ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ В ПЕРИОД ПЕРВИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ (2024)

В статье поднимается проблема формирования профессионально важных качеств в период обучения в вузе и первые годы работы (начальных этапов профессионализации). Исследование построено на примере изучения динамики макиавеллизма в процессе обучения и в первый год работы у студентов семи различных направлений подготовки. Для сбора эмпирических данных использовалась: стратегия поперечных срезов, методика сбора данных - Мак-шкала (в адаптации В. В. Знакова), методы статистической обработки включали критерии определения значимости отличий (t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни), метод перспективной экстраполяции. В исследовании показано, что макиавеллизм может формироваться в процессе получения образования в вузе как личностная черта при обучении по тем направлениям подготовки, профессиональная деятельность в рамках которых требует подобных навыков и стратегий действий для успешного осуществления. Установлен пример спонтанного профотбора студентов по направлению подготовки менеджмент на основе исходной развитости данной черты. Выявлена возможность формирования навыков макиавеллизма в процессе профессиональной деятельности. Статистический анализ полученных данных подтвердил возможность прогнозирования развития профессионально важных качеств в процессе профессионального обучения. Востребованность макиавеллизма для выполнения учебных заданий обусловлена сближением учебной среды с будущей рабочей средой, что создает условия для формирования макиавеллизма как ПВК у студентов в процессе обучения. Востребованность макиавеллизма в профессиональной деятельности дает возможность стимулировать формирование навыков в данной области у специалистов в первый год профессиональной деятельности.

Издание: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Кандыбович Сергей Львович, РАЗИНА ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА, Семчук Ирина Витальевна
Сохранить в закладках