Качественное измерение уровня стресса исключительно с использованием субъективных опросников представляет собой значительную трудность, особенно в случае подростков. Это связано с тем, что у этой возрастной группы часто наблюдается недостаточная рефлексия и осознанность своих эмоциональных состояний и переживаний. Таким образом, полная оценка уровня стресса требует более комплексного подхода. Предметом исследования являются нейропсихофизиологические корреляты стресс-реакции у подростков и их механизмы совладания с ними. В данной статье производится анализ результатов исследования, целью которого стало объединение информации, полученной из двух физиологических сигналов: кожно-гальванической реакции (КГР) и функциональной пригодности организма (ФПГ). Эти данные используются для изучения нейропсихофизиологических коррелятов стресс-реакции, а также механизма совладания с ней у подростков. Исследование проводилось в ходе нейрофеноменологического интервью, что позволяет глубже понять внутренние процессы, протекающие во время стресса, и их влияние на психическое здоровье подростков. Фиксирование физиологических показателей КГР и ФПГ производилось на аппарате биологической обратной связи (БОС) «Реакор» в процессе нейрофеноменологического интервью. Все вопросы были разделены по темам. В работе рассматривались два периода: период прослушивания вопроса, который задает интервьюер, и период ответа на вопрос. В ходе проведения исследования были выявлены значительные различия, которые связаны с половыми и возрастными характеристиками испытуемых. Эти различия заключаются в выборе и применении различных базовых копинг-стратегий, которые подростки используют для управления стрессом и тревогой. Процессы регуляции и применение копинг-стратегий более активно наблюдается у девочек. Дополнительно были выделены ключевые сферы жизни, которые, возможно, вносят значительный вклад в развитие тревожного состояния у данной возрастной группы. Комбинирование психофизиологических проб с психодиагностическими методами представляет собой инновационный подход, который позволяет выявить психические процессы, остающиеся незамеченными при использовании стандартных субъективных опросников. Этот многогранный подход может способствовать разработке эффективных программ поддержки и коррекции тревожного состояния у подростков, помогая им справляться с трудностями и улучшать общее психическое состояние.
Исследование направлено на изучение качества жизни, психоэмоционального состояния и копинг-поведения ближайших родственников, а именно матерей, в процессе ремиссии онкобольных детей. Предполагается, что адаптивные копинг-стратегии могут способствовать снижению уровня стресса и тревоги у матерей, что, в свою очередь, позитивно сказывается на общем качестве жизни как самих родственников, так и их детей, переживающих сложный процесс лечения и адаптации после болезни. Цель исследования - изучение качества жизни и психоэмоционального состояния в связи с копинг-поведением ближайших родственников, матерей онкобольных детей в ремиссии. Исследование проводилось на выборке в количестве 30 человек (n=30) из числа матерей, имеющих детей в возрасте от 6 до 16 лет с онкологическими заболеваниями в ремиссии сроком до 5 лет с преобладанием диагноза “острый лимфобластный лейкоз” (67 % случаев). Выявлено что копинг-стратегии, а именно планирование решения, конфронтация, избегание, поиск социальной поддержки более, чем на 58 % обуславливают их ролевое функционирование и общее состояние здоровья. Повышенная частота использования копингстратегий «конфронтация» и «дистанцирование», может значительно ухудшать их ролевую эффективность. Использование матерями копинг-стратегий “планирование решения” и “поиск эмоциональной поддержки” способствует более успешному управлению стрессом и эмоциональным напряжением. Оптимизация копинг-стратегий матерей онкобольных детей в ремиссии имеет критически важное значение для их ролевого функционирования, что, в свою очередь, сказывается на общем качестве жизни как матерей, так и их детей. В связи с этим предложены рекомендации по разработке методов интервенций подопечных благотворительного центра, помогающего семьям с детьми, имеющими жизнеугрожающие заболевания: обучение адаптивным копингстратегиям, особенно “принятие решения” и “поиск социальной поддержки”; развитие навыков управления своим психоэмоциональным состоянием в разных жизненных ситуациях; организация мероприятий, обеспечивающих социально-психологическую поддержку матерей детей с онкологическими заболеваниями в ремиссии.