ОБРАЗ БУДУЩЕЙ СЕМЬИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Анализ результатов показал, что большинство респондентов, принявших участие в опросе (67 % от выборки), выросли в полных семьях и их представления о семье во многом сходятся. Семью они видят местом, где нет секретов друг от друга, страха высказать свое мнение и быть отвергнутым; куда можно прийти в любую минуту, где всегда ждут, где царят тепло, гармония и любовь; где царит взаимопонимание, любовь, поддержка в любых ситуациях, особая атмосфера и особые связи; где принято решать проблемы любых сложностей не в одиночку, а вместе. Однако в ходе бесед было выявлено, что представления о семье и семейных ценностях у некоторой части студенческой молодежи не имеют позитивной модальности.
Список литературы
1. Путин назвал Россию одной большой семьей. - URL: ttps://rg.ru/2023/12/31/putin-rossiia-odna-strana-odna-bolshaia-semia-ona-stanet-eshche-silnee.html (дата обращения: 12.02.2024).
2. Об утверждении Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 35. - Ст. 4811.
3. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика (сборник) / В. А. Сухомлинский. - URL: https://kartaslov.ru/книги/(дата обращения: 20.02.2024).
4. Семья. Советы гуманной педагогики. - URL: https://studopedia.ru/19_69423_semya-zaveti-gu-mannoy-pedagogiki.html#:~:text=Семья%20-%20союз%20Неба%20и,сочувствия%2С%20милосердия%20и%20бескорыстного%20служения (дата обращения: 22.02.2024).
5. Щелгунов Н. В. Письма о воспитании / Н. В. Щелгунов // Избр. пед. соч. - Москва: Академия педагогических наук РСФСР, 1954. - 406 с.
6. Столин В. В. Психологические основы семейной терапии / В. В. Столин // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 104-115.
7. Вербина Г. Г Психология семьи: курс лекций / Г. Г. Вербина. - Чебоксары: Чувашский гос. ун-т им. Н. И. Ульянова, 2006. - 237 с. EDN: QXQRQB
8. Плотникова В. Ю. Педагогические условия формирования образа семьи у студентов вуза: дис.. канд. пед. наук./ В. Ю. Плотникова. - Воронеж, 2019. - 229 с. EDN: LNDNZB
9. Филиппченкова С. И. Качество жизни и репродуктивное здоровье российской студенческой молодежи: модусы рефлексивного управления / С. И. Филиппченкова, Е. А. Евстифеева // Педагогика, психология, общество: от теории к практике: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. -Чебоксары: ООО “Издательский дом “Среда”, 2023. - С. 176-178. EDN: UQBVGG
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья представляет собой рецензию на сборник избранных трудов признанного специалиста в области русского языка и семантики профессора А. М. Ломова. Издание имеет не только научно-теоретическое, но и методическое значение, поскольку может и должно использоваться в образовательном процессе филологических факультетов в целях высококачественной подготовки специалистов по русскому языку.
Представлена рецензия на книгу, подготовленную сотрудниками кафедры социологии и политологии исторического факультета Воронежского государственного университета. Излагаются малоизвестные страницы в истории развития кафедры, рассказано об особенностях подготовки социологов и политологов. Издание наполнено интересными историями и биографическими фактами, накопленными за многолетний опыт преподавания в университете.
Представлена рецензия на сборник избранных выступлений ректора Московского государственного университета В. А. Садовничего, посвященных актуальным проблемам российского высшего образования. Рецензия содержит анализ проблем, находящихся в центре внимания В. А. Садовничего, его размышлений об образовании, в которых он предстает как ученый, педагог, общественный деятель.
В статье представлено смысловое определение понятия семьи, отличительные признаки традиционной российской семьи. Автор раскрывает особенности государственной политики в отношении семьи, характеризует проблемы современной семьи с позиции культурно-исторических условий развития страны, определяет состояние и тенденции, характерные для института российской семьи. Приведены результаты эмпирического исследования студентов и представлены выявленные мотивы вступления в брак современных юношей и девушек, а также их мнения о причинах разводов.
Важной страницей в истории Воронежского государственного университета было создание при нем рабочего факультета. Это специфическое подразделение действовало с 1920 по 1939 г. Его основной задачей являлась помощь молодым рабочим и крестьянам при подготовке к поступлению в высшее учебное заведение. Политической задачей рабфака было изменение социального состава студенчества.
А. П. Киселёв и его учебники определили собой целую эпоху в истории отечественного математического образования - школьного и вузовского, обеспечив его высокий уровень как у выпускников школ, так и у учителей математики. Кроме того, они в значительной степени содействовали созданию облика современной Воронежской математической школы. Нам еще есть чему учиться у Андрея Петровича Киселёва, чтобы в полной мере реализовать идеи Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
В статье рассматриваются важные составляющие музыкально-образовательного процесса вуза - педагогические условия, которые значительно влияют на становление профессионально-исполнительской культуры учителя музыки. На основе научных работ А. Н. Байгушевой, А. А. Мелик-Пашаева, Л. И. Уколовой и других подробно раскрываются условия профессиональной подготовки учителя, служащие конструированию личностного пространства субъектов образования и организации их со-творческой деятельности на основе креативного мышления.
В статье рассматривается вопрос о важности изучения иностранного языка в условиях проведения специальной военной операции (СВО). Обсуждаются такие вопросы, как иностранный язык - обязательная дисциплина в рамках среднего и высшего образования, отношение к иностранной культуре, в том числе языковой культуре в период СВО и необходимость изучения иностранного языка в современных реалиях.
В статье акцентируется внимание на отсутствии интегрированной научной позиции относительно профессионально-личностного развития будущего педагога как гражданина; выделены отдельные тенденции консолидации научных представлений по данному вопросу.
Рассмотрены основные тенденции и предпосылки развития медицинского образования в классических университетах на примере Воронежского государственного университета. Отражена значимость междисциплинарного подхода и интеграции фундаментальной и прикладной науки при подготовке специалистов в области фундаментальной медицины и фармации.
В статье рассмотрена одна из актуальных проблем, связанных с социально-психологическими процессами, которые происходят в нашей стране, в частности миграцией студентов в образовательное пространство российских вузов. На основе анализа проведенного эмпирического исследования содержания, которое студенты вкладывают в понятие «мигрант», автором подтверждается высокая доля негативных и стереотипных мнений о мигрантах, оказывающих влияние на возможность и протекание их адаптации в новой стране. Сделан вывод о необходимости проведения просветительской работы среди студентов из числа коренного населения, что позволит сделать процесс адаптации студентов-мигрантов более позитивным и эффективным.
Представлен опыт применения проектного обучения в учебных курсах образовательной программы Передовой инженерной школы на физическом факультете классического университета. Выявлены особенности инженерной подготовки в классическом университете. Подчеркивается интеграция фундаментальной теоретической подготовки выпускников с практической технической подготовкой при взаимодействии с индустриальным партнером. Приведены примеры учебно-исследовательских и инженерно-конструкторских проектов, выполняемых студентами. Выполнение практико-ориентированных проектов способствует формированию готовности к осуществлению профессиональной инженерной деятельности.
Статья посвящена актуальной проблеме распространения фейковой информации в социальных сетях и необходимости формирования медиаграмотности у современных студентов и преподавателей. Автор дает определение понятия «фейк», анализирует его признаки и особенности в ситуации постправды. Особое внимание уделяется вопросу обучения студентов противодействию фейкам: выявлению ложной информации в социальных медиа, фактчекингу и верификации источников. В статье предлагаются конкретные рекомендации преподавателям и студентам по распознаванию фейковых новостей и ответственному потреблению контента социальных медиа.
В статье обозначена актуальность использования религиозных памятников в патриотическом воспитании обучающихся, проведен анализ имеющихся теоретических источников. Помимо теоретического изучения вопроса в работе рассмотрен практический опыт Российского православного университета святого Иоанна Богослова в реализации просветительского проекта «Памятники религиозной культуры в жизни современной молодежи».
В работе представлена аналитика основных концептов: психологическое здоровье, духовно-нравственные ценности, осмысленность жизни, насильственный экстремизм, диспозиции насильственного экстремизма. В фокусе темы исследования психологическое здоровье редуцируется до двух его позиций: акта выбора студентами духовно-нравственных ценностей как приоритетных и предикторов осмысленности жизни. Обоснована корреспонденция дефицита психологического здоровья с отдельными диспозициями насильственного экстремизма. В качестве риск-диспозиций насильственного экстремизма выявлены конвенциональное принуждение и антиинтрацепция. Полученная и интерпретированная база данных может быть использована для психолого-педагогической, воспитательной и других видов работы по противодействию радикализму, экстремизму, терроризму.
В статье рассматривается мало изученный, невидимый физическим зрением педагогический феномен - имплицитное творчество педагога высшей школы. Выделяются и описываются уровни имплицитного творчества педагога. Делается вывод о том, что имплицитное творчество является непременным условием для непрерывного развития высшего образования и обеспечения его высокого качества.
В статье раскрывается проектно-контекстная технология формирования конструктивно-критической деятельности магистрантов в процессе лингво-профессиональной подготовки. Описываются требования к подготовке инновационного проекта, основанного на совокупности компетенций, креативности, командном сотрудничестве, коммуникативности в рамках методологических подходов (контекстного, социокультурного, деятельностного, синергетического).
В феврале 2023 г. кафедрой социологии и политологии исторического факультета Воронежского государственного университета был проведен круглый стол, посвященный трансформации системы высшего образования в Российской Федерации. Был затронут ряд важных проблем, связанных с нынешним состоянием системы высшего образования и возможными результатами ее реформирования
В статье представлен вопрос о содержании здоровьесберегающих технологий в образовательных программах вузов. Профессорско-преподавательским составом ведомственных вузов данная цель понимается только в одной плоскости - совершенствовании физической подготовки курсантов. Совсем утеряна главная составляющая здоровьесбережения - осознанное и всестороннее формирование здорового образа жизни будущего сотрудника. Целью статьи явилось научное обоснование формирования здоровьесберегающей компетенции в образовательных организациях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
В статье представлены психологические основы изучения феномена счастья, проанализированы различные подходы в определении его содержания и структуры. Изложены результаты эмпирического исследования взаимосвязи счастья и психологических особенностей личности студентов-заочников педагогических направлений подготовки. Установлено, что переживание счастья у них положительно коррелирует с показателями их удовлетворенности жизнью, социабельности и диспозиционного оптимизма.
В статье обсуждается проблема повышения качества подготовки инженерных кадров. Ее актуальность определяется важностью усиления роли университетов в обеспечении технологического суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации в условиях санкционного давления. Представлены подходы Воронежского государственного университета инженерных технологий к модернизации инженерного образования в рамках реализации проекта «Прогрессивные инженерные школы», описываются основные направления деятельности таких школ в тесном взаимодействии с индустриальными партнерами университета, обозначены планируемые результаты по подготовке инженерной элиты для пищевой и химической промышленности России и Воронежской области.
ПРЕДСТАВЛЕНЫ МАТЕРИАЛЫ ИНТЕРВЬЮ, КОТОРОЕ РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА ПРОВЕЛА С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ (РАО) О. Ю. ВАСИЛЬЕВОЙ. ОТВЕЧАЯ НА ЗАДАННЫЕ ВОПРОСЫ, О. Ю. ВАСИЛЬЕВА ПОДРОБНО ОХАРАКТЕРИЗОВАЛА АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОВОДИМЫХ В РАО, ТЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ СЕГОДНЯ РЕШАЮТ УЧЕНЫЕ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.
Издательство
- Издательство
- ВГУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- Юр. адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- ФИО
- Ендовицкий Дмитрий Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imo@interedu.vsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (473) 2204133
- Сайт
- https://www.vsu.ru/