В представленной Концепции развитие системы альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в России обосновывается необходимостью обеспечения условий использования АДК детьми и взрослыми с отсутствующей или затрудненной речью. Спектр этих условий определяется законодательным, организационным, методическим, кадровым, материально-техническим уровнями. Достижение целей и задач обозначенных направлений Концепции возможно на основе комплексного межведомственного взаимодействия органов власти и общества. Только при данных обстоятельствах появляются перспективы для реализации прав и законных интересов пользователей АДК, обеспечивается качество их жизни. В Концепции приводится определение АДК, последовательно излагаются основные понятия АДК, определяются ценности и принципы использования АДК. Человек, испытывающий трудности в коммуникации и использовании речи, должен иметь условия для использования АДК как в личной, так и в общественных (социальной, экономической, политической и духовной) сферах жизни, независимо от его возраста, состояния здоровья, места жительства, места пребывания, условий проживания. Важным условием развития системы АДК является подготовка специалистов, компетентных в обучении ее использованию. В образовательные программы всех ступеней профессионального образования необходимо ввести соответствующие дисциплины, разработка которых строится на научно обоснованных теориях и лучших практиках. Внедрение Концепции развития системы альтернативной и дополнительной коммуникации позволит снять противоречие между востребованностью АДК среди не использующих или ограниченно использующих речь детей и взрослых и дефицитами обеспечения применения АДК. Представленная Концепция разрабатывалась в течение последних полутора лет коллективом специалистов, имеющих большой опыт тестирования и внедрения подходов и средств в обучении АДК детей и взрослых - как в той или иной степени пользующихся устной речью, так и не владеющих ею. Концепция прошла долгий путь обсуждений, согласований и была представлена в марте 2024 г. на конференции Альянса «Ценность каждого» широкому кругу работающих с детьми и взрослыми с ментальной инвалидностью специалистов, руководителям профильных учреждений и организаций в сфере образования, социальной защиты населения и здравоохранения, а также родителям. Многие замечания, пожелания и предложения были приняты во внимание и позволили придать Концепции законченный вид.
Актуальность и цель. Диагностическое обследование лиц, имеющих психические нарушения и не использующих речь как основное средство коммуникации, тесно связано с оценкой возможностей их участия в опросе (коммуникативных, социальных, познавательных), в том числе их готовности к использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). Для оценки возможностей и формирования коммуникативной включенности респондентов проведена исследовательская работа по подбору средств АДК на этапе подготовки к диагностическому опросу, выявляющему степень их самостоятельности и нуждаемости в сопровождении.
Методы и методики. В исследовании участвовали 50 респондентов в возрасте от 17-ти до 58-ми лет с интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического и шизофренического спектров, проживающие в психоневрологических интернатах (ПНИ). Их психическое состояние и специфика нарушений речи различаются. Для решения задач исследования выбран метод кейсов. Помимо средств АДК и наглядности, использовались направленное наблюдение, обучающая игровая ситуация, выполнение практических заданий. Результаты фиксировались как описания случаев.
Результаты. Подобраны вспомогательные материалы, необходимые для успешного проведения подготовительного этапа опроса: предметы, изображения, символы. Сформулированы задачи подготовительного этапа: объяснение целей опроса, получение согласия, определение доступных способов коммуникации, обеспечение коммуникативной поддержки, обучение использованию коммуникативных символов. Выявлено, что благодаря индивидуальному дифференцированному подходу метод кейсов эффективен при решении задач подготовительного этапа опроса и обеспечения непосредственного участия респондентов в обследовании.
Выводы. Непосредственное участие в диагностическом опросе респондентов с психическими расстройствами, не использующих речь как основное средство коммуникации, может быть обеспечено с помощью организации подготовительного этапа опроса. В ходе этого этапа были подобраны оптимальные для каждого респондента средства АДК и наглядности, использованы дополнительные возможности обучения новым средствам АДК. В итоге подготовлены рекомендации для ПНИ по их дальнейшей работе с респондентами — участниками опроса, успешность применения которых необходимо проверить.