XIX в. стал периодом в истории, когда впервые, согласно материалам лингвистического академического ресурса «Национальный корпус русского языка», в истории отечественной литературы появляются сотни текстов с лексемами «сектанты», «сектантство», «сектантский» и их производными. В таких социальных условиях начинаются попытки «невидимизации вѣры» целого ряда исповедальных сообществ, которые не хотят становиться объектов дискриминации и стигматизации со стороны властей и исследователей, изучающих и описывающих маркеры таких «отступников» («раскольников» и т. п.). Наряду с «обличительным» направлением исследований ряда авторов, работавших в русле т. н. «охранительного» направления в политике второй трети этого столетия, ведется поиск согласия между придворными, правовыми, публицистическими, церковными и научными элитами с целью формирования академической традиции объективного описания конфессиональных, этнических, этноконфессиональных и религиозных сообществ в стране, при этом конструировались новые религионимы с особыми денотатами и коннотатами, к примеру, «единоверие», «благочестивая греческаго закону церковь» и т. п. Статья излагает позицию социальной философии с ориентацией на подходы современного философского религиоведения.
Проблема интерпретации таких феноменов культуры, как «религия» «знания о религии» и «трансляция знаний о религии», сохраняет свою актуальность на протяжении долгового времени. Исторически такая трансляция формировалась, согласно данным археологии, в течение тысячелетий, начиная с традиции поддержания ряда символических форм сакральных практик, включавших солидарное почитание интуитивно понятной справедливости как согласия между «голосом сердца» и «голосом разума» в локальных сообществах, коммуницировавших «лицом-к-лицу». Возникновение городов и урбанистической культуры сопровождалось созданием наглядных образов «незримого» («богов» и «духов»), представленных в соответствующих теологических учениях, стремившихся обрести баланс между перспективами «модели Эхнатона» и «модели Кира». Описаны три (по Ф. Н. Козыреву) содержательно дистанцирующихся типа «передачи знания о религии»: «в религии» (конфессионального), «о религии» (религиоведческо-культурологического) и «у религии» (педагогического). В статье рассматриваются некоторые особенности форм передачи «знания о религии» в университетах двух регионов России (Архангельск и Владимир).