Современная цифровая трансформация является инструментом стратегического управления и призвана управлять комплексной модернизацией предприятия с целью сохранения и повышения его конкурентоспособности в условиях перманентно изменяющейся бизнес-среды. В то же время не осуществляется сквозная автоматизация производственных процессов планирования и реализации цифровой трансформации с учетом влияния изменчивости бизнес-среды, ее мониторинга и реакции на такие изменения. Подходы к управлению цифровой трансформацией теряют свою актуальность, не успевают за изменениями бизнес-среды, не учитывают текущие тенденции, а новые подходы требуют значительных вычислительных затрат. Эти обстоятельства делают актуальным задачу цифровизации процесса управления цифровой трансформацией в современных условиях. Целью настоящего исследования является попытка сформулировать функциональную архитектуру информационной системы управления цифровой трансформацией. Предметом исследования являются процессы цифровизации управления цифровой трансформацией коммерческих предприятий. В исследовании выполнен краткий анализ современных подходов к автоматизации цифровой трансформации, обоснована актуальность цифровизации процессов ее управления, определены методы, на основе которых она должна функционировать, а также границы ее применения, предложена функциональная архитектура и варианты ее реализации. Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, организаций в предметной области. Методологическая база исследования включает методы системного анализа и синтеза, экономико-математического и организационно-экономического моделирования, оптимального управления, принятия решений в условиях неопределенности, экспертного оценивания альтернатив и др. Научная новизна исследования состоит в определении новых принципов автоматизации управления и реализации цифровой трансформации, позволяющих своевременно и оперативно реагировать на изменения бизнес-среды, прогнозировать их последствия. Практическая ценность состоит в возможности применения этих принципов при реализации цифровой трансформации для оперативного фиксирования и оценивания изменений внешней бизнес-среды, прогнозирования последствий таких изменений, сравнения различных траекторий реализации цифровой трансформации (с учетом прогностики), выбора оптимального варианта, повышения эффективности цифровой трансформации и, следовательно, общей эффективности коммерческой компании.
Современная цифровая трансформация является инструментарием стратегического управления и призвана перестроить предприятие, начиная с его продуктовой линейки и до соответствующей модернизации всей производственно-сбытовой цепочки с целью сохранения и повышения его конкурентоспособности в условиях перманентно изменяющейся бизнес-среды. В то же время, несмотря на отдельные попытки выстроить целостный контур управления цифровой трансформацией, не реализована сквозная автоматизация производственных процессов ее планирования и реализации с учетом влияния изменчивости бизнес-среды, мониторинга и реакции на такие изменения. В настоящем исследовании предложены основные принципы автоматизации производственных процессов планирования и реализации цифровой трансформации, управляемой с учетом методологии управления цифровой трансформацией коммерческих предприятий в условиях перманентно изменяющейся бизнес-среды, а также определены основные задачи, решаемые такой автоматизацией для ее пользователей. Научная новизна исследования состоит в определении принципов автоматизации управления и реализации цифровой трансформации. Практическая ценность состоит в возможности оперативно фиксировать и оценивать изменения внешней бизнес-среды, прогнозировать последствия таких изменений, производить сравнение различных траекторий реализации цифровой трансформации (с учетом прогностики), выбирать оптимальный вариант с целью повышения ее эффективности.