ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СУХИХ ПОРТОВ В СИБИРИ (2024)

Крупные морские порты расположены в пределах городских поселений и в своем развитии территориально ограничены. В процессе развития как приморские города, так и порты разрастаются, создавая инфраструктурные проблемы. В настоящее время это выражается в отсутствии дополнительных территорий для терминалов, в недостаточности развития внутрипортовых автомобильных и железнодорожных подъездных путей, а также припортовых станций. Сложившееся положение ограничивает пропускную способность морских и речных портов. Решение задач согласования и координации при функционировании морских и сухопутных видов транспорта видится в использовании логистических технологий и принципов управления транспортными процессами и системами в новой организационной форме. Такой формой является сухой порт - терминал, расположенный вне территории морского порта.

Несмотря на сравнительно небольшие сроки своего существования, сухие порты уже имеют свою историю. Вначале это были небольшие по размеру территориально-производственные образования, располагавшиеся вблизи морских портов. Затем сухие порты стали размещать в более отдаленных областях. Транспортно-экономические (грузовые) связи с ними, осуществляемые посредством водного и автомобильного транспорта, обеспечивают эффективность логистических услуг в международной торговле.

В статье исследованы проблемы организации, функционирования и развития сухих портов, уточнены определение понятия и функции сухого порта. Рассмотрена концепция сухого порта с функциями транспортного логистического центра для перевалки морских грузов на внутренних направлениях. Установлены предпосылки развития сухого порта в системе транспортных коридоров при участии сибирских рек и Северного морского пути.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Выпуск: № 2 (69) (2024)
Автор(ы): БУНЕЕВ ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ, ПОПОВА НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА, КОРЯГИН МАРК ЕВГЕНЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ГРУЗОВЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК (2024)

Перевозка грузов в контейнерах во многом отражает сущность современного этапа развития контейнерных перевозок как сегмента железнодорожного транспортного рынка. Чтобы оценить перспективные направления его регионального развития, в качестве информационно-аналитической основы была рассмотрена существующая ситуация в сфере контейнерных перевозок, сложившаяся в зоне влияния Западно-Сибирской железной дороги. В статье представлены результаты учетно-аналитической деятельности применительно к видам отправленных грузов и станциям назначения. Для понимания связей между товарными потоками грузов в контейнерах и развитием поставок были учтены виды грузов, а также типы производств, продукцией которых стали данные предметы транспортной работы. В рамках комплексного анализа были учтены грузополучатели, внутренние и внешние.

Цель настоящего исследования заключалась в анализе видового разнообразия грузов, отправленных в контейнерах, и местоположения грузополучателей. Это позволяет определить роль железной дороги на внутреннем и внешнем товарно-транспортных рынках.

Установлено, что во внутренних контейнерных отправках наибольшая доля (36,9 %) приходится на грузы химического комплекса, перечень которых состоит из почти полутора десятков единиц. Кроме того, высокий удельный вес показали контейнерные грузы аграрно-промышленного комплекса (20,8 %), количество которых также приближается к десятку. Получателями грузов в контейнерах явились 25 железных дорог.

Во внешних отправках наибольшую долю (35,5 %) показали грузы химического комплекса. Удельный вес грузов, произведенных на предприятиях аграрно-промышленного комплекса, составил 23,3 %. Замыкает тройку лесной комплекс, продукция которого - пиломатериалы - составила 23,3 % в общем объеме грузов, отправленных на экспорт. Получателями грузов в контейнерах явились 49 государств мира.

В статье приведена методика учета и анализа грузовых контейнерных отправок, апробированная в регионе на полигоне Западно-Сибирской железной дороги.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Выпуск: № 2 (69) (2024)
Автор(ы): ПОПОВА НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА, КОРЯГИН МАРК ЕВГЕНЬЕВИЧ, МЕДВЕДЕВ ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ
Сохранить в закладках
ПРОИЗВОДСТВЕННО -ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОБЫЧИ, ТРАНСПОРТИРОВКИ И ПОТРЕБЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ УГЛЕЙ: ОБЗОР И АНАЛИЗ (2025)

Статья представляет собой анализ имеющихся в открытых источниках статистических и экспертных сведений по добыче и транспортировке экспортных российских углей.

Цель настоящего исследования - установить, как в настоящее время изменилась структура грузопотоков углей и расстояние их перевозки, что позволит обосновать актуальность разработки и применения мероприятий по борьбе с выдуванием мелкодисперсных углей.

Материалы статьи получены путем статистического анализа информации по предмету исследования, а дальнейшее применение синтеза и индукции позволило систематизировать данные по характеристикам марочного и гранулометрического состава грузопотоков углей мелких фракций, экспортируемых в восточном направлении.

Результаты исследования могут быть использованы для обоснования применения соответствующих профилактических мероприятий по предотвращению потерь углей мелких фракций от выдувания с учетом специфики их физико-механических свойств и условий транспортировки конкретного грузоотправителя.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Выпуск: № 2 (74) (2025)
Автор(ы): ПСЕРОВСКАЯ ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА, ПОПОВА НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА, ОВЧИННИКОВ РОМАН АНДРЕЕВИЧ
Сохранить в закладках
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТРАНСПОРТНОМ ВУЗЕ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ (2024)

Процессы перевозок являются неотъемлемой частью транспортного производства. Управление процессами перевозок (снабжением, закупками) тесно связано с принципами и правилами организации работы транспорта, знание и понимание которых не в последнюю очередь обеспечивается содержанием профессионального образования, а также набором моделей обучения будущих специалистов. Методы и приемы работы преподавателя, а также методики планирования и организации учебно-познавательной деятельности студентов по изучаемым предметам занимают важное место в образовательной деятельности любого транспортного вуза. Статья посвящена обобщению результатов исследовательской деятельности, связанной с поиском оптимальных форм проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студентов в процессе преподавания «Экономической географии транспорта» - дисциплины, во многом раскрывающей содержание подготовки по профилю «Транспортная логистика». Актуальность данной темы определяется научно-практической необходимостью совершенствования профессиональной подготовки по направлению «Технология транспортных процессов». В статье представлен и обобщен результат аналитической и практической деятельности преподавателей по разработке и созданию учебно-методических материалов по предмету. Показаны конкретные учебно-методические материалы, а также приведены сведения, отражающие успешность усвоения конкретной дисциплины студентами. Отмечено, что учебный процесс преподавания «Экономической географии транспорта» был построен на использовании приведенных дидактических материалов, имеющихся учебнометодических разработок. Подчеркнута роль «Экономической географии транспорта» как учебной дисциплины, генерирующей возможности обучаемого по приобретению новых знаний, умений и навыков, направленных на развитие транспортной сети России и реализации процесса перевозок, обеспечение взаимодействия различных видов транспорта и, что немаловажно, на расширение общечеловеческого кругозора в рамках профессиональных компетенций.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (20) (2024)
Автор(ы): ПОПОВА НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА, КАГАДИЙ ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ, СИДЕНКОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА
Сохранить в закладках