СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК КАНАЛ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ (2025)

Эффективность использования социальных сетей как каналов коммуникации политических партий с населением достаточно сложна для корректной оценки. Одним из способов решения задачи в работе предложено провести сравнение сообществ в социальных сетях парламентских политических партий по показателям активности пользователей социальных сетей в предложенном контенте. Цель работы состоит в оценке контента парламентских политических партий в социальных сетях. Задачами работы являются определение наибольшего интереса пользователей к контенту политических партий и определение политических партий, контент которых пользуется наименьшим спросом. Новизной работы является статистика и аналитика контента сообществ в социальных сетях с помощью цифровой платформы и определение востребовательности публикаций парламентских политических партий. Методом исследования являлся качественный и количественный анализ. Результатом исследования является оценка привлекательности контента в официальных сообществах социальных сетей парламентских политических партий и определение публикаций, которые вызывают наибольший и наименьший интерес у пользователей. Исследование контента политических партий в социальных сетях показывает, что роль информационного воздействия на электорат увеличивается с каждым годом за счет вовлечения населения в социальные сети, и, как следствие, в участие в политической жизни. Выработаны рекомендации по привлечению пользователей социальных сетей к партийным публикациям.

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Автор(ы): Агарков Константин Юрьевич
Сохранить в закладках
Роль цифровых технологий в информационных операциях США на постсоветском пространстве (2025)

В данной статье рассматривается значимость и роль цифровых технологий в проведении информационных операций (ИО) Соединёнными Штатами Америки на постсоветском пространстве. Исследование включает анализ теоретических основ информационных операций, их место и значение в современной геополитике, а также влияние на международные отношения. Особое внимание уделяется методам осуществления информационных операций, среди которых дезинформация, целенаправленные кибератаки, манипуляции общественным мнением посредством социальных сетей, медиаресурсов и технологий искусственного интеллекта. Подробно рассматриваются стратегии Соединённых Штатов на постсоветском пространстве, в которых информационные операции выступают в качестве одного из ключевых инструментов достижения геополитических целей. В статье также проводится детальный разбор тактических приёмов и механизмов влияния, применяемых в рамках ИО, включая информационно-психологическое воздействие на целевые аудитории, внедрение нарративов, направленных на формирование определённого общественного мнения, а также технологические аспекты ведения киберопераций. Применен контент-анализ для выявления способов манипулирования западным общественным сознанием, при создании «образа врага» России. Классифицированы по группам информационные технологии, применяемые для осуществления информационных операций. Представлен анализ отношения постсоветских стран на осуществление США ИО. Статья написана основываясь на современных исследованиях, официальных документах США, официальных высказываниях представителей РФ и Беларуси. Соединенные Штаты, после распада СССР, возложили на себя роль гегемона, и сочли правильным вмешиваться во внутренние дела других государств. Вашингтон проявил интерес в склонении бывших советских республик в свою сторону. Опасаясь прямой конфронтации с Россией и Китаем, которые делят сферу влияния в постсоветском пространстве, США начали действовать менее заметными методами, как информационные операции. Информационные операции, основанные на применении передовых информационных технологий, разработанных в США, позволили оказать существенное влияние на постсоветское пространство. В силу того, что регион Центральной Азии, который является частью постсоветского пространства, входит преимущественно в сферу влияния Китая, США больше усилий направили в сторону Украины и Грузии. Грамотно влияя на сознание общественности, манипулируя информацией, поддерживая оппонентов, им удалось испортить отношения этих стран с Россией, привести к состоянию вооруженного столкновения.

Издание: МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Семенов Борис Романович
Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИКА (2024)

В условиях широкой цифровизации современного общества социальные сети стали не только новым каналом политической коммуникации, но и инструментом конструирования и трансляции политического имиджа. Для подтверждения данного утверждения авторами статьи анализируется роль социальной сети Telegram в формировании имиджа Д. А. Медведева. Анализ контента telegram-канала политика позволил выявить основные характеристики конструируемого имиджа политика. Анкетный опрос позволил определить реальный имидж политика. Сопоставление характеристик конструируемого политиком имиджа и реального имиджа показало их совпадение у 70 % респондентов, что подтверждает тезис о том, что социальные сети являются действенным инструментом конструирования и трансляции имиджа политика.

Издание: ИЗВЕСТИЯ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Зимова Наталья Сергеевна, Соколова Ксения Максимовна
Сохранить в закладках
Старообрядчество в интернете: категория «осквернения» и «чистоты» в виртуальном пространстве (2025)

В данной статье рассматривается проблема процесса медиатизации старообрядчества на примере обсуждений староверами категорий ритуальной чистоты и осквернения в онлайн‑группах социальных сетей. Исследование построено на анализе результатов онлайн‑наблюдений, проведенных автором в старообрядческих тематических виртуальных сообществах. Теоретической базой послужила концепция глубокой медиатизации, предложенная немецким ученым Андреасом Хеппом.

Основной целью исследования было проследить процесс взаимного влияния и трансформаций между сообществом последователей старой веры и медиасредой, а также проанализировать, насколько актуальными для современных староверов остаются понятия о ритуальной чистоте и осквернении и какие старообрядческие деноминации уделяют больше внимания данной проблеме.

Рассматривая контент нескольких старообрядческих групп сайта ВКонтакте и телеграм‑каналов, автор анализирует, через какие тематики и сферы проявляются категории ритуальной чистоты и осквернения, исходя из высказываний староверов в виртуальном пространстве. Использование концепции глубокой медиатизации и терминологии, предложенной в монографии «Глубокая медиатизация» А. Хеппа, делает возможным всесторонний анализ процесса выхода в публичное пространство некогда весьма закрытой религиозной группы. В статье также затрагиваются вопросы саморепрезентации современного старообрядчества в интернете, влияние тенденций глобализации, коммерциализации и индивидуализации, направление развития религии в постсекулярном обществе.

Издание: ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Выпуск: Том 43, №1 (2025)
Автор(ы): Бойцова Александра Александровна
Сохранить в закладках
Конфликтный потенциал международного информационного пространства и цифровая дипломатия (2025)

Внедрение цифровых технологий в политическую сферу усиливает международную конкуренцию в информационном пространстве. Авторы фокусируют внимание на изучении феномена цифровой дипломатии как новой формы внешнеполитического взаимодействия государств в условиях трансформации международного информационного пространства. В центре внимания находится анализ специфики цифровых дипломатических практик, их инструментального арсенала, каналов и форматов реализации, а также степени их влияния на внешнеполитическую повестку, восприятие государственных акторов за рубежом и динамику информационного противостояния. Особый акцент сделан на выявлении взаимосвязи между активностью государств и их лидеров в цифровой среде и формированием стратегических нарративов, обеспечивающих конкурентные преимущества в борьбе за внимание международной аудитории. Цифровая дипломатия рассматривается не только как технологическое нововведение, но и как политико-дискурсивная стратегия, способная конструировать представления о реальности, изменять параметры восприятия внешней политики и формировать условия для достижения внешнеполитических целей. Методологической основой исследования - ситуационный подход, позволивший соотнести традиционную и цифровую дипломатию, а также выявить конкурентные преимущества нового вида дипломатической деятельности. Метод кейс-стади позволил рассмотреть использование инструментов цифровой дипломатии на примере современных политических деятелей. В результате проведенного исследования установлено, что цифровая дипломатия представляет собой эффективный инструмент формирования внешнеполитического имиджа и воздействия на международную аудиторию в условиях обостряющейся конкуренции в глобальном информационном пространстве. Она не заменяет традиционные дипломатические механизмы, но существенно их дополняет, особенно в аспектах публичной дипломатии, оперативной коммуникации и продвижения национальных интересов. Цифровая дипломатия формирует новый тип влияния - дискурсивную силу, проявляющуюся через контроль над интерпретацией событий, смыслов и образов в международной политике. Использование ИИ, социальных сетей, цифровых платформ позволяет государствам активнее участвовать в формировании глобальных нарративов, что в условиях информационного противостояния становится критически важным. Однако широкое распространение цифровых технологий также порождает риски, связанные с манипуляцией информацией и дипфейками. Таким образом, способность управлять информационными потоками становится стратегическим ресурсом в дипломатии XXI века.

Издание: КОНФЛИКТОЛОГИЯ / NOTA BENE
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Борисов Денис Алексеевич, Горячева Арина Игоревна
Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА И СОЦИАЛЬНЫЙ PR: ПАРАДОКС ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТА (2024)

Целью научной статьи является проведение исследовательского анализа парадокса влияния Интернета на социальную рекламу и социальную PR-деятельность. Проблема заключается в том, что вместо расширения возможностей Интернет формирует собственные рамки, стирающие границы между рекламой и PR в Интернете, а также в социальных сетях. В работе рассмотрены теоретические аспекты понятий «социальная реклама» и «социальный пиар», их схожесть и различия. Проанализирована эффективность тактики воздействия социальной рекламы и пиара при использовании таргетированных методов в Интернете. Вместе с тем определено, как из-за таргетированных методов в Интернете между понятиями происходит слияние, создавая единую сферу деятельности в цифровой среде.

Издание: ИЗВЕСТИЯ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Бурцева Лана, Шаронова Светлана Алексеевна
Сохранить в закладках
ВОЗМОЖНОСТИ СЦЕНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТРЕНДОВ В РАЗВИТИИ ЭМИГРАЦИОННЫХ НАСТРОЕНИЙ И ОЖИДАНИЙ МОЛОДЁЖИ ПО ИХ ЦИФРОВЫМ МАРКЕРАМ (2025)

Рассматривается актуальная проблема прогнозирования эмиграционных настроений молодёжи на основе анализа цифровых маркеров. Цель исследования - выявить возможности сценирования и прогнозирования миграционных трендов через изучение цифровых следов, включая поисковые запросы и активность в социальных сетях. Методология сочетает количественный анализ больших данных (GoogleTrends, соцсети) и качественные методы интерпретации цифровых паттернов в социокультурном контексте. Основные результаты показывают, что цифровые маркеры позволяют выявлять скрытые тенденции эмиграционных намерений с опережением официальной статистики. Выделены три ключевых кластера запросов: образование, трудоустройство и визовые процедуры. Также выявлены региональные различия и влияние внешних кризисов на миграционные настроения. Подчёркивается необходимость сочетания цифровой аналитики с традиционными методами для повышения валидности данных.

Издание: ИЗВЕСТИЯ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Бочанов Максим Александрович
Сохранить в закладках
МОБИЛИЗАЦИЯ ЭМИГРАЦИОННЫХ УСТАНОВОК РОССИЯН В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА: МАСШТАБ, ДИНАМИКА, СТРУКТУРА ВОЗДЕЙСТВИЯ (2025)

Показаны результаты комплексного анализа информационных потоков социальных медиа, направленных на формирование эмиграционных установок российских интернет-пользователей. Проблема актуализируется дальнейшим усилением влияния социальных медиа на формирование гражданских установок российской молодёжи; интенсификацией внешнего деструктивного воздействия на национально-государственную идентичность и модальность образа будущего в представлениях молодого поколения РФ и необходимостью использования результатов оценки воздействия социальных медиа на эмиграционные установки пользователей РФ для дальнейшего прогнозирования тенденций этого процесса по цифровым следам. Осуществленный социально-медийный анализ цифровых следов мобилизации эмиграционных настроений российских пользователей позволил оценить риски распространения релокационных1 настроений в социальных медиа и предоставить профильным органам власти релевантные данные и их интерпретацию для принятия соответствующих решений о купировании вызовов продвижения репатриационных настроений среди различных социальных групп российского общества.

Издание: ИЗВЕСТИЯ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Домбровская Анна Юрьевна
Сохранить в закладках
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ МОЛОДЕЖНЫХ СООБЩЕСТВ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА (2025)

Представлены результаты исследования информационных потоков, формируемых прогосударственными, оппозиционными и нейтральными сообществами в социальных медиа, ориентированных на молодежь, с использованием методики когнитивного картирования. Исследование оценивает степень влияния социальных медиа на формирование мнений молодежи, выявляет закономерности между различными типами сообществ и распространяемым ими контентом, что позволяет определить потенциальные риски и возможности для управления информационными потоками. Было выявлено наличие значимых корреляций между типами сообществ и распространяемым ими контентом. Так, прогосударственные сообщества формируют формализованные информационные потоки с контентом, соответствующим основной государственной повестке. Их таргетные аудитории - это патриотичная и неопределившаяся молодежь. Оппозиционные сообщества при формировании информационных потоков используют менее формализованный контент с применением критического и эмоционального дискурса, ориентированного на молодежь, одновременно настроенную лояльно к западной системе ценностей и критически относящейся к действующим органам власти. Доминирующим в информационных потоках является контент с общественной, политической и военной тематикой, различия встречаются в транслируемой коннотации, где прогосударственные сообщества демонстрируют высокий уровень поддержки и одобрения, а оппозиционные сообщества выступают с критикой.

Издание: ИЗВЕСТИЯ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Расторгуев Сергей Викторович, Давыдова Мария Александровна
Сохранить в закладках
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНО БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ (2025)

В статье представлены опыт и результаты научно-методической работы по формированию социально безопасного поведения младших школьников, в том числе с использованием мультимедийных презентаций. Целью исследования стала оценка продуктивности включения мультимедийных презентаций в процесс формирования социально безопасного поведения младших школьников. Исследование проводилось по специально подобранным методикам ряда авторов для оценки когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного критериев по таким параметрам, как поведение в толпе, в отношении опасных социальных сетей, транспорта, в ситуации «если потерялся» и при встрече с незнакомцем. При проведении занятий в серию мультимедийных презентаций были включены интерактивные сценарии, такие как тесты, кроссворды, поиск слов по буквам, ребусы, а также видеофрагменты. Они способствовали осознанию респондентами возможных рисков и негативных последствий, неверных с точки зрения безопасности действий. Установлено, что после проведения формирующего эксперимента, включающего классные часы и уроки «Окружающий мир», актуальный уровень сформированности социально безопасного поведения школьников значительно повысился. Опыт организации комбинированных занятий с включением специальных заданий с презентациями, применением интерактивных сценариев оказался результативным, так как помог школьникам визуализировать и осознавать опасности, учил справляться с конфликтными ситуациями, развивал навыки эмоционального контроля и адекватного реагирования.

Издание: СОВРЕМЕННЫЕ НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Колесникова Д. С., Панкова Елена Степановна, Казакова Галина Николаевна, Веселов Олег Борисович
Сохранить в закладках
ИЗМЕНЕНИЯ В РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАКТИКАХ МОСКОВСКИХ КАТОЛИКОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ (2024)

Поставленное в исключительные условия религиозное сообщество оказывается вынужденным вырабатывать новые практики, чтобы приспособиться к возникшим условиям для удовлетворения своих духовных потребностей. Исследовательским вопросом стало выявление изменений в религиозных практиках российских католиков на примере трех московских приходов, произошедших вследствие ограничений пандемии, прежде всего изоляции. С этой целью нами использовались методы качественных интервью с верующими, наблюдение в приходах, анализ материалов социальных сетей. Исследование захватывает три периода - период строгих ограничений, препятствующих посещению храмов (февраль - июнь 2020 года), время, когда ограничения на свободное передвижение по г. Москве были постепенно сняты (хотя, например, определенные ограничения сохранялись для категории пожилых граждан), но оставалась опасность заражения, и сохранялся страх перед посещением публичных мест (июль 2020 - март 2022 года), и период снятия ограничений (2022 - 2023 годы). Исключительная ситуация, связанная с ограничением возможности посещения храмов, невозможностью участвовать в св. мессах, повлияла на развитие новых практик, среди которых мы выделяем просмотр трансляций и записей богослужений и мероприятий, включая пасхальные богослужения, «духовное причастие», ежевечернее онлайн-благословение архиепископа, широкое общение и обсуждение проблем в социальных сетях, а также «вынужденную» организацию верующими пасхального торжества 2020 года в домашних условиях, без возможности приезда в церкви. Непривычную для себя среду трансляций и социальных сетей были вынуждены осваивать пожилые прихожане, для которых именно изоляция оказалась зачастую решающим фактором обращения к новым навыкам дистанционного общения. После снятия ограничений верующие вернулись в приходы на привычные богослужения, однако некоторые приобретенные за время пандемии практики сохранились, хотя и утратили свою интенсивность. Анализируя религиозные практики в контексте медиакоммуникации, мы можем проследить изменения в религиозных практиках российских католиков на примере трех московских приходов, отследить на протяжении периодов ограничений, связанных с пандемией, и выхода из них, устойчивость этих новых практик в условиях, не требующих более строгого применения онлайн-практик. Результатом исследования стало выявление новых практик, позволяющих в дальнейшем изучение трансформации сообщества российских католиков.

Издание: ТЕХНОЛОГОС
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): ТРОФИМОВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ
Сохранить в закладках
Цифровая элита и традиционные политики (2025)

Рассматривается трансформация легитимации политической власти в условиях цифровизации и конкуренции между традиционной политической элитой и представителями цифровой элиты. Этот процесс связан с ростом сетевизации современного общества и увеличивающейся ролью социальных медиаплатформ в повседневной жизни людей. На основе эмпирического анализа аккаунтов политиков и инфлюенсеров в социальных сетях выявляются различия в эффективности сетевого взаимодействия, стратегиях коммуникации и характере публикуемого контента. Анализируются сетевая активность обеих групп, вовлеченность их аудитории в коммуникацию. Исследование показывает, что представители цифровой элиты значительно превосходят политиков по объему и лояльности аудитории. Для анализа полученных показателей используются методы качественного контент-анализа, создана типология публикаций цифровой и политической элит. Недостаточная эффективность сетевого взаимодействия политиков с обществом связана с тем, что представители официальной власти обращаются к формальным, односторонними по своей структуре взаимодействия с обществом практикам коммуникации. В своей публичной деятельности они преимущественно ориентируются на укрепление системной легитимности, что снижает их эффективность в социальных сетях. Агенты сетевой элиты, напротив, прибегают к более персонифицированной, эмоциональной и интерактивной подаче информации, и это вызывает интерес у зрителей и способствует росту их популярности. Таким образом, ключевое отличие двух элит состоит в том, что публичная политика аватаров официальной власти в первую очередь направлена на формирование доверия к последней, а не на приобретение персональной популярности ее акторов. Работа подчеркивает необходимость адаптации государственной коммуникации к новым условиям цифровой конкуренции за внимание и доверие граждан.

Издание: ЦИФРОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: Т. 8, №2 (2025)
Автор(ы): Крыштановская Ольга Викторовна, Перепелкин Владислав Андреевич
Сохранить в закладках