результаты исследования этнополитических оснований безопасности общества, государства и личности. На основе системного и институционального подходов предпринята попытка осмысления сущности, содержания и специфики этнополитического измерения безопасности в рамках общей концепции национальной безопасности. Обоснован вывод о том, что в современных мультикультурных обществах этнический фактор является базовым в достижении и удержании высокого уровня безопасности. Показано, что безопасность включает взаимосвязанные физический, экономический, социальный, культурный и ценностно-нормативный компоненты, требующие согласованной политики. Выявлены ключевые индикаторы состояния безопасности и типовые угрозы, порождаемые как внешними вызовами, так и дисфункциями институтов. Уточнены понятия этнобезопасности и этнополитики, их место в архитектуре национальной безопасности. Практическая значимость исследования состоит в формулировании принципов профилактики этнической напряжённости, механизмов раннего предупреждения конфликтов и критериев оценки эффективности управленческих решений на различных уровнях управления.

Издание: НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ "ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПРАВО"
Выпуск: № 2 (6) (2025)
Автор(ы): Савинов Леонид Вячеславович, Скорых Наталья Николаевна, СУХОДАЕВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА
Сохранить в закладках
Социальное взаимодействие в системе обеспечения национальной безопасности (2025)

Авторами рассматриваются государственно-общественные объединения как форма социального взаимодействия и элемент системы национальной безопасности. Отмечается востребованность и перспективность данного института в решении ключевых задач государственной политики в стратегических сферах, имеющих значение для обеспечения национальной безопасности. Указывается на несовершенство правового регулирования данного института. Делается вывод о необходимости принятия специального закона об общественных организациях с участием государства.

Издание: ОБОЗРЕВАТЕЛЬ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): МЕРКУРЬЕВ ВИКТОР ВИКТОРОВИЧ, ЗАКОМОЛДИН РУСЛАН ВАЛЕРИЕВИЧ
Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ НАСТУПЛЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИ ФОРМАЛЬНОМ ОТСУТСТВИИ ПРИЗНАКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЗМЕНЫ (2023)

Нынешнее состояние межгосударственных отношений на мировой политике приводит к различным политическим и экономическим кризисам, что негативно отражается на общесоциологическом состоянии общества и отдельно взятых личностей. Данные обстоятельства приводят к конфликтам интересов не только на политическом уровне, но и между отдельными социумами и гражданами, что впоследствии перерастает в столкновения влекущие тяжкие последствия. При этом, технологический прогресс позволил использовать в военных целях ботов, потоковое вещание, кибератаки, вирусы-вымогатели и взлом базы данных для разобщения общества и индивидуумов. С помощью выше указанных технологий различные группы и структурные силовые элементы стремятся подорвать доверие граждан к своему государству. На сегодня за совершение преступления в виде государственной измены, в России можно получить срок лишения свободы от 12 до 20 лет, а также штраф, ограничение свободы и даже лишится ряд гражданских прав.

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 4 (2023)
Автор(ы): Шогенов Заур Артурович
Сохранить в закладках