В данной статье проведен анализ литературы, посвященной старообрядчеству Белокриницкой иерархии в постсоветский период. Авторы классифицируют исследования по локализациям и тематикам, выявляя основные проблемы, освещенные в литературе, и указывая на необходимость дальнейшего изучения. Различные периоды изучения старообрядчества имеют свои особенности: от негативного восприятия в период раскола до феноменологического подхода в постсоветское время. Авторы приходят к выводу, что в постсоветском периоде на Дальнем Востоке наблюдалось значительное увеличение исследований истории старообрядчества. В это время были изучены различные аспекты, включая заселение дальневосточных земель староверами, их миграции внутри региона, культурные и религиозные особенности, такие как трудовая этика и верования, хозяйственная деятельность, отношения с православной церковью, государством, а также внутренняя структура старообрядческой церкви; впервые вводятся в ранг научного изучения исследования семей, биографий служителей культа дальневосточного старообрядчества; подвергается анализу репрессивная политика советского государства в отношении старообрядцев; исследуется их эмиграция. Территориально автору представляется наиболее изученным старообрядчество Белокриницкой иерархии Приморья. В меньшей степени изучены староверы-поповцы Хабаровского края и Сахалина. Мало изученным вопрос о старообрядчестве остается в Еврейской автономной области.
Статья посвящена анализу документов, хранящихся в фондах Национального архива Республики Саха (Якутия), которые свидетельствуют о пребывании в Якутии в XIX–начале XX вв. последователей русских сект. Наибольшее количество дел связано с историей пребывания в Якутии последователей скопческой секты. Архивные фонды также свидетельствуют о высылке духоборов, субботников, хлыстов, молокан, неплательщиков и др. Анализ документов Национального архива Республики Саха (Якутия) дает широкое представление о социальной, хозяйственной, религиозной жизни ссыльных сектантов XIX–начала XX вв.