ДЕЛИМИТАЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНСКИХ АРЕАЛОВ НА ОСНОВЕ ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТИ КРУПНЕЙШИХ ГОРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО МАКРОРЕГИОНА) (2025)

Проблема делимитации агломерации является составной частью более обширной проблемы экономического районирования социально-экономического пространства, учитывая её значение для его развития. Значение приобретает разработка методологии выделения зоны влияния агломераций как особого ареала в пространственном планировании. Для решения этой задачи в настоящей работе разработана методика определения территориальной доступности городов разной людности, которая сочетает использование открытых данных OpenStreetMap, современных геопространственных методов и инструментов визуализации. Делимитация агломераций в пределах семи поволжских регионов позволила перейти к выделению метрополитенских ареалов, которые, по мысли авторов, являются ключевыми территориями для пространственного планирования страны в целом. Также уточняются факторы, влияющие на изменение сетки общественно-географических районов в пределах Урало-Поволжья страны. Проделанная работа позволит усилить континуальный подход к анализу социально-экономического пространства макрорайона.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ НАУКИ О ЗЕМЛЕ
Выпуск: Т. 25 № 2 (2025)
Автор(ы): ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, ПАПИЛИН ДМИТРИЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ
Сохранить в закладках
НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО МАКРОРЕГИОНА: УЯЗВИМАЯ ПРОВИНЦИЯ (2025)

Проблема регионального развития, связанная с воспроизводством человеческого капитала, с каждым годом становится всё актуальнее. В связи с этим возникает необходимость анализа возможностей перераспределения человеческого капитала внутри территориальных систем мезо- и макроуровня. На примере Волго-Уральского макрорегиона России рассматривается состав основных зон, различающихся потенциалом роста. Особое внимание уделяется зоне полупериферии или зоне равновесия. По материалам 2018– 2023 гг. анализируется изменение качества городской среды и динамика людности городов Волго-Уральского макрорегиона. На примере Саратовской области показывается изменение соотношения городов разного класса людности. Выявляются факторы на разных пространственных иерархических уровнях, которые способны оказывать влияние на соотношение зон развития, равновесия и депрессивных. Делается вывод о сложном экономическом состоянии населённых пунктов в зоне равновесия и её исчерпании как источника человеческого капитала для центральных городов.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ НАУКИ О ЗЕМЛЕ
Выпуск: Т. 25 № 1 (2025)
Автор(ы): ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Сохранить в закладках
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ В ПРОСТРАНСТВЕННОМ РАЗВИТИИ СТРАНЫ: ЛОКАЛИЗАЦИЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ (2025)

Понятие «новый экспериментальный населенный пункт» появилось в Стратегии пространственного развития РФ до 2030 г. и нуждается в уточнении и развитии методологии выделения и реализации.

В предлагаемом тексте делается попытка определить пространственные принципы локализации экспериментальных городов и основные модели и драйверы их развития.
С учетом ряда факторов выдвигается предположение не о создании таких населенных пунктов с нуля, а о переформатировании существующих малых городов.

Выделяются потенциальные кандидаты в экспериментальные города среди населенных пунктов Нижнего Поволжья. Рассматривается возможность использования экспериментальными городами совмещенной модели развития, для этого анализируются наиболее подходящие модели городского развития и потенциал их комплементарности.

Обосновывается принцип полимодельного подхода в развитии новых экспериментальных населенных пунктов. Локальные сообщества рассматриваются в качестве ключевого фактора успешности реализации проекта экспериментального города. Предлагаются пути масштабирования положительного опыта реализации проекта и описываются его ограничения.

Издание: СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА ТЕРРИТОРИИ (на примере городов среднего и нижнего Поволжья) (2024)

В тексте проведён обзор методологических подходов к выявлению географического образа города. Проанализировано соотношение понятий «географический образ», «имидж» и «бренд» региона или города. Актуализирована проблема несоответствии географического образа территории реальности в пространственном или в смысловом (семантическом) аспектах. Рассмотрена проблема сложности проявления географического образа на примере городов, объединяемых мировой рекой — Волгой. С одной стороны, они должны обнаруживать генетическое и морфологическое родство, с другой, — проявлять самобытность в соответствии со своим географическим положением и историческими особенностями. Последовательная и логичная последовательность репрезентации географических образов городов и отдельных локальных брендов имеет высокую значимость для теплоходных маршрутов по реке и для экскурсий в пределах городов, лежащих на ней. Соотнесено реальное и декларируемое содержание географических образов на примерах городов Среднего и Нижнего Поволжья, выдвинуты предположения по потенциалу узнаваемости тех или иных образов. Исследование показало, что географические образы поволжских городов имеют сложную таксономию: они являются и частью образа Волги, и многокомпонентными образованиями на локальном уровне. При сопоставлении географического образа и реального пространства были выделены проблемы несоразмерности, неполноты и несоответствия образа месту.

Издание: ГЕОГРАФИЯ И ТУРИЗМ
Выпуск: № 1 (13) (2024)
Автор(ы): ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, Башкатов Александр Николаевич
Сохранить в закладках
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ АТТРАКТИВНОСТИ МАЛЫХ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ГОРОДОВ (2024)

Рассматривается категория провинции, её признаки. В качестве основного объекта исследования выделяются малые провинциальные города. Их современное состояние рассматривается с позиции балансирования между созданием аттрактивности на натурном и информационном уровне и противостоянием негативным процессам маргинализации и социально-культурной деградации в целом. Анализируются сильные и слабые стороны некоторых моделей развития провинциальных городов. Предлагается методика расчёта индекса аттрактивности городов, которая апробируется на данных по 17 малым городам пяти российских регионов. Дискутируются возможности развития малых городов на основе туристского ресурса.

Издание: ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГЕОГРАФИЯ И ГЕОЭКОЛОГИЯ
Выпуск: № 1 (45) (2024)
Автор(ы): ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, ЧЕСНАКОВ Антон Александрович
Сохранить в закладках