Введение. Статья посвящена рассмотрению существующих способов понимания философии образования как самостоятельной отрасли знания. Обсуждается круг специфических проблем философии образования. Анализируется соотношение социально-философских, эпистемологических, этических и аксиологических ориентиров в развитии философии образования.
Постановка задачи. Авторы предпринимают попытку системного представления философии образования как условно выделяемой сферы, включающей в себя как изучение философских и методологических проблем отдельных наук и практических отраслей (педагогика, дидактика, методика, дизайн образовательных курсов, управление образовательными организациями и т. д.), так и рефлексию социальных и общемировоззренческих проблем, возникающих в связи с вопросами образования.
Методика и методология исследования. В ходе исследования авторами использовались методы концептуального анализа, сравнения и содержательного сопоставления рассматриваемых определений, критически рефлексировались различные позиции относительно понимания предмета и специфики философии образования, представленные в отечественной и зарубежной литературе.
Результаты исследования. Осуществленное исследование позволило авторам прийти к заключению о том, что существует несколько стратегий конституирования философии образования как дисциплины. Первая из них – это обобщение под наименованием «философия образования» любых опытов философского осмысления проблематики, прямо или косвенно касающейся воспитания, обучения и образования человека. Вторая стратегия – это формирование сферы философии образования путем включения в нее всех исследований общих и методологических проблем наук об образовании. Третья стратегия заключается во включении образовательных вопросов в более широкую философскую перспективу.
Выводы. Многообразию способов понимания философии образования соответствует множество способов исследовательской активности. Важным является то обстоятельство, что использованию конкретного определения философии образования сопутствует и возникновение обязательств, касающихся идентификации и оценки собственных исследовательских результатов.
Введение. В статье показаны новые подходы к исследованию причин, сущности и последствий социальных конфликтов, характерных для современного мира, сочетающего в себе как глобальные, так и региональные тенденции. Угроза возникновения социальных конфликтов во многом обусловлена уровнем правовой культуры. Однако эффективность правового регулирования предполагает максимальное усиление нравственных начал в обществе. Причиной конфликта может стать ситуация, в которой правовой закон не может быть совместим с социальными нормами, что особенно проявляется на уровне конкретного глобально-регионального пространства.
Постановка задачи. Цель статьи – исследование путей разрешения конфликтов в современном обществе, которые во многом обусловлены уровнем осознания специфики социальных организмов нового глобально-регионального мироустройства, что предполагает выработку нетрадиционных методов исследования истоков и сущности социальных противоречий.
Методика и методология исследования. Сегодня особо востребованными становятся новые социально-философских подходы, призванные осмыслить весь спектр организационных общественных структур, которые в состоянии предотвратить социальный конфликт в современном глобально-региональном мироустройстве.
Результаты. Пространство для возникновения социальных конфликтов в последние десятилетия значительно расширилось. Подобные ситуации вызваны не всегда эффективной работой соответствующих государственных институтов в условиях проявления мондиалистских тенденций. Вероятность социальных конфликтов во многом обусловлена информационной революцией, потому что глобальная информатизация постепенно разрушает самодостаточное региональное пространство. Благодаря подобным тенденциям удается контролировать сознание граждан, манипулируя ими в интересах определенных социальных групп. Подобные действия могут носить деструктивный характер, создавая различные платформы для возникновения социальных конфликтов. Отдельные из них все чаще выходят за рамки конкретного социального пространства, нарушая складывающийся глобально-региональный баланс.
Выводы. Предотвращение и разрешение конфликта на уровне конкретного социального пространства при минимальном расходе различных ресурсов предполагает оптимальное сочетание интересов максимально большего количества субъектов, входящих в формирующееся глобально-региональное мироустройство.