Чарлз Котсуорт Пинкни – один из забытых «отцов – основателей» США. Его многогранная военная, политическая и дипломатическая деятельность слабо изучена в американской историографии и совершенно не привлекала внимания отечественных американистов. Исследование его биографии представляется особенно актуальным в свете современных тенденций в американском обществе, когда деятельность «отцов-основателей» рассматривается односторонне, лишь через призму проблемы рабства и расизма. Отсюда цель данной статьи – на примере биографии южанина революционной эпохи показать, как в мировоззрении «отцовоснователей» защита рабовладения могла сочетаться с ценностями классического республиканизма и принципами Просвещения.
Источниковая база исследования основана прежде всего на электронном архиве семьи Пинкни, опубликованном Университетом Виргинии. Использованы также публикации дебатов Конституционного конвента 1787 г. и материалов ратификационной кампании, пресса Южной Каролины.
Автор приходит к выводу, что Пинкни следовал этическим моделям классического республиканизма. В политике его целью была республика, где правит добродетель и талант. Однако, подобно античным полисам, идеальное государство Пинкни было государством свободного меньшинства населения. Свобода и равенство, с его точки зрения, не могли распространяться на рабов. Тем не менее он остался в истории как один из авторов Конституции США и как дипломат, отказавшийся подчиниться вымогательству со стороны французской Директории. Он трижды баллотировался на пост президента США и, хотя каждый раз проигрывал, вышел из этого испытания с незапятнанной репутацией, что было редкостью в условиях ожесточенной партийной борьбы.
Травелогографические исследования последних десятилетий позволяют воспроизвести двойственное мироощущение путешественника, оказавшегося погруженным в чужую и чуждую культуру. Травелог может многое сообщить и о той культуре, которая в нем описывается, и о той, которая сформировала его автора. Немалый интерес в этом плане представляют женские травелоги XVIII в., когда британские дамы стали предпринимать далекие путешествия, открывали для себя экзотический Восток, как Мэри Уортли-Монтегю, или не менее экзотическую Россию, как Элизабет Джастис, Элизабет Димсдейл или Джейн Рондо. В русле общей традиции британского женского травелога XVIII в. стоит и «Дневник благородной дамы» шотландки Дженет Шоу. Этот документ, написанный в эпистолярной форме и описывающий путешествие мисс Шоу в Северную Каролину, раскрывает несколько важных аспектов имагологии революционной Америки в британском обществе. Это и восприятие Америки как незападного общества, и интерпретация его предположительно незападных черт в контексте географического детерминизма Просвещения. Это и реакция консервативно настроенного автора на общество в состоянии революции. Интересно еще и то, что мисс Шоу ретранслирует расхожие штампы британской пропаганды ее времени, что позволяет судить о механизмах работы и степени эффективности проправительственных СМИ Великобритании. Наконец, «Дневник благородной дамы» проливает свет на проблемы идентичности внутри Британской империи XVIII в.
Статья посвящена анализу роли Джона Уэсли и методистского дискурса в британской пропаганде периода Американской революции. Исследование фокусируется на соотношении между его личными взглядами, выраженными в частной переписке, и публичной проправительственной позицией, отраженной в памфлетах. Автор рассматривает ключевые концепты политической теории Уэсли – народ, свобода, республика – и их религиозное обоснование через призму Священного Писания. Особое внимание уделяется использованию антирабовладельческой риторики как инструмента антиамериканской пропаганды, а также эволюции взглядов Уэсли по мере развития конфликта.
Методологическая основа статьи включает историко-генетический анализ, дискурсивный анализ текстов Уэсли и сравнительно-исторический подход. Источниковую базу составляют памфлеты, письма и дневники Уэсли. Научная новизна исследования заключается в комплексном изучении религиозного и политического дискурса Уэсли, раскрытии его роли не только как религиозного деятеля, но и как идеолога торийского толка. Статья вносит вклад в понимание взаимодействия религии и политики в эпоху Американской революции, а также демонстрирует, как Война за независимость повлияла на развитие методизма в США, несмотря на изначальную оппозицию Уэсли революционным идеям.
Изучение визуальности является одним из актуальных направлений исторической науки. Не менее актуально исследование репрезентации Другого в разных культурах. Данная статья посвящена графическим образам А.В. Суворова, созданным английскими карикатуристами конца XVIII в. Созданные ими репрезентации отличаются высокой степенью мифологизации. Они практически не связаны с реальной личностью Суворова, но при этом позволяют исследовать механизмы английской пропаганды и восприятие русскости в Великобритании эпохи Просвещения.