Научный архив: статьи

Взаимосвязь характеристик системы идентичности и уровня инфантилизма в юношеском возрасте (2025)

В современной ситуации постмодернизма, культурного разнообразия и неопределенности, интенсивных социальных трансформаций изучение идентичности личности становится одним из магистральных направлений в психологии. Однако несмотря на рост количества исследований в данной области, взаимосвязь идентичности и процесса идентификации с другими личностными характеристиками изучена недостаточно. Процесс идентификации обладает возрастной спецификой, которая, на наш взгляд, может быть охарактеризована как переход от автоматической идентификации с некоторой моделью на ранних возрастных стадиях к ценностной самоидентификации. Современные студенты являются одним из ключевых элементов потенциала развития России. Изучение их готовности принимать на себя ответственность, полноценно функционировать в обществе является важной задачей не только с научной, но и с социальной точки зрения. Цель – изучить взаимосвязь между характеристиками идентичности личности и показателями социального инфантилизма студентов. В исследовании приняли участие 154 студента Кемеровского государственного университете разных направлений обучения. Методы: тест «Структура эго-идентичности» Е. Л. Солдатовой, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; опросник «Уровень выраженности инфантилизма» А. А. Серегиной. Полученные результаты наглядно демонстрируют взаимосвязь характеристик идентичности как с социальным инфантилизмом, так и с особенностями системы ценностных ориентаций личности. Полученные результаты позволяют говорить о значении зрелости эмоциональных процессов и процессов ценностного самоопределения для системы идентичности в юношеском возрасте.

Издание: СИБСКРИПТ
Выпуск: Т. 27, № 5 (2025)
Автор(ы): Браун Ольга Артуровна, Аркузин Михаил Геннадьевич
Сохранить в закладках
Особенности профессиональной «Я-концепции» курсантов военного вуза и студентов гражданского вуза, обучающихся по направлению «Психология» (2025)

Актуальность. В современном обществе повышается требовательность к профессионализму психологов, что отражается в инновационных тенденциях реформ высшего профессионального образования. В настоящее время в молодежной среде наблюдается сложная и противоречивая динамика. С одной стороны, происходят положительные сдвиги в области формирования профессиональной «Я-концепции» молодых специалистов. С другой стороны, наблюдается возрастание негативных социальных процессов: распространение иждивенческой позиции, потребительского отношения к жизни, раздвоение моральных норм и др. Соответственно, актуальными являются исследования, выявляющие предикторы профессиональной «Я-концепции» у будущих специалистов с целью совершенствования системы их профессиональной подготовки и воспитания.

Цель. Сравнение особенностей профессиональной «Я-концепции» у курсантов военного вуза и студентов гражданского вуза, обучающихся по направлению «Психология».

Выборка. В исследовании приняли участие 59 студентов гражданского вуза и 50 курсантов военного вуза, обучающихся на третьем и четвертом курсах вуза по направлению «Психология» в возрасте от 20 до 26 лет.

Методы. Исследование проводилось с помощью методик: 1. «Якоря карьеры» Э. Шейна; 2. «Ценностные ориентации» М. Рокича; 3. Методика изучения статуса профессиональной идентичности А. А. Азбель, адаптированной для студентов и курсантов вуза. Для выявления значимых различий между двумя группами применялся непараметрический критерий U-критерий Манна — Уитни (использовалась статистическая программа SPSS Statistics 26).

Результаты. В ходе эмпирического исследования были выявлены значимые статистические различия между группами по отдельным параметрам профессиональной «Я-концепции»: в выраженности отдельных карьерных ориентаций, в ценностных ориентациях и в статусе профессиональной идентичности.

Выводы. У студентов-психологов и курсантов-психологов особенности профессиональной «Я-концепции» различаются, что объясняется спецификой их обучения: у курсантов-психологов формируются карьерные ориентации и ценности, связанные с управлением, работой в коллективе, высокой активностью, мобильностью; у студентов-психологов карьерные ориентации часто направлены на предпринимательство.

Издание: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 1, Том 20 (2025)
Автор(ы): Михно Ольга Сергеевна
Сохранить в закладках
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ (2025)

Автор анализирует необходимость допрофессиональной педагогической подготовки, влияющей на качество отбора и дальнейшей подготовки кадров. В статье раскрывается понятие «психолого-педагогическая культура», компоненты психолого-педагогической культуры. Особое внимание автор уделяет раскрытию ценностно-смыслового компонента психолого-педагагогической культуры личности, отмечая, что он является системообразующим в формировании и развитии данного вида культуры. Цель данной работы состоит в создании модели ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры. В статье приводится анализ результатов эмпирического исследования, проведенного в 2023-2024 годах в г. Барнаул Алтайского края. В исследовании приняли участие 324 школьника 10-11 классов, обучающихся по психолого-педагогической направленности или другим видам. Для всестороннего изучения ценностно-смыслового компонента были проведены следующие методики: 1) «Система жизненных смыслов» (В. Ю. Котляков), 2) «Тест смысложизненных ориентаций» (Д. А. Леонтьев, в адаптации Е. Н. Осина, Н. В. Кошелевой), 3) Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах (УСЦД) Е. Б. Фанталовой, 4) Ценностный опросник (Ш. Шварц, в адаптации Н. М. Лебедевой), 5) Диагностика ценностных ориентаций подростков (В. Ф. Сопов Л. В. Карпушина), 6) «Самоактуализационный тест» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз), 7) Мини-эссе «Мое отношение к педагогической профессии». По результатам факторного анализа, проведенного с опорой на первичные данные, были выделены 15 факторов, включенных в состав ценностно-смыслового компонента. В статье представлена итоговая модель ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры личности старшеклассников.

Издание: ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Гребенникова Надежда Викторовна
Сохранить в закладках
Когнитивные и ценностные трансформации современной молодежи в условиях цифровизации (2025)

В статье анализируется феномен «клипового мышления» как концепта, широко используемого в гуманитарных науках для объяснения негативных тенденций, с которыми сталкиваются более старшие поколения при взаимодействии с молодыми людьми. В частности, преподаватели в вузах отмечают снижение способности к длительной концентрации внимания, социальный цинизм и даже интеллектуальную деградацию молодежи. Несмотря на активное использование термина «клиповое мышление» в российской науке, отсутствует его нейрофизиологическая верификация, что создает пробел в понимании адаптационных механизмов молодого поколения. Также существует представление о некоторых особенностях ценностных ориентаций современной молодежи, которые могут влиять на взаимопонимание между представителями разных поколений. В статье предлагается противопоставить понятию «клиповое мышление» — понятие «цифровое мышление» как способности систематизировать информацию и работать с алгоритмами. Представители поколения Z демонстрируют работу компенсаторных механизмов, обусловленных нейропластичностью. Концепт «клипового мышления» требует пересмотра в пользу модели адаптивной мультифокальности. На основе эмпирических данных были исследованы ценностные профили разных поколений (BB, X, Y, Z) и выявлены специфические черты поколения Z. Ценностный профиль поколения Z характеризуется доминированием гедонизма, достижений и самостоятельности при снижении значимости традиций, что относится к мотивационной направленности «открытость изменениям и самоутверждение». Как показал анализ, личность представителя поколения Z является достаточно прагматичной и практичной. Именно такие качества личности и ценности позволяют добиваться успеха в существующей конкурентной социальной среде и демонстрируют адаптационные стратегии молодежи в условиях «большой неопределенности».

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. ВЕСТНИК ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 15, № 3 (2025)
Автор(ы): Овчинникова Юлия Евгеньевна
Сохранить в закладках
ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ (2025)

В статье рассматриваются ключевые причины воспроизводства социальных отклонений, оказывающих влияние на поведение молодежи в условиях малых провинциальных российских городов; анализируются проблемы противодействия девиациям в молодежной среде современного динамично меняющегося социума. Обоснована значимость управления асоциальным поведением в молодежной среде в условиях кризиса межпоколенных коммуникаций, проявляющихся в разрыве между традиционными и современными ценностями. В рамках проведенного анализа прослеживается прямая корреляционная зависимость между различными формами девиантного поведения: курением, алкоголизмом, наркоманией, преступностью, проституцией, суицидом. В связи с этим автором сделана попытка изучения причин и форм девиаций, получивших распространение на территории малых провинциальных городов и городских округов, на базе проведенного анализа статистических материалов Белгородской области по данной проблематик.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО. СОЦИОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: Том 11 (77). № 3 (2025)
Автор(ы): Тарасенко Галина Михайловна
Сохранить в закладках
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (2025)

Статья посвящена анализу основных проблем духовной культуры общества, современного состояния духовности обучающихся высших учебных заведений. В современной жизни сложилось противоречие между общественной потребностью в здоровой, образованной, воспитанной, культурной молодежи и реальным ухудшением её общего состояния. Автор отмечает, что изменения в обществе определенным образом отражаются в сознании молодых людей. Поэтому ценностные приоритеты студенческой молодёжи часто меняются под влиянием внутренних изменений в стране и внешних факторов, например, глобализации, информационной революции, миграционных процессов, становления рыночных отношений и др. Происходит разрушение установленных духовных ценностей, появляются новые нормы жизни, приводящие к моральному и духовному упадку социума. Для определенной части молодежи характерно проблемное поведение, мешающее самоосуществлению и полноценному включению в общественную жизнь. Поэтому основной задачей сегодняшнего учебного и воспитательного процесса в высшей школе является осмысление ценностных оснований поведения человека, воспитание всесторонне развитой личности. Важно определить базовые ценности, идеалы, нормы, которые следует положить в основу формирования духовного мира современного студента.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО. СОЦИОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: Том 11 (77). № 2 (2025)
Автор(ы): Петренко Наталья Анатольевна
Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТНЫХ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРИНЦИПАХ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ В ИТАЛИИ ХХ В. (НА ПРИМЕРЕ «ПИНАКОТЕКИ АНЬЕЛЛИ») (2025)

Современная практика коллекционирования переживает уникальный процесс трансформации культурной парадигмы, которая вызвана качественными изменениями культурных установок, мировоззренческих смыслов и ценностных ориентаций. В системе традиционных характеристик значимости произведений искусства формируются новые подходы, ориентированные на «коммерциализацию» творческого начала, что обусловливает необходимость исследования ценностных смыслов феномена коллекционирования, в рамках которого синтезируется личное и социальное начало художественно-творческой деятельности в динамике их изменений. В современной Италии приходится констатировать повсеместное распространение типа массового коллекционирования, которое предлагается понимать как ориентирование не столько на содержательный характер собирательства, сколько на моду на те или иные «шедевры» и «ценности». При этом вопросы сохранения художественного наследия перестали находиться в фокусе культурного поведения. Автор опирается на метод междисциплинарных подходов в изучении сущностных характеристик самого феномена коллекционирования.

Издание: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): КАЛАНКИ А.
Сохранить в закладках
РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ (2024)

В статье рассматриваются вопросы результативности решения задач формирования ценностных ориентаций у молодого поколения россиян в системе социально-проектной деятельности. В основе анализа лежит исследование процесса трансформации мировоззрении молодых участников конкурсов патриотической направленности в сторону одобрения и принятия в качестве руководства к действию базовых ценностных ориентаций, сформулированных в действующих Федеральных государственных образовательных стандартах, соответствующих нормативно-правовых документах, в федеральных целевых программах и национальных проектах. Эмпирические исследования проводились методом опроса и верифицировались контент-анализом отзывов участников проекта. Целью исследования является выявление и установление связи между динамикой изменений ценностных установок молодых участников и их участием в проектах патриотической направленности в рамках федеральных целевых программ, а также выявление роли институтов гражданского общества при реализации этих программ. Выводы. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что социально-проектная деятельность, лежащая в основе проектно-целевого подхода к решению задач, сформулированных в национальном проекте «Молодежь и дети», имеет положительную динамику. Авторы делают вывод, что проектно-целевой подход позволяет включать институты гражданского общества в процесс воспитания молодого поколения и получать искомый результат в формировании ценностных ориентаций, сформулированных в действующих Федеральных государственных образовательных стандартах.

Издание: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: Т. 14 № 6 (2024)
Автор(ы): Орлова Ирина Викторовна, Аверкиева Екатерина Владимировна
Сохранить в закладках
ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА) (2024)

Изучение жизненных ориентиров студенчества важно для понимания процессов, происходящих в сознании молодого поколения, формирующегося под воздействием разных факторов и субъектов. Цель исследования - определить особенности и динамику жизненных ориентаций студенческой молодежи на основе их ценностных и целевых приоритетов. Результаты исследования жизненных ориентаций студенческой молодежи и их динамики продемонстрировали смещение ценностных приоритетов в сторону ценностей индивидуализации, а также укрепление позиций ценностей адаптации. Ценности социализации, связанные с социальным взаимодействием, интеграцией в обществе, отошли на второй план. Выход на первый план ценностей индивидуализации, с одной стороны, означает стабилизацию социально-экономической ситуации в стране, когда молодежь может сместить фокус внимания с ценностей, обеспечивающих выживание, на ценности самосовершенствования и самоактуализации. С другой стороны, приоритет ценностей индивидуализации знаменует культурно-ценностную трансформацию российского общества, риска межпоколенческого ценностного разрыва. Анализ динамики гендерных различий ценностных ориентаций указывает на трансформацию гендерных ролей, смещение традиционного для мужчин фокуса с адаптации на индивидуализацию, а также возрастание роли женщин в поддержании адаптационных механизмов.

Издание: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: Т. 14 № 6 (2024)
Автор(ы): Лиханова Тамара Юрьевна
Сохранить в закладках
Самоактуализация личности курсантов (2025)

Проблема изучения самоактуализации личности курсантов — будущих специалистов экстремального профиля выступает актуальной научно-практической задачей, так как от особенностей ее проявления зависит эффективность профессиональной деятельности по спасению людей в условиях чрезвычайных ситуаций. Материалы и методы. В контексте обучения курсантов в вузе пожарно-технического профиля на выборочной совокупности гомогенной группы 69 обучающихся произведена диагностика самоактуализации личности. В исследовании использовались методика А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина (тест — САМОАЛ) и проективная слабоструктурированная методика Х. Ньюттена в целях определения структуры ценностно-смысловой сферы личности. Была разработана авторская анкета для определения критериев самообразования. Исследование проводилось в феврале–июне 2024 г. Результаты и обсуждение. Изучается самоактуализация курсантов как один из важнейших аспектов их профессионального становления. Самоактуализация личности является осознанным процессом развития обучающихся и формирования у них устойчивой платформы удовлетворения от собственных достижений — сначала в учебной деятельности, затем в профессиональной и в дальнейшем — в их жизни в целом. Была определена структура ценностно-смысловой сферы, в сравнительном анализе которой выявлены определенные различия. В целом она представляет собой поликомпонентную систему: учеба; удовлетворение базисных потребностей, удовлетворение потребностей роста. Проведенное анкетирование профессионального самообразования курсантов старших и младших курсов показало значимость самообразования именно для курсантов старших курсов. Обучение в Академии ГПС МЧС России выступает для них возможностью проявить себя, реализовать интересы, сформировать склонности к будущей профессиональной деятельности. Выводы. Выделена иерархия ценностей и смыслов курсантов младших и старших курсов. Наиболее важным для курсантов является получение профессии и стремление найти свое место в жизни. Проведенное анкетирование помогло изучить специфику, формы и приемы самообразования курсантов, позволяющие им реализовать свои способности и интересы.

Издание: ПСИХОПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
Выпуск: № 3 (102), Том 30 (2025)
Автор(ы): Киселева Елена Александровна, Кузьмина Ольга Анатольевна, Горбунова Марина Иосифовна
Сохранить в закладках
Ценностные ориентации студентов: сравнительный анализ (2024)

Проблема формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в современном российском обществе остается актуальной, ее решение зависит не только от социальной политики государства, но и от внутренней культуры каждого человека, уровня его образования и толерантности.

Материалами исследования послужили данные онлайн-опросов, проведенных в 2023 и 2012 гг. [Ростовская, Петрова 2017; Шкурова, Карасева 2014]. Сравнительный анализ показал, что такие качества, как трудолюбие, верность семье, доброта, чуткость, по-прежнему важны для современных студентов. Было выявлено, что в приоритетах у студенческой молодежи находятся семья, здоровье, образование и работа. Анализ результатов опроса показал, что студенты интересуются историей своей страны, чувствуют ответственность за ее будущее и настроены на сотрудничество и взаимодействие с представителями других национальностей.

Издание: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Жираткова Жанна Вячеславовна, Петрова Татьяна Эдуардовна, Янин Сергей И.
Сохранить в закладках
Ценностные основания метаресурса жизненной успешности обучающихся и преподавателей образовательных организаций МВД России (2025)

Представлены результаты сравнительного анализа ценностных оснований метаресурса жизненной успешности преподавателей и обучающихся образовательных организаций МВД России. Обоснована актуальность исследования ценностных оснований в связи с необходимостью актуализации традиционных ценностей в обществе, содержательными изменениями в системе высшего образования и значимостью ценностной направленности сотрудников органов внутренних дел. Дано понимание роли ценностных оснований в выстраивании координат и направлений жизненной успешности личности. Материалы и методы. В исследовании приняли участие обучающиеся (169 человек) и преподаватели (164 человека) образовательных организаций МВД России. Применялась авторская методика «Жизненная успешность». Для обработки эмпирических данных были применены методы описательной статистики, критерий различий Уилкоксона. Данные обрабатывались в программе IBM SPSS Statistics 26. Результаты и обсуждение. Выявлены сходства и различия в иерархии ценностных оснований жизненной успешности преподавателей и обучающихся образовательных организаций МВД России в рамках экспериментальной выборки. Сходства: значимость наиболее традиционных ценностей российского общества; малая значимость таких ценностей, как владение информацией, смысл жизни, духовный рост и независимость; ценности абстрактного успешного человека и реальные ценности не имеют слишком больших расхождений. Различия: у преподавателей проявляется материально-прагматическая направленность ценностей, у обучающихся — эгоистическая. Выводы. Результаты исследования позволяют судить о тенденциях ценностных оснований метаресурса жизненной успешности обучающихся и преподавателей образовательных организаций МВД России, что делает возможным прогнозирование, предупреждение и конструктивное разрешение противоречий при взаимодействии субъектов образовательного процесса.

Издание: ПСИХОПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
Выпуск: № 2 (101), Том 30 (2025)
Автор(ы): СЕМЕНОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Сохранить в закладках