Статья посвящена анализу влияния китайской инициативы «Один пояс — один путь» (ОПОП) в Прикаспийском регионе на энергетические отношения Китая и России. П редмет исследования — трансформация энергетических отношений Китая и России под влиянием проектов ОПОП в Прикаспийском регионе, включая инфраструктурные инициативы (железная дорога БТК, газопровод «Туркменистан– Китай»), их роль в создании альтернативных транзитных маршрутов, обходных для России. Анализируется геоэкономическая экспансия КНР, её влияние на перераспределение баланса сил в Евразии, конкуренцию за контроль над энергоресурсами и логистикой. Исследуются противоречия между формальным сотрудничеством (ЕАЭС, ШОС) и скрытым соперничеством, а также последствия для энергетической безопасности России: риски снижения транзитной монополии, ослабления позиций в Центральной Азии. Рассматриваются исторические параллели между ОПОП и Шёлковым путём, подчёркивающие стратегическую преемственность китайской политики. Методология включает историко-сравнительный анализ эволюции Шелкового пути, системное изучение стратегических документов (соглашения, программы развития) и кейс-стади ключевых проектов (2013–2024 гг.), таких как железная дорога Баку–Тбилиси–Карс и газопровод «Туркменистан–Китай». Новизна исследования заключается в синтезе исторических параллелей между древними торговыми маршрутами и современными инфраструктурными проектами, а также в фокусе на роли Прикаспия как узла энергетической конкуренции. Результаты демонстрируют, что китайские инвестиции в Казахстане и Азербайджане формируют альтернативные российским транзитные коридоры, усиливая конкуренцию за влияние в Евразии. Это создаёт риски для монополии России на транспорт энергоресурсов, несмотря на попытки синхронизации интересов через ЕАЭС и ШОС. Область применения результатов включает прогнозирование сценариев евразийской интеграции, разработку энергетической дипломатии и анализ баланса между сотрудничеством и соперничеством в регионе. Выводы подчёркивают необходимость гибкой стратегии России для сохранения позиций в Центральной Азии, включая адаптацию к растущему экономическому присутствию КНР и поиск ниш в новых логистических цепочках.
Данная статья посвящена исследованию принципа невмешательства Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в контексте гуманитарного кризиса рохинджа. Актуальность темы определяется нарастающей международной озабоченностью массовыми нарушениями прав человека в Мьянме и необходимостью оценки возможностей региональных механизмов реагирования. В условиях усиливающейся глобализации и региональной интеграции подобная тема исследования представляется необходимой для переосмысления устойчивости нормативных основ АСЕАН в изменяющейся международной среде. Объектом исследования выступает институциональный принцип невмешательства в деятельности АСЕАН. Предметом является применение этого принципа при кризисе рохинджа и его влияние на внутреннюю и внешнюю политику организации. Цель работы - выяснить, каким образом строгое соблюдение принципа невмешательства влияет на легитимность и институциональную роль. В работе применены методы документального анализа (научные публикации, отчёты неправительственных организаций, нормативные акты и юридические тексты), кейс-стади и анализ вторичных данных. Результаты показывают, что принцип невмешательства блокирует создание обязательных санкционных и контрольных механизмов со стороны AICHR, демонстрирует избирательное применение в интересах сильных членов и фактически выступает инструментом защиты авторитарных режимов, а не прав человека. Результаты данного исследования ставят под вопрос осуществимость существующих подходов АСЕАН к интеграции и разрешению кризисов. Научная новизна заключается в системном раскрытии прямой связи между нормой невмешательства и институциональной слабостью АСЕАН перед лицом гуманитарных катастроф. Выводы рекомендуют реформировать процедуры реализации невмешательства, внедрить эффективные механизмы коллективных санкций за массовые нарушения прав человека и создать при АСЕАН независимый судебный орган по правам человека для балансирования суверенитета и «ответственности защитить».