Научный архив: статьи

СОЦИАЛЬНАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (2025)

В статье представлены результаты изучения восприятия социальной сплоченности в России. Исследование состояло из двух этапов - экспертного и всероссийского - и проводилось методами экспертного опроса, фокус-групп и онлайн анкетирования, чтобы реконструировать двусторонний взгляд на социальную сплоченность - с точки зрения экспертов (представителей «сплоченных сообществ», активно вовлеченных в их деятельность; цель таких сообществ - объединение людей в рамках единой деятельности по типу «человек-человек», т. е. в рамках оказания помощи, следования общим идеалам и ценностям, вклада в общее дело) и населения в целом. Оценки двух категорий опрошенных существенным образом различаются: эксперты значительно ниже оценивают уровень социальной сплоченности российского общества, выделяя такие факторы, способствующие сплоченности, как общие ценности и традиции, общая цель или проблема, общее дело, общий враг (необязательно внешний агрессор, достаточно определенных трудностей или кризисных ситуаций); ответственность, смелость, мотивация, личный интерес; лидеры, готовые взять на себя ответственность, повлиять на других. Россияне определяют социальную сплоченность как прежде всего взаимную помощь; также ассоциируют ее с общими ценностями и единством мнений; высоко оценивают современный уровень взаимовыручки и единства в российском обществе, а также ощущение безопасности. Основными причинами единения с другими гражданами в общественном мнении выступают общность территории проживания (государство и малая родина) и языка. На теоретическом этапе исследование показало, что в изучении социальной сплоченности сохраняется проблема операционализации понятий, хотя большинство ученых подразумеваются под сплоченностью общества, в первую очередь, его солидаризацию благодаря общим ценностям. В исследовании был проведен сравнительный анализ таких ключевых понятий, как «социальная сплоченность» и «солидарность», в том числе в контексте классических и современных их концептуализаций.

Издание: ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ. СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: Т. 25 № 2 (2025)
Автор(ы): ТУПИКОВА ВЕРА АНДРЕЕВНА, МИСЯУТОВА Е. К., МУРЗИКОВ Л. Е.
Сохранить в закладках
ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: МЕЖДУ ПРИВАТНОСТЬЮ И ПУБЛИЧНОСТЬЮ (2025)

В последние годы домашнее насилие стало одной из наиболее обсуждаемых социальных проблем. В российском публичном пространстве идут жаркие споры о том, необходим или нет дополнительный закон о профилактике домашнего насилия, о границах вмешательства государства и общественных организаций в дела семьи, о ценностном содержании понятия «крепкая семья». При этом споры о важности криминализации или декриминализации семейного насилия проникают и в политическую плоскость борьбы либеральных и консервативных сил. Несмотря на столь широкий общественный интерес и резонансные случаи домашнего насилия, освещенные в СМИ, эта проблематика крайне скупо представлена в российском научно-исследовательском поле. В статье обозначены возможности социологического мониторинга общественного мнения по данной проблеме. Сравниваются показатели всероссийских опросов, проведенных авторами в 2019 и 2024 годы, анализируются данные официальной статистики семейного насилия за период 2015-2023 годов. Делаются выводы о характере восприятия россиянами домашнего насилия, их личном опыте, ценностных ориентациях и социальных установках при столкновении с подобной ситуацией. Домашнее насилие воспринимается большинством опрошенных как значимая социальная проблема, комплексная по характеру. Россияне относят к нему не только физическое и сексуальное насилие в отношении члена семьи, но также психологическое и экономическое насилие, причем роль психологического фактора в семье возрастает. В целом домашнее насилие носит во многом скрытый характер, поэтому оценка его масштабов требует учета косвенных факторов его появления, таких как доля отозванных заявлений потерпевших, оценка распространенности домашнего насилия в ближнем окружении (среди соседей, друзей и родственников).

Издание: ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ. СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: Т. 25 № 1 (2025)
Автор(ы): САВИН СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ, ЩЕПЕЛЬКОВ ВЛАДИСЛАВ ФЕДОРОВИЧ, СИДОРОВА А. Н.
Сохранить в закладках
Портсмутский мирный договор 1905 года в оценках российского общественного мнения (2025)

В статье впервые рассматриваются оценки различных политических групп российской общественности (либеральных, консервативных и народнических) относительно Портсмутского мирного договора 1905 года. Исследование выполнено на материалах центральной российской периодической печати. Авторы выделяют сущность и содержание позиций российской прессы, обсуждавшей необходимость заключения мирного договора с Японией. Показано, что в периодической печати проводились связи между заключением мира и внутриполитическим кризисом в России. Охарактеризованы мнения, высказанные в периодических изданиях по поводу посредничества Соединенных Штатов Америки при заключении мирного договора между Россией и Японией. Анализируется отношение ведущих газет и журналов к территориальным уступкам со стороны России (в том числе предметом обсуждения были статус территорий Квантунской области и раздел острова Сахалин). Рассматривается видение периодическими изданиями перспектив статуса России на Дальнем Востоке и изменения влияния различных держав на политику в регионе после подписания Портсмутского договора.

Издание: НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ
Выпуск: Том 14, № 3 (2025)
Автор(ы): Сорокин Александр Анатольевич, Соколов Юрий Вячеславович
Сохранить в закладках
Репрезентация феномена специальной военной операции в средствах массовой информации (2025)

В статье рассматриваются проблемы репрезентации феномена специальной военной операции в средствах массовой информации. Эмпирической основой послужили данные 443 статей 3 общественно-политических изданий РФ 2022–2023 гг. Контент-анализ прессы позволил получить информацию о динамике и характере информационной картины, формируемой СМИ. Во-первых, в изучаемый период преобладают новости и информационные заметки, что указывает на высокую динамику событий и их интенсивное освещение в СМИ, реже встречаются публикации специалистов военных аналитиков с научно-эмпирическим и аналитическим осмыслением событий и результатов спецоперации. Во-вторых, среди сюжетов журналистской публицистики доминирует дискурс власти, в котором в большей степени акторами выступают политические деятели. В-третьих, эмоциональная тональность информационной картины характеризуется неопределенностью и неустойчивостью контента. В-четвертых, публикуются материалы, которые можно разделить по 5 кластерам: рефлексия об СВО, военные сводки, события вокруг СВО, мобилизация и мирная жизнь при СВО.

Издание: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Зайцева Анастасия Андреевна
Сохранить в закладках
ПАЛЕСТИНА В ОЦЕНКАХ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ США 1939 ГОДА (2024)

Рассматривается процесс формирования оценок ситуации в Палестине в периодической печати США. Материалы периодической печати позволяют установить, как в информационном дискурсе США менялись представления о причинах кризиса; как шел процесс эволюции образа Великобритании как союзника и Великобритании как конкурента. Публикации американских газет позволяют определить оценки британских мер по урегулированию кризиса 1939 г. Анализ газет США демонстрирует особенности формирования образа еврейского и арабского населения Палестины и кто попадал под категорию «свой». Период 1939 г. стал одним из определяющих для общественного мнения США в выборе приоритетов в ближневосточном конфликте. Материал статьи наглядно иллюстрирует этапы эволюции оценок американской периодической печати кризиса 1939 г. применительно к международной ситуации на Ближнем Востоке перед началом Второй мировой войны. Газеты США демонстрируют процесс изменений в представлениях американского общества о кризисе в Палестине 1939 года. Вторая мировая война стала одним из важных этапов в развитии дискуссии о ближневосточном конфликте, которая шла в американских газетах и журналах с начала XX века.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 13, № 2 (2024)
Автор(ы): Тулузакова Маргарита Игоревна, Буранок Сергей Олегович
Сохранить в закладках
Этические аспекты манипулятивного воздействия в медиадискурсе: вызовы и перспективы (2025)

Статья посвящена актуальной проблеме этики манипулятивного воздействия в медиасфере. Исследование охватывает вызовы, стоящие перед современными медиа, демонстрируя перспективы этического регулирования с целью поддержания информационной безопасности общества. Необходимость развития и продвижения этических стандартов в медиапространстве так же, как и повышение медиаграмотности среди потребителей медиаресурсов, становится принципиальной задачей. Автором описываются примеры нарушения этики в случае, когда потребители информации неизбежно оказываются объектом манипуляции со стороны средств массовой информации. В статье рассматривается влияние медийных сообщений на аудиторию, анализируется их содержание и восприятие, а также предлагаются рекомендации по совершенствованию этических стандартов в медиадискурсе. Исследование вносит вклад в понимание того, как манипулятивный медиадискурс формирует общественное мнение и подчеркивает важность соблюдения этических норм в контексте информационного взаимодействия СМИ с аудиторией. В заключении автор подчеркивает важность социальной ответственности медиа в формировании общественного мнения. При этом выявляются не только текущие проблемы медиакоммуникации, но и предлагаются способы их решения для создания безопасного информационного климата, способствующего устойчивому развитию общества в условиях современных вызовов.

Издание: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЯЗЫКОЗНАНИЕ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Агаджанян Рубен В.
Сохранить в закладках
РОСТ ПРОТЕСТНЫХ НАСТРОЕНИЙ В ВИРГИНИИ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ФРАНКО-ИНДЕЙСКОЙ ВОЙНЫ 1754-1763 ГОДОВ (2025)

В статье на материалах официальных государственных документов, а также американской и британской прессы и политической публицистики анализируется процесс постепенной смены настроений виргинского общества в середине XVIII в. Показано, что процесс формирования политического самосознания виргинского населения в значительной степени был вызван изменениями в характере взаимоотношений между колонией и метрополией после окончания Франко-индейской войны 1754–1763 гг. Особое внимание уделяется мотивам представителей правящих элит Виргинии, которые имели практически полный контроль над внутриколониальной политикой. В споре с метрополией они преследовали не только свои личные цели, но и стремились заботиться о благе всего локального сообщества провинции. Формулируется вывод, согласно которому последовательные попытки Великобритании ввести на территории колоний новую систему содержания регулярной армии и новое налоговое законодательство привели к кризису во взаимоотношениях, в ходе которого произошло осознание виргинцами собственных фундаментальных прав на свободное и самостоятельное принятие решений в экономических и политических вопросах.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ИСТОРИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: Т. 25 № 1 (2025)
Автор(ы): Макаров Егор Павлович
Сохранить в закладках
ИНОСТРАННЫЕ НАБЛЮДАТЕЛИ РОССИЙСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА: КЕЙС МЕЖДУЦАРСТВИЯ 1825 ГОДА (2022)

В предлагаемой статье рассматриваются события российского междуцарствия, предшествовавшего восстанию декабристов, как явления европейской политики, так как основное внимание сосредоточено на анализе донесений и рассуждений иностранных дипломатов из частной переписки и мемуаров о развитии династического кризиса и борьбе между великими князьями Николаем и Константином Павловичами. Сообщения дипломатов нередко становились известны не только политикам, но и журналистам. Опираясь на полученные факты, публицисты предлагали собственную достаточно часто более смелую интерпретацию причин и логики развития российского политического кризиса. Кроме того, исследование этого сегмента информационного поля дает возможность достаточно четко выстроить, какую мотивировку европейское общественное мнение приписывало поступкам Константина Павловича и его «странному» поведению в ноябре–декабре 1825 г. Реализация обозначенных векторов дает возможность иначе интерпретировать логику события, потрясшего весь Европейский континент, чем это было сделано в предшествующей историографии. Опираясь на широкий круг архивных и опубликованных источников, а также материалов французской прессы, определявшей в данную эпоху европейский политический дискурс, в статье показано, что ключевой проблемой, стоявшей перед Россией и Европой, в рассматриваемом кризисе был вопрос о возможном возникновении независимого польского государства под скипетром одного из Романовых.

Издание: НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Выпуск: № 2 (2022)
Автор(ы): Белоусов Михаил Сергеевич
Сохранить в закладках
ДИСКУРС ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ И ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА (2025)

В статье рассматривается дискурс гуманитарных технологий в современных зарубежных исследованиях, раскрывается категория «гуманитарные технологии», описываются ее ключевые характеристики, приводится сравнение отечественного и зарубежного подходов к пониманию гуманитарных технологий. Авторы считают, что в зарубежных и российских исследованиях понимание гуманитарных технологий существенно разнится. В зарубежных исследованиях дискурс состоит в анализе внедрения цифровых технологий в сферу гуманитарной помощи людям, оказавшимся по различным причинам в бедственном положении. В российских исследованиях дискурс включает множество аспектов влияния на сознание человека посредством коммуникации в различных сферах жизни.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 1 (2025)
Автор(ы): Парма Роман Васильевич, Сучилина Анна Александровна
Сохранить в закладках
Клиентоцентричность в государственном управлении: коммуникации органов власти и реакция граждан в социальной сети «ВКонтакте» (2025)

Клиентоцентричное государство, формируемое в рамках федерального проекта «Государство для людей», ориентировано на эффективное удовлетворение потребностей граждан и совершенствование деятельности государственных структур на основе обратной связи и изучения клиентского опыта. Органы власти используют и адаптируют инструменты и терминологию клиентоцентричного подхода с учетом опыта коммерческих организаций. В статье анализируется публичная коммуникация органов власти по вопросам клиентоцентричности в социальной сети «ВКонтакте» и восприятие гражданами нового для государственного управления подхода. Цель работы - проанализировать содержание публикаций федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) на официальных страницах «ВКонтакте» по вопросам клиентоцентричности и изучить реакции граждан на эти сообщения. На основе анализа контента и комментариев в социальной сети выявлены расхождения между заявленной клиентоцентричностью органов власти и мнением граждан, что влияет на уровень доверие к инициативам государства. Проведен мониторинг официальных страниц 62 ФОИВ в социальной сети ««ВКонтакте»». Поиск осуществлялся по ключевому слову «клиентоцентричность» (автоматизированный и ручной методы), выявлено 234 публикации, 2947 комментариев. На основе полученных данных проведен количественный (посты, комментарии, реакции) и качественный контент-анализ, сфокусированный на конкретном явлении. Новизна работы заключается в анализе контента официальных страниц ФОИВ и обратной связи граждан по теме клиентоцентричности. Исследование показало, что несмотря на продвижение концепции клиентоцентричности как нового ориентированного на граждан подхода в деятельности органов власти, граждане выражают опасения относительно возможной формализации подхода и отсутствия реальных улучшений жизни. Качественный анализ комментариев показал преобладание критических реакций при минимальном количестве позитивных откликов. Граждане указывают на игнорирование и ограничение комментариев на страницах ФОИВ, что противоречит принципам клиентоцентричности. Исследование подтверждает необходимость демонстрации видимых результатов для граждан, обеспечение оперативной обратной связи и открытости для повышения эффективности коммуникации ФОИВ. Полученные результаты могут быть использованы для разработки мероприятий по совершенствованию публичных коммуникаций органов власти в социальных сетях. Результат вносит вклад в понимание процессов трансформации государственного управления и связанные с ним сложности и барьеры.

Издание: ПРАВО И ПОЛИТИКА
Выпуск: № 7 (2025)
Автор(ы): Рослякова Марина Валентиновна
Сохранить в закладках
Теоретические аспекты изучения геймификации политики: видеоигры как инструмент влияния на общественное мнение (2025)

В статье рассматривается геймификация политики, процесс внедрения игровых элементов и механик в политическое пространство, а также использование видеоигр как инструмента влияния на общественное мнение. Предметом исследования являются видеоигры как социокультурный и политический феномен, их роль в формировании общественного мнения и политического просвещения. Цель исследования заключается в изучении роли видеоигр как инструмента влияния на общественное мнение. Авторы стремятся выявить механизмы геймификации политики, оценить потенциал видеоигр в манипуляции общественным сознанием, а также спрогнозировать некоторые тенденции развития данного социокультурного феномена. Задачи исследования включают анализ теоретических аспектов геймификации политики, исследование видеоигр как инструмента политических коммуникаций, оценку их образовательного потенциала и разработку рекомендаций для продвижения национальных интересов. Основная гипотеза исследования заключается в том, что видеоигры являются не только развлекательным продуктом, но и инструментом влияния на общественное мнение, способным к манипуляции сознанием, политическому просвещению и сохранению исторической памяти. Методологической основой исследования является теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных общественному мнению и геймификации политики. Используются качественные методы, включая кейс-стади (при анализе случаев с видеоиграми). Источники включают академические статьи, статистику игровой индустрии, официальные нормативные-правовые акты и заявления российских властей о регулировании индустрии видеоигр. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе видеоигр как инструмента формирования общественного мнения и политического просвещения. В статье показано, что видеоигры содержат политические символы, образы и дискурсы, способные вовлекать игроков и влиять на их сознание. Мировой рынок видеоигр оценивается в 185 млрд долларов, а в России 88 млн человек старше 18 лет хотя бы раз пробовали играть в видеоигры. Кейсы, такие как “Black Myth: Wukong“ и “Бессмертная симфония”, демонстрируют образовательный потенциал видеоигр и их влияние на культурные предпочтения. В заключении отмечается, что видеоигры являются важным элементом современных политических коммуникаций и нуждаются в государственной поддержке для создания конкурентоспособных продуктов, особенно в условиях санкций. Рекомендуется развивать механизмы контроля за содержанием видеоигр и продолжать исследования их влияния на политические коммуникации.

Издание: ПРАВО И ПОЛИТИКА
Выпуск: № 6 (2025)
Автор(ы): Каминский Станислав Игоревич, Федотов Даниил Андреевич
Сохранить в закладках
Персонифицированное восприятие президентской власти в России (2025)

Цель данной статьи - показать процесс персонификации президентской власти через взаимосвязь с личностью Президента РФ, а также восприятие гражданами РФ этой личности. Автором проводится частотный анализ отношения населения к Президенту РФ и его деятельности; приводятся частотные характеристики социального самочувствия населения; проводится ивент-анализ ключевых событий в стране, предположительно повлиявших на изменение уровня одобрения населением деятельности Президента РФ. Объектом исследования выступает президентская власть. Предметом исследования является персонифицированное восприятие президентской власти в России. Методологической основой исследования выступают: компаративный анализ, ивент-анализ, исторический метод. Методом исследования выступает вторичный социологический анализ, основанный на данных ведущих российских социологических служб. Рассматривается процесс персонификации президентской власти через взаимосвязь с личностью Президента РФ, а также восприятие гражданами РФ этой личности. Данные проанализированы за период 2000-2024 гг. Научная новизна исследования заключается в полученных результатах, которые показывают, что данные различных социологических центров о поддержке Президента и социальном самочувствии граждан совпадают: россияне связывают положительную динамику в жизни с вкладом и эффективной деятельностью Президента РФ. Институт президентства воспринимается как важнейшее звено в системе государственной власти, он состоялся как политический институт, а лицо, замещающее данную должность, воспринимается обществом персонифицировано. При этом общество в реальности не имеет особого влияния на государственную власть и готово подчиняться авторитету власти, таким образом отстраняясь от политики. Материалы статьи представляют практическую ценность для выявления проблем и противоречий в области государственного управления в России, а также будут интересны для политологов, социологов, политических технологов и консультантов.

Издание: ПРАВО И ПОЛИТИКА
Выпуск: № 4 (2025)
Автор(ы): Хайруллина Лилия Ильдусовна
Сохранить в закладках