Научный архив: статьи

Использование искусственного интеллекта как основа устойчивого развития человечества: особенности международно-правового регулирования (2024)

ВВЕДЕНИЕ. Новейшие цифровые технологии играют ключевую роль в развитии современного общества и государства, способствуют их дальнейшему совершенствованию. Одной из разновидностей подобных технологий является искусственный интеллект (далее – ИИ), который оказывает значительное влияние на все аспекты жизни человека. В статье рассматривается проблема международно-правового регулирования ИИ, анализируются существующие документы и выявляются основные проблемы и вызовы, стоящие перед мировым сообществом. Особое внимание уделяется вопросам установления баланса между расширением возможностей ИИ и рисками, связанными с передачей управленческих решений от человека машине. Целями работы являются: анализ существующих понятий ИИ и международных актов, регламентирующих особенности использования данной технологии, рассмотрение актуальных вопросов совершенствования правовой регламентации и практики использования ИИ, определение перспектив дальнейшего развития правового регулирования ИИ.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Были проанализированы источники международного права универсального и регионального характера, научные труды, относящиеся к исследуемой теме. В качестве методов исследования были использованы формально-юридический, сравнительно-правовой и историко-правовой.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Искусственный интеллект является одним из наиболее важных и ключевых элементов устойчивого развития человечества, использование которого способствует техническому прогрессу и решению глобальных проблем. Международно-правовое регулирование использования ИИ находится на стадии разработки и формирования новых правил, при создании которых необходимо учитывать возможные риски и специфику применения технологии в различных сферах. Международное сотрудничество и обмен опытом в области правового регулирования ИИ призваны способствовать гармонизации подходов и стандартов в этой сфере с учетом принципов устойчивого развития, экологической безопасности и защиты персональных данных пользователей.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Основные выводы проведенного исследования состоят в следующем. Искусственный интеллект способствует автоматизации многих процессов, повышает эффективность работы и улучшает качество жизни людей и общества в целом. Сотрудничество между государствами и международными организациями является ключевым фактором успешного развития и применения ИИ, способствует созданию единых принципов обеспечения безопасности, прозрачности и поддержания технологического суверенитета стран. Однако на данный момент международно-правовое регулирование ИИ находится на начальном этапе своего развития, и многие страны сталкиваются с проблемами отсутствия соответствующих норм и стандартов. Последовательное развитие правового регулирования на международном универсальном и региональном уровнях, внедрение четкой и исчерпывающей терминологии, учет существующего опыта отдельных международных организаций позволит продолжить работу по разработке и совершенствованию стандартов в области ИИ, учитывая интересы всех участников международного сообщества.

Издание: МОСКОВСКИЙ ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Выпуск: Выпуск 4 (2024)
Автор(ы): КОЛОСОВ Александр Викторович
Сохранить в закладках
Актуальные вопросы международного сотрудничества в сфере обеспечения экологической безопасности (2024)

ВВЕДЕНИЕ. Проблемы экологического характера на сегодняшний день по степени причинения вреда окружающей природной среде и всему живому на планете невозможно сравнить с иными проблемами. В январе 1997 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ООН) в резолюции 15/157 призвала государства к принятию решительных мер в вопросах осуществления деятельность во всех направлениях исключительно в соответствии с нормами международного права, к реализации международно-правовых принципов и принятию мер по присоединению к многосторонним соглашениям в целях обеспечения развития международного права в целом и всех его отраслей. Большинство развитых государств взяли курс на обеспечение всеобъемлющей безопасности, которая возможна только в случае взятия четкого курса на охрану населения посредством комплекса мер социально-экономического, политического, а также природоохранного характера. Обеспечение экологической безопасности являет собой важнейшую часть проблемы безопасности существования государства в целом, разрешение которой на современном этапе развития общества становится таким же приоритетным направлением, как обеспечение военной и экономической безопасности. Экологическая безопасность есть совокупность состояний, процессов и явлений, обеспечивающих экологический баланс в окружающей природной среде, состояние защищенности всех компонентов природной среды, категория, направленная на то, чтобы максимально оградить все объекты природы и природные экосистемы от опасности (техногенной, биологической, радиационной, химической и пр.). Экологическая безопасность противостоит бесконтрольному экономическому росту, с которым столкнулось человечество, а также противоречиям между растущими потребностями общества и невозможностью биосферы их обеспечить. В связи с этим Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, выступая на Конференции по проблемам Мирового океана, справедливо подчеркнул неспособность общества улучшить то, значимость чего оно не может оценить. Сегодня, нет необходимости доказывать, что проблемы экологического характера по степени разрушительного воздействия и катастрофическим последствиям для всего живого и планеты в целом невозможно сравнить с проблемами иного характера. Стремительное увеличение численности населения, освоение новых плодородных территорий, экономический рост и все более интенсивное в связи с этим использование пространств и ресурсов Земли привели к серьезным и подчас необратимым последствиям, негативно влияющим на ее состояние.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В настоящем исследовании использованы труды как российских, так и зарубежных специалистов в области международного экологического и международного морского права. В ходе исследования использовались общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция. Также в работе использовались специальные юридические методы: формально-юридический, технико-юридический, метод юридической аналогии, а также сравнительно-правовой метод.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проведенный анализ сложившейся практики по вопросам обеспечения экологической безопасности позволил сделать закономерные выводы о том, что с учетом необходимости разрешения международных и национальных экологических проблем, современное общество нуждается в формировании новой системы экологических отношений, где будет осуществлена трансформация международных отношений в сторону придания высшего приоритета проблеме экологической безопасности, включающей первостепенные требования, касающиеся рационального использования всех природных объектов (земли, вод, лесов и др.) с целью обеспечения оптимальной возможности реализации экологической функции природы.

ОБСУЖДЕНИЯ И ВЫВОДЫ. Сохранение окружающей природной среды является комплексной задачей, требующей не только законодательного урегулирования как на международном, так и на внутригосударственном уровне, но и формирования правильного общественного сознания о его значимости для существования всего живого на планете, единстве экосистем и ценности всех компонентов окружающей природной среды, что, помимо прочего, позволит мировому сообществу сплотиться в рамках сотрудничества по глобальным природоохранным вопросам, созданию системы повсеместной экологической безопасности.

Издание: МОСКОВСКИЙ ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Выпуск: Выпуск 3 (2024)
Автор(ы): ВАЛИУЛЛИНА Ксения Борисовна
Сохранить в закладках
СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ШВЕЙЦАРСКОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ: МЕЖДУНАРОДНОПРАВОВОЙ ДИСКУРС (2025)

Раскрываются международно-правовые аспекты формирования Швейцарской Конфедерации. Выделяются два этапа развития швейцарской государственности, выявляются ключевые преобразования, вызванные историческими событиями. Исследуются особенности правового регулирования международно-правового статуса Конфедерации. Обосновывается вывод о правовых традициях Швейцарии в международно-правовом аспекте: плюрализме, нейтралитете, демократизме и международном сотрудничестве.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРАВО
Выпуск: № 3 (62) (2025)
Автор(ы): Бирюкова Валерия Павловна
Сохранить в закладках
МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ВОЗВРАТУ КОРРУПЦИОННЫХ АКТИВОВ ИЗ-ЗА РУБЕЖА (2025)

В статье вносятся предложения о переориентации на региональные и двусторонние соглашения в межгосударственном сотрудничестве по возврату коррупционных активов из-за рубежа, что обосновано осложнением международного обстановки в условиях проведения специальной военной операции. Рассматриваются возможности совершенствования законодательства антикоррупционного характера, создание новых организационных форм работы правоохранительных органов, адаптации нормативной базы к условиям новой цифровой реальности.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 3 (856) (2025)
Автор(ы): КАЗАКОВА ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА, ДЕРЕВЯНКО ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА, ПОЛИТОВ ВАЛЕНТИН ЕВГЕНЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
Деятельность Совета государств Балтийского моря по защите прав национальных меньшинств в 1990-е годы (2025)

На основе впервые введенных в научный оборот материалов Архива внешней политики Российской Федерации анализируется деятельность Совета государств Балтийского моря (СГБМ) по защите прав национальных меньшинств с 1994 по 2000 г. Хронологические рамки исследования определены периодом функционирования Комиссариата по демократическим институтам и правам человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам, когда должность комиссара СГБМ занимал О. Эсперсен. Авторы статьи пришли к выводу о том, что инициатором деятельности СГБМ по защите прав национальных меньшинств была Россия, заинтересованная в соблюдении прав русскоязычного меньшинства в странах Прибалтики. Несмотря на то что разрешить проблему дискриминации русскоязычного населения в Прибалтийских государствах в полной мере не удалось, Комиссариат СГБМ внес определенный вклад в унификацию и стандартизацию нормативно-правовой и институциональной основы обеспечения прав уязвимых групп населения, в первую очередь национальных меньшинств. Его деятельность, по мнению авторов, способствовала формированию и развитию общеевропейских правозащитных институтов, а также стимулировала Россию к совершенствованию национального законодательства в данной сфере.

Издание: БАЛТИЙСКИЙ РЕГИОН
Выпуск: Т. 17, № 3 (2025)
Автор(ы): Паникар Марина Михайловна, Соколова Флера Харисовна
Сохранить в закладках
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИНВЕСТИЦИОННОМУ СКАМУ (2025)

Рассматриваются способы эффективной борьбы с инвестиционными мошенничествами. Особое внимание уделяется правоприменительной практике. Анализируются недостатки законодательства в исследуемой сфере и пробелы в межведомственном взаимодействии. На основе полученных данных предлагаются меры по совершенствованию законодательной базы и практики борьбы с этим видом преступлений

Издание: ОБЩЕСТВО И ПРАВО
Выпуск: № 2 (92) (2025)
Автор(ы): Горбова Варвара Вячеславовна
Сохранить в закладках
СНЕЖНЫЙ ДРАКОН: ПОЛИТИКА КИТАЯ В АРКТИКЕ ПЕРЕД ЛИЦОМ НОВЫХ ВЫЗОВОВ (2024)

Резкое обострение отношений между Россией и странами Запада, начавшееся в феврале 2022 г., стало серьезным вызовом арктическому сотрудничеству, которое на протяжении нескольких последних десятилетий становилось все более интенсивным, плодотворным и в немалой степени взаимовыгодным для его участников. Китай, успевший продемонстрировать всему миру наличие у него амбиций в Арктическом регионе, находится перед лицом непростых вызовов. Ряд исследовательских вопросов, связанных с арктической стратегией Пекина, в этой связи требует уточнения. Не навредит ли укрепление сотрудничества с Россией выстраиванию взаимодействия с остальными арктическими государствами? В какой мере кризис безопасности и постепенная трансформация сложившейся системы международного сотрудничества в Арктике повлияет на планы Китая по интеграции региона в глобальные стратегические проекты Пекина? Какое место может быть отведено Китаю в будущей системе управления Арктикой?

Цель исследования - выявление изменений, происходящих в настоящее время в китайской арктической политике. Методологическую основу исследования составляет теория комплексов региональной безопасности Б. Бузана и О. Вейвера. Установлено, что политика выстраивания арктической идентичности, одной из ключевых составляющих которой выступает секьюритизация климатического дискурса, встречает все большее сопротивление со стороны западных стран. В условиях современного кризиса Пекин также вынужден поддерживать баланс двусторонних отношений с Россией и государствами Северной Европы. Эрозия сложившейся системы международного арктического сотрудничества для Китая представляется крайне нежелательной, поскольку эта система вопреки нормативно-правовым режимам полного господства арктических стран (секторальный подход) позволяла Пекину на законных основаниях принимать ограниченное участие в управлении регионом. Вместе с тем на доктринальном уровне отмечается смещение фокуса арктической политики Китая на более глобальное видение развития региона. Внешнеполитические трансформации вызваны рядом сторонних факторов, среди которых можно выделить последствия пандемии коронавируса и усиливающееся китайско-американское стратегическое противостояние.

Издание: ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ. СЕРИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: Том 24 № 3 (2024)
Автор(ы): Галимуллин Эдуард Зульфатович, Кашин Василий Борисович, КРАМАРЕНКО Анастасия Сергеевна
Сохранить в закладках
Эволюция экосистемы даркнета и вызовы международной информационной безопасности в Африке (2024)

В статье рассматривается эволюция экосистемы даркнета и ее влияние на международную информационную безопасность в Африке. Анализируются ключевые угрозы, исходящие из даркнета, включая нелегальную торговлю, киберпреступность и распространение дезинформации. Выделяются специфические вызовы, с которыми сталкиваются африканские страны в области кибербезопасности, такие как недостаток ресурсов и низкий уровень осведомленности. Также обсуждаются возможные стратегии повышения устойчивости и эффективности борьбы с киберугрозами в регионе, включая международное сотрудничество и развитие российско-африканских инициатив в области информационной безопасности.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. ВЕСТНИК ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА
Автор(ы): Ильинский Александр Иоильевич
Сохранить в закладках
Экономические интересы стран БРИКС в Арктическом регионе (2025)

Арктический регион приобретает все большую геополитическую и экономическую значимость в условиях изменения климата и роста конкуренции за ресурсы. При этом экономические интересы стран БРИКС в Арктике остаются недостаточно изученными, несмотря на растущую вовлеченность государств в развитие региона. Данная статья посвящена анализу наиболее значимых экономических интересов и целей стран БРИКС в Арктике, оценке возможности их достижения, а также выявлению стратегических приоритетов данных стран и потенциала для сотрудничества в регионе. Научная новизна исследования состоит в проведении всестороннего изучения экономических аспектов арктических стратегий стран БРИКС и учитывает как взаимодействие данных стран внутри политического объединения, так и их отношения с другими акторами арктического региона. Исследование основано на сравнительном анализе актуальных арктических стратегий и экономических программ стран БРИКС, а также на данных международных организаций и экспертных оценках. Особое внимание уделено российской стратегии развития Арктической зоны до 2035 г., китайскому проекту «Полярный шелковый путь», нефтегазовым инициативам Бразилии, энергетическим и логистическим интересам Индии, а также потенциалу ЮАР в научном сотрудничестве. Результаты проведенного анализа позволили выявить как общие тенденции, так и специфические национальные приоритеты стран БРИКС в Арктическом регионе. Было установлено, что каждая страна БРИКС имеет уникальные экономические интересы в Арктике: Россия фокусируется на освоении ресурсов и развитии Северного морского пути, Китай — на инвестициях в инфраструктуру и логистику, Бразилия и ЮАР — на научном сотрудничестве и климатических исследованиях, Индия — на энергетической безопасности и технологическом партнерстве. Полученные результаты отражают актуальные точки пересечения стран БРИКС в вопросах экономического развития арктического региона, при этом подчеркивая разнонаправленность интересов стран БРИКС в Арктике при наличии потенциала для кооперации. Дальнейшая работа должна быть направлена на изучение механизмов координации между странами БРИКС в условиях усиления конкуренции с традиционными арктическими державами.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. ВЕСТНИК ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 15, № 3 (2025)
Автор(ы): Лавниченко Максим Николаевич, Буракова Ульяна Сергеевна, Воробьев Николай Константинович
Сохранить в закладках
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ (2025)

Цифровизация становится неотъемлемой частью современных экономик, однако она влечет за собой новые вызовы для экономической безопасности государства. В данной статье анализируется влияние цифровых технологий на экономическую безопасность, выявляются ключевые угрозы и возможности, связанные с внедрением новых технологий в финансовую и информационную сферы. Особое внимание уделяется рискам, возникающим от киберугроз, зависимостью от внешних цифровых платформ и развитию криптовалют, а также положительному влиянию цифровизации на повышение эффективности государственного управления, финансовой стабильности и оптимизации налоговых систем. Рассматриваются меры государственного регулирования и международного сотрудничества для защиты экономики от новых угроз и предложения по укреплению экономической безопасности в условиях цифровизации.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 2 № 4 (2025)
Автор(ы): Нуртдинов Илгиз Ирекович, Кушбокова Рита Хасбиевна, Алиев Ризван Идрисович
Сохранить в закладках
ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ВЫДАЧИ И ПЕРЕДАЧИ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЕ (2015)

Экстрадиция является важным инструментом в достижении эффективного международноправового сотрудничества между странами. В статье анализируются место выдачи (экстрадиции) в международной системе сотрудничества, цель такого сотрудничества, правовые основы исполнения, осуществления запроса выдачи.

Издание: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 10 (285) (2015)
Автор(ы): Строева Оксана Александровна
Сохранить в закладках
Катар: региональный и страновой срез социальноэкономического развития (2025)

В статье предпринята попытка оценить текущие позиции Катара на национальном, региональном и мировом уровнях, что крайне важно для понимания и оценки перспектив социально-экономической динамики Катара и ССАГПЗ в целом, особенно в условиях растущей глобальной трансформации экономической и политической сферы. Автор приходит к выводу о том, что наряду с традиционными факторами роста катарской экономики, такими, как углеводородный сектор национального хозяйства, широкое применение иностранной рабочей силы и региональная экономическая интеграция, Катар все шире использует возможности развития, которые предоставляются в результате постепенной диверсификации в стране, наращивания усилий в сфере декарбонизации, цифровизации и других современных направлений, а также все более широкого и всестороннего международного сотрудничества. В статье показано, что страна добилась успехов в сфере развития экономики. Однако сохранились и проблемы, важнейшими из которых, по мнению автора, остается углеводородная зависимость от внешнего рынка, что, в свою очередь, сокращает возможности обеспечения ряда направлений в сфере безопасности, например, продовольственной. Также стоит отметить определенные сложности в интеграционном процессе. Однако перспективы дальнейшего развития Катара представляются достаточно оптимистичными. Период исследования — 2014–2024 гг. Исследование проведено на основе статистических данных международной базы ЮНКТАД.

Издание: ЭКОНОМИКА БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
Выпуск: № 1, Том 2 (2025)
Автор(ы): Шкваря Людмила Васильевна
Сохранить в закладках