Статья посвящена исследованию сущности религиозного экстремизма в местах лишения свободы. Важность исследования религиозного экстремизма в местах лишения свободы обусловлена ростом числа случаев радикализации среди осужденных. Это явление представляет серьезную угрозу как для безопасности внутри исправительных учреждений, так и для общества в целом. Основная проблема, рассматриваемая в работе, заключается в выявлении факторов, способствующих радикализации осужденных под влиянием экстремистских религиозных идеологий, а также анализе механизмов распространения и функционирования экстремистских религиозных групп в пенитенциарных учреждениях. В статье рассматриваются особенности проявления религиозного экстремизма в условиях изоляции, анализируются социально-психологические характеристики осужденных, склонных к восприятию экстремистских идей, и оценивается эффективность существующих мер противодействия религиозному экстремизму в местах лишения свободы. Особое внимание уделяется разработке рекомендаций по совершенствованию профилактической работы в данной области. Также в статье затрагивается вопрос о необходимости выработки совместных действий государства, общественных организаций и самих исправительных учреждений для противодействия распространению экстремистской идеологии, так как только в этом случае можно обеспечить нормальное функционирование исправительных учреждений и добиться цели исправления осужденных.
В статье обоснована необходимость повышения эффективности контроля и надзора за лицами, освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания, а также отбывающими наказания, не связанные с изоляцией от общества.
Авторами рассматриваются правовые основы и практические аспекты межведомственного взаимодействия органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы при осуществлении контрольно-розыскной и профилактической работы. Проанализированы основные формы и методы совместной деятельности, выявлены проблемные вопросы организационного и правового характера.
На основе анализа правоприменительной практики сформулированы предложения по совершенствованию межведомственного взаимодействия органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, а именно: по дальнейшему совершенствованию в части детализации механизмов информационного обмена и координации совместных действий; о недопустимости формального подхода к проведению совместных мероприятий; о недостаточном информационном и техническом обеспечении; об отсутствии системности в обмене информацией; о необходимости создания единых информационных баз данных; о необходимости совершенствования системы профессиональной подготовки сотрудников; о необходимости разработки четких критериев оценки результативности совместной работы и др. Особое внимание уделено развитию организационных механизмов взаимодействия органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы через создание постоянно действующих координационных органов и внедрение единой системы планирования совместных мероприятий.
В статье рассмотрены вопросы, касающиеся создания единой информационной системы ФСИН России как одной из задач цифровой трансформации, обозначенных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 No 1138-р. Раскрыты преимущества сквозной автоматизации основных процессов, осуществляемых ведомством, в отличие от так называемой лоскутной автоматизации деятельности, предполагающей создание отдельных, невзаимосвязанных сервисов и ресурсов под отдельные потребности. Обозначены принципы и способы создания ведомственной единой информационной системы. С учетом текущего состояния ведомственной ИТ-инфраструктуры предложен способ создания единой информационной системы в виде совокупности отдельных информационных систем как ее сервисов. Выделены и описаны основные этапы работы по созданию единой информационной системы ФСИН России на основе преобразования и доработки существующего ИТ-ландшафта. Подчеркнута важность централизованного управления всеми этапами разработки и внедрения единой информационной системы ФСИН России на основе перспективного планирования. Обоснована актуальность создания единой информационной системы и ее внедрения в деятельность УИС как основы цифровизации основных процессов ФСИН России, направленных на реализацию возложенных на ведомство функций и полномочий.
В статье рассматриваются основные аспекты цифровой грамотности и цифровой гигиены сотрудников уголовно-исполнительной системы. Раскрывается содержание понятия «информационное общество» - общество, в котором субъекты профессиональной деятельности взаимодействуют с различной информацией, что, в свою очередь, позволяет видоизменять, трансформировать жизнь граждан, условия окружающей среды, формы труда человека, характер и качество межличностных профессиональных отношений. Произошедшие в XX веке и продолжающиеся качественные социально-экономические, глобализационные изменения в XXI веке послужили основой для повсеместного развития информационных технологий, что определяет, в свою очередь, уже новые знания, умения, навыки, компетенции, которые должны быть сформированы у специалистов различных отраслей при выполнении трудовых обязанностей, в динамике решения профессиональных задач. Среди таких параметров цифровой профессионально-личностной компетентности сегодня можно выделить умение работать с различными информационными системами и программными средствами, цифровая культура, цифровая грамотность, информационная (цифровая) гигиена и др. Проводится сопоставительный анализ понятий «цифровая грамотность», «цифровая компетентность», «цифровая культура». Рассматриваются подходы к исследованию цифровой гигиены, приводятся некоторые рекомендации для безопасного взаимодействия в цифровом пространстве. Указывается на необходимость обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы вопросам соблюдения цифровой гигиены при взаимодействии с информационными системами и программными продуктами, приводятся примеры обучающих мероприятий. Сегодня цифровая грамотность, цифровая профессиональная компетентность, цифровая гигиена представляют собой необходимые профессионально значимые качества, способные повысить успешность и надежность служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. В настоящее время цифровая трансформация задает ориентиры формирования профессиональной цифровой компетентности для специалистов и, соответственно, формата соблюдения цифровой гигиены при выполнении профессиональных задач в цифровом обществе.
Предметом исследования выступают особенности и актуальные проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, включая их правовое регулирование и применение в доказывании по уголовным делам. Целью работы является анализ проблем использования результатов ОРД в исправительных учреждениях и разработка предложений по совершенствованию этой деятельности в условиях функционирования учреждений, исполняющих наказание. В научно-исследовательской работе анализируются актуальные проблемы использования результатов ОРД в исправительных учреждениях, вопросы, связанные с совершенствованием процедуры включения полученных сведений в уголовное доказывание, проблемы, возникающие в процессе расследования преступлений в исправительных учреждениях, вносятся предложения, необходимые для совершенствования этой деятельности в условиях функционирования учреждений, исполняющих наказание. Результаты работы указывают на наличие существующих актуальных проблем использования результатов оперативно-розыскной деятельности, а также вносятся предложения, необходимые для совершенствования этой деятельности в условиях функционирования учреждений, исполняющих наказание. Методологическая основа данной работы представляет собой анализ норм оперативно-розыскного и уголовно-исполнительного законодательства, а также результатов режимных мероприятий и оперативно-розыскных действий, проводимых сотрудниками исправительных учреждений в доказывании по уголовным делам. Научная новизна исследования заключается в том, что рассмотренные проблемы, связанные с оформлением режимных мероприятий в местах лишения свободы осуществляется зачастую без вынесения соответствующего постановления, участия понятых, а также соблюдения уголовно-правовых требований закона, вследствие чего результаты ОРД в пределах исправительного учреждения должны быть признаны недопустимыми и не могут использоваться в процессе уголовного судопроизводства. Выводы, которые были сформулированы в работе направлены на решение рассматриваемых проблем. Для этого необходимо, в первую очередь, внести соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, которые позволят дополнить существующую систему доказательств, вследствие чего результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные в исправительных учреждениях, смогут быть использованы при производстве по уголовному делу.
В связи с тем, что в статье рассматриваются вопросы правового регулирования пенитенциарной системы в Российской империи первой половины XIX века, предметом исследования являются организационно-правовые основы деятельности уголовно-исполнительной системы в данный период. Объектом исследования является сама пенитенциарная система Российской империи. Авторами предпринята попытка комплексного анализа нормативных правовых актов, затрагивающих уголовно-исполнительную систему с 1801 по 1845 годы, прослежена их реализация на региональном уровне, на примере Владимирской губернии, как территориального образования, в котором были представлены практически все имевшиеся на тот момент в стране места лишения свободы. Временные рамки обусловлены первыми попытками реформирования пенитенциарной системы в XIX столетии и изданием Уложения о наказаниях уголовных и исправительных в 1845 году - своего рода первого российского уголовного кодекса. Методологической основой исследования является совокупность общеисторических методов исследования, использование которых определяется характером изучаемого материала: Полное собрание законов Российской империи, документы государственного архива Владимирской области. Анализ показал, что первая половина XIX столетия является периодом серьезных изменений в законодательстве, становлением новой пенитенциарной системы страны. Именно тогда была создана отраслевая система управления государством, в которой нашлось место и учреждениям уголовно-исполнительной системы. Возникло попечительное о тюрьмах общество, которое имело целью нравственное исправление осужденных, улучшение условий содержания их под стражей. Были регламентированы деятельность тюрем, арестантских рот, запрещены пытки и пр. К сожалению, как было выявлено в ходе исследования, реализация многих начинаний на местах, в частности во Владимирской губернии, запаздывала из-за традиционной бюрократической волокиты и хронической нехватки денежных средств. Хотя, конечно же, стоит отметить вклад неравнодушных людей в нелегкое и неблагодарное пенитенциарное дело.
В статье рассматриваются проблемные вопросы нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы лиц, имеющих заболевания органов зрения. На основе анализа нормативных правовых актов, закрепляющих в своем содержании перечень болезней, препятствующих содержанию под стражей и отбыванию наказания, а также качественной динамики развития отечественной уголовно-исполнительной системы авторами рассматриваются возможные направления совершенствования степени правовой защищенности лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В статье с применением метода историко-правового анализа рассматривается деятельность уголовно-исподнительных инспекций уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Анализируется расширение функционала уголовно-исполнительных инспекций с момента их создания (бюро принудительных работ) до последних изменений уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства. Также обозначаются направления по улучшению работы уголовно-исполнительных инспекций. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
В статье рассматриваются вопросы дополнительного профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы в сфере развития педагогических компетенций; анализируются и обобщаются результаты практик повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования образовательных организаций ФСИН России; предлагаются варианты обновления системы непрерывного образования взрослых по актуальным вопросам воспитания и личностного развития.
Предметом статьи является анализ практики существующей системы повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы по проблемам организации воспитания и предложения по ее совершенствованию.
Цель исследования - формирование предложений по обновлению постдипломного обучения работников ведомственных структур и организаций.
Методами исследования стали анализ научной литературы и методических разработок; сравнение, обобщение и системно-структурный метод при анализе материалов, размещенных на сайтах образовательных организаций ФСИН России.
Научная новизна заключается в рассмотрении предмета исследования под иным углом и предложении новых стратегий развития образовательной практики в ведомственных организациях.
Теоретическая значимость исследования - в предложении модели педагогических компетенций работника ФСИН России, применимой в системе повышения квалификации; определении профессиональной деятельности сотрудников УИС в сфере воспитания как полисубъектной.
Практическое значение представленного материала заключается в актуализации повышения квалификации сотрудников по педагогике; акцентируется внимание на усилении воспитательной проблематики в дополнительных профессиональных программах.
Сделаны выводы о необходимости пересмотра традиционных подходов к обучению сотрудников УИС в системе дополнительного профессионального образования; предложены стратегии обновления системы непрерывного образования кадров УИС.
26 января 2024 года в рамках XXXII Международных рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» в Общественной палате Российской Федерации в формате круглого стола прошли слушания на тему «Участие священнослужителей в работе общественных наблюдательных комиссий (ОНК) по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания». Выявляются тенденции изменения правового положения священнослужителей в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Рассматриваются направления и формы участия священнослужителей в реализации права подследственных и осужденных на свободу совести и вероисповедания. Особое внимание уделяется анализу основных проблем при реализации данного права в условиях следственных изоляторов. Внесены предложения по совершенствованию правового регулирования и правоприменительной практики в области взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с традиционными в России централизованными религиозными организациями.
Исследование посвящено вопросам деятельности религиозных организаций в учреждениях уголовно-исполнительной системы России. В статье выявляются тенденции изменения уголовно-исполнительного законодательства в сфере укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей в уголовно-исполнительной политике Российской Федерации. Рассматриваются социальные концепции традиционных в России религиозных организаций в части оказания помощи осужденным, а также направления и формы участия священнослужителей, религиозных и некоммерческих организаций в реализации основных средств исправления осужденных. Особое внимание уделяется изучению роли религиозных организаций, а также религиозно ориентированных некоммерческих организаций в содействии ресоциализации и социальной адаптации осужденных. Внесены предложения по развитию средств правового регулирования и правоприменительной практики в области взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с традиционными в России централизованными религиозными организациями.
На основе анализа положений нормативных правовых актов (Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и других законов) выявляется ряд коллизий законодательства, регламентирующего применение режима особых условий в различных учреждениях уголовно-исполнительной системы (преимущественно в исправительных учреждениях и следственных изоляторах). Акцентируется внимание на основаниях введения режима особых условий в рассматриваемых учреждениях, организации их деятельности, объеме ограничений, налагаемых на содержащихся лиц, процедуре введения режима особых условий. Отдельно отмечается отсутствие законодательного регулирования введения режима особых условий в исправительных центрах.