В статье рассматриваются вопросы разработки политики в сфере импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета. Рассматриваются предпосылки возникновения необходимости их решения. Санкционное давление на экономику России привело к уходу с отечественного рынка инвесторов из государств, которые проводят недружественную политику в отношении Российской Федерации. Это в свою очередь привело к разрыву экономических и технологических связей. Заставило искать замену импортируемым товарам из этих стран, реализовывать политику импортозамещения. Дальнейшая эскалация санкционного давления потребовала разработки и реализации политики обеспечения технологического суверенитета. Это потребовало по-новому взглянуть на вопросы инновационного развития. В России есть опыт реализации политики, направленной на построение инновационной экономики. На основе ее анализа, сделаны выводы о рисках обеспечения инновационного развития путем заимствования иностранных технологий, необходимости реализации политики технологического развития с опорой на собственные ресурсы. В статье рассматриваются Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации и Концепция технологического развития на период до 2030 года как документы стратегического планирования, связанные с реализацией политики в сфере импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета. В статье рассмотрены проблемы функционирования системы стратегического планирования, предложены подходы согласования стратегии обеспечения технологического развития с отраслевыми стратегиями и стратегией пространственного развития. Предложены и сопоставлены варианты проведения этих согласований.
Актуальность темы определяется необходимостью оценки заделов и перспектив, а также выявления отличительных характеристик мобилизационного научно-технологического развития России для дальнейшего исследования и анализа результативности усилий и мер государства по достижению целей Стратегии научно-технологического развития. В условиях санкционного давления и принудительного разрыва производственных цепочек и инновационных циклов проблемы развития науки и технологий внутри страны приобретают особую остроту и требуют взвешенных и прогрессивных мер по их решению. Научно-практический интерес для исследователей и широкой общественности представляют выводы авторов, выраженные в оценке заделов и обосновании перспектив научно-технологического развития страны, которые могут использоваться в дальнейших исследованиях, а также в практической деятельности органов власти, осуществляемой в данной сфере. Методологию статьи составляют теория мобилизационной экономики, сравнительный и эмпирический, структурный анализы. Общим результатом применения данных подходов является развитие теории мобилизационной экономики в части условий санкционного давления как новой причины обращения к мобилизационному типу развития, а также формирование особых условий мобилизационного развития научно-технологической сферы на основании совокупности заделов и перспектив научно-технологического развития. Цель статьи - исследование заделов научно-технологического развития как переходящего комплекса результативных доминант для обеспечения непрерывности научно-технологического развития и определение условий их применимости в совокупности с приоритетами научно-технологического развития на новом этапе мобилизационного развития научно-технологической сферы в условиях санкционного давления. На основании сформированных особых условий мобилизационного развития научно-технологической сферы авторами сделан вывод о закономерности и обоснованности придания мобилизационного характера научно- технологическому развитию страны в среднесрочной перспективе, требующего изменения содержания государственного воздействия и объёмов ресурсов, концентрируемых в сфере науки и технологий.
В статье произведен анализ эффективности механизмов финансирования инноваций в Российской Федерации. Показано, что преодолеть накопившиеся в производственной сфере противоречия и технологическое отставание страны только путем увеличения финансирования научных исследований и разработок невозможно. Необходимо повышать результативность финансовых вложений, используя системный подход, который предполагает сочетание множества различных мер управленческого финансового и нефинансового характера.
Данная статья посвящена всестороннему анализу торговой войны между Китаем и США, достигшей к 2025 году стадии стратегической конфронтации, охватывающей не только экономику, но и сферу технологий, валютной политики и глобального управления. Автор рассматривает истоки конфликта, эволюцию тарифной политики, геополитические и институциональные последствия противостояния, а также его воздействие на фрагментацию всей мировой экономики. Особое внимание уделяется трансформации международной системы под влиянием усиления конкуренции за технологический суверенитет, усиления протекционизма, изменения структуры глобальных цепочек поставок и роста влияния незападных институтов, включая ВРЭП, БРИКС+ и CIPS. Анализ охватывает также реакцию других государств и регионов, демонстрируя децентрализацию глобального экономического управления и усиление роли региональных альянсов В работе применён комплексный междисциплинарный подход, сочетающий анализ торгово-экономической статистики, нормативно-правовых актов, международных соглашений и геополитической динамики, с опорой на сравнительную политэкономию и элементы системного анализа. Научная новизна статьи заключается в концептуализации торговой войны США и КНР как инструмента стратегического перераспределения глобальной власти, а не как изолированного экономического конфликта. Автор демонстрирует, что эскалация противостояния между США и КНР инициировала распад прежней модели глобализации и стимулировала формирование двухполярной мировой системы. Впервые подчёркнута взаимосвязь между внутренними экономическими проблемами США и их внешнеэкономической политикой, направленной на сдерживание Китая. Выводы указывают на устойчивую тенденцию к регионализации, рост влияния развивающихся стран, институциональный паралич ВТО и формирование параллельных механизмов глобального управления. Автор подчёркивает, что разрешение конфликта требует перехода к модели коэволюции, сочетающей конкуренцию и сотрудничество, иначе мир столкнётся с нарастающей фрагментацией и неустойчивостью
Цель работы - разработка и апробация методики комплексной оценки приоритетности технологий на примере угольной отрасли. Выявление и оценка потенциала перспективных технологий - важное условие экономического роста и национальной энергетической безопасности страны. Для оценки потенциала был разработан алгоритм вычисления интегрального показателя применимости технологий, который на основе многомерного набора факторов и критериев позволил оценить приоритетность технологий для формирования высокотехнологичных цепочек создания стоимости в угольной и смежных отраслях, способных обеспечить устойчивый рост и технологический суверенитет в условиях нечеткой входной информации (субъективных оценок экспертов). При разработке и апробации интегрального показателя использовались методы патентного анализа и нечетко-логический алгоритм поддержки принятия решений Fuzzy Analytic Hierarchy Process. Исследование проведено на примере отечественной угольной отрасли, в которой проблемы формирования технологического суверенитета стоят наиболее остро. Источниками информации послужили патентная информация, размещенная в патентно-аналитической системе Orbit Intelligence Premium edition, результаты экспертного опроса. Предлагаемая методика включает в себя пять этапов: 1) формирование патентной коллекции; 2) отбор и оценка наиболее технологически значимых патентных семейств; 3) опрос экспертов; 4) построение иерархической модели, 5) расчет интегрального показателя применимости технологий. Методика может быть использована для выявления и оценки приоритетности технологий и для других отраслей.
В начале XXI в. в мировой научной практике значительно вырос интерес к оценке роли высоких технологий в развитии общества. Одновременно обострилась дискуссия о том, до какой степени технологически независимым может считать себя государство, даже обладающее технологиями, обеспечивающими продовольственную, промышленную и экологическую независимость. В статье рассматривается понятие технологического суверенитета, его особенности в контексте современных технологий, а также практика формирования в ведущих зарубежных странах и в Российской Федерации приоритетных направлений в сфере науки и технологий, составляющих основу обеспечения технологического суверенитета на национальном уровне. Предложено оригинальное определение технологического суверенитета. В статье отмечается фактическое отсутствие в России единого центра мониторинга и оценки результативности исследований и технологических разработок по приоритетным направлениям науки и технологий, что представляет существенные риски в свете обеспечения технологического суверенитета страны. В статье обоснована необходимость реализации централизованного подхода к организации системы мониторинга и оценки результативности научных исследований и технологических разработок в текущих условиях.
В условиях кратного роста потребности в машинах и оборудовании вследствие перехода на «самообеспечение» и наращивания объемов выпуска продукции отечественного производства, необходимо формирование новых технологических компетенций для реализации опережающего импортозамещения станков и комплектующих, призванных обеспечить скорейшее приближение российских производств к мировой технологической границе. Цель статьи: провести анализ ситуации в отечественной станкостроительной промышленности в контексте обеспечения экономической безопасности российских предприятий и рассмотреть показатели качества, обеспечивающие конкурентоспособность станкостроительной продукции. При проведении исследования применялись общенаучные методы сравнения, анализа и синтеза, реализован системный подход. Информационная база исследования включает обзор нормативных документов, научных статей, докладов и отчетов, а также статистические данные из информационно-аналитических систем. Результаты и основные выводы: сформированы общие подходы к управлению качеством импортозамещающей станкостроительной продукции. Авторами описана структура интегрального показателя качества станкостроительной продукции, представлена в общем виде модель выбора лучшего варианта для эксплуатанта, а также рассмотрены вопросы взаимозаменяемости комплектующих и расчета затрат на обеспечение сохранности требуемых эксплуатационных показателей деталей и узлов, которые во многом и определяют превосходство зарубежных аналогов над отечественной продукцией станкостроения.
Обозначены вызовы и угрозы устойчивости развития агропродовольственной системы России: рост затрат и соответствующее снижение рентабельности, сужение возможностей расширенного воспроизводства, высокая технологическая зависимость от импорта оборудования и компонентов производства.
Охарактеризованы особенности формирования в России новой модели ограниченно открытой экономики суверенного типа, отличительной особенностью которой является достижение технологического суверенитета. Применительно к агропродовольственной системе уточнены базовые понятия: импортозамещение, технологическая независимость, технологический суверенитет.
Раскрыты элементы технологического суверенитета агропродовольственной системы России: техникотехнологический уровень машин и оборудования, уровень подготовки кадров, состояние селекции и генетики, уровень автоматизации производства, инновационная активность и развитие цифровых технологий.
Обоснованы направления устойчивого развития агропродовольственной системы, связанные не столько с ростом урожаев, сколько со снижением затрат на производство, растущих опережающими темпами из-за экспортных ограничений, санкционных требований, несовершенства механизма регулирования отрасли.
Доказано, что ключевой задачей агропродовольственной системы России является импортозамещение, а одним из драйверов устойчивого социальноэкономического развития станет поддержание внутреннего спроса.
В современных условиях обеспечение технологического суверенитета стало одной из главных задач для достижения целей развития страны. В этой связи возрастает потребность в систематизации и дальнейшем развитии методических подходов, позволяющих получить однозначную оценку уровня и степени достижения технологического суверенитета. В статье представлены результаты исследования методических подходов к оценке технологического суверенитета, которое позволило на основе обобщения материалов выявить в качестве основных однокритериальный, многокритериальный, индексный показатели. Обоснована потребность в едином показателе, позволяющем выявлять степень достижения технологической независимости страны, ее резервы и факторы. Предложен авторский подход, основанный на многокритериальной оценке с использованием индексного метода формирования комплексного показателя.
Редакция представляет краткий отчет о проведении научно-практического семинара совместной серии Российского совета по международным делам (РСМД), Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) им Е. М. Примакова РАН и журнала “Мировая экономика и международные отношения”, посвященного обсуждению глобального технологического развития и параметров лидерства в технологической сфере. В дискуссии приняли участие генеральный директор РСМД И. Н. Тимофеев, заместитель директора по научной работе ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН, член-корреспондент РАН, член РСМД С. А. Афонцев, руководитель Отдела науки и инноваций ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН И. В. Данилин, заместитель директора Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики МГИМО МИД России Е. С. Зиновьева, младший научный сотрудник Центра Индоокеанского региона ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН И. Ю. Щедров, заведующая Сектором международных валютно-финансовых отношений ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН Е. А. Сидорова, научный сотрудник Отдела науки и инноваций ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН Э. П. Шавлай, помощник директора Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики МГИМО МИД России Т. В. Исаева и программный менеджер РСМД А. Ю. Толстухина.
На развитие мировой автомобильной промышленности растущее влияние оказывает мировой рынок энергетики и его основная тенденция - развитие источников возобновляемой энергии (ВИЭ). Этот сегмент глобального рынка получил сегодня значительное развитие, перспективы его дальнейшей эволюции, как показано в статье, очень многообещающие, а зачастую и решающие. Они базируются на невозможности обеспечить устойчивый рост на основе ограниченных невозобновляемых источников энергии, с одной стороны, и необходимости такого роста с точки зрения целей устойчивого развития (ЦУР). Автор высказывает точку зрения о том, что данная ситуация может значительно ускорить в будущем уже начавшуюся трансформацию структуры и характера автомобильного транспорта, как легкового, так и грузового. Это следует принимать во внимание при формировании и реализации государственной стратегии развития не только энергетики, но и автомобильной промышленности в различных странах мира, в том числе - в Российской Федерации для обеспечения в перспективе национальной безопасности и конкурентоспособности автопрома на мировом и национальном рынках, а также повысить степень отечественной технологической безопасности. В статье автор исследует перспективы развития возобновляемых источников энергии как фактора, оказывающего все более заметное воздействие на мировую автомобильную промышленность.
В статье отражены современные политико-правовые концепции, предметом которых выступают проблемы технологического развития и, в частности, достижения технологического лидерства в условиях глобальной конкуренции государств. В работе делается акцент на приоритете науки и технологий в политике ведущих государств мира. Раскрывается развитие технократический концепций в политико-правовой мысли, отмечаются тенденции их популяризации и распространения, влияние на национальную политико-правовую мысль некоторых современных государств (на примере Китая и Ирана). В частности, анализируя опыт азиатских государств, автор отмечает общие тенденции модернизации экономики, приоритет национальнокультурных особенностей государств, утилитарный характер модернизации, нацеленность на достижение экономического и политического лидерства на международной арене при условии сохранения национальной культурной идентичности.