Объектом исследования в настоящей статье выступает диалектика развития цифровой информационной культуры личности обучающегося, предметом - её общие и специфические закономерности и противоречия. Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях проникновения цифровой среды в жизнь людей на всех уровнях актуализируются вопросы развития цифровых качеств личности в том числе и в учебном процессе как уровне отдельных навыков, так и более сложных дидактических единиц. Цель исследования состоит в раскрытии закономерностей и противоречий влияния современной цифровой среды на информационную культуру личности как педагогически рассматриваемое и формируемое качество. Исследование основано на положениях фундаментальных работ, выдвинувших понятие информационной культуры в социальном и позже в педагогическом понимании на фоне эпохи компьютеризации, а также современных трудов, рассматривающих информационную культуру личности с междисциплинарных гуманитарных позиций. Основным методом исследования выступает диалектический анализ, позволяющий сопоставлять различные факторы развития цифровой информационной культуры личности; метод абстрагирования, позволяющий говорить о влиянии информации на развитие человека без привязки к её содержанию, и метод синтеза, благодаря которому формируются понимания разрешения возникающих противоречий. В работе обосновывается понимание цифровой информационной культуры как нового видового качества личности по сравнению с информационной культурой в традиционном понимании. Подчёркивается усиление влияния стихийной внеинституциональной информационной среды на интеллектуальные процессы обучающегося. Рассматриваются возможности разрешения обозначенных противоречий в условиях педагогического процесса. В результате исследования делается вывод о соответствии закономерностей и противоречий общей диалектике педагогического процесса, при которой взаимодействует индивидуальность человека и массовость образования, в том числе цифрового в современном контексте. Новизна работы заключается в рассмотрении развития информационной культуры с обобщённо-теоретических позиций влияния цифровой информации на обучающегося в условиях педагогических взаимодействий в противовес традиционно принятому рассмотрению формирования конкретных качеств с акцентом на технологическую сторону процесса.