Структуры бессознательного, пред-сознания, сознания могут быть эмоциональными, знаковыми, мысленными, вербальными и т. п. Эволюция этого процесса шла от животных, к человекообразной обезьяне и далее к человеку, индивидууму, личности. Структуры сознания наглядны, обладают устойчивостью, иерархией, особым кодом, набором опорных ритмов, способностью к самоорганизации. В развиваемом подходе рассматриваются не сами пред-структуры и структуры сознания, а то, что стоит над ними — границы равновесных частей особи (человека, индивида, личности) с одной стороны и окружающей среды (уровня мира) с другой стороны. Взаимодействие с уровнем структурного равновесия можно рассмотреть через одинаковость алгоритмов взаимодействий разнородных субстанций мира (особи, человека, личности) и ритмических взаимодействий, что широко распространено в мире, обществе, духовной сфере, а также в динамических аспектах религий. Это внутренний взгляд на эти структуры. Взаимодействие между равновесными частями человека (индивидуума, личности) и окружающей его средой можно рассматривать с точки зрения равновесных границ различных видов искусства, а также статических аспектов религий. Это взгляд, ориентированный на эти структуры «извне». Особенно наглядна роль, которую играют в этих границах молитвы и их заместители. Онтологические и метафизические структуры молитв устремлены к Богу, Высшим силам мироздания. Развиваемый подход позволяет перекидывать мост от структур пред-сознания и сознания к областям существования человека, индивида, личности через их равновесные части. Главным критерием при этом является ориентация на фундаментальные границы между равновесиями мира вещей мира и равновесными частями окружающих сред и уровней мира.
Система координат мира объединяет предельные динамические равновесия его вещей. Она определяется через равновесные взаимодействия конкретной вещи с окружающей средой, уровнем ее структурного равновесия и областью соответствующих ритмов. Естественное состояние вещи является неравновесным, и связаться со своими предельными равновесиями она может только через границы равновесной части вещи и ее взаимодействий с тремя вышеупомянутыми областями: «границу-среды», «границу-уровня», «границу-ритма». Все эти границы являются внешними характеристиками равновесной части вещи в поле ее взаимодействий и обретают устойчивость только при достижении своего предельного состояния - системы координат мира на основе предельных динамических равновесий, где порядок и хаос оказываются разделенными. «Взгляд на мир» с точки зрения этой системы координат представляет собой фиксацию присутствия конкретной вещи. Носитель этого «взгляда» не человек с его сознанием, не наблюдатель, а «присутствователь», фиксирующий присутствие вещи в мире. Фиксацию такого присутствия может осуществить любая другая вещь с точки зрения взаимодействий, связанных с ее предельными равновесиями.