В статье предпринята попытка выделить сущность национальной безопасности, осмыслить структуру и качество ее описания в правовых нормах. Отсутствие в науке единства взглядов на структуру национальной безопасности осложняет качественную управленческую деятельность органов публичной власти по противодействию возникающим угрозам. По результатам анализа юридической литературы синтезированы три основных научных подхода сущности национальной безопасности: статический (безопасность как состояние защищенности), динамический (безопасность как деятельность по минимизации угроз) и социологический (безопасность как уровень развития общества). Предложено определение национальной безопасности, основанное на подходе к ней как к уровню развития общественных отношений в государстве (его ключевых систем), при котором минимизированы угрозы реализации функций государства. По результатам анализа Конституции Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и иных стратегий констатировано отсутствие системного подхода к структурированию национальной безопасности. Отмечена значимость структурирования элементов национальной безопасности в зависимости от объекта, чье существование и развитие обеспечивается, то есть основных систем государства и его главных функции. По этому основанию в структуре национальной безопасности выделены военная, экономическая, социальная и политическая безопасность.
Обосновывается взаимосвязь систем управления налоговыми рисками государства при осуществлении налогового, таможенного, валютного и иных видов публичного контроля, влияющих на обеспечение налоговой безопасности государства. Делается вывод о необходимости единообразно зафиксировать в нормативных актах, регулирующих основания и процедуры такого публичного контроля, базовые принципы управления рисками и иными угрозами налоговой безопасности государства.