МЕТАКОГНИТИВНАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНЫХ И ФИНАЛЬНЫХ КУРСАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ (2024)

В современной науке исследования успешности деятельности прочно связаны с феноменом когнитивной регуляции. Однако в последние годы исследовательское внимание чаще обращено на эмоциональную регуляцию. Дж. Флейвелл утверждает метапознание как важный компонент когнитивного развития человека. Метапознание рассматривается как способность к регуляции с применением метакогнитивного мониторинга интеллектуальной деятельности и стабилизируется к завершению школьного обучения. Данное предположение обуславливает исследовательский интерес к особенностям метакогнитивной регуляции студентов. В статье представлены результаты исследования метакогнитивной включенности в интеллектуальную деятельность студентов университетов. Целью исследования является выявление особенностей метакогнитивной включенности в интеллектуальную деятельность студентов. Выдвинуто предположение о том, что выраженность показателей метакогнитивной включенности в деятельность студентов, обучающихся на начальных курсах, ниже по сравнению со студентами старших курсов. В опросе приняли участие 264 студента второго и четвертого курсов (возраст 19-21 год). Измерение проводили с помощью методик: метакогнитивная включенность в интеллектуальную деятельность, эмоциональный интеллект, осознанная саморегуляция. Также измеряли показатель субъективной удовлетворенности жизнью. Обнаружено, что общие показатели метакогнитивной включенности студентов начальных и финальных курсов достоверно не различаются. Однако в структуре взаимосвязей системы психической саморегуляции (межличностный эмоциональный интеллект, регуляторный процесс оценивания результатов, метакогнитивное знание, метакогнитивная регуляция) студентов финальных курсов регистрируется меньшее количество взаимосвязей. Также для данной группы выявлены более плотные корреляции со шкалой удовлетворенности жизнью. Показатели удовлетворенности жизнью достоверно выше у студентов финальных курсов. Выявленные высокие оценки субъективного благополучия студентов финальных курсов и их плотная взаимосвязь с компонентами метакогнитивной включенности в деятельность подтверждают выводы Дж. Флейвелла о влиянии метакогнитивной регуляции на успешность в повседневной деятельности. Полученные результаты применимы в подготовке учебных курсов для студентов начальных и финальных этапов обучения.

Издание: ВЕСТНИК ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 3 (153) (2024)
Автор(ы): ВИНОГРАДОВА ЯНА ЕВГЕНЬЕВНА, БЫЗОВА ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА
Сохранить в закладках