Научный архив: статьи

ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ) (2025)

В статье авторами обобщены теоретические подходы к содержанию понятия «социальная справедливость», выделены соответствующие маркеры, ее характеризующие. На основе обозначенных маркеров проведено исследование, целью которого явилось выявление приоритетов в смысловом представлении социальной справедливости студенческой молодежью. Исследование включало опрос студенческой молодежи Псковской области. Опрос проводился путем анкетирования с использованием сервиса Яндекс. Формы. Всего в опросе приняли участие 667 респондентов. Выводы, полученные по результатам проведенного исследования, свидетельствуют о доминировании социально-экономических аспектов в восприятии данной категории молодыми людьми

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 2 (182) (2025)
Автор(ы): Дагаева Ирина Анатольевна, Проскурина Алла Владимировна, Феоктистова Ольга Сергеевна, Линева Елена Леонидовна
Сохранить в закладках
Представления московского студенчества о будущем России как основание участия в различных формах гражданской активности (2025)

В статье обосновывается актуальность изучения проблемы повышения гражданской активности населения, а также необходимости увеличения обеспечения участия молодежи в современных социально-политических процессах. Анализируются результаты двух волн исследования «Студенты России: гражданская культура и жизненные стратегии», проведенного ИСПИ ФНИСЦ РАН в 2023 и 2024 гг. Основное внимание уделено анализу вовлеченности в социально-политические практики студенческой молодежи в зависимости от позитивных и негативных представлений о возможном будущем развитии России. Показаны изменения в динамике представлений московских студентов о сценариях развития России на протяжении 2023 и 2024 гг. Особо отмечено выявленное влияние гендерных характеристик студенческой молодежи на представления и оценки будущего развития страны.

Издание: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Ирсетская Елена Александровна
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О ВКЛАДЕ СССР В МИРОВУЮ НАУКУ И КУЛЬТУРУ (2025)

В статье анализируются результаты опросастудентов московских вузов, обучающихся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью», раскрывающего их представления о вкладе СССР в мировую науку и культуру. Исследование показывает, что, несмотря на противоречивость информационной среды, в которой формируются эти представления, все студенты признают вклад советской науки и культуры в мировое развитие. При этом, научный вклад считают очень значимым 57,9% и значимым — 39,5% респондентов, а культурный вклад очень значимым — 53,8% и значимым — 38,5% респондентов. По мнению респондентов, наибольшее влияние на формирование их представлений о научном вкладе оказывают научная и научно-популярная литература, документальные материалы в СМИ и СМК и школьная программа. На представления о культурном вкладе СССР больше всего влияют советские фильмы, художественная литература и документальные материалы в СМИ и СМК.

Издание: РОССИЙСКАЯ ШКОЛА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Выпуск: № 36 (2025)
Автор(ы): ОСИПОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА, Осипова Александра Валерьевна
Сохранить в закладках
СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (2025)

В условиях современных социально-культурных изменений важно понимать, как различные социально-ценностные ориентации (индивидуализм, коллективизм, альтруизм и конкуренция) влияют на субъективное восприятие психологического благополучия у студентов. Результаты исследования показали, что просоциальные ориентации положительно коррелируют с высоким уровнем психологического благополучия, тогда как ориентации на личный успех и материальное благосостояние связаны с низким уровнем.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): ПАЛАГИЧЕВ Л.П., АНТОПОЛЬСКАЯ Т. А.
Сохранить в закладках
ОБРАЗ БУДУЩЕЙ СЕМЬИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (2024)

ОБРАЗ БУДУЩЕЙ СЕМЬИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Мазкина Ольга Борисовна
Сохранить в закладках
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ (2024)

В статье представлено смысловое определение понятия семьи, отличительные признаки традиционной российской семьи. Автор раскрывает особенности государственной политики в отношении семьи, характеризует проблемы современной семьи с позиции культурно-исторических условий развития страны, определяет состояние и тенденции, характерные для института российской семьи. Приведены результаты эмпирического исследования студентов и представлены выявленные мотивы вступления в брак современных юношей и девушек, а также их мнения о причинах разводов.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Ковтуненко Любовь Васильевна
Сохранить в закладках
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО КАПИТАЛОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (2024)

В статье рассмотрены определения социального и культурного капиталов через призму социологической науки. Также приведены виды социального капитала: открытый и закрытый. Виды культурного: инкорпорированный, объективированный и институционализированный. Сделан акцент на основных факторах социального капитала - доверие, нормы взаимности и социальные сети. Роберт Патнем выделяет индикаторы, на основе которых можно измерить уровень социального капитала. Авторы дали определение габитусу как одному из важных индикаторов формирования культурного капитала. В статье указаны факторы, которые влияют на культурное просвещение, среди которых: уровень образования, среда и семья, круг общения. Актуализирована значимость социального и культурного капиталов для студенческой молодежи. Рассмотрено соотношение капиталов в контексте социально-экономических условий. Через функции капиталов выявляется их взаимосвязь и влияние друг на друга. Также опираясь на специфику формирования капиталов, авторы определили их взаимосвязь в студенческой среде. Сделано предположение о том, почему в обществе неравномерно распределены данные виды капиталов. Также авторы выявили, что закрытый социальный капитал в связке с инкорпорированным культурным капиталом способствуют развитию внутригруппового доверия. Выделена внеучебная деятельность как фактор связи культурного и социального капиталов. Семейная реликвия является аспектом, в котором совмещены рассматриваемые капиталы. Народное творчество (фольклор) представлено в виде фактора, объединяющего капиталы. Образование является воплощением культурного капитала в инкорпорированной форме. Авторы дают определение постиндустриальному обществу для того, чтобы в дальнейшем указать его в качестве связывающего элемента. Методологией работы выступает структурно-функциональный подход Пьера Бурдье.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): СОЛОВЬЕВ СЕМЕН СЕРГЕЕВИЧ, КИБАНОВА ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА
Сохранить в закладках
"Я-ОБРАЗ" СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОСТРАНСТВЕ ВИРТУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ (2024)

Представлены результаты исследования самопрезентации современной студенческой молодежи в пространстве виртуальной коммуникации. «Я-образ» студенческой молодежи изучался посредством следующих методов: анкетный опрос; опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК); тест «Двадцать самоутверждений самоотношения “Кто Я?”» М. Куна и Т. Макпартленда; контент-анализ личных страниц респондентов в социальных сетях. Исследование показало, что современная студенческая молодежь в 100 % случаев использует социальные сети для целей виртуального общения, получения новостной информации, творческой самореализации, развлечения, проводя онлайн в среднем 2-3 часа в сутки. При этом более половины респондентов заявили о способности реализовать свой личностный потенциал без помощи виртуального пространства, указывая, что влияние социальных сетей на их реальную жизнь и поведение минимально. По показателю общей интернальности наблюдается преобладание респондентов с интернальным локусом контроля. Контент-анализ личных страниц респондентов в социальных сетях базировался на исследовании таких смысловых единиц изучаемого содержания, как информация о себе, нецензурная лексика, стиль письма, никнейм и аватар, конфликты и проявления агрессии, дополнительные аккаунты, подписки, посты, личные записи. По результатам анализа саморепрезентации молодежи выявлены следующие смысловые блоки высказываний, актуализирующие значимые фокусы самопредставлений участников эксперимента: «социальное Я», «деятельное Я», «перспективное Я», «рефлексивное Я», «коммуникативное Я», «физическое Я», «материальное Я», «виртуальное Я» с доминированием категории «рефлексивное Я». Виртуальное пространство сегодня - это среда образовательной, профессиональной, коммуникативной деятельности, в которую активно интегрирована современная студенческая молодежь, демонстрируя многофакторный «Я-образ». Учет его природы и составляющих предопределяет успешность виртуального взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): ГОРБАТОВА МАРИАННА МИХАЙЛОВНА, БИЛАН МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА, ЕРМОЛАЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Сохранить в закладках
ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЫХ РОССИЯН К ДИАЛОГУ РОССИИ И США: ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (2025)

Проблема выбора исторического пути развития для нашего государства всегда является актуальной и острой. Поэтому возникает вопрос относительно выбора вектора внешнеполитического курса. И здесь отношения с Западом встают во главу угла, поскольку долгое время наша страна развивалась по западноцентричному пути и была связана с Западом партнёрскими отношениями. Начиная с 2014 г., украинский кризис резко ухудшил отношения между Россией и Западом во главе с США. Следует отметить, что антизападная риторика не могла не повлиять на мировоззрение молодежи. Однако, несмотря на рост напряженности со странами Запада, российская молодежь сохранила позитивный настрой в перспективе взаимоотношений между странами, так как молодые россияне причисляют себя в большей степени к западной (европейской) культурно-исторической традиции. Ввиду недавней смены политического режима в Белом доме в отношениях между Россией и США наметилась явная оттепель. В качестве цели исследования было выбрано изучение взглядов молодежи на развитие российско-американских политических взаимоотношений. Результаты авторских социологических исследований дают возможность оценить отношение российской молодежи к реанимированию российско-американских отношений, они также свидетельствуют, что значительная часть молодых россиян не воспринимает Запад в качестве противника.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 4 (2025)
Автор(ы): Рожкова Лилия Валерьевна, ДУБИНА Альбина Шагидулловна, Бареева Румия Загимардановна
Сохранить в закладках
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (2024)

В статье рассматривается проблема формирования российской идентичности у студенческой молодежи. Обосновывается взаимосвязь заявленной темы исследования с укреплением государственности и национальной консолидацией общества. Особое внимание уделяется роли молодежи в формировании единого идентификационного пространства России, влиянию студенческих молодежных движений на политическое и социальное устройство государственных систем. В качестве культурного нарратива идентификации авторы выделяют язык, являющийся основой консолидации российского общества.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Бубнов Юрий Александрович, Гайдар Карина Марленовна
Сохранить в закладках
ПОВОРОТ НА ВОСТОК: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ ВО ВЗГЛЯДАХ МОЛОДЕЖИ (2025)

На протяжении трех десятилетий Российская Федерация и страны Запада имели тесные экономические, политические и социокультурные связи. В последние годы отношения со странами коллективного Запада постепенно ухудшились из-за возрастания санкционного и политического давления на РФ, что послужило активному продвижению идеи поворота на Восток среди правящих элит нашей страны. Ожидания от стратегического партнерства России и Китая очень высоки и значимы для обеих сторон в сложившейся напряженной геополитической ситуации на международной арене как на глобальном, так и на местных уровнях. В качестве цели исследования было выбрано изучение взглядов молодежи на развитие китайско-российских политических взаимоотношений. Среди россиян и в молодежной среде присутствует поддержка восточного направления внешней политики РФ, при этом часть опрошенных опасается экономической зависимости России от Китая. Тем не менее остается очевидным, что укрепление партнерских отношений со странами Востока позволяет создать благоприятные условия для России в мировой экономике и политике.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 3 (2025)
Автор(ы): Дубровина Ольга Васильевна, Рожкова Лилия Валерьевна, ДУБИНА Альбина Шагидулловна
Сохранить в закладках
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В АРКТИЧЕСКОМ ВУЗЕ В ОЦЕНКАХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (2025)

Развитие информационно-коммуникационных цифровых технологий стимулирует инновационные практики образовательного процесса, связанные с внедрением элементов дистанционного обучения в разных его формах и на разных уровнях образования. Данный показатель в России существенно ниже в сравнении с рядом стран (однако наблюдается рост показателей использования интернета с целью дистанционного обучения). Цель представленного исследования заключается в том, чтобы сделать социологический анализ процесса организации учебного процесса в дистанционной форме в региональном вузе, локализованного в условиях российской Арктики с позиции специфического агента института образования - студентов, а также определить возможности и преимущества, ограничения и основные проблемы, которые сопряжены с его реализацией, для определения направлений совершенствования учебного процесса с применением дистанционных технологий в вузе. Для достижения заявленной цели в работе привлекаются данные конкретного кейса - результаты анкетирования студентов регионального вуза, полученные в период пандемии COVID-19. Исследование опыта реализации учебного процесса в дистанционной форме в вузе с позиции обучающихся позволило выделить ряд направлений для его дальнейшего совершенствования: нормативно-правовые основы, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение, социально-культурные основы. Научная новизна исследования состоит в том, что оно позволяет расширить границы научных представлений в области теории и методики дистанционного обучения с использованием современных информационных технологий. Также работа имеет прикладное значение для области педагогики высшей школы, поскольку удалось определить перспективные направления для совершенствования учебного процесса в дистанционной форме, а также его отдельных элементов. Данное исследование может быть продолжено в направлении изучения удовлетворенности дистанционным обучением других участников образовательного процесса (преподавателей вуза, студентов заочной формы обучения), реализации мониторинга удовлетворенности дистанционным образованием и его отдельными элементами в рамках традиционной формы обучения студентов в вузе.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Попова Ольга Николаевна, Вицентий Ирина Викторовна
Сохранить в закладках