Цель статьи – представить разработанную модель навигатора как единую точку доступа к информационным ресурсам научных библиотек Челябинска.
В статье обоснована актуальность единого информационно-образовательного пространства крупного промышленного города. Этой цели служит инициированный Челябинской областной универсальной научной библиотекой (ЧОУНБ) проект разработки навигатора – системы доступа к подписным электронным информационным ресурсам и ресурсам собственной генерации научных библиотек города. Создание единой точки доступа к информационным ресурсам научных библиотек Челябинска позволит учреждениям оптимизировать затраты на приобретение и хранение информационных ресурсов, а также эффективно координировать деятельность библиотек по работе с электронными ресурсами и их использованию читателями.
Статья посвящена организации процесса обучения в вузе в эпоху цифровой трансформации образования. Анализируется процесс внедрения различных инновационных форм обучения. Подчеркивается важность адаптивности и персонализированности содержания образования. Особое внимание уделено концепции фиджитал-обучения (физическое + цифровое обучение), обсуждаются преимущества и перспективы применения данной концепции в образовательном процессе вуза на регулярной основе. Рассматривается восьмиступенчатая система фиджитал-подхода. Предлагается пример комплекса современных цифровых инструментов, применяемого на практике в рамках реализации фиджитал-концепции на базе НГЛУ им. Н. А. Добролюбова.
Статья посвящена проблеме профильной подготовки современного специалиста в области музееологии в условиях развития культурных индустрий и цифровой трансформации современной массовой культуры и искусства. Происходящие в современных музеях кардинальные изменения, нарастание коллаборативных взаимодействий в условиях многоканального финансирования с арт-бизнесом и культурным туризмом, доминирующим в современной туристской индустрии, требуют развития новых профессиональных компетенций, проектного системного видения и мышления, цифровой культуры
В статье рассматривается влияние цифровых платформ на трансформацию социальных взаимодействий в трудовых коллективах, акцентируя внимание на изменениях в коммуникационных процессах, распределении ролей и формировании корпоративной культуры в условиях цифровизации.
Целью исследования является выявление механизмов воздействия цифровых технологий на организацию труда и социальную интеграцию сотрудников. Методологическая база работы включает анализ отечественных исследований, обобщение эмпирических данных и оценку практического опыта применения цифровых инструментов в профессиональной среде. Установлено, что цифровые платформы способствуют повышению прозрачности взаимодействий, ускорению обмена информацией и оптимизации рабочих процессов, но при этом порождают новые проблемы, связанные с риском социальной изоляции и снижением уровня межличностных контактов. Уделено внимание роли цифровых сервисов в поддержке профессионального развития, адаптации сотрудников и укреплении корпоративной сплоченности. Особенность исследования заключается в том, что оно позволяет оценить технологические и организационные, а также социально - психологические эффекты цифровизации, которые необходимы для разработки эффективных стратегий управления современными трудовыми коллективами.
Настоящее исследование посвящено вопросу эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в условиях цифровизации российской экономики, особое внимание уделено аспектам цифрового взаимодействия между бизнесом и государством.
Цель работы заключается в выявлении ключевых тенденций развития сектора МСП, определении существующих проблем и выработке рекомендаций по повышению действенности государственных инициатив в цифровую эпоху.
Используя комплекс методов, включающий сравнительный и статистический анализ официальных данных Федеральной налоговой службы, Единого реестра МСП, Корпорации МСП и Министерства экономического развития за период 2019-2024 годов, а также экспертные оценки и опросы представителей предпринимательского сообщества, были получены следующие основные результаты: количественно определены темпы увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства, активно пользующихся электронными государственными сервисами; обнаружены существенные различия в уровне цифровизации разных регионов и отраслей экономики, вызванные особенностями их социально- экономической структуры; эмпирически подтверждено, что наибольшей популярностью пользуются мероприятия по оказанию финансовой помощи и организации образовательной поддержки; обоснована важная роль цифровой грамотности и развитой инфраструктуры для эффективного предоставления государственной поддержки малому и среднему бизнесу.
Цифровизация значительно облегчила предпринимателям получение необходимых услуг и уменьшила бюрократические преграды, однако выявлены серьезные препятствия, такие как недостаточность цифровой инфраструктуры в регионах, низкий уровень цифровой компетенции среди малых предприятий и несовершенство интеграции электронных сервисов. Итоги проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что дальнейшее совершенствование государственного регулирования и развитие цифровой среды являются важнейшими факторами успешного функционирования и устойчивого роста российского малого и среднего бизнеса.
Представленные результаты подчеркивают необходимость дальнейшего научного осмысления механизмов сокращения территориального неравенства, расширения цифровой инфраструктуры, обновления законодательства и разработки образовательных программ для предпринимателей, способствующих повышению доступности и эффективности государственной поддержки МСП в условиях цифровизации экономики.
В условиях усиления роли государства в экономике и роста требований к эффективности бюджетных расходов закупки товаров, работ и услуг за счёт бюджетных средств играют ключевую роль в реализации социально - экономической политики России. Особое значение они играют в здравоохранении, где масштабы и социальная значимость закупок напрямую влияют на доступность и качество медицинской помощи. В этом контексте совместные закупки, как инструмент агрегирования спроса нескольких заказчиков, рассматриваются в статье в качестве способа повышения прозрачности, экономии бюджетных средств и оптимизации контрактной системы. На основе данных Единой информационной системы в сфере закупок, в статье анализируется практика совместных закупок лекарственных препаратов. Исследование выявляет устойчивый рост числа таких закупок: за 2017-2024 гг. их количество увеличилось более чем в 2,5 раза. Анализ показывает, что экономия бюджетных средств в совместных закупках варьирует от 15% до 80%, что подтверждает высокий потенциал данного механизма. Однако реализация совместных закупок сталкивается с системными барьерами: отсутствие чёткого правового определения в 44-ФЗ, сложности координации между участниками, разрозненность сроков финансирования, ручной характер согласования договоров о совместной деятельности, потери региональных наценок при увеличении суммы контракта свыше 10 млн. руб. Эти факторы замедляют процедуры контрактации и снижают заинтересованность участников. Особенно остро проблема проявляется в условиях национальных проектов, где задержки в закупках приводят к общественно значимым последствиям: перебоям в лечении пациентов, прогрессированию заболеваний, особенно в регионах. Авторы приходят к выводу, что для расширения использования и повышения эффективности совместных закупок требуется не просто поэлементное улучшение, а комплексное совершенствование, объединяющее нормативное уточнение статуса закупок, модернизацию ЕИС с внедрением модуля «Совместные закупки», обеспечивающего автоматизацию процессов согласования, мониторинга и формирования отчётов. Перспективным направлением является переход от ручных соглашений к платформенной модели, где спрос агрегируется автоматически, а участие заказчиков осуществляется в режиме «одного окна». Комплексное развитие правовой, технологической и организационной инфраструктуры позволит реализовать весь потенциал совместных закупок, обеспечить улучшение доступности качественной медицинской помощи и повысить эффективность использования бюджетных средств.
В статье исследуются ключевые аспекты развития финансовой компетентности руководителей образовательных учреждений в условиях цифровой трансформации. Особое внимание уделяется необходимости формирования комплексных навыков работы с современными финансовыми системами, включая аналитику данных, цифровую безопасность и стратегическое планирование ресурсов. Рассматриваются основные вызовы цифровизации, требующие принципиально новых подходов к управлению образовательными организациями. Также анализируются ключевые проблемы, препятствующие эффективному финансовому управлению: недостаточная технологическая оснащенность, дефицит специализированных образовательных программ, консервативность управленческих подходов и динамично меняющееся законодательное поле. Подчеркивается, что преодоление этих барьеров требует системных изменений в подготовке управленческих кадров и создания условий для их профессионального роста. Проведенный в статье сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта формирования финансовой компетентности у руководителей средних образовательных учреждений демонстрирует преимущества децентрализованных моделей управления, ориентированных на прогнозную аналитику и адаптацию к локальным условиям. Особый акцент делается на необходимости трансформации управленческой культуры и развития стратегического мышления у руководителей образовательных организаций. Статья подтверждает, что развитие финансовой компетентности становится критически важным фактором устойчивого развития образовательных учреждений в цифровую эпоху. Эффективное управление ресурсами напрямую влияет на качество и доступность образования, что требует пересмотра подходов к подготовке управленческих кадров и формированию современной образовательной инфраструктуры.
Технологии цифровой экономики активно проникают во все бизнес- процессы и становятся ключевым фактором конкурентоспособности современных предприятий. При этом возникает потребность в развитии нормативно- правового регулирования технологий искусственного интеллекта в части применения как бизнес - субъектами, так и связанными институтами. Современные модели машинного обучения активно внедряются в практику финансового анализа, включая задачи оценки устойчивости предприятий.
Целью статьи является выявление проблем регулирования технологий искусственного интеллекта в цифровой экономике. Методологическая основа исследования включает теоретический обзор концепций цифровизации, формально - юридические и историко-правовые методы для систематизации правовых норм, а также общие эмпирические методы исследования (синтез, анализ, сравнение, классификация). Показано, что проблемы регулирования технологий искусственного интеллекта во многом сосредоточены на этических вопросах и вопросах правосубъектности. Выделен комплекс наиболее актуальных проблем регулирования, которые могут стать отправной точкой в развитии национальной и международной правовой базы.
Актуальность статьи обусловлена необходимостью корректировки подходов к взаимодействию между гражданином и государством, эффективным инструментов которой выступает цифровая трансформация системы социальных услуг. Несмотря на предпринимаемые меры по внедрению цифровых решений и сервисов в деятельность социальной сферы, Россия пока отстает от более развитых государств в данных процессах. В статье представлены перспективы развития данных процессов с учетом их эффектов на общество и используемых технологий.
В современных условиях трансформации рынка труда нестандартные формы занятости становятся важным элементом экономической системы, обеспечивая гибкость и адаптацию к технологическим и социальным изменениям. В статье рассматриваются этапы развития самозанятости, фриланса, удаленной работы и экономики гигов в России за 2010-2024 гг. Исследование направлено на анализ текущего состояния, выявление проблем и формулировку мер государственной поддержки. Методология включает анализ статистических данных Росстата, экспертных интервью и сравнительный анализ международного опыта. Основные результаты:
1. С 2010 по 2024 гг. доля нестандартной занятости выросла с 8% до 17% в общей структуре занятости, что связано с цифровизацией экономики и пандемией 2020-2021 гг.
2. Ключевые проблемы включают правовую неопределенность, отсутствие социальных гарантий и налоговую нагрузку для самозанятых.
3. Предложены меры: внедрение специального законодательства для регулирования «гиг-работы», расширение доступа к социальному страхованию и создание цифровых платформ для поддержки фрилансеров.
Статья демонстрирует, что развитие нестандартных форм занятости требует системного подхода, сочетающего инновационные технологии и государственную политику, чтобы минимизировать риски маргинализации работников и повысить экономическую устойчивость.
Цель статьи. Определить педагогические эффекты для студентов поколения Z в процессе обучения в вузе в условиях цифровизации высшего образования.
Методология и методы исследования. Базой научной работы явились концептуальные положения различных подходов (процессного, системного и компетентностного). Результаты исследования основывались на теоретическом анализе научной педагогической литературы, при использовании методов сравнительного анализа и синтеза были получены новые знания в области цифровизации высшего образования. Информационная база исследования представлена положениями нормативных документов в сфере высшего образования Российской Федерации.
Результаты. В статье раскрыты характерные признаки процесса цифровизации высшего образования, определены педагогические эффекты для студентов поколения Z в процессе обучения в вузе в условиях цифровизации высшего образования. Полученные результаты позволят преподавателям вузов осуществлять подготовку квалифицированных кадров для решения задач цифровой экономики.
Теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования включает определение характерных признаков процесса цифровизации высшего образования и установление типологизации педагогических эффектов для студентов поколения Z в процессе обучения в вузе в условиях цифровизации высшего образования. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении компонентов процесса обучения в вузе в условиях цифровизации высшего образования и определении понятия педагогического эффекта для студентов как результата профессионального и личностного развития обучающихся посредством внедрения в процесс обучения цифровых инструментов. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности преподавателей вуза в части организации процесса обучения по изучению учебных дисциплин.
Выводы. Вопросы цифровизации высшего образования являются сегодня актуальными и востребованными и требуют дальнейшего детального изучения с участием административных структур вуза, государства и представителей бизнеса.
В данной статье будет рассмотрен анализ современных трендов развития российского бизнеса на фоне глобальных и внутренних изменений. Также рассматриваются ключевые направления, формирующие бизнес - среду в РФ, такие как цифровизация, устойчивое развитие, инновации и новые модели организации. В статье также выделены основные риски и вызовы, с которыми сталкиваются предприниматели и компании, включая экономическую нестабильность, изменения законодательства и геополитические факторы. Особое внимание уделяется возможностям адаптации и стратегическому планированию в условиях нестабильности.