В статье уточнены понятия групповой и коллективной идентичности применительно к младшему подростковому возрасту. Представлены результаты диагностики групповой и коллективной идентичности младших подростков. В исследовании приняли участие 148 обучающихся 5-х классов в возрасте 10-11 лет. Для диагностики использовались методика М. Куна и Т. МакПартленда «Кто я?» в модификации Т. В. Румянцевой, анкета «Школьная идентичность» Д. В. Григорьева, методика оценки индекса групповой сплоченности по К. Э. Сишору, методика оценки социометрического статуса подростков в группе М. Р. Битяновой, авторская методика самооценки подростками своей групповой принадлежности. Полученные результаты показали, что большинство пятиклассников отождествляют себя с такими социальными ролями, как «сын/дочь», «крестник/крестница», «ученик/ученица», «друг/подруга», «гражданин России», а также со своей национальной принадлежностью и занятиями по интересам (путешественник, спортсмен, художница, самокатчик и т. п.). Все подростки причисляют себя к членам своей семьи, на втором месте - к гражданам России (82-93 % в разных классах), на третьем - к представителям своей национальной принадлежности (64-89 %) и к компании друзей (81-82 %). К классу, школьному сообществу, детской общественной организации причисляет себя меньшая доля подростков (52, 61 и 30 % соответственно). Сильная эмоциональная связь у большинства подростков с семьей (у 67-70 %), с гражданами России (56-61 %), с компанией друзей (41-70 %). С классом, школьным сообществом и детской общественной организацией сильную эмоциональную связь ощущают только треть подростков. Ситуации, в которых подростки осознают и выражают свою групповую идентичность, у большинства из них связаны с ощущением любви, заботы, доброго отношения, получением положительных эмоций, совместным времяпрепровождением, выполнением предписанных ролей. Только у пятой части подростков имеют место проявления коллективной идентичности, выражаемые через коллективную социально-значимую деятельность, помощь членам коллектива и обществу. По результатам проведенного исследования сделан вывод о необходимости целенаправленного формирования у младших подростков коллективной идентичности. Показана специфика такого формирования в сельских малокомплектных и в городских школах.