Установление движением «Талибан»* фактического контроля над территорией Афганистана в 2021 г. после вывода войск США определяет актуальность исследования проблематики внешней политики страны, от которой зависят ряд региональных и континентальных проектов, гарантии безопасности стратегически важного для Российской Федерации региона Центральной Азии. Рассматриваются предпосылки формирования национальных интересов Афганистана и Российской Федерации, их декларируемые приоритеты и реализация в рамках внешней политики. Исследование базируется на диалектическом подходе. При проведении исследования использованы системный, институциональный подходы и статистические методы — контент-анализа, качественного анализа тематических изданий, исторического исследования факторов и условий реализации внешней политики государств. В качестве источников информации использованы официальные документы, отражающие состав национальных интересов, заявления политических элит, публикации в периодических издания, данные систем национальных счетов, международных организаций. Полученные результаты констатируют сходства и различия в составе приоритетов внешней политики Российской Федерации и Афганистана в XXI в., стремление к суверенитету как базовый тренд проводимой странами политики. Показано, что для обеих стран стремление к суверенитету во внешней политике сопряжено с обострением противостояния с США и их странами-партнерами по военно-политическим и экономическим союзам. Проиллюстрированы различия в состоянии гарантий суверенитета между российской и афганской внешней политикой. Представлены аргументы в пользу безальтернативности апеллирования во внешней политике обеих стран к региональным и глобальным центрам силы для повышения своей легитимности, укрепления ресурсного потенциала и, в конечном счете, проведения независимой внутренней и внешней политики. Дальнейшие исследования выбранной проблематики во многом определяются накоплением эмпирических сведений о проводимой движением «Талибан» внешней политике, формальной декларации ее целей.
* Признано в Российской Федерации террористической организацией
Мировая валютно-финансовая система как форма организации международных валютно-финансовых отношений призвана обеспечивать рамочные условия для беспрепятственного обмена между странами товарами, услугами и капиталами с целью поддержания устойчивого экономического роста. В настоящее время функциональность международного валютного стандарта подвержена воздействию обусловленных ростом геополитической напряженности дезинтеграционных процессов в мировой экономике и мировых финансах.
Цель исследования - выявить и охарактеризовать основные институциональные аспекты фрагментации мировой валютно-финансовой системы с учетом их влияния на трансформацию мировой финансовой архитектуры. Методологически исследование опирается на историко-логический и системный подходы, позволившие установить, что текущий кризис международных отношений - это форма проявления глобального противоборства между действующим и потенциальным лидером мировой экономики за контроль над основными сферами корпоративного бизнеса в условиях современных технологических трансформаций. Обсуждаются такие основные тенденции, характеризующие фрагментацию мировой валютно-финансовой системы, как институциональная дисфункциональность, блоковое противостояние между текущим и формирующимся финансово-экономическими центрами, дедолларизация международных резервов и цифровизация международных расчетов. Обосновано влияние этих тенденций на трансформацию мировой финансовой архитектуры, которая проявляется в кризисе институциональных основ мировой валютно-финансовой системы и хаотичной реорганизации международных валютно-финансовых отношений под влиянием процессов цифровизации. Определены такие причины институциональной дисфункциональности мировой валютно-финансовой системы, как снижение роли Международного валютного фонда (МВФ) в качестве кредитора последней инстанции и утрата государственного контроля над ростом денежной массы в мировой экономике. Рассмотрены факторы, объясняющие мотивацию центральных банков в диверсификации структуры официальных валютных резервов. Особое внимание уделено проблеме введения цифровых валют центральных банков как метода противодействия асимметричному использованию доллара США на международном уровне и способа повышения международной финансовой стабильности. Сделан вывод, что изменение в мировой финансовой архитектуре позиций доллара США как ключевой международной ликвидности зависит от усилий стран мирового большинства в создании системной альтернативы действующему международному валютному порядку на основе передовых финансовых технологий.
В данной статье рассматривается черноморский вектор политики Болгарии после вступления страны в Европейский союз. Расширение ЕС на Восток в 2007 году изменило восприятие Черноморского региона как ключевого стратегического пространства, включая отношение самого Союза. Принятие Болгарии и Румынии в ЕС придало Черному морю статус «европейского моря», превратив его в восточную границу Союза. Это изменение подчеркнуло значимость региона в контексте европейской политики и безопасности. В статье анализируются основные направления внешней политики Болгарии в Черноморье, включая укрепление трансграничного сотрудничества, интеграцию в евроатлантические структуры и обеспечение морской и энергетической безопасности. Цель исследования заключается в определении роли и места Болгарии в регионе. Работа основана на анализе официальных документов и научных публикаций. В заключении делается вывод о возрастающей значимости Черноморского региона для Республики Болгария ввиду ее обязательств по защите внешних границ НАТО и ЕС, а также потенциала добычи энергетических ресурсов на континентальном шельфе. Официальная София рассматривает Черноморье в европейском и евроатлантическом контексте, стремясь углублять сотрудничество в области экономики, торговли и безопасности.
В статье рассмотрена ситуация военно-стратегического противостояния США и России с наметившейся тенденцией к эскалации конфликта на Украине. Показано, что наблюдаемый парадокс, состоящий в утрате Западом страха перед «термоядерным армагеддоном», продуцируется феноменом двойственности положения России после 1991 г., когда властные элиты, с одной стороны, подпали под контроль Запада, а с другой — сохраняли способность «восстать» и восстановить политический суверенитет страны с опорой на ее военно-стратегический потенциал. Следствием этого стало еще одно уникальное явление — неопределенность «красных линий» во внешней политике России, когда они либо не озвучивались, либо постоянно отодвигались. В результате Запад «привык» к избыточной осторожности России и не «слышит» новых сигналов. Ситуация поддерживается и усугубляется отсутствием внешнеполитической гибкости США из-за их приверженности ментальной модели глобального доминирования, включающей четыре элемента: презумпцию богоизбранности американского государства, доктрину непримиримости, стратагему тотальности и синдром отказа от неприемлемых издержек. Эффект неделимости власти, описанный С. Льюксом, накладывается на указанную модель и усугубляет нечувствительность американского истеблишмента к эскалации напряженности на Украине. В работе показано, что в своей тактике администрация США использует два интеллектуальных «завещания» Джона Даллеса: доктрину «балансирования на грани» и доктрину «сносной цены». Так как Россия не создала никакого ощутимого ущерба для Америки, то ей не имеет смысла отказываться от «завещания» Даллеса и поддержания режима эскалации. Автором обосновано, что для изменения ситуации необходимо осуществить действия по обеспечению неприемлемого ущерба для США в возникшем противостоянии; обсуждаются конкретные меры по «удорожанию» американской гегемонии, что позволит отойти от односторонних ударов по России и создать более благоприятный фон для конструктивных переговоров.
Статья нацелена на поиск глубинных причин конфронтационной политики властей Евросоюза (ЕС) вместе с США и НАТО к России («атлантическая солидарность»). Учтены сдвиги в масштабах конкурентоспособности: выдвижение группы БРИКС и группы «5» (Китай, Индия, Малайзия, Индонезия, Вьетнам), относительная потеря США ключевых позиций в геоэкономике, структурная неконкурентоспособность учредителей ЕС (Франции, Германии, Италии). Отражены такие изменения в геополитическом потенциале Евросоюза (+ Великобритания), как милитаризация экономики, расхождение взглядов в вопросе оказания помощи Украине, реконфигурация политического ландшафта в Европе. Устойчивость ЕС расшатывается проявлениями сепаратизма, подавленным из-за санкций состоянием европейского бизнеса, рисками конфликта поколений. Рассмотрены истоки и последствия деиндустриализации ведущих экономик Европейского Союза, среди которых оказались Германия и Франция. Высказаны авторские прогнозы по украинскому кризису и конфронтации между Россией и НАТО, которая создает угрозу глобальной катастрофы. Разорительная гонка вооружений является ловушкой для ЕС и НАТО, шок для финансов и благосостояния населения континентальной Европы и Великобритании. Европу вновь ожидают волнения, связанные с недовольством населения и бизнеса в отношении усиления оборонной политики, проводимой Европейской Комиссией, в планах которой создание единого рынка вооружений и общего военного фонда. Стратеги НАТО обсуждают варианты развития событий на Украине, предлагая следующие сценарии: отторжение отдельный территорий Украины, восстановление суверенитета при условии использования ее ресурсов и активов в интересах ТНК G7, ползучая интеграция Украины в НАТО при декларациях о ее нейтралитете, то есть своего рода вассалитет под прикрытием.
Статья посвящена проблемным сторонам становления взаимоотношений России с народами Северного Кавказа. Московское государство в силу объективных причин собственного развития не имело достаточного военно-политического потенциала для реализации активной политики в регионе, который приобретал растущее значение в раскладе геополитических сил на южных рубежах страны. Кроме того, на взаимодействие Москвы, а в дальнейшем Петербурга с народами региона оказывали сильное влияние внешнеполитические соперники России - Крымское ханство и Оттоманская Порта, чье активное воздействие на Северный Кавказ вынуждало российские власти использовать различные формы дипломатического и военного присутствия на фронтире, но избегать регулярных и открытых столкновений с ними. Отсутствие однозначно выраженного российского доминирования, в свою очередь, порождало неуверенность в северокавказских элитах и не позволяло им надежно обеспечить безопасность своим территориям и подданным, уберечь от враждебных вторжений со стороны крымских ханов. Это находило отражение в зыбкости их позиций в выполнении условий заключенных с Россией договоренностей.
Актуальность обращения к теме «борьбы за Маньчжурию» в исторической ретроспективе обусловлена не только сохраняющимся научным интересом, но и острой необходимостью критического осмысления источников, освещающих данный период, особенно в контексте современной геополитической ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Предметом настоящего исследования выступает анализ особенностей интерпретации роли водных ресурсов и Китайской Восточной железной дороги в русскоязычных и англоязычных источниках первой трети XX в. Цель исследования - демонстрация формирования конкурирующих нарративов, обусловленных различиями в лингвокультурной и политической перспективе авторов. Его результаты демонстрируют, что авторы русскоязычных работ акцентируют экономическую значимость водных коммуникаций региона. В противовес этому авторы англоязычных исследований обнаруживают доминирование геополитической парадигмы, зачастую сопряженной с политически ангажированными интерпретациями, характеризующимися недооценкой роли России и, напротив, идеализацией политики США, Японии и др. Выявленные расхождения свидетельствуют о наличии борьбы нарративов в гидрополитическом контексте, подчеркивая механизмы политической инструментализации интерпретаций истории водных ресурсов и инфраструктуры для легитимации геополитических стратегий. Представленная работа вносит вклад в политологическое осмысление гидрополитики как формирующейся, но обладающей возрастающей актуальностью отрасли политической науки. На примере кейса, относимого к политической истории Маньчжурии, демонстрируется значение гидрополитического подхода для анализа современных геополитических процессов в Азиатско- Тихоокеанском регионе и необходимость критической рефлексии политизированных нарративов о водных ресурсах в международной политике.
В статье рассматриваются вопросы государственного регулирования производственно-хозяйственной деятельности при освоении и добыче полезных ископаемых на территории Арктики. Исследованы основные нормативно-правовые акты предпринимательской деятельности в Арктике. Выделены некоторые аспекты правового регулирования охраны и защиты окружающей среды, актуальные при разработке и освоении месторождений в Арктике для развития экономики и обеспечения экологической безопасности страны. Следует, принимать государственные меры для дальнейшего правового исследования охраны и защиты окружающей среды при добыче полезных ископаемых на территории Арктики, а также систематизировать нормативно-правовые акты в сфере освоения Арктического зоны Российской Федерации.
В данной статье авторы анализируют геополитические, религиозно-конфессиональные и геокультурные аспекты в контексте международных отношений между Сербией и Россией. В первой части статьи авторы рассматривают геополитические особенности позиции двух стран, указывая на две парадигматические особенности: фрагментированность и контактность. Во второй части статьи они обращают внимание на геокультурный код, т. е. понимание религиозно-конфессиональных и цивилизационных идентичностей, которые они наблюдают у сербского и русского народов. Целью статьи является представление параллелизма геополитического, религиозно-конфессионального и геокультурного кода на разных исторических этапах и в отношении западной цивилизации, возглавляемой Соединенными Штатами Америки. При анализе сложных процессов, касающихся геополитики и геокультуры в контексте международных отношений, использовался геополитический метод.
В статье рассматривается стратегическое партнерство России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Россия и страны ЦентральноАзиатского региона, будучи надежными союзниками и стратегическими партнерами, поддерживают тесное сотрудничество как на двустороннем уровне, так и в рамках различных международных и региональных организаций, таких как Организация Объединенных Наций, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Шанхайская организация сотрудничества, Содружество Независимых Государств, Организация Договора о коллективной безопасности, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, а также в формате «Россия — Центральная Азия». Сделан вывод, что партнерские отношения России и стран Центрально-Азиатского региона отвечают национальным интересам всех его участников. Взаимодействие, основанное на общем историко-цивилизационном наследии, сходстве социально-экономических ориентиров, способствует укреплению коллективной безопасности, политической и экономической стабильности в регионе в ответ на современные геополитические вызовы.
В статье проводится комплексный анализ современной геополитической стратегии Японии в контексте трансформации международной системы безопасности и динамики Восточно-азиатского региона. Автор исследует эволюцию японской внешнеполитической доктрины, опираясь на исторический и теоретический анализ традиционных геополитических моделей – континенталистской и атлантической, а также на разработки японских авторов. Особое внимание уделяется влиянию глобальной напряженности и региональных вызовов, включая военно-политическую активность Китая и угрозу со стороны Северной Кореи, на формирование японской стратегии национальной безопасности. Исследуются ключевые геополитические предпосылки, предопределяющие международные приоритеты Японии, в том числе фактор ее островного положения, ограниченность природных ресурсов и необходимость поддержания стабильного экономического роста через интеграцию в глобальные торговые и оборонные союзы. В статье проводится сравнительный анализ идей ведущих японских геополитиков, таких как Икки Кита и Танака Гиити, и их сопоставление с концепциями западных мыслителей, включая К. Хаусхофера и Н. Спикмена. Отдельное внимание уделяется роли Японии в альянсах коллективной безопасности, прежде всего в рамках стратегического партнерства с США. Анализируются изменения в оборонной политике Японии, включая пересмотр ограничений на применение Сил самообороны и рост военного сотрудничества с союзниками. В статье также рассматривается экономический аспект японской внешней политики, включая инициативы по расширению торгового влияния и участие в ключевых региональных экономических объединениях. Особое внимание уделено японской дипломатии в области «мягкой силы», включая культурное и технологическое влияние в регионе. В заключении формулируются выводы о характере японской геополитической стратегии, ее перспективах в условиях глобальных изменений и возможных направлениях эволюции в XXI веке. Работа представляет интерес для специалистов в области международных отношений, стратегических исследований и регионоведения, а также для всех, кто изучает динамику безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В исследовании анализируются современные проблемы и перспективы консолидации политико-правовых позиций АСЕАН и России в отношении территориального спора в Южно-Китайском море. На основе анализа совокупности материалов политических заявлений представителей сторон спора, международных договоров и материалов СМИ выявлено, что представители Индонезии, Филиппин и Вьетнама указывают на необходимость скорейшей выработки юридически обязательного Кодекса поведения сторон в Южно-Китайском море, будучи единогласными в необходимости урегулирования спора в соответствии с существующими нормами международного морского права. Позиция Китая остается политически неоднозначной и амбивалентной в отношении потенциального договорного урегулирования.
Ситуация серьезно осложнена наращиванием военного присутствия США в морских пространствах Азиатско-Тихоокеанского региона и активным вовлечением последних в рассматриваемый спор в целях реализации политики «сдерживания» Китая. Для России наиболее предпочтительным представляется стратегия приверженности политики активного невмешательства, оставаясь открытой для консультативной роли посредника и потенциального медиатора спора, учитывая возможности применения инструментария научной дипломатии. Доверительное и откровенное обсуждение рисков, порождаемых нестабильностью в Южно-Китайском море, должно способствовать урегулированию спора на основе верховенства международного права.