В статье рассматриваются сущность и роль патриотического воспитания молодежи, их влияние на региональное развитие, представлены результаты исследования ценностных ориентиров старшеклассников. Выявлены проблемы, накопленные в данной сфере. Определены ключевые аспекты взаимосвязи патриотизма и социально-экономического развития региона.
В статье рассматривается проблема формирования социокультурной памяти как основы патриотического воспитания. Раскрывается значение социально-контекстного подхода к процессу духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся как смыслообразующей деятельности. Приводятся результаты исследования объективности эмоционально-чувственного восприятия обучающимся художественного образа в контексте социокультурной памяти русского народа.
В статье рассматриваются создание и механизмы апробации Центра по историческому просвещению в системе основного образования на площадке образовательной организации. В качестве стратегических задач создания Центра стоит формирование ресурсного пространства для сохранения исторической памяти и развитие просветительской деятельности обучающихся. Особенностями формирования Центра выделены: организация внеурочной деятельности и разработка дополнительных общеобразовательных программ, подготовка образовательных событий заданной тематики, апробация системы культурно-массовых мероприятий. Отличительной чертой Центра является его позиционирование как части экосистемы образовательной организации. Представлена концептуальная схема структуры Центра и его функциональных частей. Представленная модель может быть использована в качестве теоретико-методологической основы для проектирования образовательных событий, а также для разработки моделей центров исторического просвещения. Материалы позволяют в дальнейшем оценивать выбор путей духовно-нравственного развития обучающихся через реализацию функциональных результатов обучения, а также посредством продуктивных и практико-ориентированных форм обучения. Отдельным направлением Центра можно считать вовлечение в экосистему образовательной организации социальных партнеров и медиасреды для расширения просветительских задач.
В статье представлен взгляд на современное состояние студенческой молодежи и обозначена важность патриотического и гражданского воспитания обучающихся в вузах России. Особое внимание уделено базовым установкам педагогической концепции Н. И. Пирогова, которые связаны с воспитанием не столько узкого специалиста в той или иной профессиональной области, сколько с развитием личности студента как ответственного гражданина Отечества. Преодоление негативных тенденций в современном российском образовании сопряжено с возвращением к фундаментальным основам русской педагогической традиции, ярким представителем которой является Н. И. Пирогов.
В статье описывается опыт работы по патриотическому воспитанию студентов средствами иностранного языка. Среди форм организации воспитательного процесса предпочтение отдается творческому проекту, обладающему неограниченными возможностями, раскрывающему образовательный и духовный потенциал участников. Осуществление воспитательного проекта на английском языке открывает дополнительные ресурсы для развития языковых и творческих умений и навыков обучающихся.
В статье рассматривается вопрос о важности изучения иностранного языка в условиях проведения специальной военной операции (СВО). Обсуждаются такие вопросы, как иностранный язык - обязательная дисциплина в рамках среднего и высшего образования, отношение к иностранной культуре, в том числе языковой культуре в период СВО и необходимость изучения иностранного языка в современных реалиях.
В статье обосновывается важность патриотического воспитания молодого поколения россиян в современных геополитических условиях и раскрывается значение личности учителя как образа-образца подлинного патриота России в формировании патриотического сознания, гражданской идентичности, патриотической культуры обучающихся. Раскрывается роль патриотической позиции педагога в воспитании патриотизма молодого поколения. Аргументируется, что содержание патриотической позиции учителя определяют отношения, основания которых образуют ценности, ключевой из которых является патриотизм. Осуществляется анализ понятия «патриотизм» на уровне философского, социологического, психологического и педагогического научного знания. Обосновывается, что на философском уровне патриотизм понимается как базовая нравственная ценность и принцип ответственности перед Родиной; на социологическом уровне - как механизм сплочения общества и формирования гражданской идентичности; на психологическом уровне - как личностная установка, чувство, мотив, определяющие отношение к Родине; на педагогическом уровне патриотизм связан с патриотическим воспитанием обучающихся через образовательную деятельность. Выявляется то общее, что объединяет философию, социологию, психологию и педагогику в понимании феномена патриотизма - его трактовка как ценности. Приводятся доказательства того, что патриотизм в статусе ценности определяет аксиологические основания патриотической позиции учителя: становится важным элементом аксиосферы педагога; обусловливает мировоззрение учителя, задавая основу для становления его осознанной патриотической позиции; определяет структуру и содержание педагогической деятельности по патриотическому воспитанию обучающихся; обеспечивает эффективную трансляцию педагогом молодому поколению гражданских и нравственных смыслов патриотизма.
Союзное государство Беларуси и России как интеграционный формат в современных условиях обретает особый геоцивилизационный смысл. Расширение его повестки и спектра интеграционных мероприятий корреспондирует с содержанием и тенденциями трансформации мироустройства глобального и регионального масштаба, включая аксиологический аспект, усложнением вызовов и угроз, коренящихся во внутреннем и внешнем измерениях. Настоящее исследование ориентировано на выявление основных ориентиров и сюжетов взаимодействия России и Беларуси в сфере патриотического воспитания на уровне Союзного государства и верификацию его потенциала в специфической внешней среде с учетом динамики интеграционного развития. Теоретико-методологические рамки образуют многоуровневый системный анализ, качественный и формализованный анализ документов – материалов интернет-ресурсов Союзного государства, диахронный и синхронный анализ патриотических мероприятий; идеи «общего Отечества», «антимягкой силы», «кризисной» и цивилизационной геополитики. Показана динамика количественных и качественных параметров в данной области. Акцентирована специфика аргументации патриотических инициатив и мероприятий посредством апелляций к общим ценностям стран и народов Союзного государства и усиливающемуся внешнему давлению. Артикулирован историко-патриотический вектор, сопрягающийся с особенностями позиционирования России и Беларуси как протагонистов исторической правды о Второй мировой войне. Аргументированы тезисы о важности имиджевой, нормативной и ценностной составляющих в постепенно конструируемой союзной политике патриотического воспитания.
В статье представлены результаты исследования, отражающего опыт Дальневосточного федерального округа по формированию гражданственности и патриотизма у детей и молодежи. Актуальность затронутой проблемы обусловлена нарастающим внешним деструктивным информационно-психологическим воздействием на жителей российского Дальнего Востока. Среди социально-демографических групп-мишеней такого воздействия - молодежь, среди территориальных объектов - ряд конкретных территорий. В этих условиях исследовательский и практический опыт ДФО, направленный на формирование гражданственности и патриотизма молодого поколения, приобретает особое значение.
Введение: в статье раскрывается актуальность пересмотра подходов к образованию и воспитанию в условиях трансформации геополитических угроз, внутренней и внешней политики России.
Материалы и методы: в качестве материальной основы в статье использованы нормативные правовые акты, в том числе Конституция Российской Федерации; научные источники; применены общенаучные и специальные юридические методы, в частности метод сравнительного правоведения.
Результаты исследования: рассмотрены политико-правовые особенности формирования национальных приоритетов в образовании и воспитании с учетом их влияния на социально-экономическое развитие страны.
Обсуждение и заключение: в настоящее время переосмыслению подвергается вектор духовно-патриотического воспитания будущего поколения с учетом тех вызовов и угроз, с которыми столкнулась Россия в последние годы. Накопленный опыт либерального реформирования системы образования и воспитания, начиная с 90-х годов прошлого столетия, привел к необходимости трансформации идеологических основ этого стратегически важного направления внутренней политики, определяющего направления национальной безопасности.
В статье предпринята попытка рассмотреть источники, оказавшие влияние на формирования народной педагогической мысли, такие как эпос, культурно-исторические традиции, фольклор. Представлены имена учёных, философов, поэтов, обогативших мировую культуру, использовавших в своих трудах идеи народной педагогики, элементы фольклора. На примере фольклорных источников показан эмпирический и междисциплинарный характер народной педагогики и её глубокий воспитательный потенциал. Рассматриваются воспитательные возможности фольклорных источников, в особенности в отношении детей младшего возраста. Рассмотрены примеры литературных эпических произведений, запечатлевших историю азербайджанского народа, содержащие идеи для их использования в процессе патриотического воспитания молодёжи. Поставлены вопросы о возможности применения фольклора, идей народной педагогики в современной образовательной практике.
Предлагаемая статья посвящена обоснованию путей активизации практики патриотического воспитания студенческой молодежи. Для Российского государства активизация воспитательно-патриотической деятельности - приоритетная задача политического руководства и всех государственных и общественных структур. Цель исследования: на основе анализа научной литературы, передового опыта и практики формирования патриотизма высших учебных заведений региона определить и предложить эффективные пути патриотического воспитания студентов. Исследование проведено с использованием следующих педагогических методов: отбор и изучение научной литературы по теме, теоретический анализ, анкетирование, беседы, конкретизация, обобщение, систематизация, синтез. Результат исследования - классифицированные и раскрытые пути активизации практики патриотического воспитания студенческой молодежи по трем группам: традиционные, инновационные и комбинированные. Разработанные и предлагаемые научные положения о путях улучшения воспитательно-патриотической практики обладают научной новизной, теоретической и практической значимостью. Они представляют интерес для современных исследователей патриотической темы, преподавателей и организаторов патриотического воспитания студентов и учащихся всех видов учебных заведений.