На основе впервые введенных в научный оборот материалов Архива внешней политики Российской Федерации анализируется деятельность Совета государств Балтийского моря (СГБМ) по защите прав национальных меньшинств с 1994 по 2000 г. Хронологические рамки исследования определены периодом функционирования Комиссариата по демократическим институтам и правам человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам, когда должность комиссара СГБМ занимал О. Эсперсен. Авторы статьи пришли к выводу о том, что инициатором деятельности СГБМ по защите прав национальных меньшинств была Россия, заинтересованная в соблюдении прав русскоязычного меньшинства в странах Прибалтики. Несмотря на то что разрешить проблему дискриминации русскоязычного населения в Прибалтийских государствах в полной мере не удалось, Комиссариат СГБМ внес определенный вклад в унификацию и стандартизацию нормативно-правовой и институциональной основы обеспечения прав уязвимых групп населения, в первую очередь национальных меньшинств. Его деятельность, по мнению авторов, способствовала формированию и развитию общеевропейских правозащитных институтов, а также стимулировала Россию к совершенствованию национального законодательства в данной сфере.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 32. Политика
- Префикс DOI
- 10.5922/2079-8555-2025-3-2
Реализация поставленной цели достигалась путем использования общенаучных и исторических методов исследования. Метод исторической реконструкции позволил детально воссоздать деятельность Комиссариата СГБМ, а также роль России в создании данной структуры и разрешении проблемы русскоязычного населения в Прибалтике.
Список литературы
1.Воротников, В. В., Чеков, А. Д., Якутова, У. В. 2019, Проекты регионального строительства в Балтийском регионе: наследие межвоенной эпохи и современная динамика, Международная аналитика, № 1-2, c. 52—64, EDN: EISUMF, https://doi.org/10.46272/2587-8476-2019-0-1-2-52-64
2.Донских, С. В. 2009, Проблема генезиса и особенностей Балтийского региона в глобальном мире, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия A. Гуманитарные науки, № 7, c. 79—83, EDN: UYZXCP
3.Часовский, В. И. 2018, Сотрудничество стран Балтийского региона: современное состояние и проблемы, в: Федоров, Г. М., Жиндарев, Л. А., Дружинин, А. Г., Пальмовский, Т. (ред.), Балтийский регион — регион сотрудничества-2018: проблемы и перспективы трансграничного сотрудничества вдоль Западного порубежья России, материалы международной научной конференции, c. 165—176, EDN: XWALBZ
4.Сергунин, А. А. 2013, Россия и Европейский Союз в Балтийском регионе: тернистый путь к партнерству, Балтийский регион, № 4, c. 53—66, EDN: RMNGLP, https://doi.org/10.5922/2074-9848-2013-4-4
5.Пышьев, А. А. 2008, Совет Европы и Совет государств Балтийского моря в системе европейского институционального сотрудничества: (международно-правовой аспект) автореф. дис. … канд. юрид. наук, Москва, Моск. ун-т МВД России, 26 с., EDN: ZNUPER
6.Пальмовский, Т. 2021, Стратегия Европейского Союза для региона Балтийского моря и ее реализация, Балтийский регион, т. 13, № 1, с. 138—152, EDN: MNRWDD, https://doi.org/10.5922/2079-8555-2021-1-8
7.Дроздовская, Ю. В. 2017, Теоретические подходы к исследованию интеграционных процессов в регионе Балтийского моря, Успехи современной науки, т. 5, № 4, c. 230—232, EDN: YRORAR
8.Koivurova, T., Rosas, A. 2018, The CBSS as a vehicle for institutionalised governance in the Baltic Sea Area, in comparison with its two sister organisations in the north, Marine Policy, № 98, p. 211—219, https://doi.org/10.1016/j.marpol.2018.09.010
9.Oldberg, I. 2012, Soft Security in the Baltic Sea Region. Russian interests in the Council of Baltic Sea States, Swedish Institute of International Affairs, № 2, 66 p., URL: https://www.ui.se/globalassets/ui.se-eng/publications/ui-publications/soft-security-in-the-baltic-sea-region-russian-interests-in-the-council-of-baltic-sea-states-min.pdf (дата обращения: 02.03.2025).
10.Szacawa, D. 2021, Evolution of the Council of the Baltic Sea States: three decades of regional cooperation in the Baltic Sea Region (1991—2021), IEŚ Policy Papers 11, Institute of Central Europe, 74 р., URL: https://ies.lublin.pl/en/policy-papers/evolution-of-the-council-of-the-baltic-sea-states/ (дата обращения: 02.03.2025).
11.Ziemele, I. 2000, The Role of International Organizations in Strengthening Human Rights Performances in the Baltic Sea Region, in: Delbrück, J., Hofmann, R. (eds.), German Yearbook of International Law, Duncker & Humblot GmbH, vol. 43, p. 9—37, URL: https://elibrary.duncker-humblot.com/book/33061/german-yearbook-of-international-law-jahrbuch-fuumlr-internationales-recht (дата обращения: 02.03.2025).
12.Birckenbach, H.-M. 1998, The Tackling of Minority Issues in the Baltic Sea Region in the Context of OSCE and CBSS, in: Hedegaard, L., Lindström, B., Joenniemi, P., Östhol, A., Peschel, K., Stålvant, C. E. (eds.), The Nebi Yearbook 1998, Springer, Berlin, Heidelberg. https://doi.org/10.1007/978-3-642-58886-0_33
13.Espersen, O. 1996, Human rights protection in the Baltic Sea area: The Commissioner of the Council of the Baltic Sea States on Democratic Institutions and Human Rights including the Rights of Persons belonging to Minorities, Helsinki Monitor, vol. 7, № 2, p. 52—64
14.Espersen, O., Fugl, H. 2000, Protection of Rights of Persons Belonging to Minorities in the Baltic Sea States, in: Trifunovska, S. (eds.), Minority Rights in Europe European Minorities and Languages, T.M.C. Asser Press, https://doi.org/10.1007/978-90-6704-655-8_13
15.Espersen, O. 1995, The Functions of the CBSS (Council of the Baltic Sea States) Commissioner on Democratic Institutions and Human Rights Nordic, Journal of International Law, vol. 64, № 3, p. 347—352, https://doi.org/10.1163/157181095X00689
16.Мусаев, В. И. 2011, «Русский вопрос» в странах Балтии в 1990-х — 2000-х гг. и российско-прибалтийские отношения, История и историческая память, № 4, c. 87—106, EDN: SCVUWB
17.Ризванова, Л. З. 2008, Политика государств Прибалтики в отношении русскоязычного населения, Ученые записки Казанского государственного университета, Серия: Гуманитарные науки, т. 150, № 7, c. 140—149, EDN: JVWEWL
18.Смирнов, В. А. 2017, Теоретико-методологические аспекты институционализации политических элит Прибалтики, Полис. Политические исследования, № 5, c. 79—90, EDN: ZGSQJF, https://doi.org/10.17976/jpps/2017.05.06
19.Гордиенко, П. В. 2008, Проблема «неграждан» в Латвии, Обозреватель, № 7, c. 81— 90, EDN: KZRTYT
20.Мусаев, В.И. 2017, Независимость стран Балтии и «русский вопрос», Новейшая история России, № 2, c. 176—191, EDN: ZDQYZL, https://doi.org/10.21638/11701/spbu24.2017.213
21.Берендеев, М. В., Уразбаев, Е. Е. 2014, Развитие националистических идентичностей в странах Балтии: Латвийский аспект, Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, № 6, c. 82—94, EDN: SIQVQF
22.Colomer, J. 2007, Great Empires, Small Nations. The Uncertain Future of the Sovereign State, Routledge, 114 p.
23.Межевич, Н. М. 2016, Государства Прибалтики 2.0. Четверть века «вторых республик», Москва, Ассоциация книгоиздателей «Русская книга», 272 с., EDN: YSMPHD
24.Голышева, A. B. 2010, Историко-правовые и политические аспекты национальных вопросов в Республике Карелия в начале 1990-х гг., Вестник Московского университета МВД России, № 11, с. 89—93, EDN: NTOBAR
25.Шабаев, Ю. П. 2005, Проблема финно-угорской идентичности, Современная Европа, № 3, c. 112—123, EDN: KVXPZZ
26.Цыганков, А. М. 1992, Общественно-политические движения России в 1987—1992 годы (на материале Европейского Севера России), автореф. дис. … канд. ист. наук, Москва, Институт молодежи, 25 с., EDN: ZLRDBH
27.Шабаев, Ю. П. 2018, Исторические корни современного финноугорского паннационализма, в: Омаров, М. А. (отв. ред.), Нациестроительство: состояние, проблемы, перспективы, материалы Всероссийской научной конференции, с. 111—130, EDN: OAPZQN
28.Keohane, R. O. 2018, International Institutions and State Power: Essays in International Relations Theory, Routledge, 280 p., URL: https://www.taylorfrancis.com/books/mono/10.4324/9780429032967/international-institutions-state-power-robert-keohane (дата обращения: 02.03.2025).
29.Права меньшинств: международные стандарты и руководство по их соблюдению, 2010, Нью-Йорк, Женева, Изд-во ООН, 54 с., URL: https://esg-library.mgimo.ru/publications/prava-menshinstv-mezhdunarodnye-standarty-i-rukovodstvo-po-ikh-soblyudeniyu/?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения: 02.03.2025).
30.Володькин, А. А. 2006, Становление балтийского регионализма, Журнал международного права и международных отношений, № 2, с. 45—51, EDN: PBRFDL
Выпуск
Другие статьи выпуска
Исследование фокусируется на проблематике туристского развития арктического Костомукшского муниципального округа в карело-финском приграничье. Город Костомукша, сформированный как образец российско-финляндского сотрудничества в конце XX в., в XXI в. в связи с прекращением трансграничных перемещений и приграничного сотрудничества ищет новые пути своего развития. В связи с исчерпаемостью природных ресурсов перед муниципалитетом остро стоит вызов выстраивания новых направлений развития, включая переориентацию сферы туризма. Цель — выявление направлений туристского развития приграничного г. Костомукша в новых условиях на основе данных социологического опроса экспертного сообщества. Обобщены данные работы фокус-группы и серии полуформализованных интервью, проведенных автором (май 2024 г.) с руководителями и ключевыми специалистами государственных, коммерческих и некоммерческих организаций, связанных с развитием туризма в округе. Выявлены основные ограничения развития туризма в Костомукшском муниципальном округе: экономические, инфраструктурные, кадровые, маркетинговые, природоохранные, а также сезонность туристского бизнеса. Природоориентированный туризм является приоритетным видом туризма в муниципалитете, подразумевая не только экологический, но и активный, культурно-познавательный, событийный и иные виды. Включение Костомукшского муниципального округа в Арктическую зону представляется одним из направлений корректировки стратегических приоритетов муниципалитета. С учетом специфики локации округа, обеспеченности спортивно-туристской инфраструктурой для зимних видов туризма, успешного опыта организации событийных мероприятий одним из перспективных туристских направлений представляется развитие зимних видов туризма. Исследование выявило необходимость кооперации и взаимодействия сегментов триады «власть — бизнес — общество» в сфере туризма.
На основе годовых временных рядов за период с 1993 по 2022 г. анализируется взаимосвязь между прямыми иностранными инвестициями (ПИИ), торговой открытостью и ростом российской экономики. Результаты, полученные с использованием метода граничного тестирования с авторегрессионным распределенным лагом (ARDL), показывают, что ПИИ и торговля положительно влияют на экономическую активность в России в краткосрочной перспективе, при этом долгосрочное воздействие не наблюдается. Дополнительные переменные, например реальный эффективный валютный курс, положительно влияют на экономический рост как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Безработица среди молодежи оказывает разнонаправленное воздействие в краткосрочной перспективе и отрицательное в долгосрочной. Военные расходы не оказывают влияния в краткосрочной перспективе, но отрицательно сказываются на экономике России в долгосрочной, в то время как уровень инфляции имеет как положительный, так отрицательный эффекты в краткосрочной перспективе, влияя негативно на экономический рост в долгосрочной. Тест на причинность по Грейнджеру выявляет однонаправленную зависимость между экономическим ростом, торговой открытостью, военными расходами и реальным эффективным валютным курсом. Для достижения устойчивых результатов рекомендуются меры по привлечению иностранных инвестиций, стимулированию торговли, снижению безработицы среди молодежи, пересмотру оборонных расходов и обеспечению сбалансированной денежно-кредитной политики.
Обрабатывающая промышленность балтийских регионов России столкнулась с серьезными глобальными вызовами в последние годы, включая пандемию COVID-19 и санкционное давление западных стран. Цель исследования заключается в выявлении пространственно-временных эффектов данных внешних шоков на динамику промышленности Санкт-Петербурга, Ленинградской и Калининградской областей и установлении локальных кластеров промышленного роста и спада. Методологической основой выступил пространственный анализ с применением дифференциального глобального и локального индекса Морана, позволяющего оценить пространственную автокорреляцию изменений промышленного производства на муниципальном уровне в период 2019—2023 гг. В качестве исходных данных использованы официальные статистические данные Росстата, нормализованные (очищенные от инфляции) относительно докризисного уровня. Исследование выявило значительную неоднородность реакции регионов: в Калининградской области сформировались обширные зоны упадка из-за высокой зависимости от импорта, в то время как отдельные муниципалитеты Ленинградской области продемонстрировали рост благодаря диверсификации производства и мерам государственной поддержки. Полученные результаты позволили выявить локальные полюса промышленного спада и роста, отражающие значительные пространственные диспропорции в устойчивости промышленности балтийских регионов.
В пространственной структуре современной России весомую роль играют обширнейшие приморские зоны, чье дальнейшее развитие предполагает предельно полный и дробный (вплоть до «низового» уровня, представленного конкретными приморскими муниципальными образованиями) учет природно-экологических и социально-экономических условий селитебной и хозяйственной активности. В статье предложены методический подход и результаты многомерной типологизации приморских муниципальных образований Российской Федерации (186 городских округов, муниципальных районов и муниципальных округов), базирующейся на межбассейновой природно-хозяйственной зональности, сопоставлении экономического, демографического и площадного «размеров» муниципальных образований, положении их административных центров относительно морских побережий, центр-периферийных отношениях в рамках «опорных баз» морской активности, морехозяйственном функционале, превалирующих локализованных проблемах социально-экономико-экологического развития, а также наличии федеральной поддержки в формате преференциальных режимов ведения хозяйственной деятельности. Представлен алгоритм типологизации, а также ее картографическая визуализация (на основе ГИС). Дана оценка и компаративистика социально-экономической динамики приморских муниципальных образований различных типов и подтипов. Выявлены и конкретизированы разнонаправленные процессы пространственной социально-экономической динамики в приморской зоне России: поляризация, «сгущение» населения и экономики в одних муниципалитетах и пространственное «сжатие» хозяйственного освоения в других. Идентифицированы наиболее проблемные типологические группы приморских муниципальных образований и их локализация (Тихоокеанская Россия, Арктическая зона). Акцентированы направления учета типологической специфики приморских муниципалитетов в стратегировании пространственного развития Российской Федерации (в том числе в контексте федеральной поддержки геостратегических территорий и формирования сети опорных населенных пунктов)
Программа создания принципиально новой отрасли экономики страны — атомной энергетики — является амбициозной задачей стратегического характера, которую реализует Польша, последовательно наращивающая свое политико-экономическое влияние и в рамках Европейского союза, и в масштабах глобальной системы международных отношений. Атомная генерация, по замыслу, позволит Польше преодолеть колею существующего энергетического баланса, сформировать условия для выполнения требований климатической политики Европейского союза, и положительно отразится на конкурентоспособности экономики. Отсутствие собственного технологического задела для реализации программы диктует необходимость привлечения внешнего поставщика технологий — как в части создания самих блоков, так и в части строительства сопутствующей инфраструктуры. Выбор зарубежного технологического партнера предопределен геополитической ситуаций и системой политико-экономических связей, которые возникают как следствие такого решения. Ход реализации программы и ее завершение будут иметь серьезные внешнеполитические последствия для региональной системы международных отношений.
В статье, опирающейся на методы системного и институционального анализа, впервые в российском исследовательском контуре изучены политико-стратегические факторы реализации программы атомной энергетики в Польше, отраженные в документах стратегического планирования. В рамках реализации эмпирического исследования автор рассматривает программу атомной энергетики как многоаспектный политический и стратегический проект, обращает внимание на специфику сопутствующих внутриполитических процессов, а в качестве прикладного измерения исследования определяет внешнеполитические следствия и оценивает риски реализации программы.
Развитие отношений польского государства с соотечественниками за рубежом имеет давнюю традицию, восходящую к периоду II Республики. В соответствии с предложенной тогда моделью взаимодействия за отношения с польской диаспорой (Полонией) отвечала верхняя палата — Сенат. Эта институциональная рамка была восстановлена в постсоциалистический период и считалась одним из способов демонстрации преемственности в отношениях с поляками за рубежом. Однако постепенно возникали практические противоречия, связанные с распределением средств на диаспоральную политику и борьбой политических сил за имидж защитников польской диаспоры. В результате было предпринято несколько попыток изменить институты диаспоральной политики Польши, которые заключались в усилении роли как органов исполнительной власти, так и Сената. В теоретическом плане статья опирается на неоинституциональную методологию и рассматривает произошедшие трансформации как варианты институциональных изменений, обусловленные не только разными структурными причинами, но и расширением состава участников взаимодействия внутри государственного механизма. В статье показано, что важнейшими тенденциями в трансформации институтов диаспоральной политики Польши в 1991—2025 гг. стали формализация институционального дизайна, постепенное снижение масштаба внедряемых изменений и общая незавершенность преобразований, связанная с относительной их частотой и межпартийной конкуренцией (главным образом «Гражданской платформы» и «Права и справедливости»).
Начало специальной военной операции (СВО) создало концептуальный вакуум в российской политике Евросоюза: провозгласив Москву стратегической угрозой, Брюссель ограничил все контакты с ней, а также сосредоточился на санкциях и поддержке Украины. Цель статьи — выявить, как деколонизация (как социально-политическая категория) становится идейной основой для современной политики Евросоюза в отношении России, а также обозначить важность балтийских антрепренеров в этом процессе. Теоретически статья основана на концепции множественных потоков. Эмпирический материал включает документы ЕC и высказывания его политиков в период с 2022 г. по настоящее время. Выявлено три интерпретации деколонизации. Первая в качестве проблемы видит прошлую недостаточную субъектность стран Балтии и Польши при выработке российской политики ЕС. Результатом становится принятие на наднациональном уровне максимально жесткой, «балтийской» линии в отношении России. В фокусе второй интерпретации находятся интеримпериальность и стремление эмансипировать страны постсоветской Евразии через более тесное и равное сотрудничество с ЕС. В результате пересматривается его политика расширения, дополнительно легитимируются антироссийские санкции, возникает новая иерархия в постсоветской Евразии. Наконец, третья, наиболее маргинальная интерпретация деколонизации состоит в возвращении субъектности народам и регионам России. На данный момент эта трактовка лишь упоминается в некоторых документах и выступлениях, но ее присутствие создает негативный фон для любого диалога России и ЕС. Статья отмечает важность балтийских антрепренеров в интерпретациях деколонизации и демонстрирует различия в их технической реализуемости. В заключении три интерпретации деколонизации сравниваются, дается краткая оценка их влияния на восстановление отношений ЕС и России.
Издательство
- Издательство
- БФУ
- Регион
- Россия, Калининград
- Почтовый адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- Юр. адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- ФИО
- Федоров Александр Александрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- post@kantiana.ru
- Контактный телефон
- +7 (401) 2595595
- Сайт
- https://kantiana.ru