К ВОПРОСУ О ПРИСУТСТВИИ ГУННОВ-ХРИСТИАН НА РУБЕЖЕ IV-V ВЕКОВ В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ (2025)

Статья посвящена проблеме выявления и локализации кочевников-христиан гуннского круга в Северном Причерноморье на рубеже IV-V вв. н. э., о которых сообщают ряд греко-латинских авторов того времени. На основе анализа письменных и археологических источников авторы пришли к выводу, что в сообщениях Иеронима Блаженого и Созомена о деятельности епископа Феотима речь идет об акацирах или же о гуннах первой группы. Последние соответствуют Присковым и Иордановским альпидзурам. Номады этого круга после событий 376-381 гг. активно нанимались на службу в римскую армию в качестве федератов, не желая возвращаться к привычной жизни в Скифии; попытки уйти из-под контроля «царских» гуннов подводили их к союзу с Константинополем. В статье авторы также ставят под сомнение христианизацию «царских» гуннов, соглашаясь с мнением О. Менхен-Хелфена, так как согласно письменным источникам нет оснований говорить о таком положении дел. Напротив, гуннские вожди в сочинениях как церковных, так и светских историков V века представлены язычниками со своими этнокультурными представлениями об окружающем их мире, предрассудками и стереотипами поведения.

Издание: БОСПОРСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 50 (2025)
Автор(ы): Внуков Артем Андреевич, Алиева Лейла Хафизовна, Маркова Кристина Олеговна
Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТАМГ НА ЗЕРКАЛЕ-ПОДВЕСКЕ ИЗ РАННЕГО ПОГРЕБЕНИЯ ГУННОВ В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ (2024)

Статья посвящена проблеме появления гуннов в Северном Причерноморье во второй половине IV в. н. э. Существует мнение, что некоторые из кочевников гуннского круга племен, например, алпидзуры, проникли в регион из глубинных районов Азии, немного ранее появления здесь основной волны гуннов. Авторы с целью решения данной проблемы, предлагают привлечь в качестве важнейших источников для исследования, две тамги на зеркале-подвеске из женского погребения Кизиярская Балка (Мелитополь), относящегося к одному из ранних погребений гуннов в Северном Причерноморье. На основании тщательного анализа данных тамг, авторы приходят к выводу, что пришедшие в Северное Причерноморье алпидзуры и местные кочевники имели общих легендарных предков. Более того, как у алпидзуров, так и у их родственников, в том числе и из числа боспорской элиты, в достаточной степени был развит особый пласт религиозных представлений, связанный с почитанием своих прославленных родоначальников. Видимо именно на базе таких представлений, подошедшие в Северное Причерноморье кочевники, имеющие общих прославленных героических предков с местными варварами, смогли создать с последними совершенно новое, возникшее уже в Северном Приазовье объединение, получившее название алпидзуры («герой-народ-дзур»). Возможно именно такое тесное взаимодействие с представителями боспорской и варварской элиты Северного Причерноморья, способствовало, не только быстрой адаптации к местным условиям, но и к переходу части указанных варваров на оседлый образ жизни.

Издание: БОСПОРСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 48 (2024)
Автор(ы): Ярцев Сергей Владимирович, Шушунова Елена Валерьевна, Внуков Артем Андреевич
Сохранить в закладках