Взаимосвязь самооценки (самоуважения) и ценностных ориентаций российских студентов (2024)

Благополучие студенческой молодежи находится в фокусе задач государственных программ образовательной и молодежной политики. Международная социально-политическая ситуация ставит задачи актуализации и формирования ценностных ориентаций молодого поколения. В современной психолого-педагогической науке проблеме благополучия, его коррелятов и рисков посвящено значительное число исследований, однако тема соотношения самооценки как компонента психологического благополучия и ценностных ориентаций рассмотрена недостаточно. Цель исследования – изучение ценностей современных российских студентов в контексте специфики самооценки.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 2 315 студентов вузов из 10 городов Российской Федерации. Анализ самооценки проводился с помощью Шкалы самоуважения (самооценки) Розенберга в адаптации А. А. Золотаревой, для изучения аксиологических ориентаций студентов применялся ценностный опросник Шварца (PVQ-R2). Взаимосвязи между самооценкой и ценностными ориентациями среди учащихся определялись с помощью корреляционного анализа по методу Спирмена. С целью выявления различий между группами с низким и высоким уровнем самоуважения (самооценки) использовались t-критерий Стьюдента (для независимых выборок) и U-критерий Манна – Уитни (для проверки согласованности результатов).

Результаты исследования. Согласно проведенному анализу, все ценности, кроме «власть – доминирование», «власть – ресурсы», «репутация», имеют значимые корреляции с самооценкой. При этом у большинства из них выявлена положительная связь; отрицательная связь обнаружена между ценностями «скромность» и «конформизм – межличностный» и самооценкой. Чем выше уровень самооценки (самоуважения) у студентов, тем более выражены ценностные ориентации. Указанным связям соответствуют значимые различия выраженности ценностей в контексте относительно высоких и низких показателей самооценки.

Обсуждение и заключение. Проведенное исследование углубляет понимание специфики аксиологических позиций современного российского студенчества, а также сопряжения с ними показателя субъективного благополучия, выраженного в уровне самооценки. Полученные результаты могут быть использованы в рамках формирования концепций воспитания, ценностно мотивационных доктрин, для работы со студентами группы риска, проектирования адаптационных и развивающих программ.

Издание: ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 4 (117), Том 28 (2024)
Автор(ы): РЕАН АРТУР АЛЕКСАНДРОВИЧ, Егорова Анна Викторовна, Коновалов Иван Александрович, Кузьмин Роман Геннадьевич, Шевченко Андрей Олегович, Ставцев Алексей Андреевич, Реан Кристина Артуровна
Сохранить в закладках
ПОКАЗАТЕЛИ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В АГРЕССИЮ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПЕДАГОГОВ С РАЗЛИЧНЫМ ЛОКУСОМ КОНТРОЛЯ (2024)

Актуальность. Статья посвящена проблеме оценки педагогами показателей риска вовлеченности в ситуации агрессивного поведения. Рассматривается проблема обусловленности оценки риска вовлеченности личностными особенностями педагога, в частности, локусом контроля.

Цель. Оценка взаимосвязи между уровнем локуса контроля педагога и его представлениями о маркерах виктимизации подростков.

Материалы и методы. Выборку составили 4 453 школьных педагога (94 % - женщины, 6 % - мужчины) из семи регионов Российской Федерации. В работе использована методика «Уровень субъективного контроля» (далее - УСК) (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд).

Для оценки представлений педагогов о маркерах виктимизации были проанализированы ответы на вопрос «Как Вы обычно понимаете, что по отношению к ребенку проявляется агрессия?» из стандартизированной анкеты Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения МПГУ.

Результаты. По итогам анализа данных установлено, что педагоги, отмечавшие в качестве маркеров виктимизации подростков предложенные в рамках анкеты варианты, имеют статистически значимо более высокие показатели (более высокие абсолютные значения) по различным шкалам УСК.

Заключение. Педагоги, склонные к интернальности, значимо выше оценивают различные маркеры виктимизации как показатели вовлеченности подростков в ситуации агрессивного поведения.

Издание: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
Выпуск: №2 (2024)
Автор(ы): РЕАН АРТУР АЛЕКСАНДРОВИЧ, Коновалов Иван Александрович, АВДЕЕВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА
Сохранить в закладках