В статье представлены результаты исследований по разработке и установке системы инженерно-геокриологического мониторинга эксплуатируемых насыпей линейных транспортных сооружений в условиях изменения климата на примере участка земляного полотна на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Определены этапы обоснования системы инженерно-геокриологического мониторинга эксплуатируемых насыпей линейных транспортных сооружений в рассматриваемых условиях.
По результатам визуально-инструментального и геотехнического обследования сформирована схема особенностей деформирования характерного для рассматриваемых условий участка эксплуатируемой насыпи, а также построен поперечный геокриологический профиль. Для обработки полученных результатов обследований разработана и применена универсальная система зонирования эксплуатируемого земляного полотна, полосы отвода и прилегающей территории, учитывающая влияние криогенных процессов и факторов.
На основании выполненных исследований сформулированы особенности геокриологического состояния характерного для условий ЯНАО участка эксплуатируемой насыпи, необходимые для обоснования системы инженерно-геокриологического мониторинга. Обоснована схема установки системы инженерно-геокриологического мониторинга, разработан и изготовлен комплекс измерительных средств для объективного контроля теплового и деформированного состояния геотехнической системы «насыпь - основание» на характерном для условий ЯНАо участке эксплуатируемой насыпи. Выполнена установка системы инженерногеокриологического мониторинга, а также нулевой и первый циклы наблюдений, которые подтвердили работоспособность системы и отсутствие необходимости корректировки ее параметров.
В работе обоснована актуальность исследования процесса пластического колееобразования на автомобильных дорогах с асфальтобетонными покрытиями. Выдвинута гипотеза о том, что существующий подход к контролю качественных показателей на этапе выпуска асфальтобетонных смесей, в том числе входящих в ее состав компонентов, а именно контроль требуемой стойкости к пластическому колееобразованию получаемых асфальтобетонных покрытий, имеет существенный недостаток. Обозначенный недостаток заключается в том, что оценка возможности использования конкретной партии вяжущего материала для приготовления асфальтобетонной смеси в настоящее время осуществляется только на основании входного контроля качества данного материала, путем сопоставления полученных в лаборатории фактических значений физико-механических характеристик с минимальными нормативными значениями, установленными для принятой в проектной документации марки вяжущего материала, без учета фактических значений качественных характеристик вяжущего материала, использованного на этапе лабораторного подбора состава. Данный недостаток, в ряде случаев, может привести к необеспечению стойкости асфальтобетонной смеси к пластическому колееобразованию на этапе ее выпуска. Приведены результаты испытаний сдвиговой устойчивости партий вяжущих материалов одной марки и стойкости асфальтобетонов, приготовленных с использованием данных вяжущих материалов, к пластическому колееобразованию. По результатам исследования подтверждена выдвинутая авторами гипотеза, в том числе получена и статистически обоснована зависимость показателя «средняя глубина колеи» от сдвиговой устойчивости вяжущего материала, состаренного по методу RTFOT. Благодарности: Исследования выполнены при поддержке Российского научного фонда и Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа (проект № 24-19-20036). Полный текст статьи в переводе на английский язык публикуется во второй части данного выпуска.