Ускоренное импортозамещение, связанное с введением зарубежных санкций против страны, привело к необходимости совершенствования пространственной организации сельского хозяйства. Ранее сложившееся нарушение во взаимодействии социальных, экономических и природных факторов не способствовало устойчивому развитию основных и дополнительных подотраслей аграрного сектора. Поэтому при разработке стратегии пространственного развития Российской Федерации необходимо учитывать характерные особенности ведения производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции по регионам страны, определять основные направления рационального размещения, углубления специализации и усиления концентрации производства. В настоящее время в отдельных регионах эти вопросы пока решаются в индивидуальном порядке. Поэтому при различных возможностях происходит нарушение в использовании земли, появляется безработица в сельской местности, так как производство сокращается. Из-за его неэффективности продолжается концентрация земли у одного собственника. В результате возникают проблемы в пространственном развитии сельского хозяйства. Цель исследования заключается в определении основных направлений улучшения пространственного развития животноводства, так как именно оно является первоосновой обеспечения национальной продовольственной безопасности.
Методы исследования. Информационной базой исследования послужили материалы Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов, нормативные, правовые документы Правительства России, Росстата, научные труды российских и зарубежных ученых в области пространственного развития сельских территорий. В процессе исследования использовались методы анализа и синтеза, сравнения, экономико-статистические методы.
Результаты. В работе определены основополагающие направления развития животноводства на инновационной основе, непосредственно влияющие на пространственную организацию, а именно: внедрение инновационных технологий, то есть применение энергосберегающих, адаптивных, промышленных технологий содержания животных; введение новых пород животных, улучшая селекцию и племенную работу; применение новых материалов, способствующих не только снижению, но и ликвидации имеющихся потерь продукции животноводства; широкое использование разработанных систем ведения подотраслей сельского хозяйства с другими отраслями и подотраслями.
В статье рассмотрены основные направления обеспечения продовольственной безопасности России. Проведенный анализ основывается на национальных целях развития России, утвержденных в 2024 году. Особое внимание уделено экономическим аспектам обеспечения продовольственной безопасности, обусловливающим возможности населения приобрести безопасные продукты питания в необходимом объеме.
В статье исследованы вопросы формирования системы продовольственной безопасности России в условиях цифровизации АПК. Указано, что агропромышленный комплекс и его вторая сфера - сельское хозяйство - решает жизненно важные социально-экономические задачи развития страны, включая обеспечение необходимого уровня продовольственной безопасности. Отмечено, что сельское хозяйство подвержено негативному влиянию целого ряда факторов: природно-климатических, экономических, финансовых, демографических, политических и др. Все это в значительной степени повышает риск-нагрузку, ведет к снижению устойчивости как сельскохозяйственного производства, так и системы продовольственной безопасности. Сложившаяся ситуация характеризуется жесткой конкуренцией, снижением инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных организаций, необходимостью оперативного решения задач импортозамещения, достижения технологического суверенитета и т. п. Решение указанных проблем требует использования новой технологической базы развития. Утверждается, что цифровизация АПК придает определенные особенности процессу формирования системы продовольственной безопасности. Выделены и проанализированы внешние и внутренние условия, формирующие негативный фон развития сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности (рост урбанизации, нескоординированное расширение антропогенной деятельности, деградация земли, обезлесивание и т. п.). В статье проведен анализ факторов, непосредственно препятствующих развитию цифровизации в российском АПК (санкционное давление, низкоэффективные механизмы достижения технологического суверенитета, ограничения, связанные с СВО, сложившаяся культура управления, низкая компетенция персонала, зависимость от импортного программного обеспечения, страхи перехода на новые инструменты и т. д.). Отмечено, что цифровизация возводит на новый качественный уровень развитие сельского хозяйства и, как следствие, обеспечение продовольственной безопасности. Сельское хозяйство становится высокотехнологичной отраслью. Цифровые технологии делают сельское хозяйство менее зависимым от климатических условий, позволяют в значительной степени повысить эффективность управления рисками и снижать остроту сопутствующих угроз. Сделан вывод о том, что цифровизация АПК должна осуществляться комплексно, при должной государственной поддержке с разработкой и реализацией стратегии и программ цифровизации АПК.
Статья посвящена актуальной проблеме влияния интеграционных процессов в агропромышленном комплексе на экономическую безопасность региональных продовольственных систем. В условиях санкционного давления, климатических изменений и волатильности мировых рынков продовольствия агропромышленная интеграция рассматривается как ключевой механизм укрепления региональной экономической безопасности. Проведен комплексный анализ теоретических подходов к исследованию агропромышленной интеграции. На основе статистических данных выявлены ключевые тенденции развития интегрированных агропромышленных структур в российских регионах и определены факторы, влияющие на эффективность интеграционных процессов. Выявлена положительная динамика развития интегрированных структур в АПК России. Корреляционно-регрессионный анализ подтвердил наличие статистически значимой положительной связи между уровнем развития интеграционных процессов и показателями экономической безопасности региональных продовольственных систем. Выделены и охарактеризованы четыре региональные модели интеграции: вертикальная интеграция на основе частных инвестиций, кластерная модель, кооперативная модель и модель государственно-частного партнерства. Обоснована необходимость дифференцированного подхода к развитию интеграционных процессов с учетом региональной специфики, обеспечивающего баланс между крупными агрохолдингами и малыми формами хозяйствования для максимизации положительного влияния на экономическую безопасность региональных продовольственных систем. Предложена методика оценки вклада интеграционных процессов в экономическую безопасность региональных продовольственных систем.
Нерациональное питание формируется вследствие дисбаланса между фактическим рационом и физиологическими потребностями в нутриентах. Как свидетельствуют данные экспертной группы FAO HLPE-FSN, в странах Восточной, Западной и Центральной Африки более 85% населения не имеют финансовой возможности придерживаться принципов здорового питания. Цель исследования - выявление ключевых факторов, определяющих потребительский выбор на продовольственном рынке Республики Бурунди, разработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию механизмов продовольственного обеспечения и адаптации аграрной политики к реальным потребностям населения. Исследование проводилось методом выборочного анкетирования с применением онлайн-опросника, разработанного на платформе Google Forms. В исследовании проведен анализ потребительских предпочтений на продовольственном рынке Бурунди с акцентом на социально-экономические детерминанты пищевого поведения. Результаты исследования демонстрируют, что рацион жителей Бурунди преимущественно основан на продуктах растительного происхождения, причем ключевым фактором выбора выступает их низкая стоимость, а не пищевая ценность. Экономические ограничения идентифицированы как основной барьер для перехода на сбалансированное питание, что создает риски для продовольственной безопасности и здоровья населения. Полученные данные имеют значение для разработки государственной политики, направленной на повышение доступности качественных продуктов питания в регионе, формирование потребительских стратегий на продовольственных рынках стран с низким уровнем доходов населения.
Введение. Вопросами обеспечения населения продовольствием руководители российского государства занимались с момента его становления. Осуществление правового и административного регулирования продовольственной безопасности проходило с переменным успехом. Тем не менее развитие агропромышленного комплекса и правового регулирования продовольственной безопасности заметно эволюционировало. Научная новизна статьи заключается в определении содержания продовольственной безопасности России и выявлении особенностей ее административного регулирования в период XVIII–XIX вв.
Материалы и методы. Методологической основой исследования является логический метод, метод системного анализа, формально-юридический, историко-правовой и сравнительно-правовой методы.
Анализ. Объектом исследования стала продовольственная безопасность России в период XVIII–XIX вв., предметом изучения является совокупность факторов, влияющих на обеспечение продовольственной безопасности в указанный период. В статье анализируются проблемы обеспечения продовольственной безопасности России в XVIII–XIX вв., оценивается эффективность мер по ее обеспечению.
Результаты. По итогам исследования сделаны выводы о том, что первоначально российское государство, боролось с голодом бесконтрольно и архаично, не было создано централизованных органов, целью которых было обеспечение продовольственной безопасности, не существовало и правового урегулирования данных вопросов. Только начиная с правления Петра I ситуация постепенно начинает меняться, вводится распределительная система и контроль за торговлей в период неурожая. Екатерина II продолжает развивать организацию государственного управления в данной сфере. Выявляются постепенные изменения в системе государственного управления: появляются контрольно-надзорные органы и должностные лица, регулирующее вопросы продовольственной безопасности. В заключении статьи дается определение продовольственной безопасности на основе содержания деятельности государства в XVIII – XIX вв., данный период разбивается на этапы, дается их характеристика.
Введение: в условиях глобального потепления стабильность национальных продовольственных систем находится под угрозой. Изменение климата влияет на производство, наличие и доступность продовольствия, качество продуктов питания, их безопасность и, как следствие, на здоровье людей. В статье основное внимание уделяется климатическим угрозам для сельского хозяйства, продовольственной безопасности и связанным с ними проблемам, возникающим в результате изменения климата. В связи с этим анализ мирового и отечественного опыта представляет особый научный и практический интерес, поскольку необходимым представляется выработка комплексного, междисциплинарного подхода к решению сложной взаимосвязи между изменением климата и продовольственной безопасностью. Цель - выявить и обобщить основные климатические угрозы продовольственной безопасности, определить направления адаптационных мер в сфере производства сельскохозяйственной продукции к климатическим изменениям.
Методологическая основа: анализ, сравнительно-правовой, формально-юридический и логический методы.
Результаты: исследованы виды климатических угроз, последствия изменения климата для продовольственной безопасности, систематизированы направления разработки мер по адаптации аграрного сектора РФ к последствиям изменения климата и международного взаимодействия в обозначенной сфере.
Вывод: исследования климатических угроз применительно к обеспечению продовольственной безопасности на территории РФ показывает, что последние представляют значительные проблемы для развития аграрного сектора, в связи с чем необходимым представляется разработка инновационных адаптационных методов с учетом климатических особенностей различных регионов страны. Между тем внедрение инноваций должно сопровождаться государственной поддержкой, разработкой новых или адаптацией существующих технологий, утверждением стандартов в области обеспечения безопасности различных продуктов питания, изменением вида аграрной деятельности и торговли, а также созданием разнообразных схем страхования от последствий климатических изменений.
Введение: в статье рассматриваются направления развития экологического законодательства и практики применения адаптационных мер, реализуемых в сфере обеспечения продовольственной безопасности России. Цель - проанализировать правовые основы и содержание правового механизма сдерживания климатических и агроэкологических угроз, обусловленных последствиями природных чрезвычайных ситуаций.
Методологическая основа: системно-структурный, формально-юридический методы, метод анализа.
Результаты: разработаны авторские предложения о направлениях развития правового регулирования механизма сдерживания климатических и агроэкологических угроз, обусловленных последствиями природных чрезвычайных ситуаций.
Выводы: в связи с отсутствием единообразия и систематизированной совокупности закрепленных положений, позволяющих выстроить эффективные отношения в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера, предложена концепция минимизации последствий природных чрезвычайных ситуаций для поддержания продовольственной безопасности.
Введение: актуальность статьи обусловлена целесообразностью совершенствования системы административно-правового обеспечения продовольственной безопасности в условиях современных вызовов, в то время как конституционно-правовые основы ее формирования характеризуются недостаточной степенью определенности. Цель - на основе комплексного анализа актов органа конституционного правосудия определить степень ее влияния на формирование системы административно-правового обеспечения продовольственной безопасности.
Методологическая основа: общие и частные научные методы познания объективной действительности, в том числе анализ, синтез, абстрагирование, формально-юридический и другие методы научного познания.
Результаты: выявлены и проанализированы материалы практики Конституционного Суда РФ, показывающие отдельные проблемы формирования системы административно-правового обеспечения продовольственной безопасности.
Вывод: необходимо формирование на законодательном уровне конституционных гарантий для населения в области обеспечения продовольственной безопасности. Важно, чтобы степень этих гарантий была максимально высокой для недопущения нехватки продовольствия при любых условиях. Однако проведенный анализ не позволил обнаружить каких-либо разъяснений со стороны Конституционного Суда РФ относительно механизма формирования и практической реализации гарантий в области обеспечения продовольственной безопасности, что отрицательно влияет на функционирование системы административно-правового обеспечения продовольственной безопасности.
Обеспечение продовольственной безопасности является одной из приоритетных задач, поставленных в Российской Федерации. Национальная безопасность складывается из безопасности субъектов или регионов. Для решения этой задачи необходимо разработать методику оценки продовольственной безопасности на текущий момент. Большинство методик опирается на показатели Доктрины продовольственной безопасности и их сравнение с пороговыми значениями. При этом в качестве основных берут физическую доступность и обеспеченность, а также доходы населения как показатели экономической доступности. На наш взгляд, речь также должна идти о потреблении качественных и безопасных продуктов. Мы назвали это условно «культурой потребления». Необходимо выявить критерии и индикаторы этого блока оценки продовольственной безопасности, оценить имеющуюся статистику и интегрировать данный блок в общую методику оценки продовольственной безопасности региона. Данный подход был апробирован на примере Красноярского края. Край характеризуется непростыми условиями для развития агропромышленного комплекса и, соответственно, показатели самообеспечения и продовольственной независимости различаются для территорий и муниципалитетов региона. Тем не менее, на первом этапе апробации Красноярский край рассматривался как единое целое из-за недостаточной детализации информации, а нами был оценен в динамике такой блок продовольственной безопасности, как «культура потребления». Были выбраны 10 ключевых продуктов, по которым оценивалось потребление в соответствии с рациональными нормами. Также в данном блоке учитывалось соответствие фактической энергетической ценности рациона рекомендуемым значениям.
Для оценки качества и безопасности мы воспользовались результатами анализа проб пищевых продуктов и питьевой воды.
Далее был использован балльный метод определения комплексного показателя по блоку и сделаны выводы о культуре потребления в целом.
В настоящей статье рассматриваются особенности влияния глобального продовольственного кризиса на регион Ближнего Востока на примерах трех ближневосточных государств: Иордании, Йемена и Объединенных Арабских Эмиратов. Автором анализируется не только общее положение региона с точки зрения обеспеченности продовольствием с начала продовольственного кризиса (в 2022 г.), но и положение отдельных государств. Особое внимание уделяется изучению динамики и некоторых особенностей возникновения и развития продовольственного кризиса в рассматриваемых государствах до настоящего времени. В статье применен метод конкретных ситуаций, который использовался для разбора ключевых проблем, присущих Иордании, Йемену и Объединенным Арабским Эмиратам в области обеспечения продовольственной безопасности, предлагаются потенциальные решения этих проблем. Автором также предпринимается попытка сделать прогноз относительно дальнейших путей развития ситуации в рассматриваемых государствах на основе решений, уже принятых и реализованных ближневосточными странами. В заключении дается вывод о степени влияния глобального продовольственного кризиса на Иорданию, Йемен и Объединенные Арабские Эмираты, а также о краткосрочных перспективах, которые ожидают государства в контексте рассматриваемой проблемы.
В статье анализируется аграрное развитие Северо-Восточного региона КНР, при этом особое внимание уделяется современному опыту реализации сельскохозяйственной стратегии в трех северо-восточных провинциях: Хэйлунцзяне, Цзилине и Ляонине. С 2003 г. в данных провинциях осуществляется стратегия возрождения старой промышленной базы, а с 2023 г. приоритетным выступает усиление сельскохозяйственного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности Северо-Востока КНР. На основе анализа нормативно-правовых и статистических данных, содержащихся в отчетах о развитии Северо-Восточного Китая, в статье предпринята попытка обобщить накопленный опыт реализации стратегии развития сельского хозяйства в северо-восточных провинциях Китая. Основными методами исследования являлись системный и статистический. Автор устанавливает, что Северо-Восток КНР обладает значительными преимуществами в развитии аграрного сектора народного хозяйства. Определено, что возрождение северо-восточной промышленной базы с 2003 г. выступило толчком к оживлению аграрного производства, что в дальнейшем привело к разработке и включению Дунбэя в проект создания сильного сельскохозяйственного китайского государства. В настоящий момент Северо-Восток Китая активно вовлечен в процесс формирования высококачественного, научно-технологического, «зеленого» и «брендового» сельского хозяйства. Реализация новой аграрной стратегии Китая в Северо-Восточном регионе оказывает влияние на возрождение сельской инфраструктуры провинций Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин.