Статья посвящена исследованию роли медиапространства в политических коммуникациях, охватывая современные тенденции, преимущества и недостатки цифровых платформ в политическом процессе. В условиях глобализации и роста цифровизации медиа пространство стало важным инструментом, способствующим формированию общественного мнения, политической мобилизации и взаимосвязи между государством, политическими акторами и гражданами. Авторы отмечают, что социальные сети и цифровые платформы, с одной стороны, обеспечивают значительный охват аудитории и обратную связь, но, с другой стороны, подвержены распространению дезинформации. Анализируются также вызовы, связанные с контролем и регулированием цифрового контента, включая влияние законов, направленных на борьбу с внешним воздействием на политику
В статье проведен анализ и раскрываются перспективы развития грантовой активности органов местного самоуправления (ОМС) в условиях цифровизации. Сфокусировано внимание на использовании цифровых технологий в процессах грантового финансирования. Анализируются актуальные тренды в области цифровизации, включая использование онлайн-платформ, автоматизацию процессов подачи заявок и внедрение инновационных технологий, таких как блокчейн и искусственный интеллект. Результаты исследования представлены в виде практических рекомендаций для повышения грантовой активности ОМС. Статья может быть полезна для работников органов власти, исследователей и специалистов в области местного управления, а также для представителей НКО, заинтересованных в сотрудничестве с ОМС.
В современных условиях активно развиваются процессы цифровизации экономики, которые, в конечном счете, привели к цифровой трансформации секторов экономики. Этим изменениям способствовало создание государственных цифровых систем, запуск ведомственных проектов, рост запроса на импортозамещение, внедрение технологий с использованием искусственного интеллекта, применение беспилотных летательных аппаратов на территории хозяйств. Цифровая трансформация агропромышленного комплекса предполагает интеграцию цифровых технологий во все сферы сельского хозяйства и переход от механических операций к цифровым процессам. В статье рассматриваются основные направления развития проекта «Цифровое сельское хозяйство», реализация которого рассчитана до 2024 года и приводятся цифровые технологии, которые будут масштабироваться в аграрном секторе. В связи с этим нами в динамике был проведен анализ использования ИКТ в сельском хозяйстве, рассмотрены каналы электронных продаж и выявлена тенденция их использования. Цифровизацию агроотрасли сдерживают недостаточные технологические компетенции и дефицит IT-кадров. Исходя из этого было проанализировано количество замещенных рабочих мест робототехникой в организациях РФ и по федеральным округам. Применение робототехники позволит в дальнейшем оптимизировать затраты и повысить качество производимой продукции за счет снижения влияния человеческого фактора. Одним из важных направлений реформирования экономической системы в части цифровизации российской экономики являются инновации. В этом аспекте был рассмотрен уровень инновационной активности по видам экономической деятельности сельского хозяйства и была выявлена необходимость в активизации инноваций как параметра конкурентоспособности страны. Также анализируется фокус внимания Российских IT-компании на аграрный сектор с предложениями автоматизации бизнес процессов, учитывая особенности сельского хозяйства и детерминанты, замедляющие процесс осуществления цифровизации на всех этапах экономической цепочки, так как хозяйствующие субъекты аграрного сектора видят цель цифровизации в оптимизации затрат на энерго-и трудовые ресурсы, снижение риска непредвиденных поломок и оптимизация процессов в производстве и логистике.
Статья посвящена проблемам цифровизации предприятий АПК России. Доказана необходимость и описаны основные направления использования цифровых технологий в функционировании предприятий агропромышленного комплекса. Это позволит сельскому хозяйству стать развитой отраслью экономики, характеризующейся высокой производительностью труда и снижением непроизводительных затрат. В последние годы использование цифровых технологий на сельскохозяйственных предприятиях стало непременным условием выживания и динамичного развития в условиях конкуренции. Подобные технологии все чаще используются для анализа внешней среды, оптимизации бизнес-процессов и проведения стратегического и оперативного планирования. Цифровизация дает бизнесу возможность укрепить свои ключевые компетенции, повысить эффективность управления всеми функциональными направлениями, а также создать эффективные механизмы управления рисками. В статье анализируется технологическое и цифровое развитие предприятий, которое необходимо осуществлять в сочетании с современными тенденциями промышленного развития на макро-и микроуровне, а также производится оценка потенциала производственных мощностей для принятия объективного управленческого решения по направлению дальнейшего стимулирования роста уровня технологического развития агропромышленного комплекса. Отмечается, что использование несовершенных технологий может привести к увеличению финансовых и трудовых ресурсов для обеспечения производственного процесса и обслуживания оборудования.
Введение. Изучение роли искусственного интеллекта и его влияния на гражданское судопроизводство представляет собой активно исследуемую проблему, поскольку его внедрение становится повсеместным.
Материалы и методы. Исследование построено на научных работах как российских, так и зарубежных ученых. Обращение к научным взглядам конкретных ученых позволило обобщить взгляды на сущность искусственного интеллекта, провести анализ форм его использования. Исследование вопроса обусловило применение общенаучных, логических, сравнительно-правовых методов, а также методов системного и комплексного анализа, позволивших всесторонне и полно изучить современное состояние исследуемого явления.
Анализ. Исследование различных научных разработок позволяет говорить о формировании новой научно-технологической среды, появлении новой области правоотношений с использованием технологий искусственного интеллекта.
Результат. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о необходимости формирования специальных норм законодательства по созданию и использованию искусственного интеллекта. Авторы обосновывают необходимость формирования принципиально нового инструментария правового регулирования применения технологий искусственного интеллекта в судопроизводстве, что связано со спецификой электронных лиц, характеризующейся прежде всего трудностями локализации их юридически значимого поведения.
Цель исследования. Данная статья посвящена цифровизации образования в странах БРИКС. Отмечено, что цифровизация на современном этапе развития нашего общества затронула различные сферы общественной жизни, и сферы образования и культуры не являются исключениями. Данная тенденция отражает актуальность работы. Целью данной работы является рассмотрение взаимосвязи цифровизации образования и изменения параметров диалога культур в цифровую эпоху, поскольку и цифровизация, и образование тесно переплетены с концепцией диалога культур в современном мире. Методология. В основу данной работы положены научные и общелогические методы анализа научной литературы, анализа документов стран БРИКС по цифровизации образования, а синтез используется для объединения разрозненной информации из различных источников. Выводы. В рамках данной статьи представлены различные устойчивые тенденции, связанные с процессом трансформации образования в цифровую эпоху. Кроме того, проанализированы стратегии стран БРИКС в области цифровизации образования. Отмечены преимущества и недостатки этого процесса с точки зрения интенсификации диалога культур.
В условиях современного общества, где цифровые технологии становятся неотъемлемой частью жизни, необходимы понимание их влияния на психическое здоровье, поведение людей; оценка форм и содержания рисков негативного воздействия, способов защиты от него. Поэтому исследование влияния информационно-цифрового пространства на индивидуально-психологические особенности пользователей интернета, определяющих их психологическую резильентность, является актуальным. Цель — изучение психологической резильентности личности пользователя интернета к негативному воздействию и апробация коррекционно-развивающей программы формирования психологической резильентности. Материалы и методы. Использовались количественные и качественные методы, включая анкетирование и глубинное интервью. В выборке участвовали 402 человека. Были применены следующие методики: Индекс погруженности в интернетсреду (Л. А. Регуш и др.), Методика оценки изменений границ (МИГ-ТС-2) Е. И. Рассказовой, А. Ш. Тхостова, Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева, Шкала базисных убеждений (WAS) в адаптации М. А. Падун и А. В. Котельниковой, Шкала самоуважения М. Розенберга, а также статистические методы обработки данных. Результаты и обсуждение. Установлены высокие корреляционные связи между показателями, характеризующими вовлеченность в информационно-цифровое пространство, и локусом контроля понятия «жизнь», образом «Я», убеждением о контроле, субъективным благополучием, самоуважением, рефлексивностью и др. Апробирована коррекционно-развивающая программа развития психологической резильентности, которая показала свою эффективность. Выводы. Исследование подчеркивает необходимость разработки стратегий для управления цифровым поведением пользователей в целях минимизации негативных последствий и повышения психологической резильентности в условиях информационного общества.
Введение: в современных условиях актуализируются проблемы взаимодействия публичной власти и гражданского общества ввиду интенсивного развития цифровых инструментов правовой коммуникации. Цель - исследовать правовое сотворчество публичной власти и общества в контексте современных цифровых тенденций.
Методологическая основа: диалектическая логика, социологический метод, системный подход, в частности структурно-функциональный анализ, информационный, формально-юридический и другие методы исследования.
Результаты: раскрыта связь современных цифровых технологий и правового сотворчества публичной власти общества, выражающаяся в интенсификации данных процессов и предоставлении дополнительных правосотворческих возможностей гражданам посредством работы специальных цифровых платформ и сайтов, обеспечивающих данное взаимодействие.
Выводы: обозначены некоторые тенденции, связанные с влиянием цифровизации на процессы правового сотворчества власти и гражданского общества. Указывается, что, несмотря на положительное влияние цифровизации на развитие правового сотворчества, имеются риски и проблемы, связанные с излишней автоматизацией, механизацией данных процессов.
Следует признать, что весьма динамичное развитие цифровых интеллектуальных технологий предопределяет решение новых задач, направленных на установление оптимальных регуляторов современных сегментов экономической трансформации: искусственного интеллекта; машиночитаемого права; цифровых активов; цифровизации судопроизводства. Соответственно, возникает объективная потребность разработки релевантных инструментов правового воздействия на стремительно развивающиеся экономико-правовые отношения в цифровом пространстве, в том числе в сфере установления+ формы предпринимательских договоров в электронном торговом обороте, с учетом баланса частных и публичных интересов отдельных индивидов, юридических лиц и государства, на основе конвергенции норм права.
В представленной научной работе аргументировано, что трансформации электронной формы предпринимательских договоров в торговом обороте России и зарубежных государств в контексте развития цифровых платформ неразрывно связаны с правовым регулированием искусственного интеллекта.
В настоящей работе определена трансформация электронной формы предпринимательских договоров в торговом обороте России и зарубежных государств в контексте развития цифровых платформ, а также выявлены особенности разрешения споров, связанных с использованием смарт-контрактов, в рамках рынка сетевых платформ на основе блокчейн-технологий, сформулированы авторские выводы и отдельные предложения.
В статье анализируются общие и особенные тенденции обеспечения кадрами финансовой и банковской отраслей. Отмечается, что базовыми проблемами являются старение кадров, дефицит современных цифровых компетенций среди занятых в финансовой отрасли. Анализ позволяет сделать вывод о том, что более половины финансовых организаций активно развивают облачные технологии, собственные информационные программные сервисы. Данные тенденции позволили выявить нарастание спроса на квалифицированных специалистов в сфере программирования. В статье автором выделяются ведущие вызовы для подготовки кадров, в сфере управления персоналом, необходимые стратегические компетенции, способствующие конкурентоспособности кадров в финансовой сфере.
Авторы задаются актуальным для настоящего времени вопросом: каким образом сформировать у лиц, обучающихся в образовательных организациях МВД России, цифровые компетенции? 100 лет назад одна из ключевых задач, стоящих перед нашим государством, заключалась в ликвидации безграмотности населения (в традиционном понимании). Сейчас времена изменились, и мы говорим о необходимости ликвидации безграмотности цифрового характера. Цель — определение основных механизмов обеспечения базового уровня компетентности в IT-сфере курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Материалы и методы. Осуществлен феноменологический теоретико-эмпирический анализ формирования и развития цифровых компетенций у обучающихся образовательных организаций системы МВД России. Использовались методы анализа научной и методической литературы, метод изучения официальных статистических данных, а также собственный педагогический опыт авторов по формированию цифровых компетенций у слушателей и курсантов. Результаты и обсуждение. К цифровым компетенциям следует относить такие умения, как соблюдение «цифровой гигиены», эффективная работа с официальными сайтами федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работа с электронными обращениями, самостоятельное формулирование и направление электронных запросов в те или иные органы власти и организации, работа со специальными компьютерными программами и приложениями, которые регулярно обновляются, совершенствуются и корректируются, а также постоянное саморазвитие в условиях неопределенности. Выводы. Особое место среди лиц, которые должны обладать современными цифровыми навыками, занимают сотрудники органов обеспечения правопорядка. На примере подготовки будущих следователей и дознавателей предпринята попытка ответить на поставленный вопрос: каким образом сформировать у курсантов образовательных организаций МВД России базовый уровень компетенций в IT-сфере?
Рассмотрен современный тренд развития национальной экономики, четко ориентированный на цифровизацию, что предполагает необходимость адаптации предприятий и отраслей к функционированию в цифровой среде. Главная проблема, возникшая в экономической науке в связи с этим, – отсутствие единообразия в трактовках определения сущности данного процесса, что затрудняет выработку новых принципов и механизмов взаимодействия и устойчивого развития экономических агентов. Использование эволюционного подхода позволило обосновать этапы цифровой трансформации общественного развития: от появления компьютерных технологий до институциализации цифровых отношений. Выделены основные подходы к исследованию сущности цифровизации: технологический; информационно-коммуникационный; воспроизводственный; деятельностный; инфраструктурный; институциональный; мировоззренческий и расширенный (интегральный).
Преимущества цифровой экономики в качестве формирующейся экономической модели интерпретированы как отсутствие физического веса продукции, его замена информационным объемом с более низкими затратами ресурсов на производство электронных товаров; снижение объемных показателей производства за счет применения электронных носителей; скорость перемещения продукции в системе «производитель – потребитель» при использовании интернета. К элементам негативного воздействия цифровизации на социально-экономическое развитие общества отнесены: «цифровое неравенство» и «цифровой разрыв»; вытеснение человека из реального сектора экономики, что не может не иметь системных последствий.
Обоснованы стратегические направления адаптации бизнеса в цифровой среде: модернизация управления на уровне экономических агентов; внедрение новых методов управления на основе информатизации бизнес-процессов; формирование комплексных цифровых платформ как основы информационного обеспечения бизнеса; использование цифровых технологий, позволяющих накапливать и анализировать сложные, объемные, неоднородные данные с учетом роста интенсивности внешних и внутренних информационных потоков; создание цифровой экосистемы, позволяющей быстро и эффективно взаимодействовать бизнесу и государству.