Современные преступные организации (ПО) являются фактором, всё больше дестабилизирующим как отдельные государства и их общества, так и международную систему. На определенном уровне развития они оказываются в состоянии подрывать суверенитет и территориальную целостность государств через установление контроля над некоторыми их территориями. Это может привести к ситуации криминального мятежа, под которым понимается механизм конфронтации с государством, возникающий, когда организованная преступность становится вызовом существованию последнего как такового. В этом отношении особенный интерес представляет изучение опыта стран Латинской Америки и Карибского бассейна, в частности Бразилии. В первой части статьи рассмотрены дискуссии относительно применимости понятий «внутренний вооруженный конфликт» (ВВК) и «неклассическая война» для описания ситуации криминального мятежа в этой стране. Особое внимание уделено двум ключевым критериям ВВК: интенсивности насилия и степени организованности противоборствующих сторон. Автор заключает, что по обоим критериям в Бразилии имеет место состояние неклассической войны в форме криминального мятежа, достигшего уровня ВВК. Во второй и третьей частях проанализированы факторы, которые способствовали превращению конкретных бразильских ПО — «Первой столичной команды» («Primeiro Comando da Capital», PCC) и «милиций» — в акторов полноценного криминального мятежа. В случае с PCC речь идет прежде всего о таких факторах, как переход к более гибким сетецентричным принципам организации, перенимание опыта партизан-террористов, сопровождающееся растущей интернационализацией деятельности ПО, на фоне милитаризации бразильской полиции. В случае с «милициями» особое внимание уделено феномену «вооруженной политики», когда организованная преступность оказывается встроена непосредственно и неразрывно в государственный аппарат. Автор заключает, что в Бразилии присутствуют все признаки криминального мятежа, поскольку его основные негосударственные субъекты достигли такого уровня организационной сложности, когда они в состоянии подрывать суверенитет государства, устанавливая доминирование хотя бы на части его территории и выступая в качестве стороны ВВК. Специфика ситуации в Бразилии заключается в том, что такой мятеж осуществляется негосударственными насильственными акторами, которые изначально не имеют политической/идеологической мотивации, однако, могут оказывать настолько же разрушительное воздействие на общество и государственные институты, как если бы эти субъекты ставили перед собой политические цели.
Цель. Определение механизмов деструктивного влияния преступных организаций на бразильское государство.
Процедуры и методы. Исследование проведено на примере бразильских преступных организаций с использованием трилатерального континуума «криминал–терроризм–государство». Использовались также методы системного и сравнительного анализа, синтеза, обобщения и интерпретации результатов.
Результаты. Выявлен механизм деструктивного влияния преступных сообществ на бразильское государство в соответствии с предложенным методом. Были также выявлены условия, при которых преступные сообщества Бразилии де-факто следует приравнивать к террористическим организациям. Дано объяснение тому, что территориальный контроль и усиление преступных и / или террористических организаций теснейшим образом взаимосвязаны с деградацией государства и его институтов.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования расширяют понимание влияния преступных сообществ на государство на примере Бразилии. Использование континуума «криминал– терроризм–государство» в качестве метода исследования позволяет графически отобразить влияние криминальных и террористических организаций на государство.
В данной статье рассматриваются особенности применения в современных формах гибридных войн негосударственных факторов, к которым относятся террористические организации, криминальные группировки, повстанцы и наёмники. Цель работы состоит в том, чтобы показать особенности применения негосударственных факторов в современных гибридных войнах. Для этого поставлены две задачи. Первая задача состоит в том, чтобы показать, почему делается основная ставка на использование негосударственных факторов в ряде форм кинетических гибридных войн. Вторая задача ‒ показать применение негосударственных факторов на примере гибридных войн, развязанных против Сирии и Ливии. В исследовании применялись общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция. Помимо общенаучных методов применялись системный и сравнительный подходы. Методологической основой исследования является неореализм. Выявлено, что в некоторых современных кинетических гибридных войнах делается акцент на использование иррегулярных формирований в качестве основного инструмента достижения военно-политических целей. Показано, что апробация современных форм кинетических гибридных войн осуществлялась в Сирии и Ливии. Современные организационные и информационные технологии позволили использовать негосударственные факторы против государств и на их территориях создавать зоны по взращиванию боевиков. Эти боевики впоследствии задействуются в других конфликтах. Гибридные войны могут осуществляться в отсутствие уже существующего военно-политического движения, используемого против правительства государства-мишени. Вместо этого применяются организованные в сетевые формирования различные негосударственные факторы. Применение подобных сетей способно нанести ущерб государству, который сопоставим с ущербом от традиционной войны.