Научный архив: статьи

ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНЫХ КЕЙСОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРИ СМЕШАННОМ ФОРМАТЕ ОБУЧЕНИЯ (2024)

В статье рассматриваются возможности применения кейс-метода в условиях смешанного формата обучения биологии. Рассмотрены разные подходы к определению понятий «смешанное обучение» и «кейс-метод». Авторами представлена матрица кейсов в содержании курса «Исследователь Арктики», разработаны критерии оценки решения разных типов кейсов, приведена подробная характеристика долгосрочного и краткосрочного кейсов, описана их структура, составлены методические рекомендации к выполнению дорожной карты кейса. В дорожной карте проблемного кейса раскрыты этапы его решения, педагогическая задача и предполагаемый результат. Отдельно уделено внимание особенностям проблемного, иллюстративного и оценочного типа кейсов, представлена их структура, отличия и сходства. В статье обсуждаются результаты решения обучающимися долгосрочных и краткосрочных кейсов в процессе изучения курса «Исследователь Арктики», реализованного в формате смешанного обучения в 2020/2021-2022/2023 уч. г. Авторами представлены данные исследования, полученные при традиционном формате обучения, электронном формате обучения и смешанном формате обучения. По результатам исследования выявлено влияние пандемии Covid-19 на образовательный процесс. Исследуемые группы обучающихся показали высокую приспособленность к новой образовательной среде, сформированной по итогам применения дистанционного обучения во время пандемии Covid-19.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 13, № 4 (2024)
Автор(ы): Митина Елена Гарисоновна, Брокарева Евгения Андреевна, Кравец Петр Петрович
Сохранить в закладках
САМООЦЕНКА И ВЗАИМООЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ (2025)

В статье рассмотрено отношение педагогов и обучающихся к роли взаимооценки и самооценки в учебной деятельности как фактора достижения экспертного уровня освоения содержания отдельных дисциплин. Результаты анкетирования, проведенного среди преподавателей и студентов вузов, показали востребованность участия студентов в оценивании одногруппников как со стороны педагогов, так и самих обучающихся. При этом преподаватели высказывали осторожность при использовании взаимооценки студентов в учебном процессе, а сами обучающиеся считали выставление оценок одногруппникам субъективным процессом, основанным на личных взаимоотношениях, а не по объективным критериям. Авторами проанализированы результаты изучения мнения о роли самооценки учебных достижений студентов разных направлений подготовки и ее влияние на становление профессиональной компетентности. Сделан вывод, что для развития навыка экспертного оценивания у обучающихся, педагогам необходимо использовать элементы оценивания в текущей учебной работе, ориентируясь на современную версию таксономии Блума по формированию учебных навыков. Для этого важно в учебном процессе наряду с традиционными средствами оценивания применять и инновационные, такие как составление портфолио, организация учебных конференций и другие современные средства оценивания, поскольку они не только расширяют возможности оценивания для преподавателя, но и востребованы среди студентов.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 14, № 1 (2025)
Автор(ы): Митина Елена Гарисоновна, Макеенко Галина Анатольевна, Ермакова Анна Сергеевна
Сохранить в закладках
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ "АКАДЕМИЧЕСКОГО МОШЕННИЧЕСТВА" СТУДЕНТОВ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕШНОСТИ В ОБУЧЕНИИ (2024)

В статье представлены результаты исследования, цель которого заключалась в выявлении и анализе основных причин академического мошенничества в студенческой среде среднего и высшего образования, а также анализе известных и поиску современных путей предотвращения этого негативного явления со стороны преподавателей. Выбранный авторами метод анонимного дистанционного анкетирования позволил выделить наиболее распространенные из причин списывания на контрольных, зачетах и экзаменах, а также при подготовке докладов и публикаций. Проведенный анализ показал, что проблема академического мошенничества одинаково распространена на всех ступенях образования (СПО, бакалавриат, аспирантура и магистратура), в городах федерального значения и провинции и для всех направлений образования. По мнению авторов, причины повсеместного распространения связаны с низким уровнем осознания нечестности своего поведения самими студентами, недостаточным уровнем функциональной грамотности у школьников, продолжающих образование на следующих ступенях, а также общей низкой мотивацией к обучению. Предлагаемые в литературе способы противодействия академическому мошенничеству направлены, в основном, на контроль и наказание студентов, что только усугубляет причины нечестности и снижает мотивацию у них. Авторами предложены пути решения описанной проблемы через развитие практической направленности обучения, навыков функциональной грамотности и повышение осознанности самих обучающихся. Также отмечено, что такая работа должна вестись не только в отношении самих студентов, но и педагогов для коррекции их отношения к проблеме нечестности студентов и развития навыков совместной работы.

Издание: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Митина Елена Гарисоновна, Макеенко Галина Анатольевна
Сохранить в закладках