Научный архив: статьи

ДЕСТРУКТИВНОЕ И МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ (2024)

В статье рассматриваются виды деструктивного манипулятивного воздействия социальных сетей на общество. В частности, рассматриваются технологии поиска потенциального электората на выборах в США 2020 г., где с помощью таргетинга и ретаргетинга формировалось мнение о том или ином кандидате. Также рассматривались деструктивные влияния суицидальных групп в социальных сетях. Приводится статистика оценки ВЦИОМ использования по времени социальных сетей - большинство россиян ежедневно проводят время в социальных сетях и сервисах связи, особенно активно ими пользуется молодежь. Работа в социальных сетях может повлиять на центр удовольствия мозга, что приводит к зависимости от них из-за предоставления контента небольшими порциями в нужном тоне. В статье описывается, что социальные сети часто используются манипуляторами для провоцирования общественных протестов, вооруженных конфликтов, силового захвата власти. При этом информационная безопасность личности определяется защитой ее психики и сознания от опасных информационных воздействий, таких как манипуляция, дезинформация, доведение до самоубийства, участия в противоправных действиях. Указывается негативное влияние в виде распространения дезинформации, такой, как в частности была в отношении антипрививочного движения во время эпидемии COVID-19. Делается вывод, что необходимо провести юридическое регулирование по отношению к технологиям Deepfake по примеру опыта других государств. Затрагивается вопрос о юридическом регулировании информационных новостных групп в социальных сетях как средства массовой информации, так и в целом правового регулирования социальных сетей. Делается вывод, что необходимо провести юридическое регулирование по отношению к технологиям deepfake по примеру опыта других государств.

Издание: СИСТЕМНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Выпуск: Том 6, № 1(16) (2024)
Автор(ы): ДАИРБЕКОВА Жулдуз Мураткановна, ПОЛУЯН Анна Юрьевна
Сохранить в закладках
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ПСИХИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ ПОДРОСТКОВ: СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР (2024)

В последние годы использование социальных сетей подростками и молодыми людьми значительно расширилось, и это привело к значительному росту проблем с психическим здоровьем и благополучием среди подростков и молодых взрослых. Несмотря на то что социальные сети обвиняют в росте проблем с психическим здоровьем среди подростков и молодых взрослых, они по-прежнему вызывают споры. В этом обзоре предпринята попытка обобщить имеющуюся информацию о связи между (1) интенсивным и проблемным использованием социальных сетей, (2) активным и пассивным использованием и (3) социальным сравнением и психическим здоровьем и благополучием подростков и молодых людей. Обзор литературы проводится и публикуется в соответствии с рекомендациями по предпочтительным статьям отчетности для систематических обзоров и мета- анализа (PRISMA). Систематический поиск публикаций осуществляется в шести базах данных в период с 2017 по 2022 год. Включение статей ограничено взаимосвязью между следующими типами использования социальных сетей: (1) интенсивным и проблем ным использованием, (2) активным и пассивным использованием и (3) социальным сравнением и психическим здоровьем и благополучием подростков и молодых людей в возрасте от 10 до 24 лет и рецензируемая публикация на английском языке. Поиск выявил 13 статей, в том числе 11 поперечных исследований, 1 лонгитюдное исследование и 1 экспериментальное исследование. Интенсивное использование социальных сетей по-прежнему не оказывает негативного влияния на психическое здоровье и благополучие подростков, однако проблемное использование социальных сетей негативно сказывается на психическом здоровье и благополучии подростков. Основной переменной в отрицательной связи между активным использованием социальных сетей и психическим здоровьем подростков было время, проведенное в социальных сетях. Что касается связи между пассивным использованием социальных сетей и психическим здоровьем подростков и молодых людей, то обнаружено сдерживающее воздействие первоначального настроения и оптимизма и опосредующий эффект зависти, вызванной социальными сетями. Благодаря тому, что социальное сравнение является посредником между тенденцией к социальному сравнению и восходящим социальным сравнением, а также модератором результатов социального сравнения и самоэффективности, социальное сравнение является важнейшим механизмом пассивного использования социальных сетей, а также обеспечения благополучия подростков и их психического здоровья. Связь между использованием социальных сетей и психическим здоровьем и благополучием подростков и молодых людей весьма сложна. На эти взаимосвязи влияют индивидуальные особенности человека, воздействие окружающей среды и другие сопутствующие факторы.

Издание: СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 2 (50) (2024)
Автор(ы): ЯКУБ МУХАММАД ДАНИШ, УИЛЬЯМ ЧО, САЛИМ КИРАН, АНДЖУМ КАЙНАТ, ДОУ МЭНСЮЭ, СИЮ ФЭН, ЧАТТХА ХАДЖРА
Сохранить в закладках
ЛИЧНОСТНЫЕ КОРРЕЛЯТЫ ЦИФРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ (2025)

Цель статьи - обобщение результатов ранее проведенных исследований на тему личностных коррелятов цифровой зависимости. Основой исследования послужили результаты онлайн-тестирования 694 респондентов в возрасте от 10 до 69 лет. В исследовании использованы опросник APA для оценки зависимости от видеоигр, опросник зависимости от смартфона (автор - В. П. Шейнов), опросник зависимости от социальных сетей (авторы - В. П. Шейнов, А. С. Девицын), короткая версия опросника прокрастинации (авторы - В. П. Шейнов, А. С. Девицын), русскоязычная версия Госпитальной шкалы тревоги и депрессии / Hospital Anxiety and Depression Scale - HADS (адаптация М. А. Морозовой и др.), шкала агрессивности Х. Ю. Айзенка.

Проведенное исследование выявило, что зависимость от смартфона, зависимость от социальных сетей и зависимость от видеоигр у русскоязычных испытуемых положительно взаимосвязаны между собой, а также с такими проблемными личностными характеристиками, как тревожность, депрессия, агрессивность, прокрастинация и проблемы со сном.

Установлены гендерные различия: мужчины чаще демонстрируют зависимость от видеоигр и более продолжительное ежедневное участие в играх, тогда как у женщин выражены зависимость от социальных сетей и зависимость от смартфона, а также более высокие показатели тревожности и прокрастинации. Уровень депрессии и проблемы со сном одинаково проявляются у представителей обоих полов. С возрастом в целом большинство негативных качеств усиливаются.

Теоретическое значение полученных результатов заключается в осознании того, что разные виды зависимости (от смартфона, социальных сетей и видеоигр) формируют триединую концепцию, которую можно определить как проблемный комплекс цифровой зависимости. Он включает в себя зависимость от смартфона, зависимость от социальных сетей и зависимость от видеоигр, которые взаимосвязаны между собой и с такими проблемными характеристиками, как тревожность, депрессия, агрессивность, прокрастинация, проблемы со сном и продолжительность ежедневного участия в видео- играх.

Практическое значение исследования заключается в возможности использования его результатов в разработке программ профилактики цифровой зависимости среди учащихся и студентов.

Издание: СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 1 (53) (2025)
Автор(ы): Шейнов Виктор Павлович, КАРПИЕВИЧ ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Сохранить в закладках
МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ АКТИВНОСТИ ВУЗОВ В ИНТЕРНЕТ-СЕТЯХ (2015)

В статье рассмотрен ряд как международных, так и российских рейтинговых систем, в которых учитываются вебометрические показатели, проанализированы основные параметры оценки активности вузов в Интернет - пространстве, и, в частности, в виртуальных социальных сетях. В ходе работы была выявлена представленность 324 вузов России в таких социальных сетях как: ВКонтакте, Twitter, Facebook, Одноклассники

Издание: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 11 (286) (2015)
Автор(ы): Карпова Галина Геннадьевна, Шульга Татьяна Эриковна, Рудникова Инна Николаевна
Сохранить в закладках
Стратегические направления совершенствования деятельности пресс-службы Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева (2025)

Статья посвящена исследованию стратегических направлений развития пресс-службы Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. В результате предложения были сгруппированы в семь ключевых блоков: внедрение автоматизированных систем управления контентом, цифровизация таблицы инфоповодов, модернизация SEO, развитие digital-аналитики, оптимизация соцсетей, расширение медиаплатформ и запуск e-mail коммуникаций. Каждое направление сопровождается обоснованием, прогнозом эффектов и инструментальной базой (SMMplanner, Google Apps Script, Bitrix24 и др.), что позволяет переходить от концептуального уровня к конкретному плану действий. Результаты данного исследования могут быть адаптированы и масштабированы для других вузов России, находящихся в процессе цифровой трансформации своих коммуникационных структур. Унифицированная модель автоматизации, типология инструментов, примеры контентных стратегий и аналитика эффектов создают универсальный методический инструментарий, соответствующий задачам повышения информационной открытости, цифровой зрелости и конкурентоспособности российских университетов в XXI в.

Издание: ВОПРОСЫ МЕДИАБИЗНЕСА
Выпуск: № 3, Том 4 (2025)
Автор(ы): Дементьева Ксения Владимировна, Краснова Анастасия Андреевна
Сохранить в закладках
Любительская журналистика в провинциальной России: потенциал межпоколенческого трансфера коммуникативно-культурной памяти (2025)

Выявляются возможности межпоколенческого трансфера коммуникативно-культурной памяти в периферийной России с учетом потенциала местных медиа. Исследование реализовано с опорой на социокультурный подход, позволивший выявить ресурсные коммуникативные практики трансфера коммуникативно-культурной памяти медиапоколений. В процессе достижения цели использованы эмпирические методы исследования: количественный и качественный анализ 1 281 медиатекста с помощью сервиса Popsters и метода контентанализа. Изучение пабликов социальной сети ВКонтакте, ориентированных на местную аудиторию, помогло выявить коммуникативные практики (стратегии, тактики, смыслы-символы), обеспечивающие трансфер коммуникативно-культурной памяти в условиях ограниченных медиапредложений российской медийно-периферийной территории, и определить любительскую журналистику как основной ресурс трансфера коммуникативно-культурной памяти в данном исследовательском кейсе.

Издание: ВЕСТНИК НГУ. СЕРИЯ: ИСТОРИЯ, ФИЛОЛОГИЯ
Выпуск: Том 24, № 6 (2025)
Автор(ы): Сумская Анна Сергеевна
Сохранить в закладках
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ В ОБСУЖДЕНИЯХ СОСЕДСКИХ ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВ: МЕТОДИКА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ Г. ВОЛГОГРАДА (2025)

В условиях цифровизации общества соседская коммуникации все чаще перемещается в онлайн-пространство. Общение соседей на публичных площадках социальных сетей создает обширные архивы данных, которые могут быть использованы для политологических исследований. Эти данные открывают новые возможности для изучения политики на низовом уровне, групповых идентичностей, политического активизма и др. Тем не менее в настоящее время существует пробел в исследованиях, связанный с отсутствием комплексных методик, позволяющих анализировать соседские онлайн-сообщества в масштабе города, не ограничиваясь отдельными кейсами. Цель данной работы - устранить имеющийся пробел, предложив методику для выявления соседских онлайн-сообществ в масштабе города, используя данные социальной сети ВКонтакте. Опираясь на данную методику, осуществляется попытка выявления в обсуждениях соседских сообществ Волгограда массива публикаций, в которых встречаются политические категории. В работе подробно раскрывается процесс поиска соседских сообществ, а также уделяется внимание описанию предобработки текстовых данных. Предлагается механизм очистки корпуса от рекламных объявлений, которые представляли широкую долю публикаций, но в то же время выступали «шумом», препятствующим основной задаче исследования. Публикации с упоминанием политических категорий выявляются путем автоматической кодировки очищенного корпуса по группам ключевых слов с последующей перепроверкой. Массив, охватывающий 17 лет взаимодействия соседей, позволил определить путем использования инструментов тематического моделирования основные периоды развития соседских сообществ. Начиная от коротких неполитических сообщений в группах соседствующей молодежи и заканчивая установлением сложившегося политического репертуара: работа органов местного самоуправления; взаимодействие с представителями органов власти, преимущественно с исполнительными, по решению локальных проблематик; организация и участие в местных патриотических мероприятий. Эти данные позволили выявить наиболее активный по упоминанию тип соседских онлайн-сообществ: территориально общественные самоуправления, сообщества дольщиков и микрорайонные сообщества как новой, так и старой застройки.

Издание: ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ. СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ
Выпуск: Т. 27 № 3 (2025)
Автор(ы): БАБКИН АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА КАК АЛЬТЕР ЭГО РЕАЛЬНОСТИ: О ЧЕМ ГОВОРИТ АФФЕКТИВНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ? (2025)

Аффективная политическая поляризация комплексно рассматривается в сочетании ее эмоциональных, поведенческих и когнитивных аспектов. Все они проявляются в различиях между отношением индивида к политическим единомышленникам (ингруппе) и оппонентам (аутгруппе): в испытываемых эмоциях, готовности к сотрудничеству, склонности приписывать положительные или отрицательные качества. Особое внимание уделено проблеме различий между интенсивностью проявлений аффективной политической поляризации в онлайн-среде по сравнению с традиционными формами коммуникации. Большинство современных исследователей склоняются к гипотезе о более высоком уровне поляризации в рамках онлайн-взаимодействий. Данная гипотеза опирается на свойства интернет-общения, которые облегчают пользователю управление сетью контактов и источников информации и порождают феномены «эхо-камер» и «пузырей фильтров». Последние способствуют психологическому восприятию точки зрения единомышленников как единственно «нормальной» и увеличению эмоциональной дистанции по отношению к политическим оппонентам. При этом эмпирические свидетельства в пользу этого механизма довольно ограничены; крайне мало исследований, которые ставили бы задачу прямого сравнения аффективной поляризации в цифровой и традиционной средах. Эта задача решается авторами на основе опросных данных, собранных в 2025 г. среди российских респондентов. Все ключевые индикаторы аффективной поляризации измеряются для двух ситуаций - онлайн и офлайн, что обеспечивает возможность их непосредственного сопоставления. С опорой на предыдущие исследования в качестве ключевого поляризующего признака рассматривается отношение к руководству страны. Данные проанализированы с помощью корреляционного и регрессионного анализа, а также методом главных компонент. Анализ показывает, что аффективная поляризация демонстрирует в целом высокую согласованность в физическом мире и в социальных сетях. Результаты регрессии не позволяют выявить существенные расхождения в уровнях и факторах, влияющих на аффективную поляризацию, в двух средах.

Издание: ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ. СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ
Выпуск: Т. 27 № 3 (2025)
Автор(ы): Стукал Денис Константинович, ШИЛИНА АННА НИКОЛАЕВНА, Ахременко Андрей Сергеевич
Сохранить в закладках
ТРАНСВЕРСАЛЬНОСТЬ СЕТЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ (2025)

В центре внимания современных исследований - особенности сетевой коммуникации и ее признаки, обеспечивающие трансверсальность коммуникационного взаимодействия. Подчеркивается значение двух возникающих в процессе сетевой коммуникации феноменов - индивидуации и сетевой солидарности. Последние формируются в пространстве таких характеристик сообщественного пространства коммуникации, как сотрудничество, инструментальность, принадлежность, визуализация, персонификация, стимулирование и др. Особое внимание уделено трансверсальности сетевой коммуникации, основанной на политике пересечения различий. Трансверсальность сетевой коммуникации выражается в динамике контекстуальности коммуникационных процессов, их многомерности, манипулятивной множественности, критической открытости, самореферентности, коммуникационной прагматике и институциональной открытости. Все это создает условия для изменения моделей выбора стратегий поведения. В противоположность теории публичного выбора трансверсальность коммуникации ориентирует принципы стратегического выбора на предосторожность, воздействия на эффекты, а не причины, управление доверием на основе сотрудничества и ориентации на раскрытие потенциалов взаимодействия.

Издание: ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ. СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ
Выпуск: Т. 27 № 3 (2025)
Автор(ы): СМОРГУНОВ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ
Сохранить в закладках
ВЕБ-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТАРИИ В КОМПАРАТИВИСТСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ОФИЦИАЛЬНОГО НАРРАТИВА, НАРРАТИВА СМИ И ОБЩЕСТВЕННОГО НАРРАТИВА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗА СЕМЬИ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ (2025)

Цель. Статья посвящена методологическому аспекту проблемы исследования нарративов массового сознания.

Процедура и методы. Методика применения веб-аналитического инструментария в рамках социально-политических исследований феноменов массового сознания и технологий их формирования рассматривается на примере анализа сферы ценностного нарратива. Семантической темой веб-аналитического мониторинга в статье выступает сфера государственной семейной политики и её отражение в эмпирических показателях сетевой активности пользователей в русскоязычном пространстве сети Интернет. Для построения выводов об уровне общественного интереса вводится понятие «эмпирические показатели сетевого нарратива» как дискурсивной суммы трёх групп веб-аналитических показателей: официального нарратива, нарратива СМИ и общественного нарратива.

Результаты. По результатам мониторинга делаются выводы о взаимосвязи различных нарративов, затрагивающих вопросы ценностей и формирование образа государственной политики. Общественный нарратив в целом следует за нарративом СМИ, но не определяется им. Формируя собственный нарратив, крупнейшие информагентства ориентируются в первую очередь на заявления официальных лиц и публикации официальных информационных источников политической власти. В свою очередь, более мелкие, в особенности региональные, СМИ склонны ориентироваться преимущественно на общественный запрос, общественный интерес к теме. Охват СМИ кратно превосходит возможности социальных сетей в тех случаях, когда они опираются на официальный нарратив. Однако как только официальный нарратив ослабевает или переключается на другую повестку, мелкие СМИ и социальные медиа получают преимущественное влияние на аудиторию.

Теоретическая значимость. Авторами предлагается модель применения специализированного веб-аналитического инструментария для задач сбора и первичной обработки эмпирических данных при исследовании общественных нарративов в сети Интернет.

Издание: РОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: №3 (2025)
Автор(ы): Коротышев Александр Павлович
Сохранить в закладках
КОНФЛИКТ РЕАЛЬНОЙ И ЦИФРОВОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАСТНИКОВ МЕДИАКОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (2025)

Статья посвящена проблеме несоответствия цифровой личности, создаваемой индивидом в медиапространстве, реальному образу. Проведенное разведывательное исследование было призвано подтвердить наличие и/или отсутствие у современных участников медиакоммуникации намерения сформировать симулякр, который выступает в качестве виртуальной маски, заменяющей и даже модифицирующей реальную личность. Для этого авторы сосредоточились на выявлении статистически значимой тенденции к возникновению когнитивного диссонанса у пользователей социальных сетей, вызванного противоречием реального и цифрового образов. Были применены методы формализованного опроса и незаконченных предложений, обеспечивающие возможности самоанализа поведения индивида в цифровом пространстве. Ключевыми оцениваемыми параметрами выступили следующие аспекты медийной коммуникации: анонимность vs эксплицирование позиции; конформность, стремление к получению социального одобрения vs отстаивание своей позиции; следование моде vs следование своим интересам; тенденция к реалистичной самопрезентации vs предпочтение идеализированной самопрезентации. В опросе приняло участие 112 респондентов (в возрасте от 19 до 32 лет) - студенты и аспиранты российских высших учебных заведений. Полученные эмпирические результаты позволяют говорить о выраженном стремлении респондентов эксплицитно выражать собственную точку зрения, тенденции к неконформности и нелояльности относительно популярного/распространенного мнения. Самоанализ поведения пользователей в социальных сетях выявил доминирование реалистичной самопрезентации и стремление сформировать позитивный образ с особым вниманием к визуальной составляющей виртуального образа, а также позволил обнаружить тенденцию к значительному совпадению виртуального образа с реальным.

Издание: ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ. СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: Т. 25 № 2 (2025)
Автор(ы): МАМЕДОВ АГАМАЛИ КУЛАМ-ОГЛЫ, Смирнова О. В., ДЕНИСОВА Г. В., САПУНОВА О. В.
Сохранить в закладках
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЦИФРОВОГО ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА (2023)

Актуальность исследования современного состояния экстремизма и терроризма с учетом достигнутого ими уровня развития объясняется тем, что цифровые и IT-технологии переживают фазу стремительного прогресса, в результате которого преступники могут активнее пользоваться этими достижениями с целью более эффективной и широкой деятельности. Целью данного исследования является определение цифрового экстремизма и терроризма, возникновение которых обусловлено детерминирующейся к настоящему времени сложной криминологической ситуацией, появлением новых угроз со стороны криминального мира и новых видов преступлений. Возникновение и развитие данных явлений во многом является следствием неразрешенных конфликтов в обществе, назревания остроты противоречий в разных областях социальной и государственной деятельности. Задачи исследования состоят в обосновании путей совершенствования противодействия цифровому экстремизму и терроризму. Установлено, что организации, ведущие деятельность, носящую террористический и/или экстремистский характер, развиваются тем активнее, чем больше людей становится пользователями мессенджеров и соцсетей. Такие программы как WhatsApp, Viber, Telegram, платформы Facebook, Instagram, Twitter и многие другие интенсивно используются преступниками в противозаконных целях. С их помощью они могут куда эффективнее регулировать свою деятельность, привлекать новых сторонников, вести финансовые сборы, публиковать различного рода материалы, нацеленные на привлечение внимания, агитацию террористической и экстремистской деятельности. Благодаря современным соцсетям и мессенджерам преступники формируют автономные ячейки, набирают активистов, собирают средства на осуществление актов, направленных на нанесение вреда отдельным гражданам, структурам и целому государству. Сделан вывод о том, что формирование новых видов указанных преступлений подразумевает рост необходимости пересмотра и модернизации стратегических и тактических решений в области борьбы с ними, что должно осуществляться не только на уровне конкретной страны, но и в международном сообществе в целом.

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 4 (2023)
Автор(ы): Коркмазов Алим Викторович
Сохранить в закладках